Перейти на главную страницу
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
Актуальность программы обозначена государственной оценкой значимости детского движения, педагогически организованного явления, где осуществляется процесс социализации подрастающего поколения.
Сегодня, когда социальные проблемы молодежи чрезвычайно обострены, роль молодежных оргаНизаций способных проводить активнуювоспитательную и организационную работу, работающих с конкретными молодыми людьми, возрастает многократно. Именно поэтому Постановлением Правительства Свердловской области от 22 октября 1998г. предполагается осуществление мер по возрождению детских и молодежных общественных объединений, а также введение в штат органапо делам молодежи муниципального образования должности координатора детско-молодежного движения.
Современное состояние общества требует глубокого осмысления каждого явления, происходящего в нем. Одним из таких общественнозначимых процессов является детское движение. Пришедшее на сменуединой массовой пионерской организации, детское движение представляет сегодня широкий спекrp разнообразных формирований детей и подростков, и понимается как СОВОКУlШОСТЬ ДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕльНОСТЕЙ ВСЕХ ДЕТСКИХ (в ТОМ ЧИСЛЕ ПОДРОСТКОВЫХ ИЮНОШЕСКИХ) ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕдИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, СУЩЕСТВУЮЩИХ В РЕГИОНЕ.
В определении детского движения заложен новый подход в понимании этого явления свидетельствующий об изменившейся позиции всамом детском движении. Началось движение от единой и единственной детской организации к разным и пока разрозненным группам, объединениям, движениям, организациям. Меняется место и "прописка"
детских формирований. Декларируется НОВАЯ ПОЗИЦИЯ взрослых
ный член Академии социальных наук, руководитель МеЖВ\j()ВСКОГО
центра по социальной работе в сфере молодежного идетсю): ,'rвижения при Костромском Государственном университете, прс-,~Lс:;~ательАссоциации исследователей и организаторов детских объединений Костромской области.
ному УЧР,еждению, осуществляющему профессионаЛЫIУIO подготовкупо специальностям 0314 "Социальная педагогика", 0317 "Педагогикадополнительного образования", квалификации "Координатор детскогодвижения" .
педагогическиЙ колледж
@ УральскиЙ институт
молодежи
Предшествующий, а также накопленный за десятилетия опыт доказывает - у детских организаций должно быть свое место в обществе, свои социальные функции, своя социальная ниша. ОНИ не должны подменять школу как социальный институт, а через присущие им формы иметоды призваны создавать необходимые условия самореализации и самоутверждения личности, апробации приоритетных знаний и переходаих в реальные отношенИя. Перспективные цели детских организаций - найти приложение СБОИХ сил и возможностей заполнить вакуум
в реализации детских интересов, сохраняя при этом "свое лицо". Из
этого тезиса формируется главная задача взрослых: наполнить интере
сы детей и подростков социально-значимым содержанием, основанным
на опыте поколений, помочь им в освоении и использовании этого опыта, преобразуя окружающую жизнь к лучшему.
Детская организация дает многомерные и достаточно объективные данные о ребенке, так как ребенок ДОБРОВОЛЬНО определяет свое
участие в организации. Характер его деятельности в коллективе, объе
динении разнообразен и по содержанию, и по формам, и по занимаемому положению в коллективе, конкретных делах.
Развитие личности подростка в детской организации представляется как процесс его вхождения в новую социальную среду, освоениеновоЙ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ в обществе ~ ЧЛЕНА ОРГАНИЗАЦИИ, где он становится сам носителем преобразованного социальногоопыта. Смена социальной позиции в деятельности ребенка, в результате чего он оказывается перед выбором в ситуации принятия новой роли, является основой изучения личности, прогнозирования, программирования.
Все это говорит о необходимости формирования совершенно ноВОГО КОРПУСА ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ, переориентации их мышления в осознании целей, принциповвоспитательной работы с детьми, взаимодействия и сотрудничества
взрослого и ребеnка; Педагогу-организатору детского движения, взрослому руководителю детского самодеятельного коллектива жизненнонеобходимо овладение инструментарием педагогической диагностики,
прогнозирования возможного развития личности ребенка в конкретной
деятельности в социальной сфере.
