Перейти на главную страницу
Учебная дисциплина «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» является базовой в профессиональном цикле, составляет теоретическую основу технологических дисциплин и входит в учебный план подготовки бакалавров по направлению «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», тесно связана с другими учебными дисциплинами. Поэтому в учебном плане подготовки бакалавров по направлению «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» дисциплина хронологически следует за зоологией, биологической химией, биологической физикой, которые уже сформировали у студента определенный комплекс входных знаний, умений и общепрофессиональных компетенций
«Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» создает основу для последующего формирования профессиональных компетенций бакалавра. Бакалавры должны уметь квалифицированно оценивать степень удовлетворения основных потребностей продуктивных животных, быть готовыми рекомендовать и организовывать наиболее эффективные технологические системы получения продукции от животных. В этой связи дисциплина «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных», предшествуют изучению следующих дисциплин: биохимия с.-х. продукции, производство продукции животноводства, технология хранения и переработки продукции животноводства.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Реализация дисциплины направлена на формирование следующих компетенций:
В результате изучения дисциплины студент должен:
Вид учебной работы |
Всего часов
|
Семестр | |
4 | |||
Аудиторные занятия (всего) |
72 |
72 | |
Лекции (Л) |
30 |
30 | |
Практические занятия (ПЗ) |
20 |
20 | |
Лабораторные работы (ЛР) |
22 |
22 | |
Самостоятельная работа (всего) |
72 |
72 | |
В том числе: |
|
| |
Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям |
18 |
18 | |
Реферат |
18 |
18 | |
Подготовка к контрольным работам и промежуточной аттестации |
36 |
36 | |
Вид промежуточного контроля |
|
экзамен | |
Общая трудоемкость |
часы |
144 |
144 |
зачетные единицы |
4 |
4 |
Понятие о морфологии и физиологии, их место среди биологических и сельскохозяйственных наук. Предмет морфологии и физиологии животных. Основные разделы морфологической науки. Связь морфологии и физиологии с другими отраслями науки. Объекты и методы морфофизиологических исследований.
Понятие о клетке как саморегулирующейся системе целостного организма. Строение и функции составных частей клетки. Понятие о ткани. Общие принципы организации и классификация тканей. Условия возникновения и эволюции живой материи, условия жизни. Понятие об онтогенезе и филогенезе, норме строения организма и норме реакции, гомеостазе. Организм как целостная саморегулирующаяся система, его единство со средой обитания. Взаимная обусловленность формы и функций.
2. Аппарат движения
Скелет – пассивный аппарат движения. Общая характеристика скелета, принципы его строения и деления на отделы. Кости шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов стволового скелета. Череп, его важнейшие отдельные кости. Скелет конечностей и их поясов. Элементарные сведения о типах соединения костей, суставах и связках.
Мышечная система – активный аппарат движения. Общие принципы строения мышечной системы и распределение мышц на теле животного. Главнейшие мышцы головы, туловища и конечностей.
Физиология мышц. Двигательные единицы мышцы. Свойства скелетных и гладких мышц: возбудимость, проводимость, растяжимость, эластичность, пластичность и сократимость. Виды сокращение мышц. Современная теория мышечного сокращения. Сила и работа мышц. Утомление мышцы, его проявления и причины. Химический состав скелетных мышц.
3. Нервная система и органы чувств
Значение и общие закономерности строения нервной системы. Деление нервной системы на центральный, периферический (соматический) и вегетативный (автономный) отделы и их характеристика. Строение головного мозга и его отделов (конечного, промежуточного, среднего, заднего, продолговатого). Строение и закономерности ветвления черепно-мозговых и спинномозговых нервов. Главные нервы конечностей.
Понятие об анализаторах и их рецепторном аппарате. Анатомический состав, характеристика органов чувств и их классификация.
Понятие о возбудимых тканях. Физиологический покой, возбуждение и торможение. Виды раздражителей. Биоэлектрические потенциалы возбудимых тканей. Потенциалы покоя и действия.
