Перейти на главную страницу
Социальные проблемы детства в условиях реформирования Российского государства. Социально-правовые проблемы положения детей в
России. '
Демократцческие преобразования в стране, место и роль подрастающего поколения в этом процессе. Ретроспективный анализ спецификии особенностей развития детского движения в различных реtионахстраны.
Предпосылки и причины появления СПО(ФДО), ФДО "Юная Россия'" как правопреемников Всесоюзной пионерской организации
им. в.иЛенина. '
Нормативно-правовые основы детского движения, ключевые понятия и явления ими обозначенные. Специфика отделънъrx видов современного детского и молодежного движения. Спектр детских и подростковых организаций. Проблемы значимости детского движения длягосударства; общеrnа и детей.
Тема 1.2. Социально-педагогические аспекты развития детских формирований
Детское движение в системе социального воспитания. М.в.крупе-.
нина, Н.к.Крупская, И.Н.Жуков о детском движении.
Социальные и педaroгич~ские начала в детском движении. Гумани
стическая направлениость и цел~сообразность в его развитии.
Ведущие тенденщlИ развития детских объединений. Классификация детских объединений по признакам: цели, виды деятельности, при
знаки базирования. '
функции детских самодеятельных формирований. Основные периоды развития детского объединения.
Ведущие тенденции в развитии современных детских и подростковых орГайИзаций. Интеrpация и дифференциация, формирование суб
Типология детских и подростковых организаций и объединений. Специфичность признаков, их цели, задачи и принципы. Приоритетные направления деятельности. Мотивации прихода детей и подростков в организацию или объединение. Социальная работа в сфере детского движения.
Взаимодействия, взаимоотношения, перспективы развития.
Несторонний взrnяд. Вып.l и 2. - М., 1992.
Исторический аспект возникновения детских организаций и возможные пути их развития на современном этапе. Общее и различное в понятиях: "объединение", "организация", "формирование".
Детская организация как способ выражения социального заказа определенной части обществэ.. Классификация детских организаций в зависимости от статуса учредителя.
Детская организация как общественная организация детей. Самоуправление - форма выражения самоорганизующегося характера детской организации. Субъект и объект самоуправления.
Принципы самоорганизации детей. Детская самоорганизация как основа общественных организаций детей.
Самостоятельная работа
1. Составление визитной карточки детского объединения (реального или
предполагаемого).
2. Разработка карты возможных контактов детских объединений. 3. Заполнение информационной карты детского объединения.
1. Визитная карточка. - М" 1995.
2. Детское движение: вопросы и ответы. - Кострома, 1994.
3. Детские объединенl:iЯ Нижнего Новгорода и Нижегородской области. - Ниж
ний Новгород, 1997. .
4. Дети ради детейl Программа социальной защиты детей в деятельности
детских организаций. - М., 1996.
объединения. - Екатеринбург, 1998.
6. Несторонний взгляд. Выпуск 1,2. - М., 1992.
7. Проблемы, прогнозы. - М., 1991.
8. Проблемы активизации детского движения в современных условиях/ По
материалам межрегиональной научно-практической конференции. - Челя
бинск, 1991.
9. Рыбинский Е.М. положение детей в СССР: состояние, проблемы, прогно
зы. -М., 1991.
10. Рост/ Программно-методическое пособие. - М., 1994.
11. Рост/ Выпуск третий. .:. М., 1991.
12. Система воспитательной деятельности пионерской организации/ Под ред.
Ширвиндта Б.Е. - М., 1982.
13. Соколова Э.с. Поколение пере стройки - какое оно? - М., 1991.
14. Строканов А.А. ДеТСJ 15. Ширвиндт Б.Е. Классныйруководитель и пионерский отряд. - М., 1980.
Социальные проблемы детства в условиях реформирования Россий ского государства.
Социальная база как фактор объединения детей и подростков. Психологические аспекты объединения детей и подростков. Педагогизацияжизнедеятельности детских и подростковых организаций, объединений. Взаимосвязь деятельности и общения в детских и подростковых организациях, объединениях как путь раскрытия индивидуальности личности и формирования ее мотивации.
Психолога-педагогические особенности деятельности и общения в детских и подростковых организациях и объединениях. Роль взаимовлияния общения и деятельности в детских и ПОДРОСТJ лые и дети, представители разных регионов). 1. Детское движение на карте области.
2. Потребность детей и подростков в объединении. 3. Воспитательный потенциал детских и подростковых объединений. 4. Перспективы развития детского движения глазами теории и прак
тики.
Лабораторный практикум. Выход в конкретную детскую организацию региона. Вопросы для изучения разрабатываются руководителем семинара совместно с руководителем организации.
