Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

Раздел V. Социально-педагогические основы

подготовки координаторов, организаторов

детско-юношеского движения

Тема 5.1. Организатор, воспитатель, руководитель в детско­юношеском движении

1. Басов Н.Ф. Проблемы подготовки социальных педагогов-организаторов дет­ских объединений// Молодежь России на рубеже веков. Материалы научно­

методичесl

2. Путь к лидерству. - М., 1982.

Тема 5.2. Организация труда координатора детско-юношеского движения

Основные принципы научной организации труда координатора: це­леустремленность, рациональность; профессиональная компетентность, коммуникативность.

Самоорганизация: учет рабочего времени, организация рабочего мес­та, планирование работы, прогнозирование предполагаемого результата.

Непрерывность образования, понятие о самообразовании и формах его реализации.



Практическое занятие. Изучение нормативных документов, обеспечи­вающих деятельность координатора детско-юношеского движения.

Практuческое занятие. Проектировочная деятелЫLOсть координато­ра детско-юношеского движения.

Вариант 1. Изучение планов работы педагогов-практиков с после­

дующим анализом. .

Вариант 2. Коллективная разработка моделей планов разных типов:

перспективного, календарного, плана дня, плана-дела.

Вариант З. Представление и защита собственной модели плана.

Возможны использование различных технологий и методик рабо­

ты: ответ на любой вопрос, педагогическая задача, вертушка и т. д.



Из истории профессии лидера детского движения. Профессиональная деятельность педагога-организатора детского и юношеского движения: права, обязанности, функции. Профессионально значимые качества лич­ности координатора. Профессионально значимые умения; основные видыдеятельности. Задачи и содержание профессиональной деятельности.

Профессиограмма организатора, координатора детского движения.



Литература

1. Крупская Н.К О вожатом и его работе с riионерами. - М., 1981.

2. Деркач АЛ. Основы профессионального лидерства пионерского работни­

ка/ Учебное пособие. - М. вкш при ЦК ВЛКСМ, 1974.

3. ДИханова л.г.Руководитель детского общественного объединения. (Соци­альная {'оль, позиции, модель профессиограммы). - Екатеринбург, 1999.

4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1984.



36

37

I 11


11

11

!I



5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995.

6. Кочетов АЛ. Как заниматься самовоспитанием. - Минск, 1986.

7. Мир професеий: человек - человек. - М., 1986.

8. Соколова Э.С., Павлов вл. Про'фессия - пионерский вожатый. - М., 1990. 9. Уманский Л.И., Лутошкин А.Н. Психология и педагогика работы комсор­

га. - М., 1975.

10. Человек и профессия/ Выпуск 1-8. - Л., 1975-1984.



Тема 5.3. Взаимодействие координатора детско-юношеского

движения с государственными учреждениями, общественными

организациями, творческими союзами

Нормативно-правовая основа взаимодействия. Формы СОТРУДlшче­ства детских организаций с государственными учреждениями, обще­ственными организациями, творческими союзами. Школа, учреждениядополнительного образования, социально-клубная сфера - возможныебазы развития детского движения. Совместная работа школы, семьи, общественности.

Молодежные и детские общественные объединения как важный

фактор реализации государственной молодежной политики. .



Литература

1. Гарина Г.в. Главный вопрос "Зачем"? - 1983.

2. Дети и социум. - Еюперинбург, 1996.

3. Детские и подростковые клубы по месту жительства в новых социально­

экономических условиях. - Екатеринбург, 1994.

4. Журавлев М.И. Особенности деятельности пионерских организаций в пери­

од школьных каникул. - М., 1991. 5. Цымбаленко С., JЦеrnова С. Кто они, подростки девяностых. - М., 1995. 6. Я и MыJ Программы в помощь организаторам и лидерам детских организа­

ций и объединений, педагогам и родителям. - М., 1996. .



Тема 5.4. Профессионалъное становление координатора детского и юношеского движения

Самовоспитание и его роль в профессиональном становлении спе­

циалиста-координатора детско-юношеского объединения.

