Перейти на главную страницу
Мир развивается. Развивается и каждый ученик, и, естественно, каждый учитель. А так как репродуктивный метод обучения не может долго удовлетворять ни учеников, ни учителя, я с большим интересом начала работать в рамках экспериментальной площадки 2-го уровня ГЭП "Творческая компетентность" под руководством директора Зеленоградского Центра психолого-медико-социального сопровождения, кандидата медицинских наук Белехова Ю.Н. по программе "Творческая компетентность". Это та организация, где дают не столько знания, сколько способы или стратегию их получения.
Современному человеку необходимо уметь жить и развиваться в сложных, постоянно изменяющихся условиях. Это умение можно развивать только при условии овладения не только знаниями, но и навыками эффективной деятельности в ситуациях с высоким уровнем информационной неопределенности. К сожалению, в традиционной педагогической модели конечным продуктом является навык учащегося усваивать знания. При таком подходе и педагог, и ученик неизбежно ориентированы на репродуктивную деятельность. Это приводит к нарастающему противоречию между социальным заказом и образовательным продуктом.
Существующая педагогическая модель не только перестала удовлетворять текущие потребности общества, но является, в определенном смысле, тормозом его развития. Поэтому смена образовательной парадигмы и переход к формированию у подрастающего поколения навыков и умений творческого, т.е. самостоятельного, мышления в ситуациях с высоким уровнем неопределенности должны стать одними из наиболее востребованных направлений модернизации современного образования.
Если прошлые образовательные интересы фокусировались только на продуктах, то настоящие должны быть ориентированы на высокоэффективные технологии их самостоятельного получения и на навыки порождения продуктивных творческих идей. Таким образом, обучение производству качественного ПРОДУКТА, которым будет являться опредмеченное незнание или иное смысловое видение действительности ("новой реальности" по В.Н.Дружинину), самостоятельному созданию высокоэффективных ТЕХНОЛОГИЙ его получения, умению генерировать продуктивные гипотезы - вот то содержание и те направления, которые можно считать наиболее перспективными для достижения заявленной цели.
Школа даёт знания, обмен информацией, а не учит их добывать. В программе "Творческая компетентность" даётся алгоритм добывания знания, окультуривание движения в ситуации непонимания (или незнания).
В рамках экспериментальной работы мы пытаемся не столько давать учащимся информацию на запоминание, сколько учим осознанному поиску информации по определённому алгоритму:
Постановка продуктивного вопроса |
- |
Выдвижение продуктивной гипотезы |
- |
Доказательство |
Методика работы по данному алгоритму подробно описана в научных работах директора Зеленоградского ГБОУ ЦПМСС Белехова Ю.Н. [1, 2, 3, 4]. Здесь хочу представить некоторые примеры из опыта работы.
1. Что лежит в основе того, что берёзка, не смотря на уход, меняет цвет листьев осенью?
2. В чём заключается функциональная сущность пожелтения и опадания листьев?
3. Каков механизм изменения цвета листьев?
1. Какова функциональная сущность листа в жизни берёзы?
2. В чём смысл пожелтения и опадания листьев осенью?
3. Какие механизмы регулируют скорость изменения окраски листьев?
4. Для каких процессов необходима зелёная окраска листьев?
5. Какие условия изменились, и это повлекло за собой пожелтение листьев?
1. Это может быть заложено генетически.
2. Механизм смены листьев зависит от недостатка питательных веществ.
3. При недостатке ультрафиолетовых лучей происходит уменьшение количества хлорофилла.
4. Осенью Солнце светит меньше, а вода зимой замерзает, и листья не могут получать воду.
III этап. Доказательство может быть произведено двумя способами:
1. Теоретический - поиск подтверждения или опровержения гипотез в научной литературе. Осуществляется самостоятельно дома.
2. Практический (более длительный) - провести описанный эксперимент.
Ситуация 2: Известно, что на Камчатке не живут воробьи и змеи, в то же время живут соловьи и лягушки.
I этап. Вопросы, поставленные учениками:
1. Какой процесс повлиял на отсутствие змей и воробьёв на Камчатке?
2. Какие географические изменения не позволили поселиться воробьям и змеям на Камчатке?
3. В результате каких условий Камчатки воробьи и змеи там не живут?
4. В чём особенность процесса, повлиявшего на отсутствие змей и воробьёв на Камчатке?
5. Каким образом достигается то, что на Камчатке живут соловьи и лягушки?
1. Какие природные условия не позволяют жить воробьям и змеям на Камчатке?
