Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5

- - ­

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ




ПРОГРАММА

"ДЕТСКОЕ И ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ:

ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА"

ЕКАТЕРИНБУРГ, 2000 г.

- - -


Автор-разработчик программы

Диханова Людмила Григорьевна - преподаватель СвеrдловскогО обла­стного педагогического колледжа

Пояснительная записка

ББК 74.26

Программа "Детское и юношеское движение в России: история, тео­рия, практика" предназначена для образовательных учреждений среднегои высшего профессионального образования (колледжи, университеты), осуществляющих профессиональную подготовку по специальности 0314 "Социальная педагoгика". Данный курс предполагает изучение истории, теорий и практики детского и юношеского движения и рассчитан на 240 часов. Основными формами обучения являются лекции, семинарские и практические занятия, а также реферативные и проектировочные работы по осмыслению практического 'опыта профессиональной деятельности пе­дагоГов-организаторов деятельности детей в детской социальной среде.

Актуальность программы обозначена государственной оценкой зна­чимости детского движения, педагогически организованного явления, где осуществляется процесс социализации подрастающего поколения.

Сегодня, когда социальные проблемы молодежи чрезвычайно обо­стрены, роль молодежных оргаНизаций способных проводить активнуювоспитательную и организационную работу, работающих с конкретны­ми молодыми людьми, возрастает многократно. Именно поэтому По­становлением Правительства Свердловской области от 22 октября 1998г. предполагается осуществление мер по возрождению детских и моло­дежных общественных объединений, а также введение в штат органапо делам молодежи муниципального образования должности коорди­натора детско-молодежного движения.

Современное состояние общества требует глубокого осмысления каждого явления, происходящего в нем. Одним из таких общественно­значимых процессов является детское движение. Пришедшее на сменуединой массовой пионерской организации, детское движение представ­ляет сегодня широкий спекrp разнообразных формирований детей и под­ростков, и понимается как СОВОКУlШОСТЬ ДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕль­НОСТЕЙ ВСЕХ ДЕТСКИХ (в ТОМ ЧИСЛЕ ПОДРОСТКОВЫХ ИЮНОШЕСКИХ) ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕдИНЕНИЙ И ОРГАНИЗА­ЦИЙ, СУЩЕСТВУЮЩИХ В РЕГИОНЕ.

В определении детского движения заложен новый подход в пони­мании этого явления свидетельствующий об изменившейся позиции всамом детском движении. Началось движение от единой и единствен­ной детской организации к разным и пока разрозненным группам, объе­динениям, движениям, организациям. Меняется место и "прописка"

детских формирований. Декларируется НОВАЯ ПОЗИЦИЯ взрослых



Рецензенты:

Басов Николай Федорович - доктор педагогических наук, дсii..:твитель­

ный член Академии социальных наук, руководитель МеЖВ\j()ВСКОГО

центра по социальной работе в сфере молодежного идетсю): ,'rвиже­ния при Костромском Государственном университете, прс-,~Lс:;~ательАссоциации исследователей и организаторов детских объединений Ко­стромской области.

Программа рассмотрена и одобрена кафедрой "Социальной и специальной педагогики" Свердловского областного педагогического колледжа.

Данная программа в качестве учебного курса адресована образователь­

ному УЧР,еждению, осуществляющему профессионаЛЫIУIO подготовкупо специальностям 0314 "Социальная педагогика", 0317 "Педагогикадополнительного образования", квалификации "Координатор детскогодвижения" .



ISBN 5-88425-073-8

(Q ДихаJlова л. Г., 2000 г. @ СвердловекиЙ областной

педагогическиЙ колледж

@ УральскиЙ институт

молодежи



3


КАК РАВНОПРАВНЫХ ЧЛЕНОВ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ. Внимание к детским объединениям стали прояв­лять взрослые из разных социальных систем. Каждый из них предлага­ет свой путь освоения детьми социального опыта.

