Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Санкт-Петербургский государственный университет

Филологический факультет




Рассмотрено и рекомендовано


на заседании кафедры

________________________

протокол от ­­________№___

Заведующий кафедрой

________________________

«УТВЕРЖДАЮ»


Декан филологического факультета

профессор С.И. Богданов

«___»_________________200 г.

(подпись)



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"Когнитивная поэтика"

Программа дисциплины составлена

в соответствии с государственным образовательным стандартом

высшего профессионального образования по направлению 520500 – Лингвистика

Санкт-Петербург

2005


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса заключается в том, чтобы дать представление о когнитивной поэтике как новом методе анализа текста, развивающемся на стыке лингвистики, психологии, литературоведения.

2. Задача курса: ознакомить студентов-филологов с возможностью применения лингвистических и психологических знаний, также как знаний, полученных из курсов по теории и истории литературы, к анализу текстов разного типа.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс обобщает некоторые знания, полученные студентами-филологами из пропедевтических курсов по ряду дисциплин, знакомит студентов с приемами и методами, используемыми при анализе текста, и дает представление о современной практике интегрального подхода в гуманитарных науках.

4. Требования к уровню освоения содержания курса: студент должен иметь представление о предпосылках развития когнитивной поэтики, ее теоретическом фундаменте, основных концепциях и научных работах, на положения которых можно опираться при анализе текстов любого рода; также студент должен уметь применять полученные знания на практике при анализе текстов.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



1. Разделы курса:


  1. Введение

  2. Фигуры и фон

  3. Образы пространства

  4. Образы времени

  5. Когнитивный дейксис

  6. Восприятие и метафоры

  7. Скрипты и схемы

  8. Память, контекст, текстовые миры


2. Краткое содержание тем
2.1 Введение

2.1.1. Что такое поэтика. Что такое когнитивная наука. Основания когнитивных наук и художественный текст. Психолингвистические методы в литературоведении. Обзор литературы. Обзор списка художественных произведений, которые будут анализироваться в рамках курса.


2.2 Фигуры и фон

2.2.1 Избирательность восприятия. Переключение между планами. Актуализация этого переключения в искусстве 20 века (Эшер, Набоков, Кейдж). Психолингвистика и проблемы восприятия текста.

2.2.2 Фигуро-фоновые отношения в языке. Внимание и актуализация. Актуализация внутренней формы. Актуализация «внешней формы». Метафора и фигуро-фоновые отношения.


2.2.3. Образные схемы. Пути, вехи, движущиеся объекты. Доминанты в тексте. Явление остранения.

2.3 Образы пространства

2.3.1 Как мы ощущаем пространство. Механизмы ориентации в пространстве. «Ориентационные» метафоры Лакоффа и Джонсона. Пространство и язык человека. Грамматика пространства.

2.3.2 Ментальные карты. Городское пространство – типы организации. Москва и Петербург. Пространство в художественном тексте. Образы пространства. Позиция наблюдателя. «Петербургский текст» и пространство

2.3.3 Внутреннее и внешнее пространство. «Запрещенное пространство» — «невозможные» точки зрения в текстах, фильмах, рекламных роликах. Нарушение пространственных рамок. Метонимия и переход между временем и пространством.



2.4 Образы времени


2.4.1 Как мы ощущаем время. Внутренние часы человека. Время в художественном тексте. «Быстрое» и «медленное» время. Время как вместилище событий.

2.4.2 Метафоры, передающие ход времени. «Термины времени». Время в тексте. Время прочтения текста. Синхронизация с текстом. Типы художественного времени и их языковая специфика. Роман и специфика времени в романе. Толстой и Пруст.

2.4.3 Время в лирике. Рифма и время. Мандельштам и Бродский. Время во сне и в пересказе сна. Время в кино. Бергман и Тарковский. Обратный ход времени.

2.5 Когнитивный дейксис


2.5.1 Где и когда существуют персонажи текста. Эгоцентрические элементы языка. Нарратив. Проблема точки зрения. Нарративные трансформации. Привязка ко времени и месту прочтения текста. Привязка ко времени и месту создания текста.

