Перейти на главную страницу
Рассматривается влияние хронического стресса на личность: с точки зрения посттравматических стрессовых реакций; социального функционирования; личностных переживаний и духовного кризиса. Обсуждается динамика личностных изменений в зависимости от срока хронической депривации витальных потребностей (на примере спинальных больных). Выделены различные стратегии адаптации (пассивная, приспособленческая, собственно адаптивная), показана их связь с особенностями ценностно-смысловой сферы и расположением ценностей метауровня в их иерархии. Отражена специфика позитивных личностных изменений, происходящих под влиянием хронического стресса при различных стратегиях адаптации.
Актуальность изучения влияния стресса на личность не подлежит сомнению. В многочисленных исследованиях психологических механизмов, определяющих успешность адаптации к стрессо-генным ситуациям, вызванным депривацией различных потребностей, особое внимание уделялось изучению психофизиологических состояний [9, 15-17]. В этих ситуациях, во-первых, депривация носила временный характер, и поэтому основной акцент в исследованиях делался на актуализации имеющихся у человека психологических и психофизиологических ресурсов, во-вторых, перед испытуемыми не стояла задача изменения отношения к социальному и профессионально-ролевому статусу. Наблюдавшиеся состояния стресса носили обратимый характер и исчезали при отсутствии стрессогенного стимула. Но уже в этих работах была выявлена ведущая роль психологических и личностных детерминант, относящихся к мотивационно-волевой сфере [8, 12, 24].
В случаях, когда депривация носит хронический характер, человеку недостаточно только выжить или приспособиться, необходимо научиться жить полноценной жизнью и развиваться как личности и как субъекту деятельности. Хронические, часто необратимые нарушения физического здоровья вызывают стойкое нарушение привычного способа удовлетворения потребностей витального и социального уровней, сопровождаются переживанием кризиса и ведут к возникно-
*Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 99-06-00252а.
вению хронического стресса [19, 22, 23, 25]. Поэтому проблема совладания с хроническим стрессом является одной из главных при разработке программ психологической реабилитации людей, выживших после тяжелой травмы.
По литературным данным можно условно выделить три уровня влияния хронического стресса на личность: уровень реакций, социального функционирования и глубинных личностных изменений.
27
28
циональная и когнитивная "проработка горя", -происходит переосмысление травмы, понимание ее значения для жизни. Человек начинает формировать новые планы на будущее.
В последнее время в изучении личности доминирующей становится концепция "изменяющегося человека в изменяющемся мире". Сталкиваясь с препятствиями и сложностями, личность, как показано в работах отечественных и зарубежных авторов [3, 6, 7, 21, 22, 25] изменяется в отношении к себе, социуму, деятельности. В связи с этим она рассматривается в динамике характеристик ее ядра (мотивационно-потребностной сферы), а не в качестве застывшей констелляции элементов.
Существуют различные точки зрения на факторы, лежащие в основе различия стратегий со-владания и адаптации, и их влияние на возможности самоактуализации. Нами была сделана попытка определения основных направлений в изучении роли депривации различных потребностей и переживания кризиса в процессе личностного роста и адаптации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 22 № 2 2001
РОЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ
29
направлении основной акцент делается на взаимодействии личности и социума, подробно анализируются причины формирования личностной патологии.
В данном аспекте исследуется процесс духовного роста человека, анализируются факторы, препятствующие и способствующие этому. Ценность этого подхода заключается в том, что он не фиксирован на описании патологических механизмов личности, основной акцент в нем делается на поиске позитивных внутренних ресурсов человека, помогающих преодолеть хронический стресс и кризис. Подчеркивается отношение к человеческой жизни как к индивидуальной и уникальной ценности, хотя не достаточно учитывается роль социального контекста.
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы ответить на вопрос, препятствует ли деп-ривация витальных и социальных потребностей самоактуализации личности. Мы постарались проследить динамику переживаний при совлада-нии с хроническим стрессом, стадии и особенности эмоционально-когнитивного их содержания, выявить не только патологические проявления, но и позитивные личностные ресурсы, способствующие совладанию с хроническим стрессом.
