Перейти на главную страницу
Рекомендуется для направления подготовки (специальности)
111801 «Ветеринария»
Квалификация (степень) выпускника- «специалист»
Москва 2011
- дать студенту базовые знания по основам информационных технологий;
- изучить основные понятия теории вероятностей и математической статистики, биометрики;
- изучить основы статистических методов представления, группировки и обработки материалов (результатов) биологических исследований;
- приобрести практические навыки по методам статистических исследований в биологии, вычислений важнейших статистических показателей и закономерностей, характеризующих совокупности биологических объектов для их эффективного применения в профессиональной деятельности.
Для изучения дисциплины студент должен знать школьный курс информатики и математики, включающий основные понятия и методы теории информатики, элементы математического анализа и теории вероятностей в соответствии с государственным стандартом общего образования.
- использовать средства вычислительной техники для автоматизации деятельности;
- использовать методы дифференциального и интегрального исчислений для решения простейших задач;
- анализировать числовые данные, представленные в виде диаграмм, графиков, анализировать информацию статистического характера;
- работать с научной литературой, с информационно – справочным материалом.
В результате изучения школьного курса математики и информатики студент должен овладеть следующими компетенциями:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате изучения дисциплины студент должен
- методами теории информатики;
- методами наблюдения и эксперимента;
- навыками работы с операционной системой, с текстовыми и табличными процессорами, с системами управления базами данных, с информационно-поисковыми системами в Интернете;
- навыками работы с современными пакетами прикладных программ статистической обработки данных на уровне квалифицированного пользователя.
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
2 | ||
Аудиторные занятия (всего) |
72 |
72 |
В том числе: |
|
|
Лекции |
28 |
28 |
Практические занятия (ПЗ) |
10 |
10 |
Семинары (С) |
|
|
Лабораторные занятия (ЛР) |
34 |
34 |
Самостоятельная работа (всего) |
72 |
72 |
В том числе: |
|
|
Курсовой проект (работа) |
|
|
Расчетно – графические работы |
* |
* |
Реферат |
|
|
Другие виды самостоятельной работы |
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) |
экзамен |
экзамен |
Общая трудоемкость час зач.ед.
|
144 |
144 |
4 |
4 |
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1. |
Основные понятия и методы теории информатики |
Предмет и задачи информатики. Информация и ее свойства. Информационные системы и технологии. Информационные технологии в биологии и ветеринарии. Общая характеристика сбора, передачи, обработки и накопления информации. |
2. |
Технические средства реализации информационных процессов |
История и перспективы развития средств вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера. Периферийные устройства, запоминающие устройства, устройства ввода/вывода данных. |
3. |
Программные средства реализации информационных процессов |
Классификация программного обеспечения. Системное программное обеспечение. Операционные системы (основные понятия). Системы программирования Прикладное (пользовательское) программное обеспечение. |
4. |
Прикладное (пользовательское) программное обеспечение |
Прикладные программные продукты и их классификация. Текстовые процессоры. Машинная графика. Табличные процессоры. Средства презентационной графики. Базы данных, системы управления базами данных. Примеры баз данных биологического назначения. Автоматизированные рабочие места (АРМ). АРМ ветеринарного врача. |
5. |
Локальные и глобальные сети ЭВМ. Методы защиты информации |
Компьютерные сети. Структура и классификация компьютерных сетей. Локальные вычислительные сети (ЛВС). Аппаратное и программное обеспечение ЛВС. Применение в ветеринарных учреждениях. Глобальная сеть Интернет. Информационные ресурсы и услуги сети Интернет. Информационная безопасность. Методы защиты информации. |
6. | Основные понятия теории вероятностей | Пространство элементарных исходов и случайные события. Распределения, связанные с нормальным (распределение хи-квадрат, распределение Стьюдента и распределение Фишера). Условные распределения и независимость случайных величин. Коэффициент корреляции. Двумерное нормальное распределение. |
7. |
