МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель Департамента
содержания высшего
профессионального образования
______________________Л.В.Попов
«___»_______________2004 года
Примерная программа дисциплины
«Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца»
федерального компонента цикла Специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности
050700 «Педагогика балета»,
квалификация "педагог-балетмейстер"
Рекомендовано:
Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства
И.о. сопредседателя УМО В.А. Дорофеева
Санкт-Петербург
2004
Примерная программа дисциплины
«Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности
050700 «Педагогика балета», квалификация: "педагог-балетмейстер".
©Министерство образования и науки Российской Федерации
© Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства
©Академия Русского балета им.А.Я.Вагановой
I. Организационно-методический раздел
1. Цель курса
Подготовка преподавателей характерного танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также педагогов-репетиторов характерного танца профессиональных балетных трупп.
-
Задачи курса
1. Овладение методикой и теорией преподавания народно-сценического (характерного) танца. Изучение национальных обычаев, особенностей темперамента, национального костюма.
2. Изучение основных элементов народных и сценических танцев, а также особенностей национального стиля, манеры.
3. Развитие навыков самостоятельной работы над заданием, самостоятельное создание этюдов.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
1. Народно-сценический танец является одним из основных предметов специальных дисциплин в системе профессиональной подготовки педагогов балета, неотъемлемой и исторически установившейся частью хореографического образования.
2. Обучение народно-сценическому танцу связано со всем циклом специальных дисциплин и, прежде всего, с классическим танцем, являющимся его фундаментом.
4. Требования к уровню освоения содержания курса.
Выпускник должен:
-
владеть методикой преподавания характерного танца;
-
знать выразительные средства народно-сценического (характерного) танца;
-
владеть техникой характерного танца, манерой исполнения, особенностями стиля; знать методические требования при исполнении отдельных движений и танцевальных комбинаций;
-
уметь создавать учебные хореографические композиции (этюды), импровизировать;
-
владеть методикой репетиторской работы, знать материал характерного наследия и характерный репертуар современного балетного театра;
-
иметь навыки работы в балетном классе, как с учениками, так и с профессиональными исполнителями;
-
знать музыкальный материал, используемый на уроках характерного танца, иметь навыки подбора нотного материала;
-
владеть навыками творческого взаимодействия с концертмейстером в ходе уроков и репетиций и при подготовке к ним;
-
обладать необходимой глубиной знаний истории, национальных особенностей, обрядов и традиций народа, создавшего свой танец;
-
различать специфику народного костюма, свойственного изучаемому танцу;
II. Содержание курса
1. Разделы курса
Курс состоит их пяти разделов:
Раздел 1. Программные задачи обучения. Техника исполнения упражнений у станка, этюдов на середине зала в различных национальных характерах, парный танец.
Раздел 2. Композиция учебных этюдов в различных характерах. Особенности, стиль и характер танцевальных форм разных народов.
Раздел 3. Наследие народно-сценического танца из репертуара академических театров и ансамблей народного танца.
Раздел 4. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства.
Раздел 5. История создания и развития методики преподавания народно-сценического (характерного) танца, обогащение ее работами ведущих мастеров хореографического искусства. Методическое наследие народно-сценического танца отечественной балетной школы.
2. Темы и краткое содержание курса
Раздел 1. Программные задачи обучения. Техника исполнения упражнений у станка, этюдов на середине зала в различных национальных характерах, парный танец.
Народно-сценический танец расширяет и обогащает исполнительские возможности будущих артистов балета, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты в процессе обучения исключительно классическому танцу. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Обучение народно-сценическому танцу дает также возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, сложностью их темпов и ритмов.
Упражнения у палки в младших классах занимают по времени примерно 2/3 урока. Построение комбинаций осуществляются с учетом характера и манеры различных народных танцев, но носят в основном тренировочный характер. В следующих классах время, отведенное на упражнения у палки, сокращается и сводится до 1/4 урока, а комбинации, продолжая решать тренировочные задачи, становятся более танцевальными и ярче отражают манеру и стиль различных характерных танцев.
Упражнения характерного тренажа включают в себя повороты стопы и бедра внутрь, удары стопой, каблуком и полупальцами в пол, движения на присогнутых ногах, движения расслабленной стопой, резкие глубокие приседания и многие другие упражнения.