Предшествующий, а также накопленный за десятилетия опыт дока­зывает - у детских организаций должно быть свое место в обществе, свои социальные функции, своя социальная ниша. ОНИ не должны под­менять школу как социальный институт, а через присущие им формы иметоды призваны создавать необходимые условия самореализации и са­моутверждения личности, апробации приоритетных знаний и переходаих в реальные отношенИя. Перспективные цели детских организа­ций - найти приложение СБОИХ сил и возможностей заполнить вакуум

в реализации детских интересов, сохраняя при этом "свое лицо". Из

этого тезиса формируется главная задача взрослых: наполнить интере­

сы детей и подростков социально-значимым содержанием, основанным

на опыте поколений, помочь им в освоении и использовании этого опы­та, преобразуя окружающую жизнь к лучшему.

Детская организация дает многомерные и достаточно объективные данные о ребенке, так как ребенок ДОБРОВОЛЬНО определяет свое

участие в организации. Характер его деятельности в коллективе, объе­

динении разнообразен и по содержанию, и по формам, и по занимаемо­му положению в коллективе, конкретных делах.

Развитие личности подростка в детской организации представляет­ся как процесс его вхождения в новую социальную среду, освоениеновоЙ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ в обществе ~ ЧЛЕНА ОРГАНИЗА­ЦИИ, где он становится сам носителем преобразованного социальногоопыта. Смена социальной позиции в деятельности ребенка, в результа­те чего он оказывается перед выбором в ситуации принятия новой роли, является основой изучения личности, прогнозирования, программиро­вания.

Все это говорит о необходимости формирования совершенно но­ВОГО КОРПУСА ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕТСКОГО ДВИ­ЖЕНИЯ, переориентации их мышления в осознании целей, принциповвоспитательной работы с детьми, взаимодействия и сотрудничества

взрослого и ребеnка; Педагогу-организатору детского движения, взрос­лому руководителю детского самодеятельного коллектива жизненнонеобходимо овладение инструментарием педагогической диагностики,

прогнозирования возможного развития личности ребенка в конкретной

деятельности в социальной сфере.



Предлагаемая программа предполагает переориентацию педагогов­практиков на деятельность' в сфере детского движения в качестве: коор­динатора детского движения в рамках муниципального учреждения; ру­

ководителя детского самодеятельного объединения (или организации).

Учитывая, что руководителем детского движения может быть чело­век, не являющийся педагогом-профессионалом, программа предпола­гает отдельный психолого-педагогический блок в изучении таких явле­ний как "личность", "воспитание", методика и технология организациидеятельности и т. д.

Программа состоит из пяти взаимосвязанных разделов: первый раз­дел "Социально-политические основы деятельности детских и подрост­ковых самодеятельных организаций и объединений". Второй раздел"Психолого-педагогические аспекты деятельности детских и подрост­ковых самодеятельных формирований". Третий раздел "Содержание, методика и технологии организации детского движения". Четвертый раздел "История детско-юношеских и молодежных движений в России" занимает особое место, т. к. помогает педагогу-организатору увидеть детское движение как явление в единстве и целостности, в ретроспек­тиве с позиций осмысления прошлого опыта. ПЯтый раздел "Социаль­но-педагогические основы подготовки координаторов детско-юно­шеского движения" реализует осмысление социальной сущностипрофессионального назначения руководителей детских и подростковыхорганизаций и объединений.

Цель программы - помоЧь будущим педагогам-организаторам (ко­

ординаторам, вожатым, руковОдителям детского объединения) детско­го движения, овладеть теорией и методикой детского движения, техно­логиями организации детского общественного коллектива и развитияличности в нем, осознать воспитательные возможности детских фор­мирований. .

Проmозируемый результат: изменение социальной ситуации в дет­

, ской среде через целенаправленную, педагогически организованную де­ятельность детских сообществ руководителями - взрослыми, имею­

щими специальную подготовку.

В процессе обучения по Д8ЩЮЙ программе слушатели должны знать:

- правовую основу детского движения на международном, феде­

ральном, региональном уровнях;

- основы педагогики, психологии~ физиологии, гигиены ребенка; - историю развития детского и юношеского движения;

- теорию и практику детского движения;



5

4


- содержание и методики организации эстетической, туристско­

краеведческой, досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности,

отдыха и развлечений, тенденции инноваций; .

