Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ им. Л. С. Выготского

Кафедра психологии личности

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

программа курса

(дневное отделение)

для специальности № 020400 – Психология


МОСКВА 2004

Пояснительная записка


Курс «Экспериментальная психология» входит в образовательный стандарт для студентов, обучающихся по специальности № 020400 – Психология. Согласно учебному плану преподавание экспериментальной психологии проходит на дневном отделении на втором и третьем курсах (лекционные занятия 10 часов, семинары и лабораторные работы 20 часов, контрольные работы 14 часов для дневного отделения).

Предметом курса является изучение теоретических основ подготовки, проведения и анализа результатов экспериментально-психологических исследований, а также организация на базе этого изучения самостоятельной практики экспериментирования, с целью лучшего закрепления студентами полученных теоретических знаний.

Цель курса – формирование у студентов адекватного представления о теоретических и практических аспектах экспериментальной деятельности психолога. Основными задачами курса «Экспериментальная психология» являются: ознакомление студентов с нормативами научных методов в психологии; анализ разнообразных видов экспериментальных исследований, а также специфика планирования, проведения и интерпретации различных видов исследований, направленных на изучение психической индивидуальности человека в структуре его активного взаимодействия с окружающим миром и самим собой.

К задачам курса относятся: а) формирование у студентов представления об основных экспериментальных методах в психологии, начиная с однофакторного исследования и заканчивая сложными, многоуровневыми лабораторными экспериментами, которые включают регистрацию объективных психологических показателей, демонстрирующих закономерную динамику психической деятельности человека в максимально возможных вариантах ее реализации; б) развитие у них умений самостоятельной организации и проведения экспериментальной деятельности, грамотного анализа ее результатов.

В итоге изучения курса « Экспериментальная психология» студенты должны иметь прочные знания о видах, возможностях, валидности и надежности, ограничениях методов психологического исследования, о способах планирования и проведения экспериментов, об ошибках и артефактах в организации и проведении экспериментов, о способах анализа результатов и формулировании вывода. Кроме того, студенты должны хорошо представлять себе специфику экспериментальных исследований в таких областях психологических знаний, как, например, возрастная психология, психология личности, и т.п.

В результате изучения курса студенты должны уметь анализировать проблемы, связанные с достижением высокой валидности экспериментальных исследований, а также высокой надежности получаемых экспериментальных данных, иметь навыки работы с научной литературой, посвященной проблемам разработки методологических основ психологического эксперимента. В задачи курса входит обучение студентов навыкам планирования эксперимента, а также проведения и статистической обработки данных реальных экспериментов.

Обучение курсу «Экспериментальная психология» включает лекционные и лабораторные формы работы, а также решение конкретных практических задач, прелагаемых преподавателем. В плане лабораторных работ преподавателем формулируются темы конкретной экспериментальной деятельности, вопросы для обсуждения по каждой теме, рекомендуется обязательная и дополнительная литература. Задачи лабораторных работ соответствуют теоретическим вопросам лекционного курса.

Методы преподавания включают как традиционное изложение материалов в виде лекций и семинаров, так и проведение практических лабораторных занятий, в которых закрепляется теоретический материал курса.

Контроль учебной деятельности студентов предполагает учет их посещаемости, сдачу учебной продукции в виде лабораторных отчетов, итоговой контрольной работы, рефератов, докладов по темам курса. С критериями оценки знаний и графиком межсессионных форм контроля преподаватели знакомят студентов в начале семестра.

Настоящая программа разработана в научном контексте концепции психологического образования в Институте психологии им. Л.С. Выготского с учетом специфики образовательного процесса в РГГУ в целом.



ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ

ТЕМА 1. Предмет, задачи и развитие экспериментальной психологии. Классификация методов психологического исследования

Методологические принципы научного исследования: верифицируемость теории (необходимость экспериментальной проверки любой теории), многообразие теоретических и экспериментальных подходов к любой проблеме, гипотетичность любой теории (К. Поппер), воспроизводимость результатов – возможность их перепроверки другими исследователями, фальсифицируемость – потенциальная опровержимость теории (К. Поппер), добросовестность и тщательность, самокритичность в работе исследователя В психологии дополнительно – применение комплекса методов для большей полноты и надежности результатов; опора в психологии как на рациональные положения и эксперимент, так и на свои наблюдения и интуицию, на ценности (А.С. Арсеньев, А. Маслоу) – целостное участие исследователя в познании психологических явлений, в отличие от естественнонаучного эксперимента.

Предмет экспериментальной психологии – общий с психологией в целом – сущностные и структурные особенности психики, закономерности ее функционирования и развития у человека и животных. Метод – естественнонаучный, экспериментальный подход к изучению психики, основанный на принципах материализма (психика имеет материальную основу), объективности и детерминизма.

Задачи Э. П. – выявление с помощью экспериментальных методов причинно-следственных зависимостей между психическими явлениями, а также между ними и другими факторами. Отвечает в первую очередь на вопрос «почему это происходит». В меньше мере – на вопросы «что происходит» и «как это происходит». ( Маслоу выделяет и ценностный аспект – «зачем это нужно»).

Законы в психологии. Поведение В есть функция личности Р и ситуации S (стимула, задачи):

В = f (Р; S). К. Левин.

В бихевиоризме – вместо личности – организм О.

Или: R (ответ) = f (S), или R (ответ) = f (Р), или R (ответ) = f (О).

Эксперимент - основной метод естественных наук и психологии. «Ученых сплачивает… не следование какой-то идее, а приверженность единому методу получения нового знания» (Дружинин В.Н., 2003, с. 13). В отличие от наблюдения, это активный метод научного познания, предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Характеризуется созданием специальных оптимальных условий для изучения явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий, их точной регистрацией (Горбатов Д.С., 2000, с. 16). Эксперимент – это проведение исследования в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки гипотезы о причинно-следственной связи. Всегда сопровождается наблюдением за поведением объекта и измерением его состояния.

