Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5
Раздел 1. Социально-педагогические основы деятельности детских и подростковых самодеятельных организаций и объединений

Тема 1.1. Детское движение как социальное явление

Социальные проблемы детства в условиях реформирования Россий­ского государства. Социально-правовые проблемы положения детей в

России. '

Демократцческие преобразования в стране, место и роль подраста­ющего поколения в этом процессе. Ретроспективный анализ спецификии особенностей развития детского движения в различных реtионахстраны.

Предпосылки и причины появления СПО(ФДО), ФДО "Юная Россия'" как правопреемников Всесоюзной пионерской организации

им. в.иЛенина. '

Нормативно-правовые основы детского движения, ключевые поня­тия и явления ими обозначенные. Специфика отделънъrx видов совре­менного детского и молодежного движения. Спектр детских и подрост­ковых организаций. Проблемы значимости детского движения длягосударства; общеrnа и детей.

Тема 1.2. Социально-педагогические аспекты развития детских формирований

Детское движение в системе социального воспитания. М.в.крупе-.

нина, Н.к.Крупская, И.Н.Жуков о детском движении.

Социальные и педaroгич~ские начала в детском движении. Гумани­

стическая направлениость и цел~сообразность в его развитии.

Ведущие тенденщlИ развития детских объединений. Классифика­ция детских объединений по признакам: цели, виды деятельности, при­

знаки базирования. '

функции детских самодеятельных формирований. Основные пери­оды развития детского объединения.



Тема 1.3. СnеЦИфИ1«lцелей, задач и nринципов деятельности

детских и подростковых организаций и обьед'инений , '

Ведущие тенденции в развитии современных детских и подростко­вых орГайИзаций. Интеrpация и дифференциация, формирование суб­



10

11


культуры: идеологизация и деидеологизация, сотрудничество с органи­зациями и объединениями.

Типология детских и подростковых организаций и объединений. Специфичность признаков, их цели, задачи и принципы. Приоритетные направления деятельности. Мотивации прихода детей и подростков в организацию или объединение. Социальная работа в сфере детского движения.



Практическое занятие. Д14скуссия. Опыт совремеЮl.Oго детского дви­

жения в России и регионе

Взаимодействия, взаимоотношения, перспективы развития.



Литература

Несторонний взrnяд. Вып.l и 2. - М., 1992.



Тема 1.4. Детская организация и ее общественная направлеюtOсть

Исторический аспект возникновения детских организаций и возмож­ные пути их развития на современном этапе. Общее и различное в по­нятиях: "объединение", "организация", "формирование".

Детская организация как способ выражения социального заказа оп­ределенной части обществэ.. Классификация детских организаций в за­висимости от статуса учредителя.

Детская организация как общественная организация детей. Само­управление - форма выражения самоорганизующегося характера дет­ской организации. Субъект и объект самоуправления.

Принципы самоорганизации детей. Детская самоорганизация как основа общественных организаций детей.

Самостоятельная работа

1. Составление визитной карточки детского объединения (реального или

предполагаемого).

2. Разработка карты возможных контактов детских объединений. 3. Заполнение информационной карты детского объединения.



Литература

1. Визитная карточка. - М" 1995.

2. Детское движение: вопросы и ответы. - Кострома, 1994.

3. Детские объединенl:iЯ Нижнего Новгорода и Нижегородской области. - Ниж­

ний Новгород, 1997. .

4. Дети ради детейl Программа социальной защиты детей в деятельности

детских организаций. - М., 1996.

5. Диханова л.г. Социальный педагог-руководитель детского общественного

объединения. - Екатеринбург, 1998.

6. Несторонний взгляд. Выпуск 1,2. - М., 1992.

7. Проблемы, прогнозы. - М., 1991.

8. Проблемы активизации детского движения в современных условиях/ По

материалам межрегиональной научно-практической конференции. - Челя­

бинск, 1991.