Статистические данные | Понятие случайной выборки. Примеры реальных биологических экспериментов. Многомерные статистические данные: матрица экспериментальных данных, переменные и наблюдения, количественные, номинальные и ранговые переменные. |
8. |
Дескриптивные и графические методы анализа данных |
Гистограмма: эмпирическая функция распределения. Полигон частот. Таблица частот. Двумерные диаграммы рассеивания. Множественные двумерные диаграммы рассеивания. Трехмерные диаграммы рассеивания. Множественные трехмерные диаграммы рассеивания. Столбчатые диаграммы. Секторные диаграммы. |
9. |
Статистическое оценивание |
Понятие статистической оценки. Свойства оценок: несмещенность, состоятельность, эффективность. Метод максимального правдоподобия. Точечное оценивание характеристик распределения (эмпирическая частота, выборочное среднее, выборочная дисперсия, выборочное среднее – квадратическое отклонение, выборочный коэффициент вариации, выборочный коэффициент асимметрии, выборочный коэффициент эксцесса, выборочная медиана, выборочная мода, выборочный коэффициент корреляции). Интервальное оценивание. Доверительный интервал для неизвестной вероятности. Доверительные интервалы для математического ожидания и дисперсия нормального распределения. Доверительный интервал для коэффициента корреляции. |
10. |
Статистическая проверка гипотез |
Логика проверки статистических гипотез. Ошибки первого и второго рода, уровень значимости и мощность критерия. Одновыборочные и двухвыборочные t-критерий и F-критерий. Сравнение параметров биномиальных и пуассоновских распределений. Проверка значимости отличия от нуля коэффициента корреляции. Критерии согласия (2 критерий, критерий Колмогорова-Смирнова). |
11. |
Исследование зависимостей |
Линейный регрессионный анализ. Множественная линейная регрессия. Метод наименьших квадратов. Доверительные интервалы и проверка гипотез в линейном регрессионном анализе. Множественный и частный коэффициенты корреляции. Однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ. Проверка гипотез в дисперсионном анализе. |
12. |
Методы многомерного статистического анализа |
Классификация методов многомерного статистического анализа (методы анализа связи между двумя системами переменных, методы анализа структуры многомерных данных). Корреляционный анализ. Дисперсионный анализ. Дискриминантный анализ. Кластерный анализ. Факторный анализ и анализ главных компонент. |
13. |
Планирование эксперимента |
Основы математического планирования эксперимента. |
14. |
Программное обеспечение анализа данных на персональных компьютерах |
Общая характеристика программного обеспечения анализа данных на персональных компьютерах. Представление данных для работы с пакетами прикладных программ по анализу данных. Системы программ для анализа данных AtteStat, Statistica. |
№ п/п |
Наименование обеспечиваемых (последующих дисциплин) |
№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 | |||
1. |
Биологическая физика |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ | |
2. |
Неорганическая химия |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ | |
3. |
Органическая химия |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ | |
4. |
Аналитическая химия |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ | |
5. |
Биологическая химия |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ | |
6. |
Физиология и этология животных |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ | |
7. |
Ветеринарная микробиология и микология |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ | |
8. |
Вирусология и биотехнология |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ | |
9. |
Иммунология |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ | |
10. |
Ветеринарная генетика. Разведение с основами частной зоотехнии |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ | |
11. |
Кормление животных с основами кормопроизводства |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ | |
12. |
Радиобиология |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ | |
13. |
Клиническая диагностика |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ | |
14. |
Инструментальные методы диагностики |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ | |
15. |
Паразитология и инвазионные болезни |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ | |
16. |
Ветеринарно-санитарная экспертиза |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ | |
17. |