2.5.2 Метатекстовые элементы и их роль. Жесты и местоимения. Жест в тексте. Отождествление с персонажами. «Временный отказ от недоверия». Со-переживания и проекции — от порождения до восприятия текста.



2.6 Восприятие и метафоры


2.6.1 Когнитивная теория метафоры и анализ текста. «Превыше хладного рассудка…» — М. Тернер и Дж. Лакофф о метафоре в тексте. Структурное метафорическое отображение. Метафорические архетипы. Концептуальные метафоры в поэтических текстах. Метафора «Мир — это текст».

2.6.2. Концептуальная интеграция и смешение. Возникновение и развитие теории концептуальной интеграции. Бленды и их свойства. Традиционный подход к смешанным тропам. Конвергенция и текст. Взаимодействие тропов и эволюция поэтического языка 20 века.

2.6.3 Когнитивная грамматика. Риторическая организация текста с когнитивной точки зрения. Тропы и фигуры. Приемы выдвижения. Обманутое ожидание. Стилистические прототипы.

2.6.4 От рецептивной эстетики до невербальной семиотики. Как описать ощущение. Чувства человека и язык: психолингвистический аспект. Метафоры, которыми мы чувствуем. Механизмы актуализации ощущений в тексте. Синкретизм восприятия и художественное произведение. «Физиология чтения».


2.7 Скрипты и схемы


2.7.1 Стереотипы восприятия и текстовые клише. Жанры и жанровые ожидания. Школьная программа и восприятие художественного произведения. Прецедентные знания и прецедентные тексты.

2.7.2 Прототипы и чтение. Модусы письма. Цитата, подтекст, интертекст. «Открытые» и «закрытые» тексты. Коммуникативные фрагменты. Текст и влияние. Психолингвистика восприятия речи и анализ художественного текста.



2.8 Память, контекст, текстовые миры


2.8.1 Восприятие, память и текст. Психолингвистические проблемы изучения памяти и художественный текст. Запоминание, сохранение, воспроизведение. Механизмы чтения. Вызов значений. Отслеживание смыслов.

2.8.2 Мнемоническая традиция и мнемонические приемы. Литература как искусство памяти. механизмы актуализации в мемуарном тексте. Анализ: Владимир Набоков, «Другие берега».

2.8.3 Потенциальные и актуальные значения. Избыточность и недостаточность контекста. Автор и текст — привлечение дополнительного контекста. Метапамять и чтение.

2.8.4 Реальность, текст, читатель. Текстовые миры и повествовательные инстанции. «Дописывание» текста. Чтение и перечитывание. Переключение кодов и контекстов — экранизация, сиквел, римейк, пародия.


2.9. Заключение

2.9.1 Языковая фактура. Текст, дискурс, нарратив. Язык, литература, идеология. О рамках применения методов когнитивной поэтики. Обзор последней научной литературы и рекомендации для дальнейшего чтения.


2. Примерные вопросы для самоконтроля


  1. в чем основная особенность подхода когнитивной поэтики к анализу текста?

  2. в чем проявляется междисциплинарный характер когнитивной поэтики?

  3. каков научный фундамент когнитивной поэтики?

  4. приведите примеры актуализации фигуро-фоновых отношений в искусстве 20 века

  5. приведите примеры актуализации фигуро-фоновых отношений в литературе?

  6. что такое «внутренняя форма слова» и как она может быть актуализирована в тексте?

  7. расскажите о фигуро-фоновых отношениях, связанных с метафорой, и о их актуализации в тексте?

  8. что такое «ориентационные метафоры» в понимании Дж. Лакоффа и М. Джонсона (приведите примеры, опишите возможные пути актуализации в тексте)?

  9. что такое ментальные карты?

  10. каковы основные характеристики пространства в «петербургском тексте»?

  11. с какой целью в тексте могут использоваться «запрещенные пространства» или нарушаться пространственные рамки (приведите примеры)?