Специфика психологического исследования: психологический и естественнонаучный эксперимент, их сходство и различие. Общее – общие методологические принципы, общие главные методы – наблюдение и эксперимент, чаще – в лабораторных условиях. Различное - особый предмет психол. исследования: особенности и закономерности функционирования психики человека и животных. Своя специфика экспериментальной ситуации психол. исследования – совместная деятельность экспериментатора и испытуемого, часто в лабораторных условиях. В отличие от других естественнонаучных экспериментов, в психологическом применяемый экспериментатором метод, а также его личность существенно влияют на поведение испытуемого. Реальное исследование всегда не соответствует идеальному, но психолог стремится максимально приблизиться к идеалу путем применения специальных методов планирования эксперимента и статистической обработки данных.

РАЗВИТИЕ экспериментальной психологии. Традиционная психология: метод интроспекции. Физиологи и физики как первые экспериментальные психологи.

Становление экспериментальной психологии в Германии. Возникновение психофизики, понятие абсолютного и разностного порогов (Фехнер). Логарифмическая зависимость между увеличением силы раздражителя и интенсивностью ощущения. Зависимость между величиной порога и чувствительностью ( чем ниже порог, тем выше чувствительность). В. Вундт – первый психол. институт в Лейпциге, 1879 г. (считал, что эксперимент в психологии возможен только с применением аппаратуры, приборов – эстезиометра, хроноскопа Гиппа и др.). Эббингауз – показал возможность экспериментального изучения памяти без приборов, значение статистической обработки результатов.

ЭП во Франции – А. Бине (испытуемые - дети, психически больные. Не применим метод интроспекции).Создал в ходе исследований Шкалу измерения интеллекта. Развивалось психопатологическое направление и изучение личности – Шарко, П. Жане, и др. Рибо, А. Пьерон (потребности) .

ЭП в Англии – начало психогенетики (близнецовый метод) – Ф.Гальтон, Мощная статистич. школа – Гальтон. Пирсон, Спирмен, Юл, Берт, Фишер.

ЭП в США – в центре внимания - процессы адаптации, сравнения видов (в русле идей Дарвина), наследственность. У. Джемс, Стэнли Холл, Торндайк (крысы в лабиринтах, проблемные ящики), Вудвортс (учебник). К 1892 – 17 лабораторий.

Развитие экспериментальной психологии в конце 19 – начале 20 века в России - 1912 г. – институт психологии в Москве (по типу института Вундта в Лейпциге). И.П. Павлов (условные рефлексы у собак), Г.И. Челпанов, А.Ф. Лазурский (развивал экспериментальный метод в психологии личности. Естественный эксперимент. Схема преобразующего эксперимента).
Классификация методов психологического исследования

Главные методы в психологии: наблюдение и эксперимент. Два типа эмпирического исследования в психологии: активный (деятельностный метод – эксперимент, и коммуникативный – беседа) и пассивный (наблюдение и измерение).

Неэкспериментальные методы: Наблюдение – метод сбора психол. информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации признаков, касающихся объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

беседа – непосредственное общение после эксперимента. Экспер-р задает испытуемому вопросы о трудностях работы, о его приемах для оптимизации деятельности, о характере работы в начале , в середине и конце эксперимента. и т.п.

Архивный - автобиографии, письма, дневники, продукты деятельности, фотографии и др.

Наблюдение и беседа практически всегда присутствуют и в собственно эксперименте.

Экспериментальные методы классифицируются:

по организации – лабораторный (часто с применением оборудования – в общей психологии и психологии личности) и естественный (этология, детская психология и др.);

по цели – поисковый (открытие нового), критический (проверка альтернативных гипотез, теорий), уточняющий (наиболее частый вид исследований – уточняют границы действия теоретических положений и уже найденных закономерностей путем изменения условий проведения экспериментов, объекта, методики), воспроизводящий (Челпанов Г.И. – повторение экспериментов очень полезно для практикантов);

опросы (опросники, анкеты);

по степени подготовленности - пилотажный (предварительный – для оптимизации переменных) и основной;

по длительности проведения - лонгитюдный (в психогенетике, педагогической психологии) и единовременный, поперечных срезов (фиксация изменений в ходе спонтанного развития психических свойств);

проективные – невербальные и вербальные;

по степени стандартизированности - тестовые (стандартизированные, диагностические) и исследовательские методы;

преобразующие – формирующий эксперимент, обучающий эксперимент, развивающий (фасилитирующий) эксперимент, коррекционный эксперимент (чаще используются в педагогической психологии, специальной психологии). Строятся по схеме А.Ф. Лазурского – сначала констатирующий Э. № 1, затем – преобразующий Э., далее – опять констатирующий Э. № 2. Все – в одной экспериментальной группе. К №1 и К № 2 – по одной и той же батарее методик. По той же схеме, но без этапа преобразующего Э, проводится обследование в контрольной группе лиц того же возраста, отличающейся от экспериментальной лишь по какому-то одному исследуемому параметру.

Чаще имеет место смешанный тип исследования с включением различных методов. В психологии личности в связи со сложностью изучаемого предмета и необходимостью более целостного изучения личности рекомендуется применение комплекса методик.

Идиографический (наблюдение и анализ уникальных случаев – А.Р. Лурия) и номотетический (выявление общих законов развития, существования и взаимодействия объектов) подходы к исследованию.

ТЕМА 2. Структура экспериментальной ситуации: основные понятия

Экспер. факт – зафиксированный в эксперименте определенный признак (или набор взаимосвязанных признаков) поведения испытуемых, поддающийся проверке в других исследованиях другими экспериментаторами.

Экспериментальная ситуация – ситуация проведения эксперимента со строго контролируемыми переменными, организованным целенаправленным взаимодействием экспериментатора и испытуемого с целью выявления каких-либо особенностей психики обследуемых и причинно-следственных зависимостей между этими характеристиками, а также между ними и другими внешними факторами.

Составляющие экспериментальной ситуации: ПЕРЕМЕННЫЕ, ЭКСПЕРИМЕНТАТОР, ИСПЫТУЕМЫЙ.

Понятие переменной – это любое реальное условие экспериментальной ситуации, которое может быть изменено.

Виды переменных (П):

Независимая П – экспериментальное воздействие; его вводит и изменяет (варьирует) экспериментатор (инструкция, набор заданий, помехи; физические параметры ситуации, не являющиеся стимулами; социально-психол. параметры, контролируемое состояние испытуемых – «переменные организма» - всем испытуемым по 2 чашки кофе, например, и т.п.);

Зависимая П – меняется в ответ на введение и изменение независимой переменной (поведение испытуемого – его действия, эмоции, речь, мысли, отношения, психофизиол. показатели). Они м.б. разделены на формально-динамические (или пространственно-временные) и содержательные параметры поведения. Ф.-динамические параметры – точность, латентное время, длительность или скорость исполнения, темп или частота действий, продуктивность (отношение числа действий или ошибок ко времени выполнения). Содержательные – по выделенным категориям.