Понятие о самовоспитании. Роль самовоспитания в развитии лич­ности и ее профессиональном становлении. Предпосылки и условияэффективности самовоспитания. Связь самовоспитания с обучением.

Самообразовательная работа - путЬ совершенствования личности. Самообразование - путь профессионального становления координато­ра. Виды и формы самообразования деятельности специалиста.



38

- - -- -­

..

Методическая деятельность координатора. Работа с книгой. Состав­ление библиографических карточек. Подбор необходимых нормативныхдокументов для работы координатора.

. Изучение и обогащение социально-педагогического опыта в работе с детскими объединениями. Овладение научно-педагогическими знани­ями различных областей. Конструирование собствеюiой организатор­ской деятельности. Систематизация и распространение 'методическихзнаний. Создание собственного методического фонда.



Литература

1. Ильина т.в. Содержание и организация методической деятельности в уч­реждениях дополнительного образования// Проблемы школьного воспита­ния.- Нижний Новгород, 1997, N!!I.

2. Осипов П.Н. Диагностика самовоспитания учащихся/ Методические реко­

мендации. - М., 1992.

3. Проблемы результативности педагогической деятельности. ~ С.-Петер­

бург,1997. .

4. Самовоспитание личности. Примерный учебно-тематический план и про­

грамма факультатива для учащихся профессиональныхшкол/ Сост. Оси­

пов п.н. - М., 1992. 5. Титова Е.В. Словарь-справочник "Методическая деятельность". - Л., 1997. 6. Факультет методической подготовки// Проблемы школьного воспитания. ­

Нижний Новгород, 1997, N!! 1.



Тема 5.5. Координатор детского движения в мире педагогических профессий

Современное общество: социальные проблемы, перспективы раз­вития. Политические, социально-экономические реформы во всех сфе­рах жизни общества. Гуманизация, демократизация общественной жиз­ни. Развитие политических и общественных движений, пути ихсотрудничества. Глобальные проблемы современности, их влияние насоциальное развитие.

Социально-психологические проблемы воспитания и образования. Основные направления развития личности: социализация, инкультура­ция, индивидуализация (по Э.В. Соколову).

Роль личности координатора детского. движения в становлении и развитии детских самодеятельных формирований на.местном и регио­нальном уровне. Должностные обязанности, функции, социальная по­зиция. Правовые и нормативные основы деятельности координатора, механизм социальной защиты личности руководителя, организатора детского движения.



39


'теоретические основы выдвижения, подготовки деятельности орга­низаторов детских объединений. Интегральные свойства для классифи­кации: цель, характер отношений, содержание деятельности, направ­ленность деятельности. Принципы различия организаторов по четыреммотивам деятельности: самоутверждение, самореализация, самопозна­ние, познавательный интерес. Типы организаторов детских объедине­ний в отечественном детском движении ХХ века.

Практическое занятие. Деловая игра: координатор детского движе­ния в мире профессий.

Профессия - "быть рядом и чуть-чуть впереди". Прошлое и настоя­щее професеии. Должностные обязанности координатора. Позиция спе­циалиста в детском сообществе. Взаимодействие координатора с дет­скими организациями, объединениями, образовательными и другимиучреждениями.

Деловые связи. Пакет документов координатора. Программы и про­граммирование. Психолого-педагогическая основа деятельности специа­листа. Проектирование деятельности координатора детского движе­ния - основы его мастерства и успеха в дальнейшем развитии детскогодвижения на современном этапе.

Методическое обеспечение реализации про граммы 1. Документы.

Литература

1. Дети и переход к рыночной экономике (система социальной защиты и соци­

альной политики в Центральной и Восточной Европе). Изд. ФНИСЕФ, 1994.

2. Диханова л.г. Руководитель детского общественного объединения (соци­

альная роль, позиция, функции, модель npофессиограммы). - Екатеринбург,

1999­


3. Пригожин А. И. Социология организаций. - М., 1980. 4. Психологические особенности самодеятельных детских юношеских нефор­

мальных групп. - М., 1990. 5. Северин Н., Кудинов В. Роман с барабаном. - М., 1990. 6. Соколова Э.С., Павлов В-Л. Профессия - пионерский вожатый: профессио­

грамма и ее применение. - М., 1990.

