Перейти на главную страницу
Срок реализации программы – 1 год
Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с примерной программой начального общего образования и авторской программой Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской (Образовательная система «Школа 2100») и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Учебно-методический комплект представлен учебной тетрадью «Детская риторика: в рассказах и рисунках»: 1 кл.: в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, и др.- М.: Ювента; Баласс, 2011г. и методическим пособием для учителя.
Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
Риторика, как предмет гуманитарного цикла, даёт возможность младшим школьникам познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
изучения курса «Риторика» является формирование следующих
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
- иллюстрирование, выразительное чтение;
- сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
- решение риторических задач;
- знание норм поведения и умение их соблюдать (наблюдения учителя во внеурочное время)
Курс риторики в школе – практический, так как, чтобы научить ученика эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – утешить, убедить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики учащиеся должны как можно больше сами говорить и писать.
Поэтому большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на занятиях риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как беседа, вступительное и заключительное слово учителя и др.
Особое место занимают специфические приемы работы:
– риторический анализ устных и письменных текстов;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий;
• что хотел сказать;
• что сказал ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной. При этом дети оценивают не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.
Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (не обязательно все на каждом уроке):
Для того, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства необходимо посадить их так, чтобы они видели друг друга. Для этого можно просто сдвинуть парты в круг, квадрат, треугольник… Кроме обычных парт хорошо иметь небольшую кафедру, трибуну, песочные часы, чтобы все могли следить за временем, когда выступает рассказчик или идёт обсуждение, необходим магнитофон для записи высказываний детей. Очень результативно использование видеомагнитофона - увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи, сделать самостоятельно необходимые выводы.
Курс «Детская риторика» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
На изучение отведено 33 часа в год (1 час в неделю).
Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям.
Возраст воспитанников – 7-8 лет.
Продолжительность занятий – 1 полугодие – 35 минут, 2 полугодие – 40 минут.
№ |
Наименование раздела и тем |
Трудоемкость часов | ||
всего |
теория |
практика | ||
1 |
Для чего люди общаются. Понятие о риторике |
1 |
1 |
|
2-3 |
Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Вывески, их информационная роль. |
1 |
|
1 |
5 |
Слово веселит. Слово огорчает. |
1 |
1 |
|
6 |
Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся. |
1 |
|
1 |
7 |
Давайте договоримся |
1 |
1 |
|
8 |
Говорим – слушаем, читаем – пишем. |
1 |
1 |
1 |
9 |
Устная речь. Громко–тихо. |
1 |
1 |
|
10 |
Быстро–медленно. Узнай по голосу. |
1 |
|
1 |
11 |
Правила разговора по телефону. |
1 |
|
1 |
12-13 |
Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. |
1 |
|
1 |
14 |
Прощаемся в разных ситуациях общения. |
1 |
|
1 |
15 |
Правила вежливого поведения во время разговора. |
1 |
|
1 |
16 |
Благодарим за подарок, услугу. |
1 |
|
1 |
17 |
Благодарим за подарок, услугу. |
1 |
|
1 |
18 |
Текст – что это такое? |
1 |
|
1 |
19 |
О ком? О чем? (Тема текста) |
1 |
|
1 |
20 |
Заголовок. Разные заголовки |
1 |
|
1 |
21 |
Ключевые (опорные) слова |
1 |
|
1 |
22 |
Красная строка |
1 |
|
1 |
23 |
Извинение |
1 |
|
1 |
24 |
Очень важные слова |
1 |
1 |
|
25 |
Знакомые незнакомцы |
1 |
|
1 |
26 |
Ключ к тексту (основная мысль текста) |
1 |
|
1 |
27 |
Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы |
1 |
|
1 |
28 |
Как построен текст |
1 |
1 |
|
29 |
Сочиняем считалку |
1 |
|
1 |
30 |
Обращение |
1 |
1 |
|
31 |
Я обращаюсь к тебе ( к вам) |
1 |
|
1 |
32 |
Сочиняем сказку |
1 |
|
1 |
33 |
Обсуждение изученного. Рассуждения Эзопа |
1 |
|
1 |
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Даёт сведения о:
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
ОСНОВНЫЕ РИТОРИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ:
Первый тип (У – 1.). Умение анализировать и оценивать общение: корректность речевого поведения (речи) в ситуациях, обозначенных в разделах «речевой этикет», «Слушание», «Говорение».;
уместность использования несловесных (невербальных) средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях.
использовать уместные словесные и несловесные средства общения.
Умения |
Понятийные и инструментальные знания |
ОБЩЕНИЕ | |
|
Для чего люди общаются. Понятие о риторике. |
Виды общения | |
У-1. Определять, в какой мере учтены особенности устной и письменной речи для эффективности общения (в изученных пределах). У-2. Уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях. |
Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. |
Речевая деятельность | |
У-1. Слушать учителя, его объяснения. У-2. Быть хорошим слушателем. У-1. Анализировать и оценивать устную речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения. У-1. Анализировать речь говорящего с использованием изученных правил. У-2. Уместно, умело использовать громкость, темп речи в устных высказываниях. У-1. Произносить жанры малых форм, учитывая их особенности. У-2. Сочинять считалки, загадки. У-1. Определять, насколько уместен избранный прием ознакомительного чтения для данной ситуации. У-2. Пользоваться подходящими приемами ознакомительного чтения. |
Слушание. Правила для слушающего. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь, и т.д.) Вывеска.
Скороговорка. Чистоговорка. Считалка. Загадка.
Чтение. Ознакомительное чтение (мы знакомимся с книгой, журналом, газетой). Некоторые приемы ознакомительного чтения. |
У-1. Анализировать шрифтовые выделения (в том числе и цветом) в текстах учебников.
|
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чем нам говорят шрифт, иллюстрации). |
Речь правильная и хорошая (эффективная) | |
У-1. Замечать разные недочеты в речи говорящего. У-2. Исправлять замеченные ошибки. |
Недочеты в речи. Правильная и неправильная речь. |
Речевой этикет | |
У-1. Определять степень вежливого поведения, оценивать его, учитывая ситуацию общения. У-1. Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения с точки зрения ситуации общения. У-2. Вступать в контакт и поддерживать его, используя соответствующие этикетные формы. |
В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость). Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Разговор по телефону.
|
ТЕКСТ Речевые жанры | |
У-1. Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст. У-1. Определять тему и основную мысль текста. У-1. Определять по заголовку, о чем говорится в тексте; выделять в тексте ключевые (опорные) слова; определять по абзацным отступам смысловые части текста. У-2. Выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать заголовок к тексту; cоблюдать красную строку в записях текстов. |
Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
|
Этикетные речевые жанры | |
У-2. Использовать уместно различные средства выражения вежливости в этикетных жанрах. |
Приветствие. Прощание. Благодарность. Извинение. |
У-2. Вести этикетный диалог, пользуясь этикетными формами вежливости. |
Этикетные диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). |
Риторика – теория ораторского искусства.
Ритор - преподаватель
Компетенции – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён.
Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской (Образовательная система «Школа 2100») и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
07 10 2014
1 стр.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учащихся начальных классов «Дорогою добра» (в рамках введения фгос ноо) 1-4 класс
01 10 2014
1 стр.
07 10 2014
5 стр.
«Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся»
04 09 2014
1 стр.
Как разработать программы внеурочной деятельности? Какими они должны быть? Постараемся рассмотреть процесс написания таких программ и предложить некоторые рекомендации по каждому и
10 09 2014
1 стр.
Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов
14 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.