  12. в чем сходство и отличие представления времени в языке и художественном тексте

  13. актуализация каких языковых механизмов лежит в основе феномена художественного времени

  14. какие вы знаете модели художественного времени, характерные для различных эпох, жанров, авторов

  15. какую роль играют эгоцентрические элементы языка в художественном тексте?

  16. какие повествовательные инстанции в нарративе вы знаете и чем они характеризуются?

  17. какими языковыми средствами может осуществляться передача точки зрения в нарративе?

  18. что такое «метатекстовые элементы» и какова их роль?

  19. охарактеризуйте концепцию «временного отказа от недоверия»

  20. что такое «структурное метафорическое отображение» (приведите примеры из текстов различных жанров)?

  21. что такое конвергенция, применительно к художественному тексту, и с помощью каких стилистических приемов она может создаваться?

  22. что и какими методами изучает невербальная семиотика?

  23. какие механизмы актуализации ощущений в тексте вы знаете?

  24. что такое прецедентные знания и прецедентные тексты?

  25. что Б. М. Гаспаров называет «коммуникативными фрагментами» и чем характеризуются «коммуникативные фрагменты»?

  26. каковы психологические механизмы процесса чтения и как они могут учитываться авторами текстов?

  27. какие типы контекстуальных связей могут быть актуализированы в художественном тексте?


4. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу


  1. Методы когнитивной поэтики в контексте современных наук о человеке

  2. Когнитивная поэтика и проблемы восприятия текста

  3. Фигуро-фоновые отношения в языке и тексте

  4. Пространство в языке и тексте

  5. Ментальные карты и городское пространство

  6. Нарушение пространственных рамок в тексте

  7. Время в языке и тексте

  8. Типы художественного времени и их языковая специфика

  9. Направленность времени в тексте

  10. Нарратив и нарративные трансформации

  11. Когнитивная теория метафоры и анализ текста

  12. Механизмы актуализации ощущений в тексте

  13. Скрипты и схемы как предмет изучения когнитивной поэтики

  14. Психолингвистические проблемы изучения памяти и художественный текст

  15. Текстовые миры и повествовательные инстанции

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ




п\п


Наименование тем и разделов

Всего

(час.)


Лекции

Самостоятельная работа

1

Введение

6

2

4

2

Фигуры и фон

8

4

4

3

Образы пространства

12

6

6

4

Образы времени

8

4

4

5

Когнитивный дейксис

8

4

4

6

Восприятие и метафоры

12

6

6

7

Скрипты и схемы

6

4

2

8

Память, контекст, текстовые миры

10

6

4




ИТОГО:

70

36

34

IV. Форма итогового контроля: зачет.


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Рекомендуемая литература
Основная литература:


  1. Апресян Ю. Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Семиотика и информатика. Вып. 28. 1986.

  2. Бюлер К. Указательное поле языка и указательные слова // Бюлер К. Теория языка. М., 1993. С. 74–135.

  3. Гаспаров Б. М. Язык. Память. Образ: Лингвистика языкового существования. М., 1996.

  4. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 1. М., 1999.

  5. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2002.

  6. Падучева Е. В. Семантика нарратива // Падучева Е. В. Семантические исследования. (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). М., 1996. С. 193–418.

  7. Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995.

  8. Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. М., 2003.

  9. Филиппов К. А. Лингвистика текста. СПб., 2003.

  10. Цивьян Т. В. Лингвистические основы балканской модели мира. М., 1990.

  11. Шмид В. Нарратология. М., 2003.

  12. Holland N. The Willing Suspension of Disbelief: A Neuro-Psychoanalytic View // PsyArt: A Hyperlink Journal for the Psychological Study of the Arts, article 020919. Available HTTP: https://www.clas.ufl.edu/ipsa/journal/2003_holland06.shtml, Dec. 31, 2003

  13. Lakoff G., Turner M. More than Cool Reason: A Field Guide to Poetic Metaphor, Chicago: University of Chicago Press. 1989.