7. Социальная служба детских организаций: цели, структура, деятельность, пути

создания/ Э.С. Соколова, В.А. Луков и др. - М., 1992. 8. Теория, история, методика детского движения. Четвертый выпуск. М_, 1998. 9. Точка зрения. Иваново: рабочий край, 1990.

1. Международные дОКУJненты:

Конвенция ООН "О правах ребенка".

Декларация прав ребенка.

2. Федеральные документы:

Закон Рф "Об общественных объединениях". - М_, 1995.

Закон рф "О государственной поддержке молодежных и детских

общественных объединений". - М., 1994.

Решение коллегии министерства образования рф от 14.04.93г.

"О поддержке детских общественных организаций в Рф".

Указ президента рф от 26 сентября 1992г. "О первоочередных ме­

рах в области государственной молодежной политики".

3. Региональные документы:

Закон Правительства Свердловской области "О защите прав ребен­

ка" от 5 октября 1995 г.

Постановление Правительства Свердловской области от 22.10.98г. N~1075 "О поддержке деятельности детских и молодежных обществен­ных объединений и проведении Дней молодежи, посвященных 80-ле­тию комсомола".

Областной Закон от 6 декабря 1995г. "О государственной молодеж­

ной политике в Свердловской области".

Программы деятельности Свердловекой областной организации

РСМ на 1999 год.

II. Учебные пособия.

1. Басов Н.Ф. Практикум по истории ВЛКСМ и ВПО им. В.И. Лени­

на. - М., 1984.

2. Басов Н.Ф. Ценностно-значимые стороны истории детского дви­жения/! Образование: идеалы и ценности. Уч. пособие. - М., 1995- ­с.382-420.

3. Диханова л.г. Социальный педагог - руководитель детского об­

щественного объединения. - Екатеринбург, 1998.

4. Диханова л.г. Социальный педагог - педагог дополнительного

образования. - Екатеринбург, 1999.

5. Рост. Программно-методическое пособие. - М., 1996.

6. Семья Г.В., Боброва Т-В., Абидоков т.М. Как создать обществен­ное объединение учащейся молодежи. Метод. рекомендации. ВЫП.1. М., 1998.



40

41


7. СОРО'l;инская Е.Н. Детское движение в современном обществе.

Ростов-на-Дону, РГПУ, 1993.



Il!. Наглядные пособия.

1. Карты: славный путь ЛенинскогО комсомола. - М., 1984.

Карты Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. - М.,

1984.


2. Диапозитивы по истории ВЛКСМ и ВПО им. В.И. Ленина.

3. Грамзаписи: рассказы, воспоминания,. членов ВЛКСМ и ветера­

нов молодежного движения разных лет.

4. Выступления молодежных поэтов: М. Светлова, Е. Безыменско­

го, Р. Рождественского, М. Пимененко, А. Пудваль, Н. Добронравова.

5. Записи произведений молодежных композиторов: А. Пахмутовой,

А. Островского, Е. Гиммельфарга, М. Фрадкина, Д. иД. Покрасов, А.Эш­

пая, П. Аедоницкого, Е. Мартынова, Ю. Саульского, В. Баснэра, Е. Ро­

дыгина.

6. Атлас Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. ­



М., 1982.

7. Кщюфильмы: "Брестская крепосtь", "Зарница", "Так нам сердце

велело".

8. Программы: "Сотрудничество", "Компас"," Федерации детских

организаций "Юная Россия": ''Робинзоны'' , "4 + 3", "Я сам", "Коллеm".

9. Программы союза пионерских организаций СПО (ФДО): "Кани­

J()'лы", "Игра - дело серьезное", "Школа демократической культуры",

"Золотая игра", "Древо жизни", "ДетсКИЙ QРден милосердия".

