Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель Департамента

содержания высшего

профессионального образования
______________________Л.В.Попов

«___»_______________2004 года




Примерная программа дисциплины


«Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца»

федерального компонента цикла Специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности



050700 «Педагогика балета»,

квалификация "педагог-балетмейстер"

Рекомендовано:

Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства

И.о. сопредседателя УМО В.А. Дорофеева


Санкт-Петербург

2004


Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 050700 «Педагогика балета», квалификация: "педагог-балетмейстер".

©Министерство образования и науки Российской Федерации

© Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства

©Академия Русского балета им.А.Я.Вагановой


I. Организационно-методический раздел
1. Цель курса

Подготовка преподавателей характерного танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также педагогов-репетиторов характерного танца профессиональных балетных трупп.





  1. Задачи курса

1. Овладение методикой и теорией преподавания народно-сценического (характерного) танца. Изучение национальных обычаев, особенностей темперамента, национального костюма.

2. Изучение основных элементов народных и сценических танцев, а также особенностей национального стиля, манеры.

3. Развитие навыков самостоятельной работы над заданием, самостоятельное создание этюдов.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

1. Народно-сценический танец является одним из основных предметов специальных дисциплин в системе профессиональной подготовки педагогов балета, неотъемлемой и исторически установившейся частью хореографического образования.

2. Обучение народно-сценическому танцу связано со всем циклом специальных дисциплин и, прежде всего, с классическим танцем, являющимся его фундаментом.
4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Выпускник должен:



  • владеть методикой преподавания характерного танца;

  • знать выразительные средства народно-сценического (характерного) танца;

  • владеть техникой характерного танца, манерой исполнения, особенностями стиля; знать методические требования при исполнении отдельных движений и танцевальных комбинаций;

  • уметь создавать учебные хореографические композиции (этюды), импровизировать;

  • владеть методикой репетиторской работы, знать материал характерного наследия и характерный репертуар современного балетного театра;

  • иметь навыки работы в балетном классе, как с учениками, так и с профессиональными исполнителями;

  • знать музыкальный материал, используемый на уроках характерного танца, иметь навыки подбора нотного материала;

  • владеть навыками творческого взаимодействия с концертмейстером в ходе уроков и репетиций и при подготовке к ним;

  • обладать необходимой глубиной знаний истории, национальных особенностей, обрядов и традиций народа, создавшего свой танец;

  • различать специфику народного костюма, свойственного изучаемому танцу;


II. Содержание курса
1. Разделы курса

Курс состоит их пяти разделов:



Раздел 1. Программные задачи обучения. Техника исполнения упражнений у станка, этюдов на середине зала в различных национальных характерах, парный танец.

Раздел 2. Композиция учебных этюдов в различных характерах. Особенности, стиль и характер танцевальных форм разных народов.

Раздел 3. Наследие народно-сценического танца из репертуара академических театров и ансамблей народного танца.

Раздел 4. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства.

Раздел 5. История создания и развития методики преподавания народно-сценического (характерного) танца, обогащение ее работами ведущих мастеров хореографического искусства. Методическое наследие народно-сценического танца отечественной балетной школы.
2. Темы и краткое содержание курса
Раздел 1. Программные задачи обучения. Техника исполнения упражнений у станка, этюдов на середине зала в различных национальных характерах, парный танец.
Народно-сценический танец расширяет и обогащает исполнительские возможности будущих артистов балета, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты в процессе обучения исключительно классическому танцу. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Обучение народно-сценическому танцу дает также возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, сложностью их темпов и ритмов.
Упражнения у палки в младших классах занимают по времени примерно 2/3 урока. Построение комбинаций осуществляются с учетом характера и манеры различных народных танцев, но носят в основном тренировочный характер. В следующих классах время, отведенное на упражнения у палки, сокращается и сводится до 1/4 урока, а комбинации, продолжая решать тренировочные задачи, становятся более танцевальными и ярче отражают манеру и стиль различных характерных танцев.

Упражнения характерного тренажа включают в себя повороты стопы и бедра внутрь, удары стопой, каблуком и полупальцами в пол, движения на присогнутых ногах, движения расслабленной стопой, резкие глубокие приседания и многие другие упражнения.

Упражнения на середине зала углубляют знакомство учеников с особенностями стиля и характером танцевальных форм различных народов, выражают многообразие народно-характерного танца, развивают координацию движений всего тела, технику ног, гибкость корпуса, пластичность рук.

Начиная с простейших элементов в младших классах, продолжая освоение более сложных этюдов в средних, данный курс заканчивается освоением сложных по технике и художественной выразительности композиций.