Три типа ЗП: одновременная (один параметр), многомерная (уровень гармоничности или интеллектуальной продуктивности), фундаментальная (функция нескольких параметров).

Д.б. Сензитивность ЗП по отношению к независимой П. Несензитивность ЗП – когда задача слишком проста (эффект потолка) или когда задания слишком сложны (эффект пола) – уровень выполнения оказывается ниже всех уровней независимой П.

Промежуточная П (побочная, внешняя) – учитывается, но часто не контролируются экспериментатором (психическое и физическое состояние испытуемого, температура воздуха и т.п.). Это побочные П. (или - внешние). Эти переменные могут существенно влиять на качество результата эксперимента и вызывать смешение (с действием независимой П. - семантическое, процедурное и др.), нарушая внутреннюю валидность (например, факторы возраста, последовательности предъявления заданий, индивидуал. различия, и др.).

Контролируемая П (дополнительная) – постоянное воздействие, которое не меняется в ходе эксперимента, чтобы динамика поведения испытуемого объяснялась только влиянием независимой переменной (процедура, последовательность задач, место и время проведения, и т.п.). Могут быть второй независимой П. – в дифференциальной психологии и др.

Приемы контроля над влиянием внешних переменных на результат эксперимента, чтобы предотвратить эффект смешения:

1 – элиминация внешних переменных (их ограничение);

2 – константность условий;

3 –балансировка (введение контрольной группы при балансировке влияния неспецифических внешних переменных – у меня при изучении влияния ТКД на уровень гармоничности школьников; при известных дополнительных П., например, известен пол испытуемых – планируются эксперименты с одинаковым воздействием в Ж и М группах);

4 –контрбалансировка (порядок предъявления задач , стимулов в одной из групп компенсируется иным порядком предъявления заданий в другой группе);

5 – рандомизация.

Понятие инструкции - описание задачи испытуемому, которое предъявляется ему перед Э. Включает объяснение цели и действий исп-ого во время выпонения заданий, условий задачи, иногда – принципов оценки результата., примеры решения, и т.п.

Характеристики хорошей инструкции – понятливость, лаконичность, точность, полнота. Примеры.

Сохранение точности инструкции для повышения валидности и надежности эксперимента.



Экспериментировать – это значит изучать влияние независимых переменных на зависимые при постоянных характеристиках контролируемых переменных и учитываемых промежуточных с целью выявления причинно-следственных зависимостей между ними.

Экспериментатор - организатор сбора экспериментальных данных. Манипулирует условиями эксперимента, переменными и фиксирует характеристики поведения испытуемого.

Влияние личности, внешности, пола, настроения экспериментатора на результаты эксперимента. Иногда имеет установки по отношению к испытуемым, которые влияют на интерпретацию их поведения.

Идеальный эксперимент – научный результат не зависит от личности исследователя.

Испытуемый – добровольно подчиняет свою деятельность в экспериментальной ситуации инструкциям исследователя. Поведенческие проявления испытуемого как основной факт экспериментальной психологии. Влияние психического состояния, степени утомления, личности испытуемого (его отношения к Э – эффект Хоторна), его собственных целей и установок, инициатив в опыте на результаты эксперимента.

Идеальный эксперимент - психическое состояние и самостоятельные инициативы всей группы испытуемых одинаковы.

ВЫБОРКА – группа исп-ых, выбранных для участия в исследовании с помощью опред. процедуры (чаще – рандомизации) из генеральной совокупности. Объем выборки – число исп-ых, включенных в выборочную совокупность. Разделяется на экспериментальную и контрольную группы.

Стратегии отбора групп выборки. Цель – обеспечение внешней валидности (группа должна представлять изучаемую популяцию; репрезентативность выборки обеспечивает ее внешнюю валидность, т.е. соответствие реальной популяции людей) и внутренней валидности (нивелировка индивидуал. различий в группе) эксперимента.

Преодоление «эффекта смешения» - влияния индивидуальных различий на связь независимой и зависимой переменных).

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ создания эквивалентных групп:

рандомизация – случайный выбор для преодоления влияния индивидуальных различий.

стратифицированная рандомизация – по категориям – полу, образованию, доходам и т.п. для повышения эквивалентности испытуемах в группе – рез-ты м.б. распространены на каждого члена группы

подбор эквивалентных пар – испытуемых, однородных по побочным параметрам (идеально – близнецовые пары). Они повышают внутреннюю валидность эксперимента.

Численность сравниваемых групп должна быть не меньше 30-35 человек «из соображений статистических: коэф. коррел. выше 0,35 при таком кол-ве значимы при а = 0,05. Факторный анализ – число испытуемых д.б. в 3 раза или более больше числа изучаемых показателей.

ТЕМА 3. Организация и проведение экспериментального исследования, интерпретация результатов. Планы экспериментов

Нормативный процесс научного исследования: выдвижение гипотезы, планирование исследования, проведение исследования, интерпретация данных, опровержение или подтверждение гипотезы. При отвержении – выдвижение новой гипотезы. Основные этапы проведения эксперимента.



Начальный, теоретический этап: определение общей темы, постановка проблем, целей, задач, выдвижение гипотезы исследования. Роль интересов, ценностей и интуиции исследователя-психолога. Задачи психологического исследования: теоретические, практические, прикладные. Анализ литературы по теме исследования.

Выдвижение и проверка гипотез как норматив научного экспериментирования Понятие гипотезы – это научное предположение, которое необходимо проверить. Основная характеристика гипотез в экспериментальной психологии.. Виды гипотез: 1 – о наличии феноменов; 2 – о наличии связи между феноменами; 3 – о существовании причинно-следственной связи феноменов (например: туристский опыт способствует гармонизации личности).

Критерии «правильности» гипотез. Понятие верификации (проверяемости) и фальсификации (опровержения) гипотез - должны поддаваться проверке в эксперименте. Проверка рабочих гипотез как правдоподобных объяснений эмпирических закономерностей.

