Работа 14
Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9.
(1) Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом... (2) И человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад/ (3) Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового? (4) Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д'Арк из города Орлеана, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Пе- тёфи, Лермонтов и Толстой. (5) Да мало ли... (6) Открыватели новых земель, первые полярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа, подвижники идеи. (7) Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения? (8) Конечно, мощные орудия и приспособления... (9) Но ведь и духовное ничтожество, трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. (10) Пожалуй, тру- сишка-то и дернет в первую очередь. (11) Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. (12) Мы слышим и видим на тысячи километров, наши руки чудовищно удлинены. (13) Мы можем ударить кого-нибудь даже и на другом материке. (14) Руку с фотоаппаратом мы дотянули уже до Луны. (15) Но это все — мы. (16) Когда же "ты" останешься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра — просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты с признаками раннего артериосклероза и камней в левой почке (про дух я уж не говорю), что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля?
(17) Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но все равно за письменный стол человек садится в отдельности.
(18) Вот примерно о чем подумал я, когда в ультрасовременной гостинице большого европейского города, в отдельном недешевом номере не оказалось обыкновенного — четыре ножки и доска — письменного стола.
(В. Солоухин.)
Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1-А7 обведите кружком.
А1 Как можно
толковать предложение
17?
-
Технический прогресс современного общества не спасает человека от одиночества и не делает его более сильным.
-
Завоевывая Луну либо антивещество, человеческое общество не должно забывать и о письменных столах.
-
Технический прогресс делает человечество в целом сильным и могущественным, но за этим могуществом теряется человек как личность, перестают учитываться интересы и потребности человека как такового.
-
В ультрасовременных гостиницах иногда трудно найти самые необходимые вещи.
А2 Укажите, в каком
значении употреблено в тексте слово
"отбиваться" (предложение 2).
-
защищаться от кого-либо, нанося удары
-
отдаляться, отстраняться от чего-либо
-
порывать связь с кем-либо
-
отставать,теряться
A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности является
антитеза.
-
Могуч был библейский Моиссей, выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д'Арк из города Орлеана, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петёфи, Лермонтов и Толстой.
-
Вот примерно о чем подумал я, когда в ультрасовременной гостинице большого европейского города, в отдельном недешевом номере не оказалось обыкновенного — четыре ножки и доска — письменного стола.
-
Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения?
-
Мы слышим и видим на тысячи километров, наши руки чудовищно удлинены.
А4Укажите ошибочное суждение
-
В слове ТЫСЯЧИ (предл.12) буква Я указывает на мягкость предшествующего согласного звука
-
В слове ВАЯТЕЛИ (предл.6) буква Я обозначает два звука
-
В слове ОЧЕРЕДЬ (предл.10)последний звук - [д']
-
В слове ПРОГРЕСС (предл.7) звуков меньше, чем букв.
А5 Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне
-
Отбиваться
-
Большие
-
Полярные
-
Орудия
А6 В каком слове правописание приставки определяется ее значением – «пригодный для употребления»
-
Примерный
-
Приспособленный
-
Предшествующий
-
Признанный
А7 Укажите слово с суффиксом – ЕНН-
-
Единственный
-
Весенний
-
Сменный
-
Ценный
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.
В1 Замените книжное слово «могущественными» в предл.1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2 Замените словосочетание
"европейского города" (предложение 18), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью
управление. Напишите получившееся словосочетание
В3 Выпишите
грамматическую основу предложения 1.
В4 Среди предложений 9-15 найдите предложение с
обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В5 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при
причастном обороте.
Могуч был библейский Моисей1 выведший свой парод из чужой земли,2 могуча была Жанна д'Арк из города Орлеана3 могучи были Гарибальди и Рафаэль,4 Спартак и Шекспир,5 Бетховен и Петёфи,6 Лермонтов и Толстой.
В6 Укажите количество
грамматических основ в предложении 18.
В7 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями
сложного бессоюзного предложения.
Но ведь и духовное ничтожество,1 трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. Пожалуй,2 трусишка-то и дернет в первую очередь. Да,3 все вместе,4 обладающие современной техникой,5 мы мощнее. Мы слышим и видим на тысячи километров,6 наши руки чудовищно удлинены.
В8. Среди предложений 7-17 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В9 Среди предложений 1-9 найдите
сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответы:
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
6
|
А7
|
3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2
|
1
|
В1
|
В2
|
В3
|
В4
|
В5
|
В6
|
В7
|
В8
|
В9
|
Очень сильными, всесильными
|
Города Европы
|
Техника сделала могущественными
|
11
|
1,2
|
2
|
6
|
16
|
4
|