Перейти на главную страницу
Янагушево – 2008
Программа воспитания культуры поло-ролевых отношений рассчитана для реализации с учащимися подросткового возраста. Данная программа разработана учителем МУ СОШ с. Янагушево МР Мишкинский район РБ Назмиевым Анатолием Александровичем.
Данная программа представляет собой системный взгляд на проблему отношений юношей и девушек, их взаимодействия в урочное и внеурочное время, развития атмосферы доверия и взаимоуважения между ними.
В программе определены цель, задачи, план и модель реализации программы, ожидаемые результаты. Данная методика может быть использована в основных и средних общеобразовательных школах, психологических центрах поддержки подростков. Рекомендуется реализовывать данную программу в период третьей четверти.
Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из величайших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумела обойтись без семьи.
Испокон веков семья считалась главной ячейкой общества, основой функционирования общества и государства. Роль семьи, конечно же, претерпевала изменения; вместе с эволюцией политики, экономики, государства, эволюционировала и семья. В XXI веке в связи с событиями последнего десятилетия (демократические перемены, либерализация нравов общества, переосмысление роли женщины, заимствование идеалов Европы, сексуальная революция) изменилась и роль семьи. Семья в настоящий момент потеряла свое ядро, стержень. Для нынешнего поколения семья уже не является чем-то священным. Многие браки распадаются после года совместной жизни.
Необходимость целенаправленной подготовки молодежи к семейной жизни обусловлена дальнейшим развитием брачно-семейных отношений, тем, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь.
Дети в процессе самой жизни перенимают от старших поколений немало знаний об отношении к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, честности, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как о высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения к созданию в будущем своей семьи, к выполнению супружеских и родительских обязанностей, к воспитанию детей.
Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.
Этому существует множество объяснений. Здесь, конечно же, можно рассматривать социальные, экономические, политические проблемы, которые за последнее время расшатали институт семьи. Именно школа должна предлагать ту структуру, ту модель, которая в будущем изменила бы отношение подрастающего поколения к семье и стала бы основой цивилизованного общества. Именно в школе надо рассматривать проблему воспитания культуры поло-ролевых отношений. Уже в школе с начальных классов нужно готовить детей к семейной жизни, т.к. многие семьи, родители не являются идеалом, примером для подражания, а как раз наоборот, оскверняют, уничтожают ростки чистого, невинного, непорочного в детях. Даже в благополучных, с экономической точки зрения, семьях атмосфера в семье натянутая – не хватает душевности в отношениях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Вместо совместных разговоров по душам, члены семьи смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих "без присмотра", возросло.
Ни журналы, ни радио, ни телевидение не могут в нынешней ситуации исполнять роль воспитателя в таком трудном и ответственном поприще, как воспитание, - при заинтересованности только прибылью морально-этические устои уходят на задний план, и массовая культура сознательно или подсознательно вырабатывает отрицательное отношение к семье.
Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.
Анализ практики, данных педагогических и психологических исследований подтверждает, что подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития и неотделима от общих проблем воспитания. Личность не формируется по частям, и отсутствие воспитания в одной области деформирует его результаты в другой. Нельзя готовить человека отдельно к семейной жизни, к производственной деятельности, к проявлению активной позиции в общественной жизни и т.д.
В этой ситуации педагоги, классные руководители и родители должны встать на защиту семейных ценностей, и уберечь подростков от неверных идей во взаимоотношениях с противоположным полом. И к тому же это воспитание не должно сводиться лишь к сексуальному просвещению, т.к. многие подростки уже знают биологическую сторону взаимодействия полов из уроков анатомии, от сверстников, из средств массовой информации. Главная цель воспитателей – облагораживать эти отношения.
Формирование здоровой, социально и духовно зрелой личности, готовой в будущем создать семью и воспитывать детей, нести ответственность за свои поступки и действия.
Что изменится (появиться, исчезнет) |
Каким образом замеряем, фиксируем |
Измерение отношения к нравственным нормам |
Методика «Как поступать»1 |
Методика предназначена для диагностики отношения юношей и девушек к жизни в своей семье. |
Выявление отношения юношей и девушек к жизни в своей семье (Т. Шрайбер)2 |
Рассмотреть изменение во всех сферах межличностных отношений |
Непосредственное наблюдение |
Программа создает условия для развития:
Примерные темы для размышления:
Девушки: роль будущей матери, любящей жены, хранительницы очага. Парни: роль отца, мужа, кормильца, главы семьи и защитника.
Из этой короткой, но грустной истории вытекает трудный жизненный опыт большинства таких девушек. И этот опыт очень горький. И наша задача – сделать так, чтобы этот жизненный опыт был насыщен лишь радостными, счастливыми моментами.