Физиология нервных волокон. Нейрон — основная структурно-функциональная единица нервной системы. Особенности строения и функций мякотных и безмякотных нервных волокон. Законы проведения возбуждения по нерву. Структура, функция и свойства синапсов. Медиаторы, процесс их высвобождения. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга.
Нервные центры и их свойства. Торможение в центральной нервной системе. Функции тормозных синапсов. Виды торможения в нервных центрах и их характеристики.
Плазма и сыворотка крови. Белки плазмы крови, их характеристика и функциональное значение. Ионный состав плазмы. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Эритроциты, их строение, количество и функции. Осмотическая резистентность эритроцитов, гемолиз. Гемоглобин, его производные. Формы соединений гемоглобина, его количество и функции. Факторы, влияющие на количество эритроцитов и гемоглобина. Образование и разрушение эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов. Лейкоциты, их строение и функции. Тромбоциты, их характеристики, физиологическая роль. Учение о группах крови. Органы кроветворения и их функции.
Строение сердца. Сердечная сумка. Схемы кругов кровообращения. Закономерности хода, расположения и ветвления кровеносных сосудов. Основные артерии и вены большого и малого кругов кровообращения. Обзор лимфатической системы.
Физиологические свойства сердечной мышцы. Фазы сердечной деятельности. Систолический и минутный объем сердца. Частота сокращений сердца. Биоэлектрические явления в сердце. Электрокардиография, ее значение. Регуляция сердечной деятельности. Автоматия сердца. Роль проводящей системы сердца. Нервная регуляция. Гуморальная регуляция деятельности сердца. Факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам. Давление крови и факторы, его обуславливающие. Методы определения кровяного давления. Сосудистодвигательный центр и рефлексогенные зоны как регуляторы кровообращения.
Понятие о лимфе. Состав лимфы и межклеточной жидкости. Лимфообразование, факторы, способствующие лимфообразованию.
Спланхнология - учение о внутренностях. Понятие о внутренностях, полостях тела, серозных полостях и их производных (брыжейках, сальниках, связках). Деление брюшной полости на области и внутренностей на системы. Принципы строения трубкообразных и паренхиматозных органов. Регуляция деятельности внутренних органов.
Система дыхания Анатомический состав, морфофункциональная характеристика и топография органов дыхания. Строение носовой полости, гортани, трахеи, бронхов, легких.
Сущность дыхания. Легочное дыхание и его механизм. Физиологические процессы дыхания. Внешнее дыхание. Типы и частота дыхания. Значение верхних дыхательных путей. Легочная вентиляция. Роль парциального давления и напряжения в обмене газов. Перенос газов кровью. Легочные объемы, жизненная и общая емкость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.
Система пищеварения. Анатомический состав, общая морфофункциональная характеристика и топография органов ротоглотки, пищеводно-желудочного отдела, застенных желез, кишечника. Зубная формула. Особенности строения зубов, неба, желудка, кишечника у крупного рогатого скота.
Сущность пищеварения. Методы изучения пищеварения. Пищеварение в полости рта. Общие закономерности желудочного пищеварения. Состав и свойства желудочного сока. Роль соляной кислоты и ферментов. Регуляция и фазы секреции желудочного сока. Моторная функция желудка. Процессы пищеварения в многокамерном желудке жвачных. Механизм жвачки.
Пищеварение в тонком отделе кишечника. Поджелудочная железа, состав поджелудочного сока, регуляция секреции. Кишечные железы, состав кишечного сока. Моторная функция тонкого отдела кишечника. Состав желчи, ее роль в пищеварении. Особенности пищеварения в толстом отделе кишечника.
6. Обмен веществ и энергии
Биологическое значение обмена веществ и энергии. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Методы изучения обмена веществ. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ.
Общая характеристика желез внутренней секреции. Методы изучения их функций. Характеристика гормонов.
Система органов мочеотделения. Анатомический состав, морфофункциональная характеристика и топография органов мочеотделения. Выделительная функция почек.
Система органов размножения. Анатомический состав, морфофункциональная характеристика и топография органов размножения самцов и самок.