10. Символы: значки, наградные значки, вымпелы, летописи, фла­

ги, флажки, переходящие кубки, медали "Аргека" и "Орденка".



42

---­

....

Библиография

1. Крупская Н.К О вожатом и его работе с пионерами. - М., 1982.

2. Алиева Л.В. Педагогика пионерского поручения. - М., 1990.

3. Алиева Л.В., Гордин Н.Г, Хангин В,с. Этапы славного пути. - М., 1973.

4. Басов Н.Ф. Пракrикум по истории ВЛКСМ и ВПО им. В.И. Ленина. - М., 1984. 5. Басов Н.Ф. Детские объединения в системе социального воспитания!! Вестник

КГПУ, 1998, N~ 1, с. 118-129.

6. Басов Н.Ф. Становление и развитие пионерской организации!! Сов. педагогика­

1987, N~7, с.99.

7. Басов Н.Ф. Теоретико-методологические проблемы исследования истории дет­

ского движения в России (на'!,. хх века - 90-е гг.). - Кострома, 1997, 380с.

8. Басов Н.Ф. Проблемы подготовки социальных педагогов-организаторов детских обьединений/! Молодежь России на рубеже веков. Материалы научно-методической конференции. - Березники, 1999. С.72-75.

9. Басов Н.Ф. Ценностно значимые стороны истории детского движения!! Образо­

вание: идеалы и ценности. Уч. пособие. - М., 1995, С.382--420.

10. Басов Н.Ф. История Всесоюзной пионерской организации: вопросы методоло­

гии и теории. Ярославль-Челябинск, 1987, 107с.

11. Басов Н.Ф. Извлечь уроки из прошлого!! Сов. педагогика, 1991, N~8, с.142-143.

12. Басов Н.Ф. Под властью педагогического дикrата (детское движение в

30-е гг.)!! Вожатый, 1999, N~12, с.49":'51.

13. Богуславекий М.В. Как мы дожили ДО жизни такой. Рост, вып.3, Ассоциация

исследователей детского движения. - М., 1991.

14. Визитная карточка. - М., 1995.

15. Взвейтесь кострами. Очерки истории пионерской организации Свердловской

области. - Свердловск, 1974.

16. Возьмитесь за руки, друзья! Материалы программы СПО (ФДО) "Игра - дело

серьезное". - Авт.- сост. Фришман И.И. М., 1996.

17. В пионерских организациях и союзах. Экспресс-выпуск. - М., 1990.

18. Выбираем свой путь. Программы деятельности детских и подростковых орга­

низаций. - М., 1992.

19. Вульфов Б.з. Семь парадоксов воспитания. - М.: Новая школа, 1994.

20. Голубкова ГЛ., Покровекая А.П. О некоторых особенностях развития детского

движения на современном этапе. - М., 1991.

21. Гордин И.Г. Этапы пионерского пути. - М., 1982.

22. Гусев А. Год за годом. Из летописи.

23. Детские и молодежные общественные организации в образовании. Материалы

годичного совещания (март-апрель 1999). - Екатеринбург, 1999.

24. Детское движение. Словарь-справочник. Ред.-сост. т.В.Трухачева. М., Минск,

1998.

25. Дети ради детей! Программа социальной защиты детей в деятельности детских



организаций. - М., 1996.

26. Дети и переход к рыночной экономике: система социальной зашиты и социаль­

ной политики в Центральной и Восточной Европе! Изд. ЮНИСЕФ, 1991.

27. Из истории пионерской организации! Сборник научных трудов! Под ред. Горди­

на И.Г - М., 1972.

28. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И. ЛенинaI Учеб­

ное пособие. - М., 1983.

"

"'J

r


29. История международного молодежного и детского движения! Под ред. доктора

ист. наук В.П. Мошняги и доктора юрид. наук П.Ф. Таирова. - М., 1983.

30. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина/Учеб­

ное пособие для студентов пединститутов спец. N22108 "История и педагогика"! Под

ред. Сулимова В.А. - М., 1983. . .