Мы предположили, что эмоционально-когнитивный механизм совладания со стрессом изменяется в зависимости от срока травмы, при этом ведущими в процессе адаптации к условиям хронического стресса являются перестройки в ценностно-смысловой структуре личности, характер кото-
рых и определяет успешность адаптационной стратегии.
В качестве субъекта в нашем исследовании выступают спинальные больные - взрослые люди, получившие перелом позвоночника и повреждение спинного мозга, инвалиды первой группы. В большинстве случае они пострадали в автокатастрофах. Последствия травмы сказались на потере движения в различной степени и иногда сопровождались хроническим болевым синдромом. Шансы на восстановление двигательных функций у них достаточно неопределенны. В связи с этим у них происходило изменение социальной позиции - вынужденный отказ от профессиональной деятельности, изменение статуса, превращение в объект семейной опеки, затруднения в сексуальной сфере, изоляция от привычного социального окружения. На примере данного контингента испытуемых представилась возможность проследить проявления всех трех уровней воздействия хронического стресса: от симптомов посттравматического стресса, через стадии совладания и до глубинной ценностной трансформации личности.
Объем выборки составил 12 человек, в нее вошли 7 мужчин и 5 женщин в возрасте от 19 до 52 лет с различной степенью двигательной депривации в результате травмы позвоночника. Срок травмы варьировался от 9 месяцев до 18 лет.
Методы исследования подбирались с учетом комплексного изучения личностных особенностей пациентов, эмоционального и когнитивного уровнях переживаний:
1. "Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах" (УСЦД) [20].
2. Метод многофакторного исследования личности [5].
3. Цветовой тест Люшера [18].
В математической обработке использовались методы, позволяющие работать с малыми выборками: непараметрический критерий Манна-Уитни, оценка средних, подсчет коэффициента линейной и нелинейной ранговой корреляции.
Наиболее интересные данные были получены с помощью метода УСЦД, поэтому мы несколько подробнее остановимся на его описании. Данный метод позволяет определить иерархию ценностей, представляющую собой своего рода личностный стержень, включая степень внутрилично-стной диссоциации и уровень наиболее выраженного внутреннего рассогласования ("внутренние конфликты" и "внутренние вакуумы"). Под диссоциацией мотивационно-лично-стной сферы автором понимается степень рассогласования между желаемым и действительным, ценным (Ц) и доступным (Д). Степень внутриличностной диссоциации является общим показателем и обозначается как К, где К = Х|Ц-Д|. Максимальная степень рассогласования К = 72, минимальная К = 0, граница нормы для мужчин в среднем К = 32, для женщин К = 37. При значениях К., превышающих данные показатели, можно предположить наличие невротического конфликта или психопатологических изменений личности различной степени выраженности. Степень диссоциации определяется и для каждой ценностной позиции в отдельности, если ценность понятия блага превышает его доступность больше, чем на три позиции. Ее выраженность обозначает наличие "внутреннего конфликта" (ВК), невозможность достигнуть желаемого ("хочу, но не могу"). Если доступность превышает ценность, это приводит к "внутреннему вакууму" (ВВ) - обесцениванию имеющегося блага ("могу, обладаю, но не хочу").
Стимульный материал методики представляет собой список из двенадцати ценностных понятий:
1. Активная деятельная жизнь.
2. Здоровье (психическое и физическое).
3. Интересная работа.
4. Красота природы, искусства.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ тюм 22 № 2 2001
30
ТОРЧИНСКАЯ
Показатели |
Коэффициенты корреляций, % |
Показатели |
Здоровье |
+84 |
Депрессия (О) |
ВВ интересная работа |
+98 |
Ипохондрия (Н1) |
ВК семья |
+79 |
Друзья |
Свобода в поступках |
+86 |
Мания (Ма) |
Свобода в поступках |
+ 89 |
ВВ красота природы |
В В красота природы |
+90 |
Мания (Ма) |
ВВ познание |
+84 |
Истерия (Ну) |
Познание |
-80 |
Мания (Ма) |
Познание |
-86 |
Свобода в поступках |
6. Материальное благополучие.