Подготовительный этап: Составление экспериментальной выборки испытуемых. Репрезентативность выборки (степень представленности в ней всей популяции). Однородность выборки (по возрасту, полу, образованию, опыту и т.п.). Экспериментальная и контрольная группы.

Подбор или разработка экспериментальных методов (схемы наблюдения, серии задач, вербальных или проективных тестов, инструкций, исследовательских опросников и т.п.). Важность соответствия методов цели и гипотезе исследования.

Разработка программы эксперимента – оптимальной последовательности экспериментальных процедур, действий исследователя и испытуемого (например: знакомство с испытуемым, опрос о его психическом и физическом состоянии, предъявление инструкции и строго определенной последовательности задач по сложности, беседа по окончании решения задач об особенностях процесса решения, о трудностях, о приемах, о главных ориентирах в задаче). При применении новой методики – планирование пилотажного исследования для коррекции процедуры эксперимента, независимой переменной, возможных ошибок, инструкции, бланка и т.д.

Определение способов фиксации поведения испытуемого и других экспериментальных условий, данных опроса и беседы. Протокол исследования. Бланки и их виды (с вопросами и шкалой возможных ответов одной методики; только с номерами вопросов и шкалой ответов, но для нескольких методик сразу). Экономичность бланков. Необходимость стандартизации бланков.

Определение места и времени, внешних условий проведения эксперимента.

Экспериментальный этап – проведение основного исследования как способа проверки психологических гипотез, начиная со знакомства, мотивирования, предъявления инструкции и задания, фиксации признаков поведения испытуемых, и кончая беседой и записью ее содержания.

Интерпретационный этап – табличное оформление первичных данных, количественный и качественный анализ результатов.

Статистический анализ – от общегрупповых средних данных к подгрупповым (например, уровневым) и индивидуальным. Анализ по отдельным признакам и по их группам, факторный анализ.

Качественный анализ выявляет специфическое содержание и соотношения в полученных данных. Полезность анализа данных отдельных испытуемых.

Формулирование частных выводов по отдельным методикам (признакам) и обобщенных выводов по нескольким методикам (признакам) об их взаимосвязи, и, если это теоретически возможно, об их причинно-следственной связи, о подтверждении или не подтверждении гипотез и о выявившихся особых феноменах(характеристиках) , о различиях и сходстве между группами испытуемых.

Формулирование рекомендаций (требует большого психологического опыта).

Подготовка отчета, статьи.



Планы экспериментов

Модели экспериментальных ситуаций: различные виды планов эксперимента. Традиционный (однофакторный) и факторный (меняются одновременно несколько независимых переменных) планы.

«Чистый» эксперимент – экспериментатор изменяет только независимые переменные и контролирует все остальные переменные экспериментальной ситуации. Важно изолировать последние от всех других.

Пример: влияние освещенности рабочего места на скорость возникновения состояния утомления испытуемых. Нельзя использовать мощную ТV осветительную аппаратуру в эксперименте, т.к. значительно изменяют температуру помещения. Не сможем однозначно интерпретировать возникновение утомления только через изменения освещенности.

Истинные экспериментальные планы – 1)применяется стратегия создания эквивалентных групп; 2)есть экспериментальная и, как минимум, одна контрольная группа; 3)эксперимент завершается тестированием и сравнением поведения группы, получившей экспер. воздействие (Х1), с группой, не получившей воздействия (Х0).

Однофакторные планы. 1) План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия (Р.А. Фишер), когда нет возможности или необходимости проводить предварительное тестирование испытуемых.

1. Экспериментальная группа

R X O1

2. Контрольная группа

R O2

R - рандомизация, X - воздействие, О1 - тестирование первой группы, О2 – тестирование второй группы. При качественном создании групп этот план является наилучшим, позволяет контролировать большинство источников артефактов.

Пример: Исследование влияния опыта ТКД на личностные особенности школьников – две однородные по возрасту, полу, образованию группы из одной школы, но одна – с опытом ТКД, адругая – без опыта. Предварительное тестирование невозможно и не нужно, так как группы эквивалентны по многим параметрам.

Доэкспериментальные планы. Анализ единичного случая. Нет учета индивидуальных различий между людьми, невозможность повторения исследования. Применяется чаще при анализе уникальных случаев. Примеры: А.Р. Лурия – изучение уникальной памяти Шерешевского, уникальные парапсихологические способности Б.В. Ермолаева, изучавшиеся В.Н. Пушкиным, кожное зрение Р. Кулешовой - А.Н. Леонтьев, анализ изменения личности Финеаса Гейджа после сквозного прохождения стального прута через его лобную долю, и т.п. . Часто имеют место при использовании патопсихологических методик.

Требования к организации Э. мало соблюдаются; методики научно-популярные, без определения надежности и валидности (в тестах),нормативных данных; без контроля за независимой переменной … отсюда низкая достоверность получаемых результатов и их интерпретаций..

Отсутствие контрольной группы - нет сравнения данных «зависимых переменных» в экспер. и контрольной группах, , нет комплексного анализа изучаемых свойств.

Квазиэкспериментальные планы – Э. со снижением требований к отбору испытуемых (состав группы неэквивалентен) или с недостаточным контролем за независимой и другими переменными. Типы квазиэкспериментов: 1 – использование в качестве экспериментальной и контрольной неэквивалентных по составу групп; 2 – одинаковое экспер. воздействие к группам, отличающихся друг от друга определенным параметром (различия в результатах приписываются этому параметру); 3 – формирующий Э. без полного контроля за посторонними факторами (здесь особая роль – уравниванию контролируемых переменных);

4 –Исследование типа ex-post-facto (Э., на который ссылаются) – экспер-р не производит непосредственного воздействия (независимой переменной). Независ. переменная – реальные события в жизни испытуемых экспер. группы. Контрольная группа – лица, не испытавшие в своей жизни этих событий (например, школьники с опытом ТКД и без опыта ТКД). В остальном группы должны быть эквивалентны. Измеряются зависимые переменные в каждой из групп.

Фактически в психологии все эксперименты являются квазиэкспериментами. (В.Н. Дружинин).

Факторные планы. Когда исследуется воздействие на испытуемых сразу нескольких независимых переменных.