Упражнения на середине зала углубляют знакомство учеников с особенностями стиля и характером танцевальных форм различных народов, выражают многообразие народно-характерного танца, развивают координацию движений всего тела, технику ног, гибкость корпуса, пластичность рук.
Начиная с простейших элементов в младших классах, продолжая освоение более сложных этюдов в средних, данный курс заканчивается освоением сложных по технике и художественной выразительности композиций.
Несложные комбинации двух-трех движений подготавливают учащегося к овладению формой и стилем народно-характерного танца и к усложненным комбинациям, развивающим координацию движений.
Работая над этюдами народно-характерного танца, учащиеся изучают особенности стиля, манеры и характера различных танцев.
Особое внимание уделяется изучению образцов наследия характерного танца. В старших классах в программу включены фрагменты и отдельные танцы из репертуара академических театров. В программе 3, 4, 5 годов обучения дается рекомендованный репертуар.
Условные обозначения по всей программе:
-
п/п – полупальцы.
-
поз. – позиция.
Тема 1. Методика первого года обучения.
Первоначальное знакомство с особенностями характерного танца. Простейшие тренировочные движения у палки и на середине зала. Этюды по всем разделам первого года обучения.
Экзерсис у станка
1. Позиции ног.
а) выворотные: I, II, III;
б) невыворотные: I, II, III;
в) полувыворотные: I, III.
2. Открывание и закрывание руки.
а) правильное положение руки на бедре;
б) положение головы и корпуса.
3. Demi-plié и grand-plié:
а) плавное и резкое с акцентом наверх;
б) выворотное по I, II, III позициям;
в) невыворотное по I (VI) и по III позициям.
4. Переходы из позиции в позицию:
а) через battement tendu;
б) через каблуки-полупальцы;
5. Battement tendu:
1-й вид - с подъемом каблука опорной ноги.
а) на вытянутой ноге;
б) с demi-plié;
в) с tombé и ударом п/п опорной ноги.
2-й вид - с переходом работающей ноги с носка на каблук.
а) на вытянутой ноге;
б) с demi-plié в III позиции;
в) с demi-plié в момент перехода работающей ноги на каблук;
г) с ударом всей стопой по III позиции.
3-й вид - с выносом ноги на каблук.
6. Battement tendu jeté:
а) на вытянутой ноге;
б) с demi-plié;
в) с подъемом каблука опорной ноги;
г) с demi-plié и п/п.
7. Средний battement
(Упражнение свободной стопой, как подготовка к различным чечеточным движениям).
8. Flic с последующим ударом всей стопой.
9. Упражнения на дробные выстукивания:
В РУССКОМ ХАРАКТЕРЕ
а) чередование ударов всей стопы одной ноги и каблука другой по свободной I позиции;
б) перенос работающей ноги выворотно и невыворотно по III позиции на demi-plié.
В ИСПАНСКОМ ХАРАКТЕРЕ
а) чередование ударов всей стопы и п/п другой ноги по свободной III позиции;
б) чередование ударов всей стопы и п/п другой ноги с шагом, на plié и со скачком;
в) чередование ударов каблуками по VI позиции.
10. Подготовка к "веревочке":
а) на целой ноге;
б) на п/п.
11. Упражнение для бедра (на целой ноге и на п/п).
12. Pas tortillé с ударом стопой.
13. Rond de jambe и rond de pied par terre.
14. Battement fondu (на целой стопе).
15. "Голубец" (удары каблуками):
а) одинарный и двойной удар одной ногой;
б) одинарный и двойной удар двумя ногами.
16. Подготовка к "штопору". "Штопор".
17. Grand battement développé:
а) мягкое;
б) акцентированное с ударом каблука опорной ноги.
18. Grand battement jeté (на целой ноге, на plié и с подъемом на п/п).
19. "Голубец" в прыжке (один удар каблуками) – лицом к палке.
20. Различные port de bras и растяжки в выворотном и невыворотном положениях.