9. Рыбинский Е.М. положение детей в СССР: состояние, проблемы, прогно­

зы. -М., 1991.

10. Рост/ Программно-методическое пособие. - М., 1994.

11. Рост/ Выпуск третий. .:. М., 1991.

12. Система воспитательной деятельности пионерской организации/ Под ред.

Ширвиндта Б.Е. - М., 1982.

13. Соколова Э.с. Поколение пере стройки - какое оно? - М., 1991.

14. Строканов А.А. ДеТСJ

15. Ширвиндт Б.Е. Классныйруководитель и пионерский отряд. - М., 1980.

Лабораторный практикум. Выход в конкретную детскую организацию региона. Вопросы для изучения разрабатываются руководителем семи­нара совместно с руководителем организации.

Тема 1.5. Психолого-педагогические основы деятельности детских и подростковых организаций и объединений

Социальные проблемы детства в условиях реформирования Россий­

ского государства.

Социальная база как фактор объединения детей и подростков. Пси­хологические аспекты объединения детей и подростков. Педагогизацияжизнедеятельности детских и подростковых организаций, объединений.

Взаимосвязь деятельности и общения в детских и подростковых организациях, объединениях как путь раскрытия индивидуальности личности и формирования ее мотивации.

Психолога-педагогические особенности деятельности и общения в детских и подростковых организациях и объединениях. Роль взаимо­влияния общения и деятельности в детских и ПОДРОСТJ

Практuческое за1tЯтие. Круглый стол: "Моя организация" (Участву­ют: лидеры деТских и подростковых организаций и объединений, взрос­

лые и дети, представители разных регионов).

1. Детское движение на карте области.

2. Потребность детей и подростков в объединении.

3. Воспитательный потенциал детских и подростковых объединений. 4. Перспективы развития детского движения глазами теории и прак­

тики.


12



[1


Литература

1. Кон И.с. Психология ранней юности. - М., Просвещение, 1984.

2. О красном галС1)'ке с надеждой и тревогой. - М., 1990.

3. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.,

1980.

Тема 1.7. Социальная роль и позиция взрослого в детских общественных объединениях

Взрослые и детское движение. Воспитательный потенциал взрос­лых в детском объединении. Основные понятия темы: взрослый, соци­альная роль, функции, позиция.

Цели взрослого в детском объединении: теоретические, практиче­ские; ближние, дальние; минимальные, максимальные и их направлен­ность. Условия, обеспечивающие осуществление целей. Мотивы при­хода взрослого в детское объединение.

Функции взрослого в детском объединении. Регламентируемые до­

кументом - Уставом, Положением или иным.

Позиция взрослого в детском объединении. Виды позиций и их ха­рактеристики. Соотношение позиции взрослого и "возраста" детскогообъединения.

Проектировочная деятельность взрослого, выбор содержания и про­грамма действий взрослого в детском объединении. Приоритетностьнаправлений совместной деятельности взрослых и детей, формы обще­ния и взаимоотношений, роли и места взрослого в детском объедине­нии. Специфика межличностных отношений детей и взрослых в дет­ском объединении.

Ориентация педагогов на деятельность по защите прав ребенка.



Семинар. Модели взаимодействия взрослых и детей в объединении. 1. Общая характеристика понятий: модель, проект, взаимодействие. Цели

и статус взаимодействия взрослых и детей.

2. Модели взаимодействия: "соединение", "сосуществование", "содей­

ствие", "сотрудничество". Их основные и сравнительные характери­

стики.

З. Проектирование взаимодействия по схемам: "взрослый - дети" (ре­



бенок), "взрослый - взрослый" (педагоги, родители, друзья объеди­

нения, интересные люди, управленцы и т. д.)



Практическая работа. Деловая игра: nроекrrщрование содержания де­ятельности детского объединения на данном этапе (или перспективы

его развития).

Цель: разр~боtка модели содержания деятельности детского объе­

динения в условиях самореализации идей взрослых и детей.

