МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия»
Утверждено на заседании кафедры Утверждено ректором академии
(протокол № ____ от ___________) __________________________
Зав. кафедрой ___________ «_____» ____________ 20___ г.
ПРОГРАММА И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ
по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование
(Региональная экологическая политика)
Биробиджан, 2011
Программа вступительного собеседования
по направлению подготовки магистра
022000.68 – экология и природопользование
Магистерская программа: Региональная экологическая политика
I. Пояснительная записка
Программа вступительного собеседования составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 022000.68 – экология и природопользование, предъявляемыми к уровню подготовки необходимой для освоения специализированной подготовки магистра, а также с требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовленности выпускника по соответствующему направлению подготовки бакалавра и специалиста.
Собеседование в качестве вступительного испытания проводится для лиц, поступающих по направлению подготовки магистра, соответствующему направлению ранее полученного высшего профессионального образования.
Данная программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру факультета географии и природопользования по направлению подготовки магистра 022000.68 – экология и природопользование, по магистерской программе: Региональная экологическая политика.
Магистерская программа «Региональная экологическая политика» ориентирована на углубленную фундаментальную и профессиональную подготовку специалиста, в том числе к научно-исследовательской работе. Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра экологии и природопользования должен быть широко эрудирован, должен обладать фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными геоинформационными технологиями, методами получения, обработки и хранения научной информации, быть готовым к научно-исследовательской и проектно-производственной работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля – к педагогической деятельности.
Магистр экологии и природопользования может занимать должности, требующие высшего профессионального образования согласно действующему законодательству Российской Федерации: эколога, младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанных Минтруда РФ по состоянию на 10.06.1999 г. (М., 1999, № 22446), экономиста (№ 27728), экономиста-природопользователя, инженера по охране окружающей среды (№ 22656), стажера-исследователя в области экологии, геохимика (№ 20603), научного редактора (№ 26039), инженера-исследователя (№ 22488) и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля магистр экологии и природопользования может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя – № 25814, №25813, №25812).
П. Форма проведения
Собеседование проводится в устной форме. Продолжительность собеседования около 10-15 минут. Собеседование кроме ответа на теоретический вопрос включает профориентационные вопросы: обсуждение предполагаемой темы исследования, уточнение области научных интересов, вопросы по выпускной квалификационной работе (бакалаврской или дипломной) и т.п.
III. Цели и задачи вступительного собеседования
Цель - определить готовность и возможность поступающего освоить выбранную магистерскую программу.
Задачи:
-
проверить уровень знаний претендента;
-
определить склонности к научно-исследовательской деятельности;
-
выяснить мотивы поступления в магистратуру;
-
определить область научных интересов;
-
определить уровень научно-теоретической эрудиции претендента.
IV. Перечень вопросов для собеседования
-
Жизненные формы организмов.
-
Классификация жизненных форм растений по И.Г. Серебрякову.
-
Жизненные формы растений по К. Раункиеру.
-
Жизненные формы животных.
-
Внутривидовые отношения. Адаптации в пределах вида.
-
Внутривидовые отношения. Конгруэнции.
-
Внутривидовые отношения. Самоизреживание.
-
Внутривидовые отношения. Каннибализм.
-
Межвидовые отношения. Конкуренция. Правило Гаузе.
-
Аллелопатия. Колины, фитонциды, маразмины, антибиотики.
-
Симбиоз. Мутуализм, паразитизм, комменсализм (синойкия, паройкия, энтойкия, эпиойкия).
-
Межвидовые отношения. Хищничество.
-
Популяции. Определение и классификации популяций.
-
Постоянные и временные популяции. Независимые, полузависимые, зависимые, псевдопопуляции, временные и гемипопуляции.
-
Половая структура популяций.
-
Возрастная структура популяций. Латентная, виргинильная, генеративная, сенильная фазы в развитии популяций растений.
-
Возрастные группы животных. Демографические пирамиды.
-
Пространственная структура популяций. Оседлые и кочевые подвижные животные.
-
Территориальное поведение животных.
-
Основные типы пространственной структуры популяций оседлых видов.
-
Кочевой образ жизни и отсутствие постоянных территорий.
-
Этологическая структура популяций животных. Одиночный образ жизни, семья.
-
Внутривидовые группировки – стаи, стада, колонии.
