Аннотация программы учебной дисциплины
«Основы геральдики»
Направление подготовки: 072500 «Дизайн»
Профиль подготовки: «Графический дизайн»
-
Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является получение фундаментального образования, способствующего развитию личности.
Задачами дисциплины являются: изучение знаковых систем как языка, семантика которого передается с помощью особого синтаксиса; овладение основными принципами кодирования информации для коммуникационных и коммерческих целей; изучение формы и содержания знака в пределах одной информационной системы и по отношению к другой знаковой системе; критерии сочетаемости знаков; цветографические и технические средства отображения знаковой информации и способы проектирования знака как материальной единицы коммуникации. овладение методикой комплексного проектирования а также методами и техническими средствами решения конкретных проектных заданий; формирование практических навыков кодирования информации.
-
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
владение культурой образного мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умение логически верно, аргументировано и ясно излагать задачи и концепции учебных заданий (ОК-2);
анализирует и определяет требования к дизайн-проекту; составляет подробную спецификацию требований к дизайн-проекту; способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновать свои предложения (ПК-1);
владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки (ПК-2);
разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений (ПК-3).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: основные знаковые системы (базовые и замещающие) и цветографические алфавиты; семантику традиционных символов и эмблем; основы теории и методологии проектирования; основы композиции в графике и графическом дизайне; основы проектной графики; методы кодирования и графической трансформации; принципы стилизации природных мотивов.
уметь: решать основные типы проектных задач; трансформировать исходное изображение или мотив в условный знак средствами графики; проектировать знаковые комплексы и системы визуальной коммуникации;
владеть: способами воплощения в концентрированной графической форме сложного содержания с учетом требований, предъявляемых к знаку современностью. цветографическими алфавитами для графического представления информации; приемами графической моделировки формы объекта и соответствующей организации проектного материала для передачи творческого художественного замысла;
компьютерными векторными программами для построения знаков, модификаторов и знаковых алфавитов.
-
Содержание дисциплины. Основные разделы
Основы символики и эмблематики. Место эмблемно-знаковой графики в коммуникационной среде – семиосфере. Основные понятия – условный знак, символ, эмблема. Семантика знаков. Основные знаковые системы и алфавиты – базовые и замещающие. Знаковые системы и подсистемы письма. Древняя и современная пиктография в визуальных коммуникациях. Проекты единого языка символов. Пазиграфия. Коды, символы и модели. История древнейших и средневековых знаков. Европейская рыцарская геральдика. Составляющие герба. Оснастка герба. Топография герба. Геральдические фигуры. Происхождение и эволюция товарных знаков в разных странах. Система и принципы кодирования информации в дизайне. Цветографические алфавиты. Формы стилизации в знаковой графике – иконический знак и знак-индекс. Модульное построение знаков, сетки-модификаторы. Виды и функции современных условных знаков и эмблем. Товарный знак, торговая марка и корпоративные знаки. Знаки обслуживания. Международные стандарты и сертификационные знаки. Знаки временного пользования. Лексический состав современных фирменных знаков. Комплексное проектирование знаковых систем, комплексов, алфавитов, систем визуальных коммуникаций.