Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Программа

по гражданскому воспитанию дошкольников средствами народной культуры.

Автор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного воспитания ПКИПКРО Любимова Л.В.

Народное декоративно-прикладное искусство

Народные праздники и игры
Устное народное творчество (бытовой фольклор)
Семейно-бытовые обряды и мифы

Обряды и обычаи народного календаря

ПОЭТИКА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

(концепция и программа по гражданскому воспитанию

детей дошкольного возраста) Автор Любимова Л.В.
Концепция и программа по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста представляет собой теоретическое обоснование и практическое содержание работы с дошкольниками, предусмотренной стандартом дошкольного образования Российской Федерации. Работа выполнена педагогическими коллективами МДОУ «Детский сад» № 106 г.Перми, № 1 г.Чердыни, № 37 г.Кунгура, № 24 г.Краснокамска, Савинского детского сада Карагайского района Пермского края, под руководством автора и прошла широкую апробацию на КПК, спецкурсах и педстудии ПКИПКРО и ПГПУ.

Содержание работы выстроено в соответствии с возрастными возможностями и периодами психического развития детей. Технологическое сопровождение программы (перспективные планы, план-сетки, конспекты занятий, содержательный материал) опубликованы в методических рекомендациях.

Данный материал адресован педагогам дошкольных учреждений, родителям, слушателям ПКИПКРО.
Концептуальную основу программы «Поэтика народной культуры» составил ряд позиций, представленных в исследованиях М.И.Богомоловой, С.А.Козловой, Д.И.Фельдштейна. Построение данной программы осуществлялось в соответствии с концепцией социального развития Л.В.Коломийченко.

Существенной концептуальной посылкой программы является признание культуры как содержательной основы и главного средства приобщения к социальной действительности и становления личностных образований.

Программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктриной образования Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.

Реализация программы осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (от трех до семи лет) с учетом языковой среды обитания, и народные традиции, что позволяет сформировать целостную педагогическую систему.



Содержание программы «Поэтика народной культуры», построено в соответствии с принципами:

  • научности, предполагающей отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере становления гражданственности, формирование основ научного мировоззрения;

  • доступности, обеспечивающей адаптацию научного знания к специфике возрастных, национальных, этнических особенностей развития детей дошкольного возраста;

  • субъектности, предполагающей неуклонное содействие развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;

  • прогностичности, ориентирующей на осознанное восприятие детьми предполагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере становления гражданственности, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;

  • последовательности и концентричности, обеспечивающих постепенное обогащение содержания различных сфер народной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам – к обобщенным представлениям по системе существенных признаков), познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;

  • системности, предполагающей формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;

  • интегративности, предусматривающей возможность использования содержания народной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и ее реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);

  • культуросообразности и регионализма, обеспечивающих становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей своего региона;

  • «диалога культур», ориентирующего на понимание детьми временной и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов.

Народная культура представлена в программе как совокупность результатов труда наших соотечественников с глубокой древности до современности, развивающих духовные ценности, выработанные разными народами: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, обязанности, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга, достоинство, память о предках, преемственность в хозяйственных и семейных делах и т.д.

Содержание программы раскрывает единство следующих элементов народной культуры: земледельческий народный календарь, устное народное творчество, народные игры и праздники, народная игрушка, народное декоративно-прикладное искусство, семейно-бытовые обряды и мифы.


Содержание программы дифференцировано по темам в соответствии с возрастными возможностями дошкольников:

    • Русские народные сказки о жизни наших предков.

    • Я и моя семья. Мое имя, мой дом, моя улица, мой город, моя родословная.

    • Жизнь человека – источник знаний о жизни людей, окружающей их природе, о времени, в котором они жили. Храмы, общественные здания, другие сооружения – свидетели времени.

    • Быт, нравы, жизнь детей. Семейные традиции. История и культура одежды. Культура еды. Жизнь детей - малые жанры устного народного творчества: небылицы, перевертыши. Народные пословицы и поговорки. Труд детей.

    • Велика земля русская. Русский народ и его корни. Славяне. Общность их культуры. Современные славянские народы. Понятие «Родина». Наш край – частица Родины.

    • «Преданья старины глубокой…»: былинный эпос. Прославление Отчизны, родного края, героизма.

    • Культура в жизни нашей Родины. Декоративно-прикладное искусство. Народная игрушка. Традиционные ремесла России.

Цель программы: содействие становлению начал гражданственности детей дошкольного возраста; формирование представления о себе как о представителе своего народа; использование народной культуры как средства в процессе гражданского воспитания.

Задачи:

  1. Развивать представления дошкольников о народной культуре и приобщать их к культурным традициям

  2. Формировать у детей знания и представления о родовой и этнической принадлежности, о правах и обязанностях;

  3. Воспитывать уважение к своему народу, к его историческому прошлому;

  4. Формировать у детей историко-географические знания о России, ее природных богатствах, воспитывать любовь к родной стране.

  5. Воспитывать у детей чувства межнациональной толерантности, к истории и культуре народов, проживающих на территории Пермского края, осознания своего национального «Я», формирования эмоциональной отзывчивости, воспитания чувств любви к родному краю.

Программа по гражданскому воспитанию дошкольников средствами народной культуры
53.63kb.

30 09 2014
1 стр.


Программа национального воспитания дошкольников «Колокольчик»

План программа национального воспитания дошкольников "Колокольчик" ориентирован на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения

212.04kb.

14 10 2014
1 стр.


Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. «Музейная педагогика»

«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения

229.64kb.

14 12 2014
1 стр.


Методическая разработка по правовому воспитанию детей дошкольного возраста «Компьютерные презентации как средство формирования основ правовой культуры у дошкольников»

Положение об областном конкурсе «Ребенок и право» на лучшую методическую разработку

650.39kb.

13 09 2014
4 стр.


Анализ работы по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию за 2011-2012 учебный год

Работа по патриотическому воспитанию в 2010-2011 уч году проводилась в соответствии с общешкольным планом работы и районным планом мероприятий на патриотическую тему

172.16kb.

04 09 2014
1 стр.


Отчет о деятельности Центра народной культуры Республики Адыгея

В 2009 году деятельность Центра народной культуры была подчинена выполнению основных функциональных задач организационному обеспечению и координации процессов сохранения нематериал

272.63kb.

25 12 2014
1 стр.


Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа, средствами полихудожественного подхода

Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа. С рождения ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки эмоционально

203.39kb.

25 12 2014
1 стр.


Работа по патриотическому, гражданскому и правовому воспитанию

Современная школа работает в режиме саморазвития. Так как именно от школы ждут помощи в воспитании и обучении детей, в развитии их способностей и интересов, духовных и культурных ц

21.47kb.

11 10 2014
1 стр.