-
Динамика численности популяций. Основные типы кривых выживания.
-
Динамика численности популяций. Биотический потенциал как индивидуальная особенность вида.
-
Изменение численности популяции во времени. Цикличность динамики численности.
-
Типы экологических стратегий. r- и K-отбор. Условия проявления r- и K-стратегий.
-
Биологические механизмы регуляции численности.
-
Факторы, действующие на численность популяции: первичные и вторичные.
-
Стратегии развития человеческой популяции.
-
Структура и характеристика биоценозов.
-
Видовая структура биоценозов.
-
Видовая насыщенность, видовое богатство фитоценоза.
-
Биоценозы: доминанты и видовое ядро. Эдификаторы. Индикаторы.
-
Пространственная структура биоценозов. Ярусность фитоценоза.
-
Горизонтальное расчленение фитоценозов. Мозаичность.
-
Горизонтальное расчленение фитоценозов. Микрогруппировки. Парцеллы.
-
Экологическая структура биоценозов.
-
Биоценозы: викарирующие виды и сообщества.
-
Связи в биоценозе. Консорции. Детерминант и консорты.
-
Экологическая ниша. Ареал, местообитание, экологическая ниша.
-
Функционирование биоценозов.
-
Поток энергии в сообществе.
-
Биоценозы: трофические связи, трофические уровни.
-
Энергетический баланс консументов.
-
Трофические цепи.
-
Биологическая продуктивность экосистем.
-
Правила пирамид. Пирамида продукции, пирамида биомасс, пирамида чисел.
-
Динамика биогеоценозов. Сукцессии.
-
Тип сукцессионных смен. Общие закономерности сукцессий.
-
Биогеоценоз и экосистема.
V. Рекомендуемая литература для подготовки
Основная.
-
Вернадский В.И. Биосфера. М., Мысль, 1967.
-
Дре Ф. Экология. М., Мир, 1976.
-
Сытник К.М. Биосфера, экология, охрана природы. Справочное пособие. Киев, 1987.
-
Одум Ю. Основы экологии.
-
Одум Ю. Экология М., 1975.
Дополнительная
-
Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М., 1988.
-
Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы. М.,1979.
-
Богданов И.И. Беседы об экологии. Уч.пособие. Омск, 1995.
-
Израэль Ю.А. экология и контроль состояния природной среды. 2 изд., М.,1984.
-
Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М., Мир,1993.
-
Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 1998.
-
Гиляров А.Н. Популярная экология. М., Изд-во МГУ, 1990.
-
Агоджанян Н.А. «Человек и биосфера. Медико-биологические аспекты». М,1987.
-
Алексеева Т.Н. «Физиологические особенности человеческих рас и некоторые проблемы экологии человека. Расы и народы». М, 1983г.
-
«Биология в познании человека». М.,1983.
-
«Биология и современность». М.,1990.
-
Дубинин Н.П. Что такое человек. М.,1983.
-
Моисеев Н. Человек и ноосфера. М.,1990.
-
Коган А.Б. Экологическая физиология человека. Ростов-на-Дону,1990.
-
Экология человека. Основные проблемы. М.,1988.
-
Зверев И.Д. Разработка проблем экологического образования и воспитания. М., 1982.
-
Марков Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск, 1986.
-
Маркович Д.Ж. Социальная экология: книга для учителей. М., 1986.
-
Общество и природа: исторические этапы взаимодействия. М., 1981.
-
Маркович Д.Ж. Социальная экология. Изд-во Российского университета дружбы народов. М., 1997.
-
Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. М., 1995.
Программа подготовлена кафедрой экологии и биологии и утверждена на заседании кафедры.
Критерии оценки результатов собеседования и экзамена
Поступающий в ходе собеседования (экзамена) должен:
- знать теоретические основы педагогики и психологии;
- владеть основными профессиональными терминами;
- иметь целостное представление о педагогике и психологии, их месте в современном обществе и в системе наук;
- иметь системное представление об основных тенденциях развития педагогики и психологии;
- уметь оперировать ссылками на соответствующие положения в учебной и научной литературе;
- владеть культурой мышления, которая проявляется в способности правильно оформлять результаты научного анализа и синтеза;
- уметь поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций.