31. История, теория и практика скаутизма!! Документы и материалы. - Архангельск,

1992.

32. Ишурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. - М., 1990.



33. Каталог-справочник неформальных объединений и организаций. - М., 1990. 34. Книга вожатого. -М., 1985.

35. Кирпичник А.Г. Детское движение и роль взрослого в нем!! Проблемы школь­

ного воспитания. 1997, N24.

36. Кудинов В.А. Большие заботы малеиьких граждаи. - М., 1990.

37. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. - М., 1990.

38. Лебедев Д.Н. Подготовка юных организаторов. - М., 1992.

39. Лебедев Д.Н. Пионерия на пути в будущее: о некоторых проблемах современно­

го пионерского движения!! Проблемы школьного воспитания. - Н. Новгород, м! 1, 1990.

40. Лебединский В.В. Теория и методика пионерской работы. - М., 1980.

41. Морозов А.В., Богуславский М.В., Корнешов г.В. Основы типологии детских

объединений. Несторонний взгляд. Вып. 1. - М., 1992.

42. Несторонний взгляд. Выпуск 1 и П. - М., 1992.

43. Основы социологических знаний/! Учебное пособие для педагогических учи­

лищ. - Екатеринбург, 1993.

44. Программы курсов подготовки и переподготовки кадров пионерских работии­

ков. - М., 1990.

45. Пригожин А.А. Социология организаций. - М., 1960.

46. Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. Казань, 1987. 47. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации; возможность выбора. М., 1996. 48. Северин Н., Кудинов В. Роман с барабаном. - М., 1990.

49. Семья Г.В., Боброва Т.В., Абидоков Ш.М. Как создать обшественное объедине­

иие учащейся молодежи. Метод. рекомендации. Вып.l. М., 1998.

50. Сорочинекая Е.н. ДетСIФе движение в современном обществе. - Ростов-на-Дону,

1993.


51. Социальная служба детских организаций: цели, структура, деятельность, пути

создания/ Э.С. Соколова, В.А. ЛУIФВ и др. - М., 1992.

52. Теория и методика пионерской и комсомольской работы! Под ред. Лебединско­

го. - М., 1982.

53. Титова Е.В., Трухачева Т.В. Они и мы. - М., 1993.

54. Точка зрения.":' Иваново: рабочий край, 1990.

55. Трухачева Т-В. К борьбе за детское движение будем готовы/! Проблемы школь­

ного воспитания. - Н. Новгород, 1995, N24.

56. Трухачева Т.В. Новые взрослые и новые дети. - М., 1997.

57. Трухачева Т.В. Недетские проблемы детского движения/! Народное образова­

ние, 1993, N25.

58. Трухачева Т.В. Что с нами происходит?!I Народное образование, 1994, N25.

59. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. - М., 1919.

60. Эстафета пионерских поколений. - М., 1972. .

61. Я и Мы. Программа в помощь организаторам и лиДерам детских организаций и

объедииений, педагогам и родителям. Научно-npактический цеитр Совета СПО ФДО. Рук. авт. кол. Рожков М.И., Волохов А.В., М., 1996.



44

\.

- - ­

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение ]

ПОЛОЖЕНИЕ

о координаторе детского и молодежного движения комитета (отдела) по делам молодежи

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Координатор является штатным работником комитета (отдела) по делам моло­дежи и соответствует должности ведущего специалиста. Координатор работает поднепосредственным руководством председателя комитета (начальника отдела), а вслучае его отсутствия зам. главы администрации по социальным вопросам.

В практической деятельности координатор руководствуется действующим за­конодательством РФ, Декларацией прав ребенка, Всемирной декларацией об обес­печении выживания, защиты и развития детей, решениями местных органов госу­дарственной власти, данным Положением.



2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Осуществляет связь администрации города (района) с общественными дет­скими и молодежными организациями и объединениями. Готовит ежегодный отчето их деятельности в территории.

2.2. Координирует деятельность детских организаций, способствует реализации

целей и задач, предусмотренных Уставом этих организаций.