ководителя детского самодеятельного объединения (или организации).
Учитывая, что руководителем детского движения может быть человек, не являющийся педагогом-профессионалом, программа предполагает отдельный психолого-педагогический блок в изучении таких явлений как "личность", "воспитание", методика и технология организациидеятельности и т. д.
Программа состоит из пяти взаимосвязанных разделов: первый раздел "Социально-политические основы деятельности детских и подростковых самодеятельных организаций и объединений". Второй раздел"Психолого-педагогические аспекты деятельности детских и подростковых самодеятельных формирований". Третий раздел "Содержание, методика и технологии организации детского движения". Четвертый раздел "История детско-юношеских и молодежных движений в России" занимает особое место, т. к. помогает педагогу-организатору увидеть детское движение как явление в единстве и целостности, в ретроспективе с позиций осмысления прошлого опыта. ПЯтый раздел "Социально-педагогические основы подготовки координаторов детско-юношеского движения" реализует осмысление социальной сущностипрофессионального назначения руководителей детских и подростковыхорганизаций и объединений.
Цель программы - помоЧь будущим педагогам-организаторам (ко
ординаторам, вожатым, руковОдителям детского объединения) детского движения, овладеть теорией и методикой детского движения, технологиями организации детского общественного коллектива и развитияличности в нем, осознать воспитательные возможности детских формирований. .
Проmозируемый результат: изменение социальной ситуации в дет
, ской среде через целенаправленную, педагогически организованную деятельность детских сообществ руководителями - взрослыми, имею
щими специальную подготовку.
В процессе обучения по Д8ЩЮЙ программе слушатели должны знать:
- правовую основу детского движения на международном, феде
ральном, региональном уровнях;
- основы педагогики, психологии~ физиологии, гигиены ребенка; - историю развития детского и юношеского движения;
- теорию и практику детского движения;
краеведческой, досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности,
отдыха и развлечений, тенденции инноваций; .
В процессе обучения слушатели должны уметь:
- прогнозировать развитие личности ребенка,;
- организовывать социально-значимую деятельность детей и под
ростков совместно со взрослыми;
- создавать условия для самореализации, саморазвития, самоопре
деления, самореабилитации детей и подростков;
По окончании обучения по программе обучающиеся должны:
. владеть знаниями:
- о правовых актах, регулирующих защиту детства;
- об основах социальной политики государства в области моло
дежного движения;
- о социальных программах РСМ в регионе;
- об особенностях профессиональной деятельности, должностных
и функциональных обязанностях координатора детского и юношеского
движения;
- о видах социально-педагогической деятельности;
- о современных педагогических системах воспитания;
- основ педагогики, психологии, физиологии и гигиены ребенка;
. владеть умениями:
- представлять интересы и защищать права детских и молодеж
ных организаций в органах местного самоуправления; .
- организовывать социально значимую деятульность детей на ос
нове комплексных программ поддержки рззвития детских оргаfпfзаций;
- осуществлять координацию различных государственных и об
щественных структур в интересах детей и подростков;
- содействовать созданию новых организаций и объединений, ja
нимающихся решением проблем детей и молодежи;
- совершенствовать своипрофессиональные знанWI, изучать и ис
пользовать передовой опыт работы с детьми и подростками;
- принимать участие в социологических исследованиях среди де
тейи молодежи, прогнозировать развитие личности ребенка;
- выполнять оформительские работы (выставки, газеты, рекламы,
объявления);
- пользоваться техническими средствами.