Результаты собеседования определяются по стобальной шкале:
100-90 баллов
|
Выставляется за полный безошибочный ответ, при условии правильного ответа на вопросы членов экзаменационной комиссии. Поступающий должен правильно определять понятия и категории, выявлять основные тенденции и противоречия, свободно ориентироваться в истории и теории педагогики и психологии.
|
89-70 баллов
|
Выставляется за правильные и достаточно полные ответы, не содержащие ошибок и упущений ответы. Оценка может быть снижена в случае затруднений студента при ответе на вопросы членов экзаменационной комиссии.
|
69-50 баллов
|
Выставляется при недостаточно полном объеме, при наличии ошибок и некоторых пробелов в знаниях студентов.
|
49-30 балла
|
Выставляется при неполном объеме, при наличии ошибок и серьезных пробелов в знаниях студента.
|
29-10 балла
|
Выставляется в случае отсутствия необходимых теоретических знаний по педагогике и психологии.
|
Программа вступительного междисциплинарного экзамена
по направлению подготовки магистра экологии и природопользования
магистерская программа - Региональная экологическая политика
I. Пояснительная записка
Программа вступительного междисциплинарного экзамена составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 022000 экология и природопользование, предъявляемыми к уровню подготовки необходимой для освоения специализированной подготовки магистра, а также с требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовленности бакалавра и специалиста.
Данная программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру факультета географии и природопользования по направлению 020800 экология и природопользование по магистерской программе «Региональная экологическая политика».
Магистерская программа «Региональная экологическая политика» ориентирована на углубленную фундаментальную и профессиональную подготовку специалиста, в том числе к научно-исследовательской работе.
Магистр по направлению - Экология и природопользование должен быть широко эрудирован, должен обладать фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными геоинформационными технологиями, методами получения, обработки и хранения научной информации, быть готовым к научно-исследовательской и проектно-производственной работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля – к педагогической деятельности.
Магистр экологии и природопользования может занимать должности, требующие высшего профессионального образования согласно действующему законодательству Российской Федерации: эколога, младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанных Минтруда РФ по состоянию на 10.06.1999 г. (М., 1999, № 22446), экономиста (№ 27728), экономиста-природопользователя, инженера по охране окружающей среды (№ 22656), стажера-исследователя в области экологии, геохимика (№ 20603), научного редактора (№ 26039), инженера-исследователя (№ 22488) и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля магистр экологии и природопользования может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя – № 25814, №25813, №25812).
Профильный междисциплинарный экзамен проводится для лиц, поступающих по направлению подготовки магистра, не соответствующему направлению ранее полученного высшего профессионального образования.
Междисциплинарный вступительный экзамен включает ключевые и практически значимые вопросы по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки, предусмотренным государственным общеобразовательным стандартом бакалавра по направлению подготовки 020800 – экология и природопользование.
Программа вступительного экзамена по магистерской программе Региональная экологическая политика включает модули следующих учебных дисциплин:
1. Общая экология
2. Прикладная экология
3. Экологическая экспертиза, экологический мониторинг
П. Форма проведения
Экзамен проводится в устной форме. Поступающий получает билет с двумя вопросами и время на подготовку 30-40 мин. Продолжительность ответа составляет около 10-15 минут на оба вопроса. Комиссия может задать дополнительные вопросы по билету уточняющего характера, а также вопросы по уточнению области научных интересов поступающего, о мотивах выбора магистерской программы и т.п.
III. Цели и задачи вступительного междисциплинарного экзамена
Цель — определить готовность и возможность поступающего освоить выбранную магистерскую программу.
Задачи:
-
проверить уровень знаний претендента;
-
определить склонности к научно-исследовательской деятельности;
-
определить область научных интересов;
-
определить уровень научно-теоретической эрудиции претендента.
IV. Перечень экзаменационных вопросов
-
Предмет и задачи экологии. Краткая история. Подразделения. Методы. Связь с другими науками.
-
Понятие о факторах среды. Их классификация. Закон толерантности. Основные среды жизни. Понятие о жизненных формах.
-
Особенности наземно-воздушной среды. Основной комплекс факторов в этой среде. Адаптации к обитанию в ней.
-
Особенности водной среды обитания. Основной комплекс факторов в этой среде. Адаптации к обитанию в ней.
-
Почва как среда обитания. Значение почвы в биосфере и жизнедеятельности человека. Специфика почвы, как трехфазной системы. Экологические группы почвенных животных по степени связи с почвой.