21. Подготовка к полуприсядкам и присядкам (для мальчиков)
а) выталкивание ног на каблуки в стороны и вперёд, с полного приседания (лицом к палке);
б) полное приседание с последующим отскоком и выносом ноги на каблук в пол и на 45°,
в) подскоки на полном приседании (мячик).
Упражнения на середине зала
Начиная каждый новый раздел - необходимо рассказать о характере и стиле исполнения. Используя простейшие программные элементы, давать ученикам несложные этюды.
ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО ТАНЦА.
1.
Особенности рук и головы в русском танце. Поклоны на месте и с продвижением вперед и назад.
2. Ходы.
а) простой;
б) переменный;
в) шаркающий;
г) основной (традиционный) вперед и назад;
д) дробный (дробная дорожка).
3. Pas de basque.
4. Притоп.
5. Припадание (с одним и двумя ударами п/п).
6. «Ёлочка» и «Змейка».
7. Pas de bourrée (из стороны в сторону с выносом ноги на каблук).
8. "Веревочка" (на
demi- plié и целой стопе).
9. Полуприсядки (для мальчиков) с выбросом ноги в сторону и вперед на каблук и на 45.
ЭЛЕМЕНТЫ УКРАИНСКОГО ТАНЦА.
1. Ход "Бигунец" (с различными положениями рук и корпуса).
2. "Тынок" и ход на прыжке "Тынок".
3. "Голубец" и притоп.
4. Боковой ход с отбрасыванием ноги в сторону.
5. "Упадание".
6. "Угинание".
7. "Вихилясник".
ЭЛЕМЕНТЫ ВЕНГЕРСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА.
1. Упражнения для рук и корпуса для усвоения манеры исполнения.
2. Открывание руки без
"восьмерки" и закладывание ее за голову.
3. Balancé на effacée и на croisée.
4. Основной ход для медленной части танца.
5. "Голубец" каблуками одинарный и двойной (на месте и с шагом).
6. Ход вперед с ударом всей стопой на croisée.
7. Простейшее заключение.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛЬСКОГО ТАНЦА
Этюды для выработки манеры исполнения. Открывание руки без "восьмерки".
1. "Отбиянэ" и "ходовэ".
2. Pas de basque.
3. Balancé (Тенжки бег).
4. Pas de bourrée по III и VI позициям (акцентированное).
5. Pas couru (легкий бег).
6. Pas gala (мазур).
7. Простейшее заключение.
ЭЛЕМЕНТЫ ИТАЛЬЯНСКОГО ТАНЦА
1. Два вида хода вперед:
а) ballonné;
б) emboîté (ноги сзади).
2. Выбрасывание ноги с носка на каблук.
3. Тройная дробь.
4. Скачки по III позиции.
5. Проскальзывание на опорной ноге с выносом ноги на носок.
6. Навыки владения тамбурином.
Tема 2. Второй год обучения.
Дальнейшее усовершенствование техники и стиля академического характерного танца.
Экзерсис у палки
1. Grand-plié по VI позиции с поворотом колен.
2. Battement tendu с поворотом бедра.
3. Battement tendu jeté сквозные по I позиции (на целой стопе и с подъемом на п/п).
4. Flic-flac (упражнение для свободной стопы).
5. Pas tortillé (слитное с одним поворотом стопы).
6. Rond de jambe и rond de pied с поворотом стопы опорной ноги и с кругом на 45.
7. Подготовка к "качалке" и "качалка".
8."Веревочка" (для венгерского танца).
9. Упражнение для бедра в один темп (на целой стопе и на п\п).
10. Опускание на подъем: колено у середины стопы опорной ноги.
11. Опускание на два колена.
12. Battement fondu на п\п.
13. Battement développé с двумя ударами каблука опорной ноги.
14. Grand battement jeté с tombé-coupé.
15. Одинарное и двойное заключение без поворота.
16. "Голубец" с двойным ударом в прыжке (лицом к палке).
17. Cabriole на 45° (с вытянутыми ногами).
18. Повороты:
а) soutenu en tournant в V позиции (на demi-plié).
б) различные pirouettes выворотные и невыворотные.
19. Упражнения, развивающие гибкость и пластичность.
20. Простейшие выстукивания в испанском характере (чередование ударов полной стопы, п\п и каблука).
следующая страница>