В процессе обучения слушатели должны уметь:

- прогнозировать развитие личности ребенка,;

- организовывать социально-значимую деятельность детей и под­

ростков совместно со взрослыми;

- создавать условия для самореализации, саморазвития, самоопре­

деления, самореабилитации детей и подростков;

По окончании обучения по программе обучающиеся должны:

. владеть знаниями:

- о правовых актах, регулирующих защиту детства;

- об основах социальной политики государства в области моло­

дежного движения;

- о социальных программах РСМ в регионе;

- об особенностях профессиональной деятельности, должностных

и функциональных обязанностях координатора детского и юношеского

движения;

- о видах социально-педагогической деятельности;

- о современных педагогических системах воспитания;

- основ педагогики, психологии, физиологии и гигиены ребенка;

. владеть умениями:

- представлять интересы и защищать права детских и молодеж­

ных организаций в органах местного самоуправления; .

- организовывать социально значимую деятульность детей на ос­

нове комплексных программ поддержки рззвития детских оргаfпfзаций;

- осуществлять координацию различных государственных и об­

щественных структур в интересах детей и подростков;

- содействовать созданию новых организаций и объединений, ja­

нимающихся решением проблем детей и молодежи;

- совершенствовать своипрофессиональные знанWI, изучать и ис­

пользовать передовой опыт работы с детьми и подростками;

- принимать участие в социологических исследованиях среди де­

тейи молодежи, прогнозировать развитие личности ребенка;

- выполнять оформительские работы (выставки, газеты, рекламы,

объявления);

- пользоваться техническими средствами.

Учебно-тематический план

Название разделов и тем

Введение

Раздел 1. Социально-педагогиче ские основы деятельности дет­ских и подростковых самодея­

тельных организаций и объеди­неннй

Тема 1.1. Детское движение каксоциальное явление

Тема 1.2. Социально-педагогиче­ские аспекты развития детскихформирований

Тема 1.3. Специфика целей, задачи прииципов деятельности детскихи подростковых организаций иобъединений

Тема 1.4. Детская организация иее общественная направленность

Тема 1.5. Психолого-педагогиче­ские основы деятельности дет­ских и подростковых организа­ЦИЙ и объединений

Тема 1.6. Современная культурадетских и подростковых сообществ

Тема 1.7. Социальная роль и пози~ ция взрослого в детских общест­венных объединениях

Раздел П. Психолоro-педагоги­

ческий аспект деятельиостидетских и подростковых самоде­ятельных формирований

Тема 2.1. Сущность социальноговоспитания в детских и подрост" ковых формированиях

Тема 2.2. Функцин детского дви­жения, их психолого-педагогиче­екая направленность

Тема 2.3. Ребенок, подросток, об­щество

Тема 2.4. Личность и ее развитие



6

Вееro

Количество часов

1

42

3

3

6

8

4

6

12

38

6

4

8 6

Лек­ции

1

16

1

1

2

4

2

2

4

19

4

1

4 4

Лабора­

Семи­


I

торный

нары npактикум



2

10

2

2

2

2

4

9

1

2

2

Самост. работа

14

2

2.

