9 класс
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.
Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно-и многонациональные государства.
Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.
Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве, история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного режима.
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Определение и признаки политических партий. Понятие о программа политической партии. Одно-и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политических партий. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов.
Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.
Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд.
Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.
Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения.
Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.
Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.
Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном каноне.
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.
Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий.
№ п/п |
Дата проведения |
Раздел, тема урока. |
Кол-во часов |
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования |
НРК |
Форма контроля |
Тип урока |
Практическая часть |
ИКТ на уроке |
Домашнее задание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
|
Вводный урок |
1 |
Знакомство со структурой курса. Требования к ведению рабочих тетрадей. |
|
|
Вводный урок |
|
|
|
2 |
|
Глава Ι. Политическая сфера. Власть. |
1 |
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Борьба за власть. |
|
|
Урок изучение нового материала |
Работа со схемой «Власть» |
|
§ 1, вопросы и задания к параграфу |
3\4 |
|
Государство. |
2 |
Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины появления государства. |
|
Индивидуальный опрос |
Комбинированный урок |
Работа с учебником. Составление схемы государство |
|
§ 2, вопросы к параграфу. Инд. сообщение «ЕС» |
5 |
|
Национально-государственное устройство. |
1 |
Объединение о отделение наций. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, его сходство и различие. |
|
Понятийный диктант, индивидуальный опрос |
Урок объяснение, рассуждение. |
Работа с таблицами и схемами |
|
§ 3, вопросы устно |
6 |
|
Республика Татарстан – субъект федерации. |
1 |
Республика Татарстан как субъект РФ. Организация государственной власти. |
НРК |
Индивидуальный опрос |
Урок – проблемная беседа |
Работа с дополнительным материалом |
|
Сообщение |
7 |
|
Формы правления. |
1 |
Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной властей. |
|
Проверка творческих сообщений |
Урок изучения нового материала |
Работа с текстом учебника |
ЦОР №2 Урок 19
|
§ 4, зад.1, 2 письменно. |
8 |
|
Местное самоуправление в регионе |
1 |
Характеристика местного самоуправления в регионе. Органы государственной власти |
НРК |
Фронтальный опрос |
Комбинированный |
Работа с дополнительной литературой |
|
Составить схему «Местное самоуправление» |
9 |
|
Политические режимы. |
1 |
Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и сущность авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Структура парламента. |
|
Индивидуальный опрос, проверка письменной работы |
Обзорная лекция, закрепление знаний. |
Работа со схемой и материалом учебника |
|
§ 5, вопросы и задания к параграфу |
10 |
|
Гражданское общество и правовое государство |
1 |
Два значения гражданского общества. признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. |
|
Тестирование |
Лекция-информация, закрепление знаний. |
Составление схемы «Политические режимы» |
ЦОР №6 Урок 11
Урок 14
|
§ 6, составить сравнение тоталитарного и демократического государства |
11 |
|
Голосование, выборы, референдум. |
1 |
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Роль референдума в политической жизни. |
|
Фронтальный опрос |
Урок изучения нового материала |
Работа с материалом учебника |
ЦОР №2 Урок 24
|
§ 7, выучить основные понятия |
12 |
|
Политические партии. |
1 |
Определение и признаки политических партий. Понятие о политической программе партии. Функции политических партий. Классификация политических партий. |
|
Понятийный диктант |
Урок -изучение нового материала. |
Составление схемы «Политические партии» |
|
§ 8, практикум |
13 |
|
Обобщающий урок по теме: «Политическая сфера общества» |
1 |
Природа и формы проявления политической власти. Возникновение и функции государства. Формы правления, их типология и взаимопревращение. Политические партии и их роль в современной России. |
|
Проверка практической работы, тестирование |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Тестирование, работа с понятиями |
|
___
|
14/ 15
|
|
Глава ΙΙ. Человек и его права. Право |
2 |
Сущность и признаки понятия «Гражданин». Начало эпохи прав человека. Высшие проявления гражданственности. |
|
Фронтальный опрос |
Урок- проблемная беседа |
Работа со схемой «Право», материалом учебника |
ЦОР №6 Урок 10
|
§ 9, практикум письменно |
16/ 17
|
|
Власть и закон |
2 |
Гражданин и государство: взаимные права и взаимные обязанности. Сущность права. Право как мера свободы и ответственности. Виды правонарушений и правовой ответственности. Соотношение права и закона. |
|