2. Какая особенность жизнедеятельности воробьёв и змей не позволяет им жить на Камчатке?
3. Каков сущностный механизм достижения следующего результата - проживания на Камчатке соловьёв и лягушек, а не воробьёв и змей?
4. Чем отличается жизнедеятельность змей и воробьёв от жизнедеятельности соловьёв и лягушек?
II этап. Гипотезы, выдвинутые учениками:
1. Для змей и воробьёв нет нужного питания.
2. Для змей и воробьёв не подходит камчатский климат.
3. У змей и воробьёв больше естественных врагов (хищников).
4. Сейсмические условия на Камчатке не позволяют змеям и воробьям чувствовать себя комфортно.
III этап. Доказательство:
1. Теоретическое - поиск подтверждения или опровержения гипотез в научной литературе. Осуществляется самостоятельно дома.
1. В результате какой деятельности человека создаются условия для произрастания лебеды и крапивы?
2. Как связаны эти виды сорняков с местами бывших поселений людей?
3. В результате каких действий создаются условия для произрастания этих сорняков?
1. В чём заключается сущность деятельности человека, благоприятной для произрастания этих сорняков?
2. В результате каких особенностей образа жизни человека на местах бывших поселений произрастают сорняки данных видов?
3. В чём заключается функциональная сущность произрастания сорняков одного типа в местах бывших поселений человека?
4. Чем отличаются условия, способствующие активному расселению данных сорняков, от условий жизни других сорняков?
5. Каков сущностный механизм, позволяющий достичь следующего результата - произрастания крапивы и лебеды в местах бывших поселений человека?
1. Остатки пищи человека создают благоприятную среду для сорняков.
2. Человек приносил к своему жилью много определённой растительности для постройки и утепления жилья, которая после сгнивания создавала специальные условия для этих сорняков.
3. Возможно кровь животных, убитых и принесённых для еды, создавала в почве определённые условия, благоприятные для произрастания лебеды и крапивы.
4. Многолетняя жизнедеятельность человека изменяла состав почвы, что давало возможность произрастать именно этим сорнякам.
III этап. Доказательство может быть найдено в научной литературе: "Изменялась кислотность почвы в результате добавления мочевины, а лебеда и крапива предпочитают кислую почву".
Можно проверить, проведя эксперимент.
Целью работы является понимание учителем: может ли ученик генерировать связи в определённой области знаний? Ответом на этот вопрос становятся выступления учеников с проектами на конкурсе-турнире научно-исследовательских работ "Сократовские диалоги".
Турнир проводится среди учащихся 3-10 классов в рамках межведомственной городской целевой программы "Столичное образование-5" и программы Префектуры Зеленоградского Административного округа "Одарённые дети". В конкурсе участвуют самостоятельно выполненные научно-исследовательские работы школьников, имеющие ярко выраженный творческий характер.
Опираясь на методологические и методические положения программы "Творческая компетентность", мной разработано несколько уроков. Предлагаю Вашему вниманию вопросы к двум урокам, на которых используются проблемные ситуации.
ВЫВОД: пчела обладает сложным инстинктивным поведением.
2. Что связывает между собой термитов и бактерий?
3. Как связана древесная пища термитов с жизнью бактерий?
4. Какой механизм помогает переваривать древесную пищу?
2. Известно, что ягоды, растущие в северных широтах - кислые.
3. Известно, что на Камчатке не живут воробьи и змеи, в то же время живут соловьи и лягушки.
4. Известно, что в местах бывших поселений человека преимущественно произрастают сорняки определённых видов - лебеда и крапива.
5. Животные в ситуациях опасности демонстрируют разнообразные стереотипные поведенческие реакции.
6. Известно, что у цапли гораздо больше шейных позвонков, чем у жирафа.
7. Собаки женского пола кусают чаще, чем псы.
8. В звуковом «репертуаре» некоторых животных есть сигналы, свойственные другим видам.
9. Ученикам очень хотелось, чтобы в их школьном зимнем саду круглый год зеленела березка. Весной они, осторожно выкопав деревце, пересадили ее в специальную посудину и поставили у окна. Березка прижилась, но осенью, не смотря на уход, листья ее пожелтели и опали.
10. Часто можно наблюдать, как над сотами улья пчела исполняет некий замысловатый танец.
11. Почтовые голуби безошибочно находят дорогу домой, даже если он находится от них за десятки километров.
12. У многих скелетов гадрозавров – двуногих динозавров с клювом, вроде утиного, живших стадами, часто встречались трещины хвостовых позвонков.
13. Акулы в отличие от других рыб не имеют костей.