Тема 1.5. Психолого-педагогические основы деятельности детских и подростковых организаций и объединений
Практuческое за1tЯтие. Круглый стол: "Моя организация" (Участвуют: лидеры деТских и подростковых организаций и объединений, взрос
1. Кон И.с. Психология ранней юности. - М., Просвещение, 1984.
2. О красном галС1)'ке с надеждой и тревогой. - М., 1990.
3. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.,
1980.
Взрослые и детское движение. Воспитательный потенциал взрослых в детском объединении. Основные понятия темы: взрослый, социальная роль, функции, позиция.
Цели взрослого в детском объединении: теоретические, практические; ближние, дальние; минимальные, максимальные и их направленность. Условия, обеспечивающие осуществление целей. Мотивы прихода взрослого в детское объединение.
Функции взрослого в детском объединении. Регламентируемые до
кументом - Уставом, Положением или иным.
Позиция взрослого в детском объединении. Виды позиций и их характеристики. Соотношение позиции взрослого и "возраста" детскогообъединения.
Проектировочная деятельность взрослого, выбор содержания и программа действий взрослого в детском объединении. Приоритетностьнаправлений совместной деятельности взрослых и детей, формы общения и взаимоотношений, роли и места взрослого в детском объединении. Специфика межличностных отношений детей и взрослых в детском объединении.
Ориентация педагогов на деятельность по защите прав ребенка.
и статус взаимодействия взрослых и детей.
2. Модели взаимодействия: "соединение", "сосуществование", "содей
ствие", "сотрудничество". Их основные и сравнительные характери
стики.
З. Проектирование взаимодействия по схемам: "взрослый - дети" (ре
нения, интересные люди, управленцы и т. д.)
Цель: разр~боtка модели содержания деятельности детского объе
динения в условиях самореализации идей взрослых и детей.
Вопросы - ориентиры в ходе иrpы: (npимерный вариант)
1 вариант (разработка содержания деятельности детского объеди
нения в момент его организации). . . кто мы, наша цель, что нас объединяет;
. наши заповеди, девизы, правила, законы: ими будем отличаться
от дрyrиx;
Психолого-педагогическая сущность возрастного подхода в работе с детьми и подростками. Учет интересов, потребностей, возможностей личности подростка.
Разнообразная коллективная общественно ценная деятельностьважнейшее средство влияния на развитие личности ребенка в организации. Роль ведущей деятельности в совершенствовании:'-психических
процессов, обогащении форм познания окружающеd : действитель
ности, усвоении общественного опыта, удовлетворещ{и потребностив общении.
Ребенок в современном обществе. Социально-психологические проблемы детей и подростков. Аномальные проявления в детской и подростковой среде. Субкультура детского и подросткового сообщества. Девиантное поведение детей. Группы повышенного риска: причиныпоявления, их характеристики.
Одаренные дети, "особый ребенок", дети с аномалиями в развитии, необходимость их адаптации в общестВе.
Практическое занятие. Дискуссия: "Как живешь, подросток?-"
Особенности социальной среды. Проблемы подростков в микрорайоне. Воспитательный потенциал микрорайона. Возможность и необходимость целенаправленного педагогического влияния на неформальныедетские и подростковые объединения.
1. Крупская Н.К Социально-политическая работа в школах-клубах для подро
стков. Об общественной работе/ Пед. сочинения в 10-ти томах, т.5. - М., 1989. 2. Аrnямович М.К Индивидуальность учащихся И индивидуальный подход.
М., 1992.
3. Дети и подростки вне школы: проблемы и перспективы. - Челябинск, 1992. 4. Исаенко В.М. Детские объ~динения в клубах// Клуб, N!!3, 1992.
5. Слуцкий В.Л. Элементарная педагогика. - М., 1992.
6. Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученическом коллективе. - Казань,
1992.
. наши лидеры, кто придет на смену;
. с кем будем сотрудничать, кто нам может помочь, кто нас будет
ждать;
. основные ценностные ориентиры, главные приоритеты, как бу
дем вместе проводить свободное время.
2 вариант (в перспективе развития детского объединения) .
. чем за прошедший год наше объединение может гордиться;
. что нашему объединению не удалось осуществить;
. что бы мы хотели узнать, чему научиться, какие свои способно
сти развить;
. какие интересные дела объединения помогут ребенку повзрослеть; . чем наше объединение может быть полезно другим объединениям.
Практuческое занятие. Деловая игра: "Смотри вперед с надеждой".
Игра состоит из двух этапов: первый - "Создаем детскую орrанизацию"; второй - кругосвет "первые шаги". Участники игры, проходя по
разнообразным маршрутам, определяют цели организации, разрабаты
вают ее символики, нормы жизни, возможные ритуалы. Среди них проявляются лидеры, рождаются интересные идеи о содержании совместных дел. Результат игры - модель детской организации.