2

2

2

2

2

10

1

1

2 2

7



Тема 2.5. Личность и коллектив

8

4




2

2

Тема 2.6. Социально-педагогиче-
















ские основы взаимодействия об-
















разовательных учреждений и дет-
















ских общественных ОDганизаций

6

2




2

2

Раздел III. Содержание, методи-
















ка и технологин организации де-
















ятельности детей в системе дет-
















ского движения

91

34

2

40

15

Тема 3.1. Технологии воспитания
















- инновационный подход

10

4




4

2

Тема.3.2. Методы воспитательной
















деятельности в детских организа-
















циях

6

4




2




Тема 3.3. Игра - как средство гу-
















манизации социальных отноше-
















ний в детских и подростковых
















организациях

12

4




4

4

Тема 3.4. Коллективно-творческая
















деятельность и методика ее орга-
















низации

18

4




10

4

Тема 3.5. Технологии работы ко-
















ординатора детского движения в
















сфере детского досуга

2




2







Тема 3.5.1. Методика организации
















досуга детей и подростков

6

2




4




Тема 3.5.2. Основные направле-
















ния содержания детского досуга,
















познавательная деятельность

8

4




2

2

Тема 3.5.3. Общественно-значи-
















мый труд и детские организации

4

2




2




Тема 3.5.4. Спортивно-оздорови-
















тельная направленность деятель-
















ности самодеятельных формиро-
















ваний детей и подростков

4

2




2




Тема 3.5.5. Туризм и краеведение
















как формы приобщения детей и
















подростков к культурному насле-
















дию, национальным богатствам
















своего народа

11

4




5

2

Тема 3.5.6. Дети и искусство

5

2




2

1

Тема 3.5.7. Технологии организа-
















дии молодежного досуга

5

2




3




Раздел IV. История детско-юно-
















шеских и молодежных движе-
















ний в России

30

19




5

6


8

I
Тема 4.1. Международное детское













и подростковое движение - мето-
















дологическая основа детского дви
















жения в России







1

1










Тема 4.2. Теоретические основы
















международного детского и под-
















росткового движения







I

1










Тема 4.3. Зарождение детского
















движения в России в конце XIX,
















начале ХХ вв.







1

1










Тема 4.4. Российский скаутинг -
















субъект международного скаут-
















ского движения







8

4




2

2

Тема 4.5. Социально-политиче-
















ские, педагогические движения
















молодежи в России втсрой поло-
















вины хх века.






















Тема 4.5.1.

Коистический
















союз молодежи - массовое юно-
















шеское движение в условиях со-
















циалистическогостроительства

2

2










Тема 4.5.2. Трудовая и общест-
















венная

активность

молодежи
















России













1

1










Тема 4.5.3. Детское и подроCТI
















вое движение в России. Краткий
















экскурс в историю







6

5




1




Тема 4.5.4. Появление и развитие
















самодеятельных детских органи-
















заций и объединений детей

и
















подростков в условиях демокра-
















тизации жизни общества (апрель
















1987 - август 1991)







5

2




1

2

Тема 4.5.5. Детское движение в
















России на современном этапе




5

2




1

2

Раздел V. Социальио-педагоги-
















ческне основы подготовки коор
















дниаторов, организаторов дет-
















ско-юношеского двнжения




38

12

2

lO'

14

Тема 5.1. Организатор, воспита-
















тель, руководитель в детско-юно-
















шеском движенни







8

2




2

4

Тема 5.2. Организация труда коор-
















динатора детско-юношеского дви-
















жения













8

2




2

4


9





Тема 5.3. Взаимодействие коор-
















динатора

детско-юношеского
















движения с

государственными
















учреждениями, обшественными
















организациями, творческими со-
















юзами




8

4




2

2

Тема 5.4. Профессиональное ста-
















новление координатора детского
















и юношеского движения

6

2




2

2

Тема 5.5. Координатор детского
















движения в мире педагогических
















профессий




8

2

2

2

2




Итого:

240

101

6

74

59


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Предмет и задачи курса. Роль и место детского ,и молодежно­го движения в структуре современного общества. Государство и моло­дежное движение.


следующая страница>


Программа "детское и юношеское движение в россии: история, теория, практика" екатеринбург, 2000 г. ­

Диханова Людмила Григорьевна преподаватель СвеrдловскогО обла­стного педагогического колледжа

1052.44kb.

10 10 2014
5 стр.


Темкина А. Женское движение как общественное движение: история и теория // Гендерная реконструкция политических систем / Ред сост. Н. М. Степанова и Е. В. Кочкина. Спб., 2004. С. 41-75
52.99kb.

12 10 2014
1 стр.


Особенности экологического риска и критерии его оценки

Исследования эколого-географических проблем природопользования для обеспечения территориальной организации и устойчивости развития нефтегазовых регионов России: Теория, методы и пр

86.09kb.

18 12 2014
1 стр.


Микрохроматика и. Вышнеградского: история, теория, практика освоения
294.02kb.

01 09 2014
1 стр.


«История, теория и практика тележурналистики» педагог Крыловской Владислав Юрьевич
11.15kb.

13 10 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины государство и право китая направление подготовки 030500. 68 «Юриспруденция»

Магистерская программа «Теория и история права и государства, история правовых учений»

266.41kb.

25 12 2014
1 стр.


Новейшая история Программа дисциплины (Стандарт ) Екатеринбург
494.75kb.

01 10 2014
3 стр.


3-4 апреля 2012 г. Приглашаем Вас принять участие в Международной научно-практической дистанционной конференции «Современная филология: теория и практика»

Международная научно-практическая дистанционная конференция "Современная филология: теория и практика"

14.7kb.

13 10 2014
1 стр.