  14. Simon H. Literary criticism: a cognitive approach (www.stanford.edu/group/SHR/4-1/text/toc.html). 1995

  15. Stockwell P. Cognitive Poetics: An Introduction, London: Routledge, 2002.

  16. Tsur R. Toward a Theory of Cognitive Poetics. Amsterdam: Elsevier (North Holland) Science Publishers. 1992


Дополнительная литература:



  1. Ароматы и запахи в культуре. М., 2003. В 2 т.

  2. Арнольд И. В. Стилистика декодирования: Курс лекций. Л., 1974.

  3. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999.

  4. Богин Г. И. Типология понимания текста. Тверь, 1986.

  5. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

  6. Гин Я. И. Проблемы поэтики грамматических категорий. СПб., 1996.

  7. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Гуссерль Э. Соч. Т. 1. М., 1994.

  8. Каганов Г. З. Санкт-Петербург: образы пространства. М., 1995.

  9. Касевич В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб., 1996.

  10. Категоризация мира: Пространство и время. М., 1997.

  11. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: филологический факультет МГУ, 1996.

  12. Логический анализ языка. Язык и время. М., 1997.

  13. Логический анализ языка. Язык и время. М., 2000.

  14. Лотман Ю. М. Семиотика пространства: (О метаязыке типологических описаний; О понятии географического пространства в русских средневековых текстах; Проблема художественного пространства в прозе Гоголя. Заметки о художественном пространстве) // Лотман Ю. М. Избр. соч.: В 3 т. Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992. С. 386–463.

  15. Николаева ТМ. Язык манипулирует текстом // Николаева Т. М. От звука к тексту. М., 2000. С. 411–610.

  16. Панова Л. В. «Мир», «пространство», «время» в поэзии Осипа Мандельштама. М., 2003.

  17. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М., 1990.

  18. Пространство и время в искусстве. Л., 1988.

  19. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

  20. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.

  21. Теория метафоры / Пер. под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой. М., 1990.

  22. Толочин И. В. Метафора и интертекст в англоязычной поэзии. СПб., 1996.

  23. Тураева З. Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. М., 1979.

  24. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995.

  25. Хайдеггер М. 1) Время картины мира; 2) Искусство и пространство // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 391-406.

  26. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994.

  27. Lakoff G., Johnson M. Philosophy in the Flesh, Chicago: University of Chicago Press, 1999.

  28. Ricoeur P. The Human Experience of Time and Narrative // Reflection and Imagination: A Ricoeur Reader. Toronto: U of Toronto, 1991. P. 99–116.

  29. Turner M. Death is the Mother of Beauty: Mind, Metaphor, Criticism. Chicago, 1987



Автор программы: Д. Н. Ахапкин, кандидат филологических наук.

Программа учебной дисциплины "Когнитивная поэтика" Программа дисциплины

Цель курса заключается в том, чтобы дать представление о когнитивной поэтике как новом методе анализа текста, развивающемся на стыке лингвистики, психологии, литературоведения

115.99kb.

30 09 2014
1 стр.


Программа учебной дисциплины "Вексельное обращение"

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности

140.36kb.

06 10 2014
1 стр.


Программа учебной дисциплины

Представляемая программа учебной дисциплины «Экология» в блоке естественнонаучных дисциплин федеральной компоненты составлен с учетом возможности выбора одного из трех вариантов: б

414.65kb.

17 12 2014
5 стр.


Примерная программа учебной дисциплины слушание музыки и музыкальная грамота

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое тв

163.64kb.

10 10 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette

Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) отсутствуют

276.36kb.

25 12 2014
1 стр.


Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) б в. 09 историЯ зарубежной литературы

Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы

310.49kb.

14 10 2014
1 стр.


Программа учебной дисциплины цели освоения дисциплины

История португальского языка рассматривается в связи с историей народов, говорящих на этом языке. Усвоение дисциплины «История языка»

305.33kb.

25 09 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «неорганическая химия» Направление 020100. 62 Химия

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению подготовки

1311.6kb.

18 12 2014
7 стр.