Изучается влияние этих переменных в различных сочетаниях. Число сочетаний резко возрастает с увеличением числа независ. переменных.

Корреляционные исследования– пассивно-наблюдающее. Не устанавливают причинно-следст. зависимости между переменными, а выявляют статистическую значимость связей между двумя и более П. При невозможности манипулирования переменными. Может доказать отсутствие причинно-след. связей, но не может доказать их наличие. В особых случаях, при точном теоретическом и экспер. знании причинного соотношения между переменными разных типов (например, темперамент и самооценка, и уровень социальной адаптации, и т.п.) возможно и установление п.-сл. зависимостей.

Эксперимент полного соответствия – полностью копирующий реальность.

Мыслительный и реальный эксперименты. А. Эйнштейн.

Кросскультурный эксперимент. Направлено на выявление культурной детерминации общегрупповых особенностей и индив. различий поведения. Изучается влияние одной и той же независимой переменной на поведение представителей разных культур и этнических общностей (русские и казахи, эскимосы и американцы…).

Исследование ценностей Ш. Шварца в 54 странах позволило выявить 10 типов универсальных общечеловеческих ценностей. (Тест «Профиль личности»).



Психогенетическое исследование.

ТЕМА 4. Валидность и надежность эксперимента и психодиагностического теста

Понятие валидности эксперимента и валидности психодиагностического теста.



Валидность – соответствие конкретного иссл-ия принятым стандартам (безупречному Э) (Дружинин В.Н., 2003).

Валидность методики (теста) – комплексная хар-ка, включающая сведения об области исследуемых явлений (относительно какой группы психол. свойств личности могут быть сделаны выводы) и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.,1989).

Указывает «…что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (Анастази А., 1982).



Безупречный Э – 1) идеяльный Э, в кот. устранены все источники систематических смешений; 2)в котором бесклнечное число проб применяется к бесконечному числу исп-ых, позволяющий учесть бесконечное число побочных П; 3) Э полного соответствия, полностью копирующий реальность (Р. Готтсданкер, 1982).

Виды валидности эксперимента (внутренняя и внешняя).



Внутренняя В. – соответствие конкретного иссл-ия идеальному; определяется влиянием независимой П, а не другими причинами.

Внешняя В. – соответствие иссл-ия природной реальности или другим подобным исследованиям. Частная форма – экологическая В, определяющая возможность распространить выводы на реальные условия.

Некоторые виды вылидности теста: конструктная и критериальная В.



Конструктная В определяет область теоретической структуры психол. явлений, измеряемых тестом. Один из способов определения – сопоставление исследуемого на предмет КВ теста с др. методиками, конструктное содержание которых известно (корреляция). Важно определить не только сходство, но и различие с известныи тестом. КВ может быть ниже критериальной В. Очень помогает факторный анализ – выделение стр-ры связей пок-ей исследуемого теста с др. известными факторами др. тестов, общих и специф-их факторов для всей группы анализируемых тестов. Аспектом КВ является внутренняя согласованность пунктов теста с общим (-ими) фактором (-ами)(корреляция ответов по каждому пункту с общим фактором, котрый они составляют).

Факторы, угрожающие внутренней и внешней валидности экспериментального исследования. Способы повышения внутренней и внешней валидности. Контроль переменных как форма контроля угроз внутренней и внешней валидности.

Понятие надежности теста. Виды надежности. Методы определения надежности: тест-ретест, параллельных форм, расщепления. Надежность теста не обязательно предполагает наличие его валидности. Валидность обязательно требует и надежности теста.



ТЕМА 5. Ошибки в организации, проведении исследования и в анализе его результатов. Артефакты в эксперименте

. Ошибки - угроза валидному и надежному выводу.

Виды ошибок: отсутствие гипотезы; нет контрольной группы; изучение единичных случаев; нерепрезентативная выборка; неоднородность исследуемой выборки испытуемых; изменение контролируемых переменных (проведение Э. вместо утра вечером, и т.п.), неоднородность исследуемой и контрольной выборок.

Неверный подбор методик – они не соответствуют цели исследования.

Произвольное или непроизвольное изменение независимой переменной (например, инструкции).

Нарушения процедуры исследования (например, изменение времени проведения эксперимента или порядка предъявления заданий, подсказывание отдельным испытуемым, изменение стиля отношения и поведения экспериментатора).

Способы преодоления ошибок.

Понятие артефакта – коммуникативные эффекты, искажающие достоверность выводов. Типология артефактов:

эффект плацебо или Хоторна – самовнушение – стремление соответствовать ожиданиям экспериментатора; эффект Пигмалиона (Розенталя) – основан на непроизвольном внушении со стороны экспериментатора поведения, которое соответствует гипотезе;

эффект аудитории; эффект первичности (первого впечатления).

Способы их контроля: дезинформирование испытуемых; маскировка независимой переменной; метод «скрытого» эксперимента; «двойной слепой метод», неинформирование проводящего Э. о его цели, гипотезе и ожидаемых результатах.

Ошибки в фиксации и в анализе результатов – отсутствие табулирования данных, представление данных в виде графиков без таблиц; неверное построение таблиц;

неверная фиксация данных в протоколе и их запись в таблице; нет перепроверки записи данных в таблицах; неверный выбор и применение статистических методов – без учета объема выборки, независимости-зависимости сравниваемых выборок; разнородности или однородности признаков и шкал ответов, и т.д;

нет перепроверки наиболее ярких статистических результатов – высокозначимых корреляций, высокодостоверных различий и т.п.;

отсутствие общегрупповых средних данных;

отсутствие анализа связи результатов с гипотезой.

Неправомерное обобщение результатов и неправомерный вывод.

Гуманист. Психология – ошибочен чисто манипулятивный подход к испытуемым (Джурард). Нет организации обратной связи с ними - рассказа о результатах, заинтересованной беседы о его мыслях, способах поведения в ходе эксперимента, о его самочувствии, текущих проблемах. Нет сопереживания и сочувствия, интереса к его личности.

Результаты эксперимента и выводы

Характер объяснения в психологии. Логика вывода и доказательства в психологическом эксперименте (по Д.С. Горбатову): констатация единственного различия, констатация сопутствующих изменений, констатация единственного сходства. Подтверждение или не подтверждение гипотезы одинаково значимо для науки. Экспериментальный отчет: заключительный этап оформления. Его основные разделы.