Раздел 1. Социально-педагогиче ские основы деятельности детских и подростковых самодея
тельных организаций и объединеннй
Тема 1.1. Детское движение каксоциальное явление
Тема 1.2. Социально-педагогические аспекты развития детскихформирований
Тема 1.3. Специфика целей, задачи прииципов деятельности детскихи подростковых организаций иобъединений
Тема 1.4. Детская организация иее общественная направленность
Тема 1.5. Психолого-педагогические основы деятельности детских и подростковых организаЦИЙ и объединений
Тема 1.6. Современная культурадетских и подростковых сообществ
Тема 1.7. Социальная роль и пози~ ция взрослого в детских общественных объединениях
Раздел П. Психолоro-педагоги
ческий аспект деятельиостидетских и подростковых самодеятельных формирований
Тема 2.1. Сущность социальноговоспитания в детских и подрост" ковых формированиях
Тема 2.2. Функцин детского движения, их психолого-педагогичеекая направленность
Тема 2.3. Ребенок, подросток, общество
Тема 2.4. Личность и ее развитие
Семи
нары npактикум
Тема 2.5. Личность и коллектив |
8 |
4 |
|
2 |
2 |
Тема 2.6. Социально-педагогиче- |
|
|
|
|
|
ские основы взаимодействия об- |
|
|
|
|
|
разовательных учреждений и дет- |
|
|
|
|
|
ских общественных ОDганизаций |
6 |
2 |
|
2 |
2 |
Раздел III. Содержание, методи- |
|
|
|
|
|
ка и технологин организации де- |
|
|
|
|
|
ятельности детей в системе дет- |
|
|
|
|
|
ского движения |
91 |
34 |
2 |
40 |
15 |
Тема 3.1. Технологии воспитания |
|
|
|
|
|
- инновационный подход |
10 |
4 |
|
4 |
2 |
Тема.3.2. Методы воспитательной |
|
|
|
|
|
деятельности в детских организа- |
|
|
|
|
|
циях |
6 |
4 |
|
2 |
|
Тема 3.3. Игра - как средство гу- |
|
|
|
|
|
манизации социальных отноше- |
|
|
|
|
|
ний в детских и подростковых |
|
|
|
|
|
организациях |
12 |
4 |
|
4 |
4 |
Тема 3.4. Коллективно-творческая |
|
|
|
|
|
деятельность и методика ее орга- |
|
|
|
|
|
низации |
18 |
4 |
|
10 |
4 |
Тема 3.5. Технологии работы ко- |
|
|
|
|
|
ординатора детского движения в |
|
|
|
|
|
сфере детского досуга |
2 |
|
2 |
|
|
Тема 3.5.1. Методика организации |
|
|
|
|
|
досуга детей и подростков |
6 |
2 |
|
4 |
|
Тема 3.5.2. Основные направле- |
|
|
|
|
|
ния содержания детского досуга, |
|
|
|
|
|
познавательная деятельность |
8 |
4 |
|
2 |
2 |
Тема 3.5.3. Общественно-значи- |
|
|
|
|
|
мый труд и детские организации |
4 |
2 |
|
2 |
|
Тема 3.5.4. Спортивно-оздорови- |
|
|
|
|
|
тельная направленность деятель- |
|
|
|
|
|
ности самодеятельных формиро- |
|
|
|
|
|
ваний детей и подростков |
4 |
2 |
|
2 |
|
Тема 3.5.5. Туризм и краеведение |
|
|
|
|
|
как формы приобщения детей и |
|
|
|
|
|
подростков к культурному насле- |
|
|
|
|
|
дию, национальным богатствам |
|
|
|
|
|
своего народа |
11 |
4 |
|
5 |
2 |
Тема 3.5.6. Дети и искусство |
5 |
2 |
|
2 |
1 |
Тема 3.5.7. Технологии организа- |
|
|
|
|
|
дии молодежного досуга |
5 |
2 |
|
3 |
|
Раздел IV. История детско-юно- |
|
|
|
|
|
шеских и молодежных движе- |
|
|
|
|
|
ний в России |
30 |
19 |
|
5 |
6 |
8 I Тема 4.1. Международное детское |
|
|
|
| |||||
и подростковое движение - мето- |
|
|
|
|
| ||||
дологическая основа детского дви |
|
|
|
|
| ||||
жения в России |
|
|