Несложные комбинации двух-трех движений подготавливают учащегося к овладению формой и стилем народно-характерного танца и к усложненным комбинациям, развивающим координацию движений.

Работая над этюдами народно-характерного танца, учащиеся изучают особенности стиля, манеры и характера различных танцев.

Особое внимание уделяется изучению образцов наследия характерного танца. В старших классах в программу включены фрагменты и отдельные танцы из репертуара академических театров. В программе 3, 4, 5 годов обучения дается рекомендованный репертуар.
Условные обозначения по всей программе:


  1. п/п – полупальцы.

  2. поз. – позиция.



Тема 1. Методика первого года обучения.

Первоначальное знакомство с особенностями характерного танца. Простейшие тренировочные движения у палки и на середине зала. Этюды по всем разделам первого года обучения.


Экзерсис у станка

1. Позиции ног.

а) выворотные: I, II, III;

б) невыворотные: I, II, III;

в) полувыворотные: I, III.


2. Открывание и закрывание руки.

а) правильное положение руки на бедре;

б) положение головы и корпуса.
3. Demi-plié и grand-plié:

а) плавное и резкое с акцентом наверх;

б) выворотное по I, II, III позициям;

в) невыворотное по I (VI) и по III позициям.


4. Переходы из позиции в позицию:

а) через battement tendu;

б) через каблуки-полупальцы;

5. Battement tendu:

1-й вид - с подъемом каблука опорной ноги.

а) на вытянутой ноге;

б) с demi-plié;

в) с tombé и ударом п/п опорной ноги.
2-й вид - с переходом работающей ноги с носка на каблук.

а) на вытянутой ноге;

б) с demi-plié в III позиции;

в) с demi-plié в момент перехода работающей ноги на каблук;

г) с ударом всей стопой по III позиции.
3-й вид - с выносом ноги на каблук.
6. Battement tendu jeté:

а) на вытянутой ноге;

б) с demi-plié;

в) с подъемом каблука опорной ноги;

г) с demi-plié и п/п.
7. Средний battement

(Упражнение свободной стопой, как подготовка к различным чечеточным движениям).



8. Flic с последующим ударом всей стопой.
9. Упражнения на дробные выстукивания:

В РУССКОМ ХАРАКТЕРЕ

а) чередование ударов всей стопы одной ноги и каблука другой по свободной I позиции;

б) перенос работающей ноги выворотно и невыворотно по III позиции на demi-plié.

В ИСПАНСКОМ ХАРАКТЕРЕ

а) чередование ударов всей стопы и п/п другой ноги по свободной III позиции;

б) чередование ударов всей стопы и п/п другой ноги с шагом, на plié и со скачком;

в) чередование ударов каблуками по VI позиции.


10. Подготовка к "веревочке":

а) на целой ноге;

б) на п/п.
11. Упражнение для бедра (на целой ноге и на п/п).
12. Pas tortillé с ударом стопой.
13. Rond de jambe и rond de pied par terre.
14. Battement fondu (на целой стопе).
15. "Голубец" (удары каблуками):

а) одинарный и двойной удар одной ногой;

б) одинарный и двойной удар двумя ногами.

16. Подготовка к "штопору". "Штопор".
17. Grand battement développé:

а) мягкое;

б) акцентированное с ударом каблука опорной ноги.
18. Grand battement jeté (на целой ноге, на plié и с подъемом на п/п).
19. "Голубец" в прыжке (один удар каблуками) – лицом к палке.
20. Различные port de bras и растяжки в выворотном и невыворотном положениях.
21. Подготовка к полуприсядкам и присядкам (для мальчиков)

а) выталкивание ног на каблуки в стороны и вперёд, с полного приседания (лицом к палке);

б) полное приседание с последующим отскоком и выносом ноги на каблук в пол и на 45°,

в) подскоки на полном приседании (мячик).


Упражнения на середине зала

Начиная каждый новый раздел - необходимо рассказать о характере и стиле исполнения. Используя простейшие программные элементы, давать ученикам несложные этюды.


ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО ТАНЦА.

1. Особенности рук и головы в русском танце. Поклоны на месте и с продвижением вперед и назад.
2. Ходы.

а) простой;

б) переменный;

в) шаркающий;

г) основной (традиционный) вперед и назад;

д) дробный (дробная дорожка).