Тематический план курса «Экспериментальная психология»


Номер и название темы

Количество часов

аудиторных занятий







Лекции

Семинары и лабораторные

работы
Всего

ТЕМА 1. Предмет, задачи и развитие

экспериментальной психологии. Классификация методов психологического исследования

2

2


4

ТЕМА 2. Структура экспериментальной ситуации:

основные понятия

2

2 +2

6

ТЕМА 3. Организация и проведение экспериментально-психологического исследования. Интерпретация

результатов. Планы экспериментов

2

2 +2

6

ТЕМА 4. Валидность и надежность эксперимента и психодиагностического теста

2

2 + 4

8

ТЕМА 5..Ошибки в организации психологического

исследования и в анализе данных. Артефакты в

эксперименте. Способы преодоления ошибок. Результаты эксперимента и выводы

2

2+ 2

6

Итого

10

20

30



Обязательная литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М.: Изд-во ЧеРо, 1996. - с. 36-67.

2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара: Бахрах, 2000 – 248 с.

3.Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. 455 с.

4. Гудвин Д. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб: Питер, 2004 – 558 с.

4.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Санкт-Петербург: 2000. 311 с.

5. Корнилова Т.Н. Экспериментальная психология. Теория и методы. Учебник. М., Аспект- пресс. 2002. 380 с.

6.Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. – с. 34-184.

7.Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Под ред. Т.В.Корниловой. М.: Форум – ИНФРА-М, 1998. 283 с.

8. Психология. Учебник под ред. А.А.Крылова. М.: Проспект, 1998. - с. 72-94.

9. Солосо Р., Джонсон Х., Билл К. Экспериментальная психология. Практический курс. М., «Олма-Пресс», 2002. 522 с.

10. Стивенс С.С. Экспериментальная психология. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. - с.61-87.

11. Фресс Ф., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I. М.: Прогресс, 1966. - с.15-96, 99-155, 241-214.

12. Фресс П. Экспериментальная психология. СПб: Питер, 2003. Глава 1 – с. 10-31

14. Экспериментальная психология. Практикум. Учебное пособие. М., Аспект- пресс. 2002 - 383 с.

15. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Academia, 1996. - с. 120-139, 342-369.



Дополнительная литература



  1. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. - с. 66 - 204.

  1. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. Л., Наука, 1989. с. 3-78.

  2. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. СПб: Речь, 2004 – 134 с. (SPSS)

  3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики. Ленинград: Медицина, 1984. - с. 13-20.

  4. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., Наука, 1975. с. 30-62.

  5. Михеев В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях. М.: Изд-во Университета дружбы народов.1986. - с. 20-31.

  6. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практ. Пос. М., 1993 – 97 с. С.66-74, 82-87 (Творческие задания. Оперативное мышление – методика «Игра 5», Задачи на воображение, и др.). См. также Творческие задания на сайте http://psychology.rsuh.ru/motarticle12.rtf

  7. Мотков О.И. Методика «Самооценка личности»/ сайт Ин-та психологии РГГУ http://psychology.rsuh.ru/motarticle11.rtf

  8. Мотков О.И. Методика «Оценка силы признаков гармоничности личности», файл на каф. Психологии личности ИП РГГУ – C:/Мои документы/+Мотков/Методики изучения гармоничности личности

  9. Немов Р.С. Психология. М. Просвещение. 1995. Т.1. с. 15-22. Т.3. с. 17-30.

  10. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент… М.: КСП+, 1999 – 320 с.

  11. Общий практикум по психологии: Психологический эксперимент. Часть 3. Методич. Указания. Ред. М.Б. Михалевская и Т.В. Корнилова. М.: МГУ, 1987 – 50 с. (тип «доэкспериментального» плана исследования при использовании «патопсихологических методик»)

  12. Роговин М.С. Психологическое исследование. Ярославль: 1979, с.5-45.

  13. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение,, 1979 – 156 с.

  14. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. - Прага: Медицинское издательство АВИЦЕНУМ, 1978. - с. 42-53.

  15. Ядов В.А. Социологическое исследование. М.: Наука, 1995. с.81-120.


Вопросы для обсуждения на семинарах и контрольные вопросы

Вопросы для обсуждения на семинарах и контрольные вопросы к теме 1.

1.Методологические принципы научного исследования

2. Сущность экспериментального метода

3. Специфика отличия научного психологического эксперимента от ненаучных “околопсихологических” методов, таких как: простое бытовое наблюдение, астрологический прогноз, гадание, предвидение и т.п.?

4. Идеальный и реальный эксперименты.

5. Возникновение и развитие экспериментальной психологии в Германии, Франции, Англии, США и России

6. Неэкспериментальные методы в психологии.

7. Классификация экспериментальных психологических методов.



Вопросы для обсуждения на семинарах и контрольные вопросы к теме 2.

  1. В чем сущность экспериментальной ситуации?

  2. Что такое инструкция и какова ее роль в психологическом эксперименте?

  3. Что наблюдается в психологическом эксперименте?

  4. Виды переменных.

  5. Какова роль экспериментатора в эксперименте?

  6. Каковы виды взаимодействий экспериментатора с испытуемым?


Вопросы для обсуждения на семинарах и контрольные вопросы к теме 3.

1.Начальный этап эксперимента. Сущность проблем и гипотез исследования. Виды гипотез.



  1. Характеристика подготовительного этапа исследования. Составление выборки

испытуемых: репрезентативность и однородность выборки.

  1. Характеристика экспериментального этапа исследования.

  2. Интерпретация результатов – особенности этапа.

  3. Каково назначение экспериментальной и контрольной групп в психологическом эксперименте?

  4. В чем сущность планирования эксперимента?

  5. Что такое квазиэксперимент?

  6. В чем заключается специфика доэкспериментальных планов?

  7. Что такое кросскультурный эксперимент?

Вопросы для обсуждения на семинарах и контрольные вопросы к теме 4.

  1. Что такое валидность психологического эксперимента?

  2. Основные виды валидности теста и методы их определения.

  3. Факторы, угрожающие внешней и внутренней валидности.

  4. Способы повышения внутренней и внешней валидности.

  5. Понятие надежности теста. Виды надежности.

