Прочитайте текст и выполните задания 28-39.
(1) По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.
(2) Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы, человеком, преданным нравственной красоте, но в частной жизни неспособным ни на что дельное.
(3) Таком человек, проходящий в обличии врача. студента, сельского учителя и людей других профессий через все рассказы Чехова.
(4) Беспомощные интеллигенты Чехова не были ни террористами, ни социал-демократами, ни будущими большевиками. (5) Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший не себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить. (6) Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звезды. (7) Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (8) Страдания негров в чужой стране, китайского кули, уральского рабочего вызывают к него больше сердечных мук, чем неудачи соседа или несчастья жены. (9) Такие люди могли мечтать, но не могли править. (10) Они разбивал свои и чужие сердца, были глупы, слабы, суетливы, истеричны. (11) Но за всем этим у Чехова слышится: благословенная страна, сумевшая породить такой человеческий тип. (12) Они не спали ночами, выдумывая миры, которых не могли построить, но само существование таких людей, полных пылкого, пламенного самоотречения, духовной чистоты, - это обещание лучшего будущего для всего мира.
(В.В. Набоков)
28. В каком предложении говорится об общественной пассивности чеховский героев?
1) 1
2) 3
3) 4
4) 8
29. Какие типы речи представлены в предложениях 4-11?
1) описание
2) повествование и описание
3) повествование и рассуждение
4) описание и рассуждение
30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) 10
2) 6
3) 8
4) 1
31. Из предложений 9-10 выпишите слово, образованное приставочным способом.
32. Из предложений 4-5 выпишите причастие.
33. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
34. Среди предложений 10-12 найдите сложное предложение, одна из частей которого является простым односоставным безличным предложением. Напишите номер этого предложения.
35. Среди предложений 8-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
36. Среди предложений 1-3 найдите сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным. Напишите номера этих предложений.
37. Среди предложений 5-9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
38. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания 29-37.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте не места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
В.В. Набоков стремится донести до читателя свое понимание и оценку характеров чеховских героев. В предложениях 6 и 7 автор использует прием _____, с помощью которого усиливает впечатление от изображения слабости натуры чеховских персонажей. В предложении 10 дано несколько _____, образно характеризующих этих людей. В предложениях 7, 9 и 10 использован прием _____, актуализирующий мысль об удивительных противоречиях в характерах героев-интеллигентов.
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) литота
3) фразеологизм
4) ирония
5) метафора
6) парцелляция
7) вопросно-ответная форма повествования
8) экспрессивный повтор
9) риторический вопрос
10) восклицательные предложения
11) антитеза
12) эпитет
Прочитайте текст и выполните задания 28-39.
(1) Научный труд требует обще интеллигентности человека. (2) И эта общая интеллигентность человека дается главным образом гуманитарными науками. (3) Почему? (4) Потому что искусство, искусство слова, живописи, какое угодно искусство, основано на интуиции и воспитывает интуицию, а без интуиции не могут обойтись и естественные науки, и математика. (5) Интуиция – в основе всего, это то, что не может быть заменено никакой компьютерной машиной, а художественное творчество больше всего воспитывает интуицию.
(6) Ведь недаром, скажем, властитель ум Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. (7) Мне приходилось разговаривать с Романом Осиповичем Якобсоном. (8) Он говорил, что перед написанием какой-либо филологической работы он любил рассматривать живопись Ларионова или Гончаровой. (9) У него были определенные интересы в живописи. (10) К «своим» художникам он относился, как к вдохновляющему началу, хотя работал совсем в другой области.
(11) Математики не случайно занимаются музыкой, любят музыку.
(12) Даже возьмем такой пример: талант человека в одной области сказывается в другой. (13) Скажем, Пушкин – великолепный художник. (14) Лермонтов – тоже художник. (15) Достоевский, как сейчас выясняется, был замечательным портретистом. (16) Таким образом, гуманитарные науки очень важны. (17) То, что в школе на них уменьшают часы, это плохо! (18) Гуманитарные науки должны прежде всего воспитывать понимание искусства, понимание истории и учить нравственности.
(Д.С. Лихачев)
28. В каком предложении автор объясняет значение художественного творчества для развития аналитических способностей человека?
1) 16
2) 9
3) 5
4) 1
29. Какие типы речи представлены в предложениях 11-18?
1) описание
2) рассуждение и описание
3) повествование и рассуждение
4) повествование и описание
30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) 12
2) 6
3) 9
4) 10
31. Из предложений 6-9 выпишите слово, образованное способом сложения основ.
32. Из предложений 11-14 выпишите наречие.
33. Из предложения 16 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
34. Среди предложений 6-10 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
35. Среди предложений 1-10 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
36. Среди предложений 9-15 найдите сложноподчиненное(-ые) предложении(-я) с придаточным уступительным. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
37. Среди предложений 6-17 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
38. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания 29-37. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Д.С. Лихачев стремится привлечь внимание читателей к проблеме умаления важности гуманитарных наук. Для актуализации проблемы он использует прием _____ в предложении 3. В предложении 4 использован _____, который выделяет главное, по мысли автора, преимущество гуманитарного знания. Предложение 17 выражает позицию автора с максимальной экспрессией, поэтому в нем ____.
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) литота
3) фразеологизм
4) ирония
5) метафора
6) парцелляция
7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор
9) риторический вопрос
10) восклицательные предложения
11) антитеза
12) эпитет