-
Экологическое значение содержания в почве элементов питания для растений. Экологические группы растений по отношению к плодородию почвы. Состав почвенного воздуха и его связи с атмосферой и биотой почвы.
-
Температура как экологический фактор. Влияние температур на растения и животных и комплекс адаптаций к высоким и низким температурам.
-
Влажность как экологический фактор. Адаптации растений и животных к обитанию в условиях повышенной и пониженной влажности.
-
Свет как экологический фактор. Приспособление растений и животных к световому режиму. Биоритмы, их разновидности.
-
Химический состав внешней среды, как экологический фактор. Влияние солености воды и солевого состава почв на растения и животных.
-
Характер субстрата как экологический фактор. Влияние снега в жизни растений и животных. Растения и животные сыпучих песков, их экологические особенности.
-
Пища как экологический фактор. Подразделения живых организмов по способу питания. Специфика питания растений. Типы питания у животных.
-
Биотические взаимоотношения, их основные типы. Специфика их проявления и значение в регуляции численности видов. Правило сосуществования и конкурентного исключения. Понятие об экологической нише.
-
Понятие о популяции. Основные популяционные характеристики. Функциональная и пространственная структура популяций. Адаптивное значение соотношения полов. Внутривидовые группировки.
-
Влияние возрастной структуры популяции на стабильность численности вида. Роль поведенческих факторов в регуляции структуры и численности популяции. Иерархия популяций и биологический потенциал.
-
Гомеостаз и его механизмы в популяциях. Основные типы многолетней динамики популяций. Понятие о регуляции численности популяций. Взаимодействие популяций.
-
Понятие о биогеоценозах. Видовая структура биоценоза. Размерные соотношения видов в биоценозах. Видовое разнообразие, виды-индикаторы, число экологических ниш и их широта. Биоценотические связи.
-
Учение о биогенценозах (экосистемах). Их структура. Поток энергии. Энергетический баланс живого организма и энергетические отношения в экосистемах.
-
Цепи питания, пищевые сети, трофические уровни, экологические пирамиды. Понятие о биологической продуктивности. Валовая и чистая продуктивность.
-
Свойства экосистем, их динамичность и стабильность. Иерархия экосистем. Структура экосистем, их саморегуляция, самовоспроизводство, самовосстановление. Гомеостаз экосистем. Флуктуации.
-
Экологические сукцессии. Этапность развития в ходе сукцессии. Понятие о климаксовых экосистемах, их свойства. Первичные и вторичные сукцессии. Дисклимаксовые, демутационные, деструктивные сукцессии.
-
Понятие о биосфере как высшем физико-химическом уровне организации живых систем, целостном природном явлении. Учение о биосфере. Этапы формирования и развития биосферы.
-
Биогенный круговорот вещества в биосфере. Основные свойства живого вещества и его отличия от неживого. Особенности круговорота важнейших биогенных элементов.
-
Энергетический баланс Земли и его географические составляющие.
-
Водный баланс Земли, его географические составляющие. Связь энергетического и водного балансов Земли.
-
Предмет охраны природы. Объекты, методы, принципы охраны природы. Классификация и характеристика природных ресурсов.
-
Ресурсы биосферы. Проблемы сохранения и умножения энергии, продуктов питания, сырья. Возобновляемые источники энергии. Вторичная переработка сырья.
-
Физическое загрязнение среды. Радиационное загрязнение. Влияние радиации на экосистемы. Чувствительность биологических объектов к радиации. Летальные и сублетальные дозы. Тепловое загрязнение. Шум.
-
Загрязнение воды. Виды загрязнений. Переносы загрязнений течениями и включение их в пищевые цепи. Особенности загрязнения Мирового Океана и пресных вод.
-
Загрязнение почв. Проблемы минеральных удобрений, пестицидов. Нарушения естественных циклов в почвах под влиянием загрязнений. Эрозия почв.
-
Загрязнения атмосферы. Их основные источники. Основные загрязнители атмосферы. Влияние загрязнения атмосферы на экосистемы. Парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые "дыры".
-
Загрязнение биосферы. Определение загрязнения, его виды. Проблема отходов. Природа и свойства основных загрязнителей биосферы.
-
Демографический взрыв и его последствия в плане увеличения загрязнений биосферы. Демографические исследования проблем перенаселения. Демографические перспективы - катастрофа или стабилизация?