Размножение, его биологическое значение. Половая и физиологическая зрелость самцов и самок. Регуляция половой функции самцов и самок. Половой цикл. Осеменение и оплодотворение.
Беременность - физиологическое состояние организма самки. Типы плацент. Рост и развитие плода. Регуляция беременности. Роды. Регуляция родовой деятельности.
Интенсификация воспроизводства животных на основе биотехнологии: с помощью биологически активных веществ, искусственного осеменения, использования методов многоплодия, трансплантации эмбрионов, ранней диагностики беременности.
Понятие лактации. Рост и развитие молочных желез. Структура молочной железы. Емкостная система вымени. Молоко, его состав у разных видов с.-х. животных. Молозиво, его состав, биологическая роль.
Процесс молокообразования. Синтез основных компонентов молока: белков, липидов и углеводов. Предшественники основных частей молока в крови. Регуляция процессов молокообразования. Распределение и накопление молока в отделах емкостной системы вымени. Выведение молока, его фракций. Рефлекс молокоотдачи.
Физиологические основы ручного и машинного доения коров. Влияние различных факторов на состав молока и пути повышения молочной продуктивности с.-х. животных. Подготовка нетелей к лактации. Принципы раздоя. Влияние технологий на качество молока.
№п/п |
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых дисциплин | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||
1 |
Биохимия с.-х. продукции |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
2 |
Производство продукции животноводства |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
3 |
Технология хранения и переработки продукции животноводства |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
4 |
Основы ветеринарии и биотехника размножения животных |
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
№ п\п
|
Наименование раздела дисциплины |
Лекции |
ПЗ |
ЛР |
СРС |
Всего |
1 |
Основы общей цитологии и гистологии |
2 |
2 |
|
8 |
12 |
2 |
Аппарат движения |
4 |
10 |
2 |
4 |
20 |
3 |
Нервная система и органы чувств |
4 |
2 |
2 |
4 |
12 |
4 |
Системы крови, органов кровообращения и лимфообращения |
5 |
|
4 |
4 |
13 |
5 |
Системы органов грудной и брюшной полости |
7 |
4 |
6 |
10 |
27 |
6 |
Обмен веществ и энергии |
|
|
2 |
12 |
14 |
7 |
Система органов внутренней секреции |
|
|
2 |
12 |
14 |
8 |
Мочеполовая система и физиология размножения |
4 |
2 |
2 |
10 |
18 |
9 |
Физиология лактации |
4 |
|
2 |
8 |
14 |
Итого: |
30 |
20 |
22 |
72 |
144 |
№
|
№ раздела
|
Наименование лабораторных работ и практических занятий (ПЗ) |
Трудоемкость (часы) |
|
1 |
Основные структуры клетки – ядро и цитоплазма на примере эпителиальных клеток. Эпителий. (ПЗ) |
2 |
|
Изучение особенностей тканей организма. (ПЗ) |
2 | |
|
2 |
Основные анатомические термины. Деление тела животного на области. Скелет, кости черепа. (ПЗ) |
2 |
|
Скелет ствола тела и конечностей. (ПЗ) |
2 | |
|
Мускулатура. Основные мышцы головы и туловища. (ПЗ) |
2 | |
|
Мускулатура конечностей. (ПЗ) |
2 | |
|
Лабораторная работа «Изучение физиологических свойств мышц» |
2 | |
|
3 |
Нервная система и органы чувств. (ПЗ) |
2 |
|
Лабораторная работа «Рефлекс и рефлекторная дуга» |
2 | |
|
4 |
Строение сердца. Артерии и вены большого и малого кругов кровообращения. (ПЗ) |
2 |
|
Лабораторная работа «Определение физиологических свойств крови» |
2 | |
|
Лабораторная работа «Методы изучения сердечной деятельности» |
2 | |
|
5 |
Полости тела. Строение пищеварительной и дыхательной системы. (ПЗ) |
2 |
|
Лабораторная работа «Методы изучение функционального состояния дыхания». |
2 | |
|
Лабораторная работа «Особенности ротового пищеварения и пищеварения в желудке» |
2 | |
|
Лабораторная работа «Особенности пищеварения у жвачных животных» |
2 | |
|
6 |
Лабораторная работа «Изучение минерального и энергетического обмена у с.-х. животных» |
2 |
|
7 |
Лабораторная работа «Функции желез внутренней секреции» |
2 |
|
8 |
Строение мочевыделительной системы. Половая система самца и самки. (ПЗ) |
2 |
|
Лабораторная работа «Методы диагностики беременности в животноводстве» |
2 | |
|
9 |
Лабораторная работа «Изучение рефлекса молокоотдачи» |
2 |
полнотекстовая база данных иностранных журналов DOAL, реферативная база данных Агрикола и ВИНИТИ, научная электронная библиотека e-library, Агропоиск, информационные справочные и поисковые системы Rambler, Yandex, Google, www.edu.ru, www.library.timacad.ru.