  6. Методы определения надежности методики

Вопросы для обсуждения на семинарах и контрольные вопросы к теме 5.

  1. Виды ошибок в организации и проведении психологического эксперимента.

  2. Способы преодоления ошибок исследования.

  3. Ошибки в фиксации результатов.

  4. Ошибки в статистическом и качественном анализе данных эксперимента.

  5. Виды артефактов и специфика их устранения

  6. Что значит объяснение в экспериментально-психологическом исследовании?

  7. В чем причина ошибок в доказательствах, направленных на выяснение причинно-следственных связей между экспериментальными переменными

Тематика докладов, рефератов

  1. Понятие психологического эксперимента.

  2. Основные проблемы экспериментальной психологии.

  3. Развитие экспериментальной психологии в конце 19 и начале 20 века в Европе.

  4. Развитие экспериментальной психологии в конце 19 и начале 20 века в России.

  5. Понятие гипотезы. Виды гипотез.

  6. Классификация экспериментальных методов в психологии.

  7. Виды переменных в эксперименте.

  8. Понятие идеального эксперимента.

  9. Понятие квазиэксперимента.

  10. Сущность планирования эксперимента.

  11. Факторное планирование эксперимента.

  12. Истинные экспериментальные планы.

  13. Понятие валидности эксперимента.

  14. Виды валидности теста.

  15. Способы определения надежности методики

  16. Применение статистических методов в психологии

  17. Ошибки в организации, проведении и анализе результатов исследования

  18. Способы преодоления ошибок и артефактов эксперимента

  19. Анализ и представление результатов психологического исследования.

Рейтинговая система контроля знаний
Тема № 1,2 - блиц-контрольная работа – 5 баллов

Промежуточная аттестация (отчет – 1) - 10 баллов
Тема № 3, 4, 5 - блиц-контрольная работа – 10 баллов

Промежуточная аттестация (отчеты – 2) - 20 баллов
Работа на семинарах – 10 баллов

Итоговая контрольная работа – 45 баллов

Итого 100 баллов

От 100 до 91 балла – оценка «отлично»

От 90 до 81 балла – оценка «хорошо»

От 80 до 60 баллов – оценка «удовлетворительно»

Ниже 60 - неудовлетворительно

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

План лабораторных работ по курсу
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лабораторные работы по курсу «экспериментальная психология» предназначены для студентов, обучающихся по специальности 020400 «Психология» на 2 и 3 курсах (1 семестр) дневного отделения ИП РГГУ по специализации «Педагогическая психология». Согласно учебному плану на лабораторные работы по этой дисциплине отводится в 2004 году 10 часов.

Предметом курса вообще и лабораторных работ, в частности, является изучение и практическое освоение теоретических основ подготовки, проведения и анализа результатов экспериментально- психологических исследований.

Выбор тем лабораторных работ определяется структурой и содержанием программы лекционного курса, а также возможностью опробования теоретических положений в реальном эксперименте. Темы семинаров отражают основные проблемы курса и воспроизводят последовательность их представления на лекциях.

Методическая взаимосвязь избранных тем лабораторных с лекционным курсом определятся единством цели и задач образовательного процесса. Поскольку цель курса сформировать у студентов знания, позволяющие методически грамотно проводить экспериментальные исследования, то, все вопросы, выносимые на обсуждение во время лабораторных занятий, рассматриваются с обязательным учетом основных теоретических положений экспериментальной психологии.

Вопросы для обсуждения формулируются, исходя из их значимости для понимания рассматриваемой проблемы курса.



Общая цель проведения лабораторных работ состоит в активном овладении категориальным и концептуальным аппаратом современной экспериментальной психологии как самостоятельной области психологического знания, а также в формировании у студентов практических умений организации, проведения и интерпретации экспериментального исследования. Опираясь на дидактический принцип активности, преподаватель должен сформировать у студента умения и навыки обсуждения теоретических проблем и проведения экспериментов в области экспериментальной психологии. Студент должен научиться анализировать литературу, аргументировано излагать свое мнение и т.д. Литература подобрана исходя из степени содержательности представленного в ней материала для прохождения тем курса. Формы контроля – промежуточные, предполагают самостоятельное проведение экспериментов и сдачу экспериментальных отчетов (всего 3), коллективные обсуждения проведенных миниисследований на семинарах, блиц-контрольные работы. Итоговая форма контроля – выставление общей оценки за участие и активность в процессе реализации лабораторных работ, собеседование с учетом оценок, полученных в ходе проведения лабораторных работ.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ

ТЕМА 1. Структура экспериментальной ситуации.

Экспериментальная цель: Исследование колебания внимания в зависимости от установки испытуемого (модификация методики Б.А. Сосновского, 1979, с. 46 – 48)

Понятие экспериментального факта и экспериментальной ситуации в психологии. Условия и специфика проведения психологического эксперимента. Понятие инструкции и её значение для повышения валидности и надежности эксперимента. . Экспериментатор как организатор сбора экспериментальных данных. Поведенческие проявления испытуемого как основной факт экспериментальной психологии. Виды соотношений между стимулами, личностью испытуемого и его поведенческой реакцией.

Вопросы и задания для обсуждения.


  1. Что следует понимать под экспериментальным фактом и экспериментальной ситуацией в психологии?

  2. Опишите структуру экспериментальной ситуации при изучении колебания внимания: цель эксперимента, переменные, поведение экспериментатора и испытуемого, характеристику испытуемого.

  3. Каковы основные параметры поведенческой реакции, фиксируемой в данном эксперименте?

  4. Каковы основные задачи экспериментатора при проведении данного эксперимента?

  5. Как взаимодействует экспериментатор с испытуемыми и каковы основные эффекты этого взаимодействия?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое экспериментальный факт?

2. В чем сущность экспериментальной ситуации?

3. Что такое инструкция и какова ее роль в психологическом эксперименте.

4. Что наблюдается в психологическом эксперименте?

5. Какова роль экспериментатора в эксперименте?

6. Каковы виды взаимодействий экспериментатора с испытуемым?

ЛИТЕРАТУРА



  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Санкт-Петербург: 2000. 311 с.