2.3. В пределах своей компетенции осуществляет координацию деятельности различных государственных и общественных структур в интересах детей и подро­стков.

2.4. Представляет интересы и защищает права детских и молодежных органи­заций в органах местного самоуправления. Вносит предложения в соответствую­щие проекты бюджетов в интересах поддержки социально значимых программ дет­ских организаций.

Вносит предложения и способствует принятию в территории нормативно-пра­вовых актов, благоприятствующих деятельности детских организаций. Привлекаетспонсоров к финансированию программ детских и молодежных организаций.

2.5. Совместно с местными органами управления образованием, культуры, спорта и профсоюзными органами, детскими организациями осуществляет необ­ходимые мероприятия по организации летнего отдыха детей и подростков.

2.6. Разрабатьrвает и представляет для утверждения в местные органы государ­ственной власти комплексную программу поддержки и развития детских организа­ций в городе (районе). Отвечает за реализацию этой программы.

2.7. Создает условия для взаимодействия различных детских организаций в территории. Оказывает им организационную, правовую, информационную и мето­дическую помощь.



45


2.8. Формирует информационный банк детских организаций и коллективов города (района), их руководителей, лидеров и программ.

2.9. Содействует созданию в территории новых организаций и объединений, занимающихся рещением проблем детей и молодежи, способствует обновлению содержания и форм деятельности детских организаций. Обеспечивает условия для широкого информирования молодежи о действующих объединениях.

2.10. Совместно с органами управления образования организует социологи­ческие и другие исследования среди детей и молодежи города (района) по выявле­нию их интересов и проблем развития.

2.11. Принимает меры по привлечению детских и молодежных организаций к участию в программах комитета (отдела) по делам молодежи города (района), обла­стного комитета по делам молодежи, в других программах местных органов само­управления.

2.12. Проводит работу по подбору, подготовке и обучению кадров детских орга­

низаций.


2.13. Непосредственно организует и проводит различные мероприятия в горо­

де (районе) по организации досуга и развития детей и молодежи.

2.14. Составляет личные, утвержденные руководителем комитета (отдела) квар­тальные и месячные планы, несет персональную ответственность за их выполне­ние.

2.15. Совершенствует свои профессионалъные знания, изучает и использует

передовой опыт работы с детьми и подростками.

Подготовил Черкасов В.Н.

46

r

Приложение 2


<предыдущая страница | следующая страница>


Программа "детское и юношеское движение в россии: история, теория, практика" екатеринбург, 2000 г. ­

Диханова Людмила Григорьевна преподаватель СвеrдловскогО обла­стного педагогического колледжа

1052.44kb.

10 10 2014
5 стр.


Темкина А. Женское движение как общественное движение: история и теория // Гендерная реконструкция политических систем / Ред сост. Н. М. Степанова и Е. В. Кочкина. Спб., 2004. С. 41-75
52.99kb.

12 10 2014
1 стр.


Особенности экологического риска и критерии его оценки

Исследования эколого-географических проблем природопользования для обеспечения территориальной организации и устойчивости развития нефтегазовых регионов России: Теория, методы и пр

86.09kb.

18 12 2014
1 стр.


Микрохроматика и. Вышнеградского: история, теория, практика освоения
294.02kb.

01 09 2014
1 стр.


«История, теория и практика тележурналистики» педагог Крыловской Владислав Юрьевич
11.15kb.

13 10 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины государство и право китая направление подготовки 030500. 68 «Юриспруденция»

Магистерская программа «Теория и история права и государства, история правовых учений»

266.41kb.

25 12 2014
1 стр.


Новейшая история Программа дисциплины (Стандарт ) Екатеринбург
494.75kb.

01 10 2014
3 стр.


3-4 апреля 2012 г. Приглашаем Вас принять участие в Международной научно-практической дистанционной конференции «Современная филология: теория и практика»

Международная научно-практическая дистанционная конференция "Современная филология: теория и практика"

14.7kb.

13 10 2014
1 стр.