Для проведения лабораторного практикума по дисциплине «морфология и физиология с.-х. животных» необходима специализированная электрофизиологическая лаборатория, оснащенная приборами и оборудованием: импульсный электростимулятор, электрокардиограф, электрокимограф, газовый анализатор, гемоглобинометр, гемометр, потенциометр, микроскоп, руминограф, спирометр, пневмограф.
Для наглядной демонстрации презентационного материала, учебных фильмов, альтернативных лабораторных методов целесообразно использование мультимедийного проектора, телевизора, DVD-плеер, компьютера, цифровой видеокамеры, комплект CD и DVD фильмов по разным разделам дисциплины.
Для ведения практических занятий по морфологии и физиологии используется специализированный виварий, содержащий необходимое поголовье лабораторных и сельскохозяйственных животных разных видов.
Дисциплина «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» - система знаний о животном организме, которую для удобства изучения представляется целесообразным разделить на 2 модуля, тесно связанные и последовательно следующие друг за другом. Каждый модуль включает в себя систематизированные образовательные технологии. В первом модуле «Морфология и анатомия животных» используются традиционные образовательные технологии, ориентированные на сообщение знаний о структурной организации систем органов для воспроизводящего усвоения. Во втором модуле «Физиология животных» вместе с традиционными технологиями в рамках лабораторных работ используются активные формы обучения. Лабораторные работы в разделах 2, 4 и 6 проводятся в виде игрового проектирования с участием обучающихся.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в виде устных опросов, контрольных работ, тестирования.
Пример тестовых заданий
1. Пороговый раздражитель это ….
РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева |
заведующий кафедрой физиологии и биохимии животных, | А.А. Иванов |
доцент кафедры физиологии и биохимии животных |
Д.А. Ксенофонтов | |
|
доцент кафедры анатомии, гистологии и эмбриологии |
А.И. Никифоров |
РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева |
заведующий кафедрой кормления с.х. животных, д.б.н., профессор | И.Ф.Драганов |
«Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» дисциплина хронологически следует за зоологией, биологической химией, биологической физикой, которые уже сфор
18 12 2014
1 стр.
Токсикология», «Кормление животных с основами кормопроизводства», «Безопасность жизнедеятельности», «Ветеринарная генетика», «Разведение животных», «Зоогигиена», «Биологическая хим
18 12 2014
3 стр.
«Кормление животных», «Разведение животных», «Зоогигиена», «Звероводство», «Основы ветеринарии», «Биотехника воспроизводства с основами акушерства», «Свиноводство», «Скотоводство»,
18 12 2014
3 стр.
15 12 2014
4 стр.
Диагностика болезней и терапия животных, патология, онкология и морфология животных
10 09 2014
1 стр.
Одомашнивание животных как процесс целенаправленной деятельности человека. Значение одомашнивания животных в развитии человека. Причины, время и места приручения и одомашнивания жи
10 09 2014
1 стр.
Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: психология, педагогика, основы генетики, возрастная анатомия, физиология и гигиена, невропатологи, психопатология
11 10 2014
1 стр.
Задание по материалам гпк симментальской породы написать табличные родословные на следующих животных
08 10 2014
3 стр.