3. Pas de basque.
4. Притоп.
5. Припадание (с одним и двумя ударами п/п).
6. «Ёлочка» и «Змейка».
7. Pas de bourrée (из стороны в сторону с выносом ноги на каблук).
8. "Веревочка" (на demi- plié и целой стопе).
9. Полуприсядки (для мальчиков) с выбросом ноги в сторону и вперед на каблук и на 45.
ЭЛЕМЕНТЫ УКРАИНСКОГО ТАНЦА.
1. Ход "Бигунец" (с различными положениями рук и корпуса).
2. "Тынок" и ход на прыжке "Тынок".
3. "Голубец" и притоп.
4. Боковой ход с отбрасыванием ноги в сторону.
5. "Упадание".
6. "Угинание".
7. "Вихилясник".
ЭЛЕМЕНТЫ ВЕНГЕРСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА.
1. Упражнения для рук и корпуса для усвоения манеры исполнения.
2. Открывание руки без "восьмерки" и закладывание ее за голову.
3. Balancé на effacée и на croisée.

4. Основной ход для медленной части танца.
5. "Голубец" каблуками одинарный и двойной (на месте и с шагом).
6. Ход вперед с ударом всей стопой на croisée.
7. Простейшее заключение.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛЬСКОГО ТАНЦА

Этюды для выработки манеры исполнения. Открывание руки без "восьмерки".


1. "Отбиянэ" и "ходовэ".
2. Pas de basque.
3. Balancé (Тенжки бег).
4. Pas de bourrée по III и VI позициям (акцентированное).
5. Pas couru (легкий бег).
6. Pas gala (мазур).
7. Простейшее заключение.

ЭЛЕМЕНТЫ ИТАЛЬЯНСКОГО ТАНЦА


1. Два вида хода вперед:

а) ballonné;

б) emboîté (ноги сзади).
2. Выбрасывание ноги с носка на каблук.
3. Тройная дробь.
4. Скачки по III позиции.
5. Проскальзывание на опорной ноге с выносом ноги на носок.
6. Навыки владения тамбурином.

Tема 2. Второй год обучения.

Дальнейшее усовершенствование техники и стиля академического характерного танца.


Экзерсис у палки
1. Grand-plié по VI позиции с поворотом колен.
2. Battement tendu с поворотом бедра.
3. Battement tendu jeté сквозные по I позиции (на целой стопе и с подъемом на п/п).
4. Flic-flac (упражнение для свободной стопы).
5. Pas tortillé (слитное с одним поворотом стопы).
6. Rond de jambe и rond de pied с поворотом стопы опорной ноги и с кругом на 45.
7. Подготовка к "качалке" и "качалка".
8."Веревочка" (для венгерского танца).
9. Упражнение для бедра в один темп (на целой стопе и на п\п).
10. Опускание на подъем: колено у середины стопы опорной ноги.
11. Опускание на два колена.
12. Battement fondu на п\п.
13. Battement développé с двумя ударами каблука опорной ноги.
14. Grand battement jeté с tombé-coupé.
15. Одинарное и двойное заключение без поворота.
16. "Голубец" с двойным ударом в прыжке (лицом к палке).
17. Cabriole на 45° (с вытянутыми ногами).
18. Повороты:

а) soutenu en tournant в V позиции (на demi-plié).

б) различные pirouettes выворотные и невыворотные.
19. Упражнения, развивающие гибкость и пластичность.
20. Простейшие выстукивания в испанском характере (чередование ударов полной стопы, п\п и каблука).


следующая страница>


Программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца»
575kb.

14 12 2014
3 стр.


Программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»
199.1kb.

15 10 2014
1 стр.


Краткий словарь терминов классического и народно-характерного танца

Антраша (франц.) — скрещенный. Прыжок, во время которого ноги несколько раз разводятся и быстро скрещиваются

31.63kb.

26 09 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины деловой иностранный язык

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентами очной формы обучения по направлению подготовки 080100. 62 «Экономик

435.42kb.

13 09 2014
5 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «неорганическая химия» Направление 020100. 62 Химия

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки

1311.6kb.

18 12 2014
7 стр.


Рабочая программа дисциплины Автоматизированные системы управления предприятием Направление подготовки

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения по направлению по

511.74kb.

10 10 2014
6 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «Экология»

Целью преподавания дисциплины является подготовка студентов в области экологии на основе общебиологических и естественно-научных знаний с учетом конкретных практических задач

177.48kb.

17 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс открытого занятия по хореографии «Волшебная страна хореография»

Образовательная программа по хореографии ансамбля эстрадно-спортивного танца. Программа реализуется в условиях деятельности студии танца

90.74kb.

15 12 2014
1 стр.