Вопросы - ориентиры в ходе иrpы: (npимерный вариант)

1 вариант (разработка содержания деятельности детского объеди­

нения в момент его организации). . . кто мы, наша цель, что нас объединяет;

. наши заповеди, девизы, правила, законы: ими будем отличаться

от дрyrиx;



Тема 1.6. Современная культура детских и подростковых сообществ

Психолого-педагогическая сущность возрастного подхода в работе с детьми и подростками. Учет интересов, потребностей, возможностей личности подростка.

Разнообразная коллективная общественно ценная деятельность­важнейшее средство влияния на развитие личности ребенка в организа­ции. Роль ведущей деятельности в совершенствовании:'-психических

процессов, обогащении форм познания окружающеd : действитель­

ности, усвоении общественного опыта, удовлетворещ{и потребностив общении.

Ребенок в современном обществе. Социально-психологические про­блемы детей и подростков. Аномальные проявления в детской и подро­стковой среде. Субкультура детского и подросткового сообщества. Де­виантное поведение детей. Группы повышенного риска: причиныпоявления, их характеристики.

Одаренные дети, "особый ребенок", дети с аномалиями в развитии, необходимость их адаптации в общестВе.

Практическое занятие. Дискуссия: "Как живешь, подросток?-"

Особенности социальной среды. Проблемы подростков в микрорай­оне. Воспитательный потенциал микрорайона. Возможность и необхо­димость целенаправленного педагогического влияния на неформальныедетские и подростковые объединения.



Литература

1. Крупская Н.К Социально-политическая работа в школах-клубах для подро­

стков. Об общественной работе/ Пед. сочинения в 10-ти томах, т.5. - М., 1989. 2. Аrnямович М.К Индивидуальность учащихся И индивидуальный подход.­

М., 1992.

3. Дети и подростки вне школы: проблемы и перспективы. - Челябинск, 1992. 4. Исаенко В.М. Детские объ~динения в клубах// Клуб, N!!3, 1992.

5. Слуцкий В.Л. Элементарная педагогика. - М., 1992.

6. Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученическом коллективе. - Казань,

1992.


14

15


. у каждого есть права, обязанности, долг;

. наши лидеры, кто придет на смену;

. с кем будем сотрудничать, кто нам может помочь, кто нас будет

ждать;


. мы поведем, организуем, создадим, примем участие;

. основные ценностные ориентиры, главные приоритеты, как бу­

дем вместе проводить свободное время.

2 вариант (в перспективе развития детского объединения) .

. чем за прошедший год наше объединение может гордиться;

. что нашему объединению не удалось осуществить;

. что бы мы хотели узнать, чему научиться, какие свои способно­

сти развить;

. какие интересные дела объединения помогут ребенку повзрослеть; . чем наше объединение может быть полезно другим объединениям.

Практuческое занятие. Деловая игра: "Смотри вперед с надеждой".

Игра состоит из двух этапов: первый - "Создаем детскую орrаниза­цию"; второй - кругосвет "первые шаги". Участники игры, проходя по

разнообразным маршрутам, определяют цели организации, разрабаты­

вают ее символики, нормы жизни, возможные ритуалы. Среди них про­являются лидеры, рождаются интересные идеи о содержании совмест­ных дел. Результат игры - модель детской организации.



Литература

1. Диханова л.г. Руководитель детского общественного объединения (соци­альная роль, позиции, функции, модель профессиограммы). - Екатеринбург,

1999.

2. Руководитель детского объединения: подходы к исследованию позиции. ­



М., 1993.

3. Потребность друг в друге: истоки, выявления, реализация. - Кострома, 1993. 4. Трухачева т.в. Новые взрослые и новые дети (проблемы взаимодействия). ­

М., 1997.

5. Точка зрения/ Сост. Трухачева ТВ. - Иваново, 1990.



цесса. Общие закономерности и содержание процесса воспитания. Дву­сторонний характер процесса воспитания. Диагностики воспитанности.