1. Диханова л.г. Руководитель детского общественного объединения (социальная роль, позиции, функции, модель профессиограммы). - Екатеринбург,
1999.
2. Руководитель детского объединения: подходы к исследованию позиции.
3. Потребность друг в друге: истоки, выявления, реализация. - Кострома, 1993. 4. Трухачева т.в. Новые взрослые и новые дети (проблемы взаимодействия).
М., 1997.
5. Точка зрения/ Сост. Трухачева ТВ. - Иваново, 1990.
Методологические основы процесса воспитания. Принципы воспитания и их соотношение с принципами деятельности детских и подростковых общественных формирований.
Элементарные понятия философии социального воспитания. Личность как индивидуальный субъект социального воспитания. Коллектив как групповой субъект социального воспитания. Ценности и воспитание. Социальное воспитание и его виды. Понятие взаимодействиясодержания социального воспитания и его структуры. Жизнедеятельность: общение, познание, деятельность, игра, спорт. Воспитание какчасть процесса социализации.
Основы методики социального воспитания. .
Государственная политика в области воспитания и социальной за
щиты детей.
Понятие о процесс е воспитания: особенности, сущность, диалекти
ка процесса воспитания. Системы и структуры воспитательного про
1. Введение в теорию воспитания. - М., 1994.
2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова и.л. Воспитание, воспита
ние, воспитание. - М., 1996.
3. Мудрик А.Б. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.
4. Подласый ИЛ. Педагогика. - М., 1996.
5. Титова Е.В. Если знать как действовать. - М., 1994.
6. Титова Е.В. Методика воспитания. - С.-Петербург, 1996.
Детское движение как совокупность всех организаций, объединений, движений. Функции детского движения. Гуманизация целей и задач детских формирований. Стремление детских объединений к неповторимости. Разнообразие педагогических программ как источникиндивидуализации детского движения. Педагогические принципы реализации программ. Расширение прав члена организации, его субъективной роли в различных сферцжизнедеятельности. Ориентация на гуманизацию ОТНО,шений в системе "дети - взрослые". Реализация правподростков на самоопределение и социальное творчество в условияхдетских и молодежных объединений.
Цель: изучение программно-методического обеспечения деятельности детских объединений в регионе и возможность реализации его всобственном опыте.
нию сущности детского движения.
2. Программы ФДО "Юная Россия" - возможность самопознания, саморазвития, самореализации ребенка, подростка в объединении сверстников.
Региональные программы. Национально-региональная специфика программ - модель построения жизнедеятельности детей в конкретном объединении с учетом местных условий.
1. Будем работать вместе/ Программы деятельности детских и подростковых
организаций. - М., 1996.
2. Выбираем свой путь/Программы деятельности детских и подростковых орга
низаций. -М., 1992.
3. Программы деятельности федерации детских организаций "Юная Россия".
М., 1994.
4. Рожков И.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. - М.,
1996. 5. Рост/ Программно-методическое пособие. - М., 1996. 6. Тропинками педагогического поиска/ Составители: Клочкова Л.И., Цветко
ва И.В. - М., 1995.
Социально-правовые проблемы положения детей и подростков в современном обществе. Социальная защита детства. Права ребенка в обществе. Конвенция ООН, Федеральные, региональные документы о защите детства. Детская, подростковая субкультура. Ребенок, подросток в сегрегированных группах. Аномальные проявления в детской иподростковой среде. Регионально-национаЛьные особенности и их влияние на социально-психологическое самочувствие детей и подростков.
Роль семьи и общественных организаций в воспитании подрастающих поколений. Возможности саморазвития ребенка в детской организации.
Изучение нормативно-правовых документов различного уровня
(международный, федеральный, региональный) по защите прав детей.
Документы рекомендуются ведущим преподавателем, а также см. стр.41.
Понятие о личности в психологии. Социальная сущность личности, движущие силы личности и закономерности ее развития. Личность как индивидуальный объект социального воспитания.
I
нова. .
подростковом возрасте. Роль деятельности и общения в развитии личности ребенка, подростка. Понятие о ведущей деятельности. Возрастные и индивидуальные особенности детей и подростков.
Возрастной подход и учет особенностей личности в деятельности детских и юношеских объединений. Формирование личности в процессе деятельности подростковых и молодежных объединений.
Тема 2.5. Личность и коллектив
Детский и подростковый коллективы. Понятие о коллективе, признаки коллектива, структура коллектива. Роль коллектива в формировании и развитии личности. Инновационные подходы к пониманию взаимодействия личности и коллектива. Современная концепция детскогоколлектива.
Содержание нравственной направленности, организационное единство, психологическая общность коллектива (Л.И. Уманский). Стадииразвития коллектива (А.С. Макаренко). Эмоциональное "поле" коллектива (А.Н. Лугошкин). Самоуправление в коллективе.