  2. Корнилова Т.Н. Экспериментальная психология. Теория и методы. Учебник. М., Аспект- пресс. 2002 - 380 с

  3. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979 - 157 с. С. 46-48 (методика «Изучение колебания внимания»)

  4. Экспериментальная психология. Практикум. Учебное пособие. М., Аспект- пресс. 2002. 382 с.

ТЕМА 2. Подготовка, проведение и интерпретация экспериментально-психологического исследования. Экспериментальная цель: Изучение уровня оперативного мышления

(Методика «Игра «5»» О.И. Моткова)

Вопросы и задания для обсуждения



  1. Опишите основные этапы психологического исследования.

  2. В чем сущность гипотезы исследования?

  3. На основе чего строится гипотеза?

  4. Опишите основные составляющие подготовительного этапа эксперимента?

  5. Содержание интерпретационного этапа исследования.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


1. В чем сущность задач и целей эксперимента?

2. В чем сущность проблем и гипотез исследования?

3. Каковы основные этапы экспериментального исследования?

4. Какова специфика проведения психологических экспериментов.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Санкт-Петербург: 2000. 311 с.

  2. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практ. Пос. М., 1993 – 97 с. С.66-74, 82-87 (Творческие задания. Оперативное мышление – методика «Игра 5». Задачи на пространственное воображение, методики изучения личности, и др.)

  3. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Под ред. Т.В.Корниловой. М.: Форум – ИНФРА-М, 1998. 283 с

  4. Психология мышления. Сб. Пер. с англ. М., 1965

  5. Пушкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. М., 1972

  6. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов. М.: МГУ 1981, с. 400 ( Дункер К., Пиаже Ж., Блейлер Э., Арнхейм Р., Брунер Д., Рубинштейн С.Л., Линдсей Г. и к., Выготский Л.С., Келер В., Трик Х., Вудвортс Р., Кун Т., Пуанкаре А., Ганнушкин П.Б., Юнг К. и др.)


ТЕМА 3. Определение валидности результатов исследования.

Экспериментальная цель: Изучение самооценки позитивных качеств личности (методика «Самооценка личности», О.И. Мотков)

Вопросы и задания для обсуждения.



  1. В чем специфика валидности эксперимента?

  2. Виды валидности эксперимента.

  3. Что такое экспертная оценка характеристик испытуемого?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. В чем сходство и различие понятий валидности эксперимента и психодиагностического теста?

  2. Каковы основные способы повышения валидности экспериментов и тестов?

Литература

  1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара: Бахрах, 2000

  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Санкт-Петербург: 2000. 311 с.

  3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. – с. 34-184.

  4. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Под ред. Т.В.Корниловой. М.: Форум – ИНФРА-М, 1998. 283 с.

  5. Мотков О.И. Методика «Самооценка личности», 2002. Файл на сайте ИП РГГУ : http://psychology.rsuh.ru/motkov.html

  6. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент… М.: КСП+, 1999 – 320 с.

ТЕМА 4. Определение надежности получаемых результатов.

Экспериментальная цель: Исследование стабильности оценки признаков гармоничности личности (Методика «Оценка силы признаков гармоничности личности», О.И. Мотков)

Вопросы и задания для обсуждения.



  1. Виды определения надежности исследовательской методики.

  2. Каковы основные стратегии составления экспериментальных выборок?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы основные факторы, угрожающие внешней и внутренней валидности?

2. Каковы способы определения надежности теста.



Литература

  1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара: Бахрах, 2000

  2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982. 455 с.

  3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Санкт-Петербург: 2000. 311 с.

  4. Мотков О.И. Методика «Оценка признаков гармоничности личности», 2001, файл на кафедре психологии личности ИП РГГУ.

  5. Психологическая диагностика детей и подростков. /Ред. К.М. Гуревич и др. М., 1995 – 360 с.

6. Гудвин Д. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб: Питер, 2004 – 558 с.

Тема 5. Анализ ошибок и артефактов исследования.

Экспериментальная цель: Исследование соотношения творческих проявлений с уровнем жизненной удовлетворенности у студентов.

(Методики: «Творческие задания» - 3 – Употребление предметов, 4 скрепки, Что это? Тест ИЖУ Неугартена)

Вопросы и задания для обсуждения.



  1. Какова типология артефактов, погрешностей и угроз валидному выводу?

  2. Перечислите основные виды методических ошибок при организации эксперимента.

  3. В чем заключаются основные принципы оформления экспериментального отчета?

следующая страница>


Программа курса (дневное отделение) для специальности №020400 Психология москва 2004

Психология. Согласно учебному плану преподавание экспериментальной психологии проходит на дневном отделении на втором и третьем курсах

542.12kb.

01 10 2014
2 стр.


Специальная психология

«Специальная психология». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» и относится к разделу общепрофессиональных дисциплин, федеральная компонента

123.76kb.

01 10 2014
1 стр.


Программа дисциплины Психология межкультурных отношений для направления/ специальности 030300. 68 Психология подготовки магистра

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030300. 68, посещающих нис «Кросс-культ

222.8kb.

25 12 2014
1 стр.


Программа курса для специальности 020900 Искусствоведение Москва 2000

Программа утверждена на заседании кафедры Всеобщей истории искусств 24 сентября 1999 г

235.18kb.

25 12 2014
1 стр.


Учебно-методические указания для студентов 1-го курса психолого-педагогического факультета специальности «Психология» Брест 2009

Практические работы по физиологии поведения : Учебно-методические указания для студентов 1-го курса психолого-педагогического факультета специальности «Психология» / Сост. Н. К. Са

593.44kb.

25 12 2014
4 стр.


Р интегральная психология сознание, Дух, Психология, Терапия Издательство аст издательство Института трансперсональной психологии Издательство К. Кравчука Москва 2004

У36 Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия / К. Уилбер; Пер с англ под ред. А. Киселева. — М: ООО «Издательство act» и др., 2004. — 412, [4] с. —

4483.17kb.

25 09 2014
22 стр.


Контрольные задания по курсу «Психология» для студентов специальности менеджмент,3 курс, заочное отделение (б-т)
64.17kb.

01 10 2014
1 стр.


Программа курса для специальности ╧ 020600 √ Культурология

Курс лекций и семинарских занятий по социологии культуры является базовым и предназначен для студентов 4 курса факультета культур и искусств, обучающихся по специальности ⌠культуро

656.02kb.

14 09 2014
4 стр.