Методологические основы процесса воспитания. Принципы воспи­тания и их соотношение с принципами деятельности детских и подро­стковых общественных формирований.

Элементарные понятия философии социального воспитания. Лич­ность как индивидуальный субъект социального воспитания. Коллек­тив как групповой субъект социального воспитания. Ценности и воспи­тание. Социальное воспитание и его виды. Понятие взаимодействиясодержания социального воспитания и его структуры. Жизнедеятель­ность: общение, познание, деятельность, игра, спорт. Воспитание какчасть процесса социализации.

Основы методики социального воспитания. .

Государственная политика в области воспитания и социальной за­

щиты детей.



Раздел 11. Психолого-педагогический аспект деятельности детских и подростковых самодеятельных

формирований '

Тема 2.1. Сущность социального воспитания в детских и подростковых формированиях

Понятие о процесс е воспитания: особенности, сущность, диалекти­

ка процесса воспитания. Системы и структуры воспитательного про­

1

Литература

1. Введение в теорию воспитания. - М., 1994.

2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова и.л. Воспитание, воспита­

ние, воспитание. - М., 1996.

3. Мудрик А.Б. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

4. Подласый ИЛ. Педагогика. - М., 1996.

5. Титова Е.В. Если знать как действовать. - М., 1994.

6. Титова Е.В. Методика воспитания. - С.-Петербург, 1996.



Тема 2.2. Функции детского движения, их псuxолого­педагогическая направленность

Детское движение как совокупность всех организаций, объедине­ний, движений. Функции детского движения. Гуманизация целей и за­дач детских формирований. Стремление детских объединений к непов­торимости. Разнообразие педагогических программ как источникиндивидуализации детского движения. Педагогические принципы реа­лизации программ. Расширение прав члена организации, его субъектив­ной роли в различных сферцжизнедеятельности. Ориентация на гума­низацию ОТНО,шений в системе "дети - взрослые". Реализация правподростков на самоопределение и социальное творчество в условияхдетских и молодежных объединений.



Практическое занятие.

Цель: изучение программно-методического обеспечения деятельно­сти детских объединений в регионе и возможность реализации его всобственном опыте.



16

17

I - i


1. Программы СПО (ФДО) как инновационный подход к понима­

нию сущности детского движения.

2. Программы ФДО "Юная Россия" - возможность самопознания, саморазвития, самореализации ребенка, подростка в объединении свер­стников.

Региональные программы. Национально-региональная специфика программ - модель построения жизнедеятельности детей в конкретном объединении с учетом местных условий.



Литература

1. Будем работать вместе/ Программы деятельности детских и подростковых

организаций. - М., 1996.

2. Выбираем свой путь/Программы деятельности детских и подростковых орга­

низаций. -М., 1992.

3. Программы деятельности федерации детских организаций "Юная Россия".­

М., 1994.

4. Рожков И.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. - М.,

1996. 5. Рост/ Программно-методическое пособие. - М., 1996. 6. Тропинками педагогического поиска/ Составители: Клочкова Л.И., Цветко­

ва И.В. - М., 1995.



Тема 2.3. Ребенок, подросток, общество

Социально-правовые проблемы положения детей и подростков в современном обществе. Социальная защита детства. Права ребенка в обществе. Конвенция ООН, Федеральные, региональные документы о защите детства. Детская, подростковая субкультура. Ребенок, подрос­ток в сегрегированных группах. Аномальные проявления в детской иподростковой среде. Регионально-национаЛьные особенности и их вли­яние на социально-психологическое самочувствие детей и подростков.

Роль семьи и общественных организаций в воспитании подрастаю­щих поколений. Возможности саморазвития ребенка в детской органи­зации.

Самостоятельная работа

Изучение нормативно-правовых документов различного уровня

(международный, федеральный, региональный) по защите прав детей.

Документы рекомендуются ведущим преподавателем, а также см. стр.41.



