Перейти на главную страницу
Понятие психического дизонтогенеза; параметры дизонтогенеза; виды нарушений психического развития; недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие; развитие в условиях сложных недостатков в развитии; понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому; методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения; прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители; методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб; психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.
«Специальная психология». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» и относится к разделу общепрофессиональных дисциплин, федеральная компонента.
Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей с различными отклонениями от нормального психического развития, которые имеют особые образовательные потребности, а также устанавливающая возможности и пути компенсации нарушений различной сложности. В задачи специальной психологии входит выявление общих и специфических закономерностей психического развития людей с различными типами нарушений, изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности, изучение закономерностей развития личности аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимися, психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.
ввести студентов в проблематику специальной психологии, что является неотъемлемой частью подготовки специалиста в области специального образования;
сформировать базовые понятия в изучаемой области.
Задачи дисциплины:
обеспечить студентам необходимую подготовку по теоретико – методологическим основам специальной психологии;
ознакомить студентов с основными характеристиками детей с разными вариантами отклоняющегося развития;
ознакомить студентов с основными принципами и направлениями диагностико-коррекционной работы.
Студенты должны знать:
базовые понятия специальной психологии;
общие и специфические закономерности развития психики детей с различными типами нарушений.
представление о психологической структуре дефекта;
психологические параметры дизонтогенеза и уметь выделять их при различных типах нарушений в развитии;
основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.
Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.
Текущий контроль. В качестве текущего контроля выступают результаты семинарских занятий.
Дисциплина содержит необходимые сведения по всем разделам специальной психологии, включая возможность практического освоения психодиагностических и психокоррекционных методов работы специального психолога. В процессе дальнейшего обучения усвоение ключевых понятий специальной психологии послужит основой для овладения знаниями в конкретных областях специальной психологии – психологии слепых (тифлопсихология), психологии умственно - отсталых (олигофренопсихология), психологии не слышащих (сурдопсихология), психологии детей с задержкой психического развития, с нарушениями речи, с нарушениями двигательной сферы и т.п.
Специальная психология – основа специальной педагогики.
Приоритетные направления коррекционно-педагогической работы.
Концепция специальной психологической помощи в системе образования и пути ее реализации.
II. Дефект и компенсация
Исторический аспект рассмотрения понятия компенсации: основные направления в понимании проблемы компенсации. Теория сверхкомпенсации А. Адлера.
Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка.
Проблема психологической структуры дефекта. Первичный дефект и вторичные отклонения. Сложность структуры аномального развития. Взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Влияние первичного дефекта на вторичные отклонения. Влияние коррекционно-педагогического воздействия на вторичные отклонения в развитии аномального ребёнка. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.
III. Общие и специфические закономерности психологического развития ребенка
Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях.
Общие и специфические закономерности аномального развития.
Понятие фактора развития. Факторы отклоняющегося развития.
Современная терминология, использующаяся для обозначения детей, нуждающихся в специальной психологической помощи: «дети группы риска», «дети с особыми потребностями», «дети с ограниченными возможностями здоровья» и др.
Понятие ретардации, дисфункции, асинхронии развития.
Дизонтогенез и его параметры: функциональная локализация, время поражения, структура дефекта, нарушение межфункциональных взаимодействий (В.В. Лебединский). Классификация видов психического дизонтогенеза. Возрастная восприимчивость к различным патогенным воздействиям.
Г.Е. Сухарева об основных особенностях олигофрении как специфической формы дизонтогении.
Задержанное развитие. История выделения из детской популяции, представленность в популяции, межполовые различия. Гармонический психофизический инфантилизм. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Варианты задержанного развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органический (К.С. Лебединская). Психическое и социальное развитие детей с различными формами ЗПР. Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний.
Повреждённое развитие. Органическая деменция как вариант повреждённого развития. Психоорганический синдром у детей и подростков, его возрастные особенности и проявление. Особенности психического развития людей с текущими нервно-психическими заболеваниями.
Дефицитарное развитие. Своеобразие в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы и личности людей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Основные направления компенсаторных процессов при дефицитарном развитии. Проблемы дифференциальной диагностики детей с первичными нарушениями речи от других дизонтогений, сопровождающихся речевыми нарушениями (умственная отсталость, ЗПР, ранний детский аутизм). Психологические аспекты личностной и трудовой реабилитации.
Искажённое развитие. Синдром РДА (синдром Каннера)– как специфическое нарушение развития. Время выделения, представленность в популяции, межполовые различия. Особенности психического развития при РДА: специфические нарушения восприятия, речи, мышления, страхи, стереотипность (ритуальность) поведения, патологические формы аутостимуляции. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от умственной отсталости, глухоты, речевого недоразвития, шизофрении.
Дисгармоничное развитие. Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте. Понятие акцентуации характера. Сравнительный анализ классификаций акцентуации характера по К. Леонгарду и по А.Е. Личко. Психопатия как вариант дисгармоничного развития.
Дети со сложными нарушениями. Сложный дефект в контексте отклоняющегося развития. Причины появления детей с сочетанными нарушениями в развитии. Подходы к классификации детей со сложным дефектом по принципу комбинирования сенсорного и интеллектуального дефектов или нескольких сенсорных дефектов или сочетание сенсорных нарушений с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Качественное своеобразие развития ребенка со сложным дефектом.
Принципы психологического сопровождения ребенка с сочетанным нарушением в развитии.
V. Прикладные проблемы специальной психологии
Компенсация и коррекция. Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков. Коррекция как специфическое воздействие, направленное на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция произношения отдельных звуков, коррекция речи).
Понятие социальной адаптации. Трудности взаимодействия с социальной средой, снижение способности адекватного реагирования на происходящие изменения и требования у аномальных детей в связи с дефектом.
Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей. Учёт глубины и структуры дефекта аномальных детей при определении содержания, принципов и организации учебного процесса специальных коррекционных учреждений. Зона ближайшего развития как объективное основание в выборе общей образовательной стратегии для ребенка и определении индивидуальных подходов к развитию, обучению и воспитанию. Формула обучаемости.
Абилитация и реабилитация. Включение аномального ребёнка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду в соответствии с психофизическими возможностями.
Психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции человека с нарушениями психического развития в общество. Необходимые психолого-педагогические, морально-этические и экономические условия эффективной интеграции. Уровни интеграции. Позитивные и негативные аспекты совместного образования нормально развивающихся детей и детей с проблемами в развитии.
VI. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии
Общие основы психологической диагностики детей с отклонениями в развитии. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии: принцип комплексности, принцип целостности психолого-педагогического обследования; изучение в процессе ведущей деятельности и др. Характеристика современных подходов к психологической диагностике отклоняющегося развития и знакомство с конкретными методиками в контексте указанных направлений. Психологический диагноз, его виды. Выделение важнейших элементов структуры нарушенного развития. Психологическое заключение.
Современные представления о нормальном и отклоняющем развитии.
Обучаемость как дифференциально-диагностический и прогностический критерий в оценке психического состояния ребенка.
Смена ведущих деятельностей при различных отклонениях в развитии.
Особенности готовности к школьному обучению при различных видах отклоняющегося развития.
Речевые нарушения как фактор личностно-социального развития детей и подростков.
Особенности психического развития детей с нарушениями зрения.
Особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
Психоло-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции.
Сравнительный анализ основных тенденций психического развития при задержке психического развития и умственной отсталости.
Возможности и ограничения педагогической диагностики отклоняющегося развития.
Психотерапия в контексте психологопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Современная концепция специальной психологической помощи.
Невротические расстройства в контексте отклоняющегося развития.
Методы изучения детей с нарушениями развития.
Основные направления в понимании проблемы компенсации.
Взаимодействие биологических и социальных факторов в психическом развитии аномальных детей.
Психологические параметры дизонтогенеза.
Психологическая характеристика основных типов нарушений психического развития.
Проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.
Психологический диагноз и его виды.
Предмет и задачи специальной психологии.
Связь специальной психологии со смежными дисциплинами.
Основные направления в понимании проблемы компенсации.
Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.
Проблема психологической структуры дефекта. Взаимодействие первичных дефектов и вторичных нарушений.
Проявление общих закономерностей психического развития при различных нарушениях в развитии детей.
Специфические закономерности аномального развития.
Л.С. Выготский о роли коррекционно-педагогического воздействия при компенсации вторичных отклонений в развитии детей.
Понятие аномального развития (дизонтогенез).
Типы нарушений психического развития.
Компенсация и коррекция.
Социальная адаптация. Трудности взаимодействия с социальной средой у аномальных детей.
Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.
Положение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития при обучении и воспитании аномальных детей.
Абилитация и реабилитация. Включение аномального ребенка в социальную среду.
Психологические проблемы интеграции человека с нарушениями психического развития в общество.
Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.
Психологический диагноз, его виды.
Социально-психологические предпосылки эффективной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Психолого-педагогическая характеристика умственно-отсталых детей.
Задержка психического развития (ЗПР). Подходы к классификации вариативности состояний при ЗПР.
Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний.
Психологическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.
Особенности познавательной деятельности у детей с нарушениями речи.
Психолого-педагогическая классификация детей с недостатками слуха.
Принципы классификации детей с нарушениями зрения.
Психическое развитие при слепоте и слабовидении.
Принципы психолого-педагогического обследования детей с сенсорными нарушениями.
Психологические основы коррекционно-воспитательной работы с детьми с ДЦП.
Общая психологическая характеристика раннего детского аутизма (РДА) как специфической аномалии развития.
Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. - М.,1994.
Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.,1990.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.,1995.
Дети с нарушениями развития. Хрестоматия. - М.,1995.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. - М.,1997.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. - М.,1985.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.,1989.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. - М.,1997.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.,1986.
Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. - М.,1997.
Усанова О.Н. Специальная психология. - М., 1990.
Обучение и воспитание детей «группы риска». Хрестоматия/Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - М.,1996.
Дополнительная литература:
Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1988.
Дети с задержкой психического развития. - М.,1984.
Детская патопсихология. Хрестоматия. / Сос Белопольская. Н.Л. - М.,1999.
Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.,1985г.
Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. - М-В-Ж.,1996.
Психолингвистика и современная логопедия. - М.,1997г.
Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка./Под ред. М.М. Семаго. - М.,1999.
Психодиагностический комплекс методик. Переслени Л.И. - М.,1996.
Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. - М.,1986.
Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития, - М.,1990.
Фотекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников // Дефектология. 1993, № 5.
«Специальная психология». Данный курс реализуется в рамках специальности 020400 «Психология» и относится к разделу общепрофессиональных дисциплин, федеральная компонента
01 10 2014
1 стр.
Озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000)
26 09 2014
4 стр.
Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: психология, педагогика, основы генетики, возрастная анатомия, физиология и гигиена, невропатологи, психопатология
11 10 2014
1 стр.
Озо факультета коррекционной педагогики по специальности специальная дошкольная педагогика и психология (032000)
14 12 2014
1 стр.
Логопедия и специальности 031800. 65 – Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»
01 10 2014
1 стр.
Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования
15 09 2014
1 стр.
Область научных интересов: политическая психология; психология массовых коммуникаций; социальная психология
25 12 2014
1 стр.
Программа рассчитана на 2 года и предусматривает специализацию по направлениям: экономическая психология и кросс-культурная психология
06 10 2014
1 стр.