Психология детских коллективов по признаку участия и роли взрослых: классно-урочные, факультативно-кружковые, клубные, общественно-организационные, спонтанно образующиеся.
Личность и коллектив. Гармонизация интересов личности и коллек
тива. Защищенность личности в коллективе.
Н.К Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский о воспитании личности в коллективе, развитие их идей в современной педагогической науке и riрактике воспитания.
Коллектив как групповой субъект социального воспитания. Жизнедеятельность как способ социального существования человека в коллективе и реаЛизации в нем собственного "Я".
Праюпическое занятие. Роль коллеюпи8а 8 формировании личности.
1. Реализация потребности личности в развитии - цель коллектив
ного воспитания.' .
2. Коллектив: сущность, ОСНОВНЪ1е признаки, пуги осуществлеция
жизнедеятельности.
19
[l- _Ш --- . ...
3. Специфика коллективов детских и подростковых объединений в
регионе: пути и способы формирования, роль взрослых, позиция детей.
1. Актуальные проблемы развития ученического самоуправления! Методи
ческие рекомендации! Составитель В.М. Опалихин.- Челябинск, 1987.
2. Божович Л.И., Конникова ТЕ. Возрастной подход в работе пионерской орга
низации. - М.,19б9.
3. Кульневич С.В. Педагогика личности! Часть 1.- Стратегия и тактика лич
ностного воспитания. - Ростов-на-Дону, 1995.
4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой.
5. Немов Р.с. Психология. - М., 1990.
6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.
7. Развитие личности. Опыт. Проблемы. ПоискиI Материалы 2-й Московской
городской научно-практической конференции. - М., 1994.
8. Сухомлине кий В.А. Мудрая власть коллектива. - М., 1975.
9. Титова Е.В. Если знать. как действовать. - М., 1993.
10. Цукерман г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педа
гогов! Пособие для учителей. - М., 1994.
Цель: Изучить роль детских самодеятельных объединений в социализации личности ребенка.
Анализ и подбор методов диагностики личности и коллектива. Разработка необходимого исследовательского материала. Составление характеристики личности ребенка - члена самодеятельного объединения. Разработка характеристики детского коллектива на основе полученных данных.
Литература
1. Абросимова Г.Н. и др. Изучение личности подростка - члена самодеятельно
го объединения. - М., 1992.
2. Гаврилычева Г.П. В начале было детство. - М., 1993.
3. Вульфов З.Б. Семь парадоксов воспитания. - М., 1992.
4. Диханова л.г. Социальный педагог-руководитель детского объединения.
Екатеринбург, 1999. .
5. Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и ЛИДеров
детских и юношеских объединений! Материалы докладов И выступлений на
Всероссийской научно-практической конференции. - Кострома, 1994.
6. Приоритеты современной педагогики/ Под ред. Э.С.Соколовойl Сост. Мити
на В.С. - М., 1993.
. .
. .
l
Ключевые щ:шятия: взаимодействие, отношения, основы. Признаки и принципы взаимодействия, модели взаимодействия: соединение, сотрудничество, содействие, сосуществование. Программа взаимодействияи механизмы ее разработки.
Цель: Знакомство с опытом деятельности детских формирований в
конкретном образовательном учреждении.
Вопросы для изучения:
1. Про анализировать роль и место образовательного учреждения и
детских формирований в социально-педагогическом аспекте воспитания детей и подростков в современных условиях.
2. Обосновать необходимость и целесообразность содержания и форм взаимодействия школы и детских объединений в конкретном социуме.
3. Определить роль взаимодействия образовательного учреждения и детских самодеятельных формирований в повышении воспитательного потенциала жизнедеятельности детей, подростков и взрослых.
Место проведения практического занятия: образовательное учреждение, клуб. по месту жительства, учреждение дополнительного образования.
1. Крупская Н.К О вожатом и его работе с пионерами. - М., 1982.
2. Несторонний взmяд. - М., 1992.
3. Сорочинская Е.Н. Детское движение в современном обществе. - Ростов-на
Дону, 1993.
4. Титова Е.В., Трухачева ТВ. Они и мы. - М., 1993.
5. Ширвиндт Б.Е. Система деятельности пионерской дружины -М., 1975.
Диханова Людмила Григорьевна преподаватель СвеrдловскогО областного педагогического колледжа
10 10 2014
5 стр.
12 10 2014
1 стр.
Исследования эколого-географических проблем природопользования для обеспечения территориальной организации и устойчивости развития нефтегазовых регионов России: Теория, методы и пр
18 12 2014
1 стр.
01 09 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
Магистерская программа «Теория и история права и государства, история правовых учений»
25 12 2014
1 стр.
01 10 2014
3 стр.
Международная научно-практическая дистанционная конференция "Современная филология: теория и практика"
13 10 2014
1 стр.