Методы научных исследований |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ | |
18. |
Лабораторная диагностика |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+
|
|
+ |
|
+ |
+ |
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекц. |
Практ. зан. |
Лаб. зан. |
Семин |
СРС |
Всего час. |
1. |
Основные понятия и методы теории информатики |
2 |
2 |
|
|
4 |
8 |
2. |
Технические и программные средства реализации информационных процессов |
4 |
|
10 |
|
14 |
28 |
3. |
Локальные и глобальные сети ЭВМ. Методы защиты информации |
4 |
2 |
4 |
|
4 |
14 |
4. |
Основные понятия теории вероятностей |
2 |
|
|
|
4 |
6 |
5. |
Статистические данные Дескриптивные и графические методы анализа данных |
4 |
2 |
2 |
|
6 |
14 |
6. |
Статистическое оценивание, проверка гипотез |
2 |
2 |
6 |
|
10 |
20 |
7. |
Исследование зависимостей |
4 |
2 |
4 |
|
6 |
16 |
8. |
Методы многомерного статистического анализа. Планирование эксперимента. |
2 |
|
2 |
|
6 |
10 |
9. |
Программное обеспечение анализа данных на персональных компьютерах |
4 |
|
6 |
|
18 |
28 |
|
Всего: |
28 |
10 |
34 |
|
72 |
144 |
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Наименование лабораторных работ |
Трудоемкость (час.) |
1. |
2 |
Технические и программные средства реализации информационных процессов |
10 |
2. |
3 |
Локальные и глобальные сети ЭВМ. Методы защиты информации |
4 |
3. |
5 |
Статистические данные Дескриптивные и графические методы анализа данных |
2 |
4. |
3 |
Статистическое оценивание, проверка гипотез |
6 |
5. |
7 |
Исследование зависимостей |
4 |
6. |
8 |
Методы многомерного статистического анализа Планирование эксперимента |
2 |
7. |
9 |
Программное обеспечение анализа данных на персональных компьютерах |
6 |
|
Всего: |
|
34 |
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Тематика практических занятий (семинаров) |
Трудоемкость (час.) |
1. |
1 |
Основные понятия и методы теории информатики |
2 |
2. |
3 |
Локальные и глобальные сети ЭВМ. Методы защиты информации |
2 |
3. |
5 |
Статистические данные Дескриптивные и графические методы анализа данных |
2 |
4. |
6 |
Статистическое оценивание, проверка гипотез |
2 |
5. |
7 |
Исследование зависимостей |
2 |
|
Всего: |
|
10 |
а) основная литература
б) дополнительная литература
3 дисплейных класса ПК, объединенных в локальную вычислительную сеть, аудитория, оборудованная мультимедийной установкой.
В первой части семестра изучаются основные понятия и методы теории информатики, технические и программные средства реализации информационных процессов, основные понятия теории вероятностей, виды статистических данных, дескриптивные и графические методы анализа данных.
Основное внимание уделяется математическим методам в биологии, особенностям исследования биологического материала, методам и подходам статистического оценивания и статистической проверке гипотез, исследованию зависимостей.
Во второй части семестра упор делается на технику практического применения методов математической статистики для полного цикла обработки данных – начиная от их сбора, анализа аномальностей, исследования законов распределений, дисперсионного и регрессионного анализа и, кончая способами представления результирующей информации.
Также рассматриваются вопросы многомерного статистического анализа, планирования эксперимента и дается обзор программного обеспечения анализа данных на персональных компьютерах. Большое внимание уделено компьютерному практикуму.
Промежуточный срез знаний проводится письменно (контрольные задания). Тестирование может осуществляться студентами и в качестве самостоятельной подготовки как по отдельным темам (по прилагаемым вопросам), так и по полному объему дисциплины.
1. При реализации пользовательского интерфейса операционные системы разделяются на:
а) локальные и глобальные
б) общие и частные
в) графические и не графические
г) программные и аппаратные
а) сообщений и прикрепленных к ним файлов
б) исключительно текстовых сообщений
в) исполняемых программ
г) исключительно баз данных
3. Дано: в ячейке А1 значение 1, в А2 - значение 2, в В1 – значение 2, В2 – пустая ячейка. Определить результат в ячейке В3, в которой записана формула =МАКС(А1:В2; А1+В2; А2+А1):
а) 1
в) 5
а) они имеют разный объем
б) они созданы разными пользователями
в) они хранятся в разных папках
г) они созданы в разные дни
б) IP - адрес
в) домашнюю WEB страницу
г) WEB страницу
а) параметрический и структурный
б) физический и логический
в) точечный и пиксельный