Тема 2.4. Личность и ее развитие

Понятие о личности в психологии. Социальная сущность личности, движущие силы личности и закономерности ее развития. Личность как индивидуальный объект социального воспитания.



18

1

I


Личность как объект и субъект образования. Структура личности. Направленность и способности личности. Характеристики эмоциональ­но-чувственной сферы. Темперамент и его типы, физиологическая ос­

нова. .


Характер и его проявления. Соотношение характера и темперамента. Личность ребенка, подростка и ее развитие в младmем школьном и

подростковом возрасте. Роль деятельности и общения в развитии лич­ности ребенка, подростка. Понятие о ведущей деятельности. Возраст­ные и индивидуальные особенности детей и подростков.

Возрастной подход и учет особенностей личности в деятельности детских и юношеских объединений. Формирование личности в процес­се деятельности подростковых и молодежных объединений.

Тема 2.5. Личность и коллектив

Детский и подростковый коллективы. Понятие о коллективе, при­знаки коллектива, структура коллектива. Роль коллектива в формирова­нии и развитии личности. Инновационные подходы к пониманию взаи­модействия личности и коллектива. Современная концепция детскогоколлектива.

Содержание нравственной направленности, организационное един­ство, психологическая общность коллектива (Л.И. Уманский). Стадииразвития коллектива (А.С. Макаренко). Эмоциональное "поле" коллек­тива (А.Н. Лугошкин). Самоуправление в коллективе.

Психология детских коллективов по признаку участия и роли взрос­лых: классно-урочные, факультативно-кружковые, клубные, обществен­но-организационные, спонтанно образующиеся.

Личность и коллектив. Гармонизация интересов личности и коллек­

тива. Защищенность личности в коллективе.

Н.К Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский о воспитании личности в коллективе, развитие их идей в современной педагогиче­ской науке и riрактике воспитания.

Коллектив как групповой субъект социального воспитания. Жизне­деятельность как способ социального существования человека в кол­лективе и реаЛизации в нем собственного "Я".

Праюпическое занятие. Роль коллеюпи8а 8 формировании личности.

1. Реализация потребности личности в развитии - цель коллектив­

ного воспитания.' .

2. Коллектив: сущность, ОСНОВНЪ1е признаки, пуги осуществлеция

жизнедеятельности.

19

[l- _Ш --- . ...


3. Специфика коллективов детских и подростковых объединений в

регионе: пути и способы формирования, роль взрослых, позиция детей.



Литература .

1. Актуальные проблемы развития ученического самоуправления! Методи­

ческие рекомендации! Составитель В.М. Опалихин.- Челябинск, 1987.

2. Божович Л.И., Конникова ТЕ. Возрастной подход в работе пионерской орга­

низации. - М.,19б9.

3. Кульневич С.В. Педагогика личности! Часть 1.- Стратегия и тактика лич­

ностного воспитания. - Ростов-на-Дону, 1995.

4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.

5. Немов Р.с. Психология. - М., 1990.

6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.

7. Развитие личности. Опыт. Проблемы. ПоискиI Материалы 2-й Московской

городской научно-практической конференции. - М., 1994.

8. Сухомлине кий В.А. Мудрая власть коллектива. - М., 1975.

9. Титова Е.В. Если знать. как действовать. - М., 1993.

10. Цукерман г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педа­

гогов! Пособие для учителей. - М., 1994.



Практическое занятие. Изучение личности ребенка и его деятельно­

сти в детском общественном формировании.

Цель: Изучить роль детских самодеятельных объединений в социа­лизации личности ребенка.

Анализ и подбор методов диагностики личности и коллектива. Раз­работка необходимого исследовательского материала. Составление ха­рактеристики личности ребенка - члена самодеятельного объединения. Разработка характеристики детского коллектива на основе полученных данных.

Литература

1. Абросимова Г.Н. и др. Изучение личности подростка - члена самодеятельно­

го объединения. - М., 1992.

