Рабочая программа по музыке в 1 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным стандартом начального общего образования на основе программы «Музыка» Е. Д. Критской.
На изучение музыки отводится 32 часа (1 час в неделю)
Данная программа базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов. Через опыт общения с музыкой, с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, слушание), жанры музыки (песня, танец, марш и др.).
Основными методическими принципами программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
В процессе музыкальных занятий совершенствуется восприятие детьми окружающей жизни и художественных образов с помощью не только музыки, но и других видов искусства, а также их память, внимание, воображение.
Цель – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи массового музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки программы:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры настоящего и прошлого;
- накопление на основе восприятия музыки интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Уроки в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе 1 класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».
Учебно-тематическое планирование
Название раздела
|
Количество часов
|
Музыка вокруг нас
|
15
|
Музыка и ты
|
17
|
Итого
|
32
|
Содержание
Музыка вокруг нас (15 часов)
Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Музыкальный материал: «Щелкунчик» (фрагменты из балета), пьесы из «Детского альбома». П. И. Чайковский: песня «Садко» («Заиграйте мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков: «Петя и волк» (фрагменты из симфонической сказки). С. Прокофьев: Третья песнь Леля из оперы «Снегурочка». «Скворушка прощается», В. Павленко, слова М. Ивенсен: « Осень» , русская народная песня; « Азбука», А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит», Р. Паулс, слова И. Резника; « Песня о школе», Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
Музыка и ты (17 часов)
Музыка в жизни ребёнка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов.
Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; « Утро» из сюиты « Пер Гюнт». Э. Григ; « Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина; « Наигрыш». А. Шнитке; «Вечер» из « Детской музыки». С. Прокофьев; « Вечерняя сказка». А. Хачатурян; « Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто; « Баба Яга», детская народная игра; « Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня; «Колыбельная». Г. Гладков; « Золотые рыбки» из балета «Конёк-горбунок». Р. Щедрин; « Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой; « Клоуны». Д. Кобалевский; « Семеро козлят», заключительный хор из оперы « Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой; « Бременские музыканты» из Музыкальной фантазазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
Требования к уровню подготовки обучающихся
● воспринимать музыку различных жанров;
● определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
● узнавать изученные музыкальные сочинения;
● исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластические движения);
● общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) исполнения музыкального произведения
Календарно – тематическое планирование по музыке в 1 классе
№ урока
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Дата
|
Виды и формы контроля
|
|
1 четверть (8 часов)
|
|
|
|
1.(1)
|
Урок-игра. Музыка в жизни человека
|
1
|
|
Текущий
|
2.(2)
|
Урок-театрализация. Марш
|
1
|
|
Текущий
|
3.(3)
|
Урок-импровизация. Марш
|
1
|
|
Текущий
|
4.(4)
|
Урок-импровизация. Танец
|
1
|
|
Текущий
|
5.(5)
|
Урок-театрализация. Танец
|
1
|
|
Текущий
|
6.(6)
|
Танец
|
1
|
|
Текущий
|
7.(7)
|
Песня. Песня народная и композиторская
|
1
|
|
Текущий
|
8.(8)
|
Песня, танец. Марш-музыкальные темы.
|
1
|
|
Текущий
|
|
2 четверть (7 часов)
|
|
|
|
1.(9)
|
О чём говорит музыка?
|
1
|
|
Текущий
|
2.(10)
|
Что выражает музыка?
|
1
|
|
Текущий
|
3.(11)
|
Как музыка передаёт характер человека?
|
1
|
|
Текущий
|
4.(12)
|
Умеем ли слушать музыку?
|
1
|
|
Текущий
|
5.(13)
|
Что музыка изображает?
|
1
|
|
Текущий
|
6.(14)
|
Музыка и движение
|
1
|
|
Текущий
|
7. (15)
|
Музыка и природа
|
1
|
|
|
|
3 четверть (7 часов)
|
|
|
|
1.(16)
|
Музыка и природа
|
1
|
|
Текущий
|
2.(17)
|
Куда ведут нас три кита?
|
1
|
|
Текущий
|
3.(18)
|
Куда приводит нас песня?
|
1
|
|
Текущий
|
4.(19)
|
Куда ведёт нас танец?
|
1
|
|
Текущий
|
5.(20)
|
Куда ведут нас танец и песня?
|
1
|
|
Текущий
|
6.(21)
|
Куда ведёт нас марш?
|
1
|
|
Текущий
|
7.(22)
|
Куда приводят нас жанры музыки?
|
1
|
|
Текущий
|
|
4 четверть (7 часов)
|
|
|
|
1.(23)
|
Элементы музыкальной речи
|
1
|
|
Текущий
|
2.(24)
|
Музыкальная речь. Мелодия
|
1
|
|
Текущий
|
3.(25)
|
Музыкальная речь. Форма музыки
|
1
|
|
Текущий
|
4.(26)
|
Музыкальная речь. Ритм и тема
|
1
|
|
Текущий
|
5.(27)
|
Музыкальная речь. Регистр и темп
|
1
|
|
Текущий
|
6.(28)
|
Обобщающий урок
|
1
|
|
Текущий
|
7.(29)
|
Урок – концерт
|
1
|
|
|
30-32
|
Резервные уроки
|
3
|
|
|