г) векторный и растровый
7. Количество информации, необходимое для различения двух равновероятных событий, называется
а) мегабайтом
б) байтом
в) битом
а) 1024 Килобайт
б) 1000 Килобайт
в) 1000 Мегабайт
г) 1024 Мегабайт
9. Система программирования включает компонент для перевода исходного текста в машинный код, который называется:
а) переводчиком
б) построителем кода
в) преобразователем
г) компилятором
а) специальная
б) личная
в) массовая
г) визуальная
11.К свойствам информации не относятся:
а) актуальность
б) достоверность
в) универсальность
г) полноту
а) принтер
б) клавиатуру
в) сканер
г) плоттер
13. Укажите ответ в котором представлены функции приложения Проводник:
а) подготовка простейших текстовых документов
б) форматирование флоппи дисков
в) выполнение операций над объектами файловой системы
г) редактирование файлов
14. К топологии компьютерных сетей не относят:
а) прямую
б) радиальную
в) звездную
г) шинную
15. Внешним заполняющим устройством является:
а) КЭШ - память
б) FLASH USB DRIVE
в) оперативная память
г) арифметико – логическое устройство
16. Математическое ожидание постоянной величины равно:
а) 0
б) 1
г) квадрату этой величины
а) не измениться
б) увеличится на это число
в) уменьшится на это число
г) увеличится в это число раз
18. Известен доход по 4 фирмам ,
,
,
. Известна также средняя арифметическая по 5 фирмам, равная
. Доход пятой фирмы равен:
а) 9
в) 6
а) состоятельной
б) эффективной
в) несмещенной
г) все ответы верны
г) распределение Стьюдента
а) распределение Пирсона
б) нормальный закон распределения
в) формулу Бернулли
г) распределение Стьюдента
21. От чего зависит число степеней свободы в распределении Стьюдента?
а) от доверительной вероятности
б) от объема выборки
в) от доверительной вероятности и объема выборки
г) от значения выборочной дисперсии
22. При проверке гипотезы о равенстве генеральных средних двух нормальных совокупностей с известными генеральными дисперсиями используется:
а) распределение Пирсона
б) F – распределение Фишера – Снедекора
в) распределение Стьюдента
г) нормальный закон распределения
23. На основании 20 наблюдений выяснено, что выборочная доля дисперсии случайной величины y, вызванной вариацией x, составит 64%. Известно, что коэффициент корреляции равен:
а) 0,64
в) 0,8
а) -0,81
в) 0,9
![]() |
1 |
2 |
3 |
4 |
![]() |
10 |
9 |
8 |
![]() |
Тогда равен:
а) 50
б) 24
г) 7
26. Непрерывная случайная величина X задана плотностью распределения вероятностей . Тогда М (2x-1)=…
а) 1
б) -2
г) 4
27. Точечная оценка математического ожидания нормального распределения равна 10. тогда его интервальная оценка может иметь вид…
а) (10; 10,9)
б) (8,4; 10)
в) (8,5; 11,5)
г) (8,6; 9,6)
Тогда математическое ожидание X равно…
а) 1
б) 4
г) 2
29. Непрерывная случайная величина задана функцией распределения вероятностей:
Тогда вероятность p(0,5 а) 5/16
в) 1/8
а) б) в) г) вопрос требует дополнительного исследования
б) 3/16
г) 7/96
30. Выборочное среднее , выборочная мода
. Тогда о знаке асимметрии этого эмпирического распределения можно сделать заключение…
31, 32 …не менее 100
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Вариант ответа
в
а
г
в
б
г
в
г
г
г
в
б
в
а
б
№ вопроса
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Вариант ответа
в
а
г
в
г
б
г
г
б
в
в
в
а
б
в
Разработчики:
_________________ ___________________ _______________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
_________________ ____________________ _______________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Для изучения дисциплины студент должен знать школьный курс информатики и математики, включающий основные понятия и методы теории информатики
18 12 2014
1 стр.
Токсикология», «Кормление животных с основами кормопроизводства», «Безопасность жизнедеятельности», «Ветеринарная генетика», «Разведение животных», «Зоогигиена», «Биологическая хим
18 12 2014
3 стр.
«Кормление животных», «Разведение животных», «Зоогигиена», «Звероводство», «Основы ветеринарии», «Биотехника воспроизводства с основами акушерства», «Свиноводство», «Скотоводство»,
18 12 2014
3 стр.
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое тв
10 10 2014
1 стр.
Казань-2009 Рабочая программа дисциплины историческая геология с основами палеонтологии
01 10 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
Председатель Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии, ректор фгоу впо мгавмиБ, академик расхн, профессор
18 12 2014
5 стр.
02 10 2014
3 стр.