ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Программа
по гражданскому воспитанию дошкольников средствами народной культуры.
Автор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного воспитания ПКИПКРО Любимова Л.В.
Народное декоративно-прикладное искусство
Народные праздники и игры
Устное народное творчество (бытовой фольклор)
Семейно-бытовые обряды и мифы
Обряды и обычаи народного календаря
ПОЭТИКА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
(концепция и программа по гражданскому воспитанию
детей дошкольного возраста) Автор Любимова Л.В.
Концепция и программа по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста представляет собой теоретическое обоснование и практическое содержание работы с дошкольниками, предусмотренной стандартом дошкольного образования Российской Федерации. Работа выполнена педагогическими коллективами МДОУ «Детский сад» № 106 г.Перми, № 1 г.Чердыни, № 37 г.Кунгура, № 24 г.Краснокамска, Савинского детского сада Карагайского района Пермского края, под руководством автора и прошла широкую апробацию на КПК, спецкурсах и педстудии ПКИПКРО и ПГПУ.
Содержание работы выстроено в соответствии с возрастными возможностями и периодами психического развития детей. Технологическое сопровождение программы (перспективные планы, план-сетки, конспекты занятий, содержательный материал) опубликованы в методических рекомендациях.
Данный материал адресован педагогам дошкольных учреждений, родителям, слушателям ПКИПКРО.
Концептуальную основу программы «Поэтика народной культуры» составил ряд позиций, представленных в исследованиях М.И.Богомоловой, С.А.Козловой, Д.И.Фельдштейна. Построение данной программы осуществлялось в соответствии с концепцией социального развития Л.В.Коломийченко.
Существенной концептуальной посылкой программы является признание культуры как содержательной основы и главного средства приобщения к социальной действительности и становления личностных образований.
Программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктриной образования Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.
Реализация программы осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (от трех до семи лет) с учетом языковой среды обитания, и народные традиции, что позволяет сформировать целостную педагогическую систему.
Содержание программы «Поэтика народной культуры», построено в соответствии с принципами:
-
научности, предполагающей отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере становления гражданственности, формирование основ научного мировоззрения;
-
доступности, обеспечивающей адаптацию научного знания к специфике возрастных, национальных, этнических особенностей развития детей дошкольного возраста;
-
субъектности, предполагающей неуклонное содействие развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;
-
прогностичности, ориентирующей на осознанное восприятие детьми предполагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере становления гражданственности, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;
-
последовательности и концентричности, обеспечивающих постепенное обогащение содержания различных сфер народной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам – к обобщенным представлениям по системе существенных признаков), познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;
-
системности, предполагающей формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
-
интегративности, предусматривающей возможность использования содержания народной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и ее реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
-
культуросообразности и регионализма, обеспечивающих становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей своего региона;
-
«диалога культур», ориентирующего на понимание детьми временной и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов.
Народная культура представлена в программе как совокупность результатов труда наших соотечественников с глубокой древности до современности, развивающих духовные ценности, выработанные разными народами: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, обязанности, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга, достоинство, память о предках, преемственность в хозяйственных и семейных делах и т.д.
Содержание программы раскрывает единство следующих элементов народной культуры: земледельческий народный календарь, устное народное творчество, народные игры и праздники, народная игрушка, народное декоративно-прикладное искусство, семейно-бытовые обряды и мифы.
Содержание программы дифференцировано по темам в соответствии с возрастными возможностями дошкольников:
-
Русские народные сказки о жизни наших предков.
-
Я и моя семья. Мое имя, мой дом, моя улица, мой город, моя родословная.
-
Жизнь человека – источник знаний о жизни людей, окружающей их природе, о времени, в котором они жили. Храмы, общественные здания, другие сооружения – свидетели времени.
-
Быт, нравы, жизнь детей. Семейные традиции. История и культура одежды. Культура еды. Жизнь детей - малые жанры устного народного творчества: небылицы, перевертыши. Народные пословицы и поговорки. Труд детей.
-
Велика земля русская. Русский народ и его корни. Славяне. Общность их культуры. Современные славянские народы. Понятие «Родина». Наш край – частица Родины.
-
«Преданья старины глубокой…»: былинный эпос. Прославление Отчизны, родного края, героизма.
-
Культура в жизни нашей Родины. Декоративно-прикладное искусство. Народная игрушка. Традиционные ремесла России.
Цель программы: содействие становлению начал гражданственности детей дошкольного возраста; формирование представления о себе как о представителе своего народа; использование народной культуры как средства в процессе гражданского воспитания.
Задачи:
-
Развивать представления дошкольников о народной культуре и приобщать их к культурным традициям
-
Формировать у детей знания и представления о родовой и этнической принадлежности, о правах и обязанностях;
-
Воспитывать уважение к своему народу, к его историческому прошлому;
-
Формировать у детей историко-географические знания о России, ее природных богатствах, воспитывать любовь к родной стране.
-
Воспитывать у детей чувства межнациональной толерантности, к истории и культуре народов, проживающих на территории Пермского края, осознания своего национального «Я», формирования эмоциональной отзывчивости, воспитания чувств любви к родному краю.