№ п/п |
Вид мероприятия |
Тема |
Цели |
Примечание |
|
Беседа |
«Кто Я..?» |
Определить уровень рефлексии учащегося в группе, в семье, вне школы и т.д. |
|
|
Дискуссия |
«Так трудно порой находить общий язык…» |
Выяснить различие отношений парней и девушек к одним и тем же проблемам, и научить их принимать и уважать чужую точку зрения. |
Проблемы и вопросы должны быть провокационные. |
|
Классный час |
«В здоровом теле – здоровый дух» |
Помочь учащимся уяснить, что только здоровый человек может быть развит духовно и сможет создать здоровую семью. |
|
|
Литературный вечер |
«Любовью дорожить умейте» |
Раскрыть красоту этого прекрасного чувства, используя опыт литературных героев. |
Автор: Т. Овчинникова. |
|
Внеклассное мероприятие |
День Святого Валентина |
Развить умение вести себя галантно и уважительно с противоположным полом. |
|
|
Беседа |
«Как стать красивой?» |
Помочь девушкам разобраться с сомнениями, с проблемами относительно красоты. |
Приватно с девушками. |
|
Беседа |
«Поговорим о мужестве и мужественности» |
Помочь парням разобраться с волнующими их проблемами и развить мужественность и смелость. |
Отдельно с парнями. |
|
Диспут |
«Любовь – зло, любовь – добро» |
Формирование мировоззрения личности на основе общечеловеческих ценностей с опорой на знания, полученные в ходе уроков обществознания. |
|
|
Урок морали и этики |
«Поговорим о настоящих мужчинах» |
Вывести учащихся на разговор о достоинстве человека; способствовать тому, чтобы дети сделали вывод: достойно уважения проявление заботы о слабых, бескорыстие, терпение, сила духа. |
|
|
Родительское собрание |
«Подростковый суицид» |
Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида. |
Рекомендуется проводить в случаях, когда такие попытки предпринимались. |
|
Урок-лекция |
Предупреждение беременности |
Предупреждение нежелательной беременности, профилактика венерических заболеваний и СПИДа. |
Следует учитывать уровень подготовленности учащихся к восприятию данного материала. |
|
Ролевая игра |
«Готов ли я к семейной жизни?» |
Выявить уровень подготовленности учащихся к выполнению социальной роли семьянина. |
|
|
Внеклассное мероприятие |
«Я – будущий глава семьи, отец» |
Помочь учащимся осознать роль отца в семье, формировать ответственность за семью. |
|
|
Беседа |
«Брак – по любви или расчету?» |
Ознакомить учащихся с реальной статистикой сохранения браков и предложить альтернативу создания семьи. |
Следует обратить внимание на религиозные особенности. |
|
Диспут |
«Кому опасно и кому запрещено законом вступать в брак?» |
Рассмотреть и помочь разобраться в семейном и гражданском кодексе. |
Обязательно наличие всех статей. |
|
Классный час |
«О культуре семейных отношений» |
Развитие уважения к своему партнеру и умения прощать. |
|
|
Урок-конфликт |
Конфликты в семье |
Научить учащихся правилам предупреждения конфликта и способам выхода из сложившихся конфликтных ситуаций. |
|
|
Родительское собрание |
«Семья – это любовь» |
Объяснить родителям о важности хорошего примера семейных отношений для их детей в создании их будущей семьи. |
|
|
Внеклассное мероприятие |
«Готов ли я к любви?» |
Помочь учащимся осознать различия между разными видами любви. |
|
Шкалы: отношение к нравственным нормам.
Тестируем: Свойства личности.
Возраст: Подростковый.
Тип теста: Вербальный.
Назначение теста: Методика предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам.
Ребенку предлагается представить себе 5аданную ситуацию и сообщить, как бы он себя в ней повел.
Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:
Возраст: Подростковый.
Тип теста: Вербальный.
Назначение теста: Методика предназначена для диагностики отношения юношей и девушек к жизни в своей семье.
«Внимательно прочитайте каждое из высказываний и отметьте свое отношение к нему, поставив знак «+» в одной из колонок:
«полностью согласен»,
«согласен»,
«не знаю»,
«не согласен»,
«совершенно не согласен».
Тестовый материал
Оценочные суждения |
Вопросы 1-4 |
Вопросы 5-8 |
Полностью согласен |
5 |
1 |
Согласен |
4 |
2 |
Не знаю |
3 |
3 |
Не согласен |
2 |
4 |
Совершенно не согласен |
1 |
5 |
№ высказывания |
Вес высказывания |
|
1,1 |
|
1,95 |
|
3 |
|
4 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
8,95 |
Подсчет производится с использованием таблиц: "Веса суждений" и "Веса высказываний". Для этого необходимо последовательно перемножить эти показатели по каждому из высказываний респондента, а потом суммировать результаты произведений.
Далее необходимо рассчитать Коэффициент отношения к жизни в своей семье:
К = [(Сумма произведений - 40) / 140] * 100%.
Интерпретация результатов теста
Объектом пристального педагогического внимания должны стать семьи, в которых дети показали низкие оценки отношения к жизни в своей семье. В этих случаях величина коэффициента менее 40%.
Программа воспитания культуры поло-ролевых отношений рассчитана для реализации с учащимися подросткового возраста. Данная программа разработана учителем му сош с. Янагушево мр миш
25 12 2014
1 стр.
План программа национального воспитания дошкольников "Колокольчик" ориентирован на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения
14 10 2014
1 стр.
Понятие «психологической готовности» предполагает наличие способностей и потребностей, которые позволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя в труде, в будущей с
14 12 2014
1 стр.
Приказ Министерства образования и науки РФ №373, от 06. 10. 2009г., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программа воспитания и социали
10 10 2014
6 стр.
Библии, и благодаря этому их семьи отличаются от браков вне церкви и общепринятых характерных для культуры двадцатого столетия в современном мире представлений о роли семьи и ее м
10 09 2014
12 стр.
Формирование культуры, образования, воспитания у детей и подростков в семье, школе, детских садах и других общественных заведениях
16 12 2014
1 стр.
Идеи мыслителя о качественном развитии всех сторон российской жизни: хозяйства, политики, культуры, образования, воспитания, профессиональной деятельности с непременным вниманием к
16 12 2014
1 стр.
Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) «Алғашқы қадам» соответствует требованиям нового госо рк дошкольного воспитания и обучения
25 12 2014
3 стр.