2. Гаврилычева Г.П. В начале было детство. - М., 1993.

3. Вульфов З.Б. Семь парадоксов воспитания. - М., 1992.

4. Диханова л.г. Социальный педагог-руководитель детского объединения. ­

Екатеринбург, 1999. .

5. Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и ЛИДеров

детских и юношеских объединений! Материалы докладов И выступлений на

Всероссийской научно-практической конференции. - Кострома, 1994.

6. Приоритеты современной педагогики/ Под ред. Э.С.Соколовойl Сост. Мити­

на В.С. - М., 1993.

. .

. .


Тема 2.6. Социально-педагогические основы взаимодействия

образовательных учреждений и детских общественных

организаций

20

I

l


-\ I

Особенности деятельности детских организаций и объединений в общеобразовательной школе.

Ключевые щ:шятия: взаимодействие, отношения, основы. Признаки и принципы взаимодействия, модели взаимодействия: соединение, со­трудничество, содействие, сосуществование. Программа взаимодействияи механизмы ее разработки.



Практическое занятие. Детское движение u школа: проблемы u nер­

сnективы развития их взаимодействия.

Цель: Знакомство с опытом деятельности детских формирований в

конкретном образовательном учреждении.

Вопросы для изучения:

1. Про анализировать роль и место образовательного учреждения и

детских формирований в социально-педагогическом аспекте воспита­ния детей и подростков в современных условиях.

2. Обосновать необходимость и целесообразность содержания и форм взаимодействия школы и детских объединений в конкретном со­циуме.

3. Определить роль взаимодействия образовательного учреждения и детских самодеятельных формирований в повышении воспитатель­ного потенциала жизнедеятельности детей, подростков и взрослых.

Место проведения практического занятия: образовательное учреж­дение, клуб. по месту жительства, учреждение дополнительного обра­зования.

Литература

1. Крупская Н.К О вожатом и его работе с пионерами. - М., 1982.

2. Несторонний взmяд. - М., 1992.

3. Сорочинская Е.Н. Детское движение в современном обществе. - Ростов-на­

Дону, 1993.

4. Титова Е.В., Трухачева ТВ. Они и мы. - М., 1993.

5. Ширвиндт Б.Е. Система деятельности пионерской дружины -М., 1975.


<предыдущая страница | следующая страница>


Программа "детское и юношеское движение в россии: история, теория, практика" екатеринбург, 2000 г. ­

Диханова Людмила Григорьевна преподаватель СвеrдловскогО обла­стного педагогического колледжа

1052.44kb.

10 10 2014
5 стр.


Темкина А. Женское движение как общественное движение: история и теория // Гендерная реконструкция политических систем / Ред сост. Н. М. Степанова и Е. В. Кочкина. Спб., 2004. С. 41-75
52.99kb.

12 10 2014
1 стр.


Особенности экологического риска и критерии его оценки

Исследования эколого-географических проблем природопользования для обеспечения территориальной организации и устойчивости развития нефтегазовых регионов России: Теория, методы и пр

86.09kb.

18 12 2014
1 стр.


Микрохроматика и. Вышнеградского: история, теория, практика освоения
294.02kb.

01 09 2014
1 стр.


«История, теория и практика тележурналистики» педагог Крыловской Владислав Юрьевич
11.15kb.

13 10 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины государство и право китая направление подготовки 030500. 68 «Юриспруденция»

Магистерская программа «Теория и история права и государства, история правовых учений»

266.41kb.

25 12 2014
1 стр.


Новейшая история Программа дисциплины (Стандарт ) Екатеринбург
494.75kb.

01 10 2014
3 стр.


3-4 апреля 2012 г. Приглашаем Вас принять участие в Международной научно-практической дистанционной конференции «Современная филология: теория и практика»

Международная научно-практическая дистанционная конференция "Современная филология: теория и практика"

14.7kb.

13 10 2014
1 стр.