1 |
1 |
|
|
| ||
Тема 4.2. Теоретические основы |
|
|
|
|
| ||||
международного детского и под- |
|
|
|
|
| ||||
росткового движения |
|
|
I |
1 |
|
|
| ||
Тема 4.3. Зарождение детского |
|
|
|
|
| ||||
движения в России в конце XIX, |
|
|
|
|
| ||||
начале ХХ вв. |
|
|
1 |
1 |
|
|
| ||
Тема 4.4. Российский скаутинг - |
|
|
|
|
| ||||
субъект международного скаут- |
|
|
|
|
| ||||
ского движения |
|
|
8 |
4 |
|
2 |
2 | ||
Тема 4.5. Социально-политиче- |
|
|
|
|
| ||||
ские, педагогические движения |
|
|
|
|
| ||||
молодежи в России втсрой поло- |
|
|
|
|
| ||||
вины хх века. |
|
|
|
|
|
|
| ||
Тема 4.5.1. |
Коистический |
|
|
|
|
| |||
союз молодежи - массовое юно- |
|
|
|
|
| ||||
шеское движение в условиях со- |
|
|
|
|
| ||||
циалистическогостроительства |
2 |
2 |
|
|
| ||||
Тема 4.5.2. Трудовая и общест- |
|
|
|
|
| ||||
венная |
активность |
молодежи |
|
|
|
|
| ||
России |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
Тема 4.5.3. Детское и подроCТI |
|
|
|
|
| ||||
вое движение в России. Краткий |
|
|
|
|
| ||||
экскурс в историю |
|
|
6 |
5 |
|
1 |
| ||
Тема 4.5.4. Появление и развитие |
|
|
|
|
| ||||
самодеятельных детских органи- |
|
|
|
|
| ||||
заций и объединений детей |
и |
|
|
|
|
| |||
подростков в условиях демокра- |
|
|
|
|
| ||||
тизации жизни общества (апрель |
|
|
|
|
| ||||
1987 - август 1991) |
|
|
5 |
2 |
|
1 |
2 | ||
Тема 4.5.5. Детское движение в |
|
|
|
|
| ||||
России на современном этапе |
|
5 |
2 |
|
1 |
2 | |||
Раздел V. Социальио-педагоги- |
|
|
|
|
| ||||
ческне основы подготовки коор |
|
|
|
|
| ||||
дниаторов, организаторов дет- |
|
|
|
|
| ||||
ско-юношеского двнжения |
|
38 |
12 |
2 |
lO' |
14 | |||
Тема 5.1. Организатор, воспита- |
|
|
|
|
| ||||
тель, руководитель в детско-юно- |
|
|
|
|
| ||||
шеском движенни |
|
|
8 |
2 |
|
2 |
4 | ||
Тема 5.2. Организация труда коор- |
|
|
|
|
| ||||
динатора детско-юношеского дви- |
|
|
|
|
| ||||
жения |
|
|
|
|
8 |
2 |
|
2 |
4 |
- Тема 5.3. Взаимодействие коор- |
|
|
|
|
| |
динатора |
детско-юношеского |
|
|
|
|
|
движения с |
государственными |
|
|
|
|
|
учреждениями, обшественными |
|
|
|
|
| |
организациями, творческими со- |
|
|
|
|
| |
юзами |
|
8 |
4 |
|
2 |
2 |
Тема 5.4. Профессиональное ста- |
|
|
|
|
| |
новление координатора детского |
|
|
|
|
| |
и юношеского движения |
6 |
2 |
|
2 |
2 | |
Тема 5.5. Координатор детского |
|
|
|
|
| |
движения в мире педагогических |
|
|
|
|
| |
профессий |
|
8 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Итого: |
240 |
101 |
6 |
74 |
59 |
Диханова Людмила Григорьевна преподаватель СвеrдловскогО областного педагогического колледжа
10 10 2014
5 стр.
12 10 2014
1 стр.
Исследования эколого-географических проблем природопользования для обеспечения территориальной организации и устойчивости развития нефтегазовых регионов России: Теория, методы и пр
18 12 2014
1 стр.
01 09 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
Магистерская программа «Теория и история права и государства, история правовых учений»
25 12 2014
1 стр.
01 10 2014
3 стр.
Международная научно-практическая дистанционная конференция "Современная филология: теория и практика"
13 10 2014
1 стр.