14. У всех людей, от младенцев до стариков имеются брови.
15. Для прорастания семян необходим кислород.
16. У муравья, среди всех живых существ на Земле, самый большой мозг по отношению к объему тела.
17. Основное накопление каменного угля в основном произошло в каменноугольном периоде.
18. Водные пресмыкающиеся – или живородящие, или откладывающие яйца на сушу. Но никто из них не откладывает яйца в воду, хотя на суше охотников за ними значительно больше.
19. Кровь человека и других животных близка по составу к морской воде.
20. Сон является обязательным условием жизни не только человека, но и большинства животных.
21. Известно, что после войн соотношение полов среди новорожденных меняется в сторону увеличения мальчиков.
22. Яйцо взвесили перед началом и в конце инкубации. В конце инкубации масса яйца стала меньше.
23. Брачные ритуальные танцы - обязательный атрибут всего живого - рыб, птиц, крупных животных.
24. Древесные лягушки Аляски зимой практически полностью промерзают (температура –
-42), при этом кристаллы льда пронизывают все ее органы. Летом же она «оживает» без каких-либо физических «потерь».
25. Электронные телескопы сделали несколько интересных снимков Марса. Рассматривая их, ученые увидели четкие изображения, напоминающие человеческие лица.
26. Муха – самый распространенный вид насекомых на нашей планете, даже, несмотря на то, что наилучшей для ее размножения является температура 25 градусов по Цельсию.
27. Установлено, что мужчины примерно в 10 раз чаще женщин страдают дальтонизмом.
28. В среднеазиатских пустынях среди наземных позвоночных большинство видов составляют пресмыкающиеся.
29. В молодости черноморские окуни в основном девочки, но уже к 5 годам они меняют свой пол на мужской.
2. Белехов Ю.Н. Инвариантные условия организации эффективной работы с интеллектуально одарёнными детьми в образовательном округе. Социально-культурный аспект. - Сборник "Модернизация московского образования: механизмы развития и обновления".- М.: ДОМ, 2004.
3. Белехов Ю.Н. Построение окружной системы психолого-педагогического сопровождения интеллектуально одарённых детей. - Сборник "Работа с одарёнными детьми в образовательных учреждениях Москвы".- М.: ДОМ, 2007.
4. Белехов Ю.Н. Организация процесса сопровождения развития интеллектуально одарённых детей. - Сборник "Опыт работы образовательных учреждений для детей, нуждающихся в ППиМС помощи в условиях модернизации столичного образования".- М.: ДОМ, 2007.
5. Демьянков Е.Н. Биология. Мир растений: задачи, дополнительные материалы: 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
6. Демьянков Е.Н., Никишов А.И. Биология. Мир животных: задачи, дополнительные материалы: 7 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
7. Демьянков Е.Н. Биология. Мир человека: задачи, дополнительные материалы: 8 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
8. Беркинблит М.Б., Жердев А.В., Тарасова О.С. Задачи по физиологии человека и животных: Экспериментальное учебное пособие. - М., 1995.
9. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана.- Ярославль: Академия развития, 2003.
10. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль: Академия развития, 2003.
11. Анашина Н.Ю. День биологии: Методическое пособие "Биология в интеллектуальных играх", выпуск 2. - М., 2004.
12. Сайт Зеленоградского ЦПМСС: www.cpmss.1gb.ru
13. e-mail ЗелЦПМСС: [email protected]
14. e-mail экспериментальной площадки: [email protected]
Изучаемые предметы могут быть разными, но в каждой области знания есть проблемы, которые нужно решать, все они связаны с развитием окружающего мира, в котором нужно установить взаи
16 12 2014
1 стр.
Обеспечивать выполнение государственных программ и практической части по предметам цикла
02 10 2014
1 стр.
Родилась 1 апреля 1960 г журналист радиостанции `Эхо Москвы` и ведущая специализированной рубрики в `Российской газете`. Кандидат филологических наук
10 10 2014
1 стр.
Данная статья представляет собой попытку осмысления опыта реализации идей личностно ориентированного образования на уроках биологии
13 10 2014
1 стр.
Составитель: кандидат биологических наук, старший
14 12 2014
1 стр.
Гридина Татьяна Александровна, доктор филологических наук, профессор, зав кафедрой общего языкознания и русского языка Ургпу; Ваганова Ирина Юрьевна, кандидат филологических наук,
01 10 2014
1 стр.
Анохина Ирина Анатольевна – доцент Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, кандидат биологических наук, г. Ульяновск
14 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.