Понятийный диктант, проверка письменной работы |
Урок - изучения нового материала |
Работа с дополнительной литературой |
ЦОР №2 Урок 17
|
§ 10, составить схему «Государственная власть» |
18 |
|
Конституция России. |
1 |
Конституция – закон высшей юридической силы. Основы конституционного строя России. Основные цели государства, лежащие в основе конституционных норм. Структура документа. |
|
Тестирование |
Урок - лабораторная работа. |
Работа с текстом конституции РФ |
ЦОР №6 Урок 12
Урок 16
|
§ 11, заполнить таблицу «Основные конституционные права и обязанности» |
19 |
|
Право и имущественные отношения. |
1 |
Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд. |
|
Фронтальный опрос |
Урок - проблемная беседа. |
Решение ситуативных задач |
|
§ 12, составить кластер «Право и имущ. отношения» |
20 |
|
Потребитель и его права. |
1 |
Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. |
|
Индивидуальный опрос |
Изучение нового материала, решение ситуаций. |
Работа с текстом учебника |
ЦОР №2 Урок 47
|
§ 13, выучить основные понятия |
21 |
|
Труд и право. |
1 |
Правовое регулирование трудовых отношений. кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Защита детского труда. |
|
Понятийный диктант, практическое задание |
Частично поисковый урок - практикум. |
Работа с текстом ТК РФ и конституции РФ |
ЦОР №2 Урок 49
|
§ 14, вопросы и задания к параграфу |
22 |
|
Право, семья, ребенок |
1 |
Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы обеспечения в семье прав ребенка. |
|
Фронтальный опрос |
Урок изучения нового материала |
Работа с текстом учебника. Решение ситуативных задач |
ЦОР №6 Урок 16
|
§ 15, заполнить таблицу «Права ребёнка» |
23/ 24
|
|
Преступление |
2 |
Формы совершения преступления. Три признака преступления. Умысел или неосторожность. Соучастники преступления. Причины совершения преступления. Разнообразие мер воздействия. Дознание и следствие. Основные виды наказания. |
|
Индивидуальный опрос |
Урок – проблемная беседа. |
Работа с основными понятиями урока. |
ЦОР №2 Урок 31-33 |
§ 16, практикум |
25 |
|
Обобщающий урок по теме: «Человек и его права» |
1 |
Право и правонарушение. Основы конституционного строя РФ. Права человека и их защита. Права и обязанности подростка. |
|
Проверка практического задания, понятийный диктант, решение ситуативных задач |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Работа с понятиями, практические задания |
|
___
|
26 |
|
Глава ΙΙΙ. Духовная сфера. Что такое культура |
1 |
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. |
|
Фронтальная беседа |
Урок изучение нового материала |
Работа с дополнительным текстом |
|
§ 17, практикум зад 2. |
27 |
|
Культурные нормы. |
1 |
Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Молодежная мода. Церемония и ритуал. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм. |
|
Индивидуальный опрос |
Урок – проблемная беседа |
Составление схемы «Культурные нормы» |
|
§ 18, сообщения по индивидуальным темам |
28 |
|
Формы культуры. |
1 |
Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. |
|
Проверка творческого задания |
Урок – путешествие |
Работа с дополнительным материалом |
|
§ 19, сообщение по индивидуальным темам |
29 |
|
Религия. |
1 |
Различные определения религии, ей значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Вероучение в мировых религиях. |
|
Проверка творческого задания |
Урок - семинар |
Работа с дополнительным материалом |
ЦОР 1 Россия верующая |
§ 20, сообщение по индивидуальным темам |
30 |
|
Искусство. |
1 |
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. |
|
Проверка творческих заданий |
Урок - семинар |
Работа с дополнительным материалом |
|
§ 21, заполнить схему «Искусство» |
31 |
|
Образование |
1 |
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения и формы усвоения знаний. государственной и частное образование. Общее и специальное образование. Правовые основы школьного образования |
|
Фронтальный опрос |
Урок – проблемная беседа. |
Работа с материалом учебника и доп. литературой |
|
§ 22, задания к параграфу |
32 |
|
Наука. |
1 |
Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Школа как способ приобщения к наукам. Структура. Функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий. |
|
Индивидуальный опрос, решения ситуативных задач |
Урок – изучения нового материала |
Работа с материалом учебника |
|
§ 23, сообщения на тему «Культурная жизнь региона» |
33 |
|
Культурная жизнь Татарстана |
1 |
Учреждения культуры Татарстана. Культурная жизнь региона |
НРК |
Проверка творческих заданий |
Урок - семинар |
Работа с дополнительными источниками материала |
|
Подготовка к обобщающему уроку |
34 |
|
Обобщающий урок по теме «Духовная сфера общества» Контрольное тестирование (20 минут) |
1 |
Сущность и строение культуры. Наука и образование в современном российском обществе. Искусство, его виды и место в жизни человека. |
|
Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Тестирование, работа с основными понятиями |
|
Подготовка к итоговому зачёту вопросы стр.188-189 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
34 |
|
3 |
|
|
|
|
|
18 12 2014
1 стр.
25 09 2014
3 стр.
30 09 2014
2 стр.
06 10 2014
3 стр.
14 09 2014
3 стр.
24 09 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.