-
Понятие прикладной экологии. Факторы деградации биосферы, их природа и значение. Изменение окружающей среды, вызванное первобытным человеком. Сельское хозяйство, как первопричина нарушения равновесия в природе и современное промышленное общество, его влияние на биосферу.
-
Биологические и социальные потребности человека в условиях жизни на различных этапах онтогенеза. Вода и воздух как важнейшие факторы здоровья. Питание - главный механизм регуляции обмена веществ и преобразований энергии.
-
Влияние экологических факторов на здоровье населения Омской области. Природные и социальные факторы здоровья человека.
-
Экология и здоровье населения на различных этапах развития антропоэкосистемы. Специфика районов нового освоения. Общие закономерности формирования здоровья населения в районах с экстремальными природными условиями.
-
Адаптация человека к природной и социальной среде. Функции здоровья и социально-трудовой потенциал населения. Некоторые аспекты современного изучения социально-трудового потенциала населения.
-
Динамика населения и устойчивое развитие. Демографические аспекты экологии человека. Государственная демографическая политика.
-
Этногенез. Влияние экологических факторов на формирование этносов и на процессы мировой истории.
-
Экологические предпосылки возникновения человека на Земле. Влияние экологических факторов на его умственное развитие и на предпосылки его социальной организации.
-
Правовые основы охраны природы в России.
-
Предмет. Источники, объекты экологического права. Экологический контроль и экологическая экспертиза.
-
Правовая экология. исторические сведения о ней. Предмет и круг исследований правовой экологии. Понятие и функции природного объекта. Природные объекты, ресурсы и комплексы.
-
Место и роль принципа единства и взаимоотношения общества и природы в решении глобальных проблем современности. Социальные и природный взаимодействия развития общества и природы в условиях НТР.
-
Человек и его целостность. Психическая и моральная целостность человека. Право на здоровую жизненную среду и правовой порядок его осуществления.
-
Основные причины и формы деградации жизненной среды в России. Основные направления и субъекты политики защиты и улучшения среды человека.
-
Понятие и определение экологического кризиса. Причины экологических кризисов. Возможности решения экологических проблем.
-
Среда человека и окружение. Понятия и элементы человеческой среды. Отношение жизненной среды и среды труда.
Возникновение социальной экологии. Предмет социальной экологии. Социальная экология и отдельные социологии.
V. Рекомендуемая литература для подготовки
Основная.
-
Вернадский В.И. Биосфера. М., Мысль, 1967.
-
Дре Ф. Экология. М., Мир, 1976.
-
Сытник К.М. Биосфера, экология, охрана природы. Справочное пособие. Киев, 1987.
-
Одум Ю. Основы экологии.
-
Одум Ю. Экология М., 1975.
Дополнительная
-
Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М., 1988.
-
Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы. М.,1979.
-
Богданов И.И. Беседы об экологии. Уч.пособие. Омск, 1995.
-
Израэль Ю.А. экология и контроль состояния природной среды. 2 изд., М.,1984.
-
Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М., Мир,1993.
-
Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 1998.
-
Гиляров А.Н. Популярная экология. М., Изд-во МГУ, 1990.
-
Агоджанян Н.А. «Человек и биосфера. Медико-биологические аспекты». М,1987.
-
Алексеева Т.Н. «Физиологические особенности человеческих рас и некоторые проблемы экологии человека. Расы и народы». М, 1983г.
-
«Биология в познании человека». М.,1983.
-
«Биология и современность». М.,1990.
-
Дубинин Н.П. Что такое человек. М.,1983.
-
Моисеев Н. Человек и ноосфера. М.,1990.
-
Коган А.Б. Экологическая физиология человека. Ростов-на-Дону,1990.
-
Экология человека. Основные проблемы. М.,1988.
-
Зверев И.Д. Разработка проблем экологического образования и воспитания. М., 1982.
-
Марков Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск, 1986.
-
Маркович Д.Ж. Социальная экология: книга для учителей. М., 1986.
-
Общество и природа: исторические этапы взаимодействия. М., 1981.
-
Маркович Д.Ж. Социальная экология. Изд-во Российского университета дружбы народов. М., 1997.
-
Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. М., 1995.
Программа подготовлена кафедрой экологии и биологии и утверждена на заседании кафедры.