7. Наличие хороших и верных друзей.
8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий).
9. Познание (возможность интеллектуального развития).
10. Свобода в поступках и действиях.
11. Счастливая семейная жизнь.
12. Творчество.
Испытуемым предлагалось сравнивать их между собой: сначала по степени ценности, значимости, затем по доступности в реальной жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате проведенного сравнительного анализа нами были получены три группы данных: общие черты влияния хронического стресса (характеристика выборки в целом); различия внутри выборки по структуре ценностей; динамика личностных изменений в зависимости от срока травмы.
1. Соотнесение полученных данных между собой позволило выделить общий для всей выборки синдром, который мы определили как "синдром Николая Островского": девиз этих больных -
25%
Рис. 1. Показатель диссоциации мотивационно-лич-ностной сферы К для пассивной стратегии адаптации (при Ктах = 72 = 100%).
"сопротивление страданиям" и "выжить любой ценой". Для данного синдрома характерны:
а) в эмоциональной сфере - повышенная ранимость, обидчивость, чувствительность к критике, тенденции к вытеснению и соматизации тревоги;
б) в когнитивной сфере - сверхценность здоровья; высокая значимость межличностных отношений в кругу друзей и семьи, при этом потребность в духовной близости преобладает над остальными; стремление к профессиональной самореализации выражено слабо, ценность интересной работы отрицательно коррелирует с ценностью здоровья; в отношении ценностей метауровня наблюдается низкая значимость интеллектуального и эстетического развития личности; выявлена корреляция между значимостью познания и такими личностными чертами, как истероидность, гипо-маниакальность, стремление к свободе в поступках и действиях - чем ниже ценится возможность интеллектуального развития, тем ярче проявляются данные черты (табл. 1);
в) для регулятивной сферы характерно повышение волевого контроля над эмоциями, мужественность, стремление к активной деятельности, с одой стороны, и фиксированность на состоянии своего здоровья, психастеничность, с другой.
2. В результате дальнейшего анализа данных оказалось, что, несмотря на сходство общей картины "синдрома Николая Островского", характерного для всей выборки, адаптация к условиям хронического стресса носит индивидуальный характер. Поэтому во второй части исследования были более подробно проанализированы стратегии совладания и адаптации в зависимости от особенностей ценностно-смысловой сферы.
Основные различия внутри выборки были выявлены с помощью методики УСЦД и анализа трех ее показателей: степени диссоциации моти-вационно-личностной сферы; иерархии ценностей; различия между ценностью и доступностью определенного блага (величина "внутреннего конфликта" или "внутреннего вакуума").
В первой группе (5 человек) средний показатель диссоциации был самым высоким (К = 52.6 баллам), что значительно превышало границы нормы (рис. 1). Ценности метауровня, такие как восприятие прекрасного, познание, творчество, располагались внизу иерархии (10-12 место). Именно по этим ценностным понятиям у испытуемых было выявлено наиболее выраженное рассогласование в виде "внутреннего вакуума" (ВВ > |51). "Внутренние конфликты" (ВК) обнаружены практически во всех ценностных сферах и острее всего проявились по отношению к здоровью, к удовлетворенности семейной жизнью и активной деятельности (ВК > 8). В среднем рассогласование наблюдается по 8 сферам из 12 (рис. 2).
Во второй группе (4 человека) средний показатель диссоциации расположен у верхней границы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 22 № 2 2001
РОЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ
31
[Ценность ПДоступность
Рис. 2. Уровень соотношения ценности и доступности, характерный для пассивной стратегии адаптации (наибольший показатель - 12 баллов).
нормы и равен 32.5 баллам (рис. 3). Указанные выше ценности метауровня, как и в первом случае, не являются личностно значимыми (8-11 место в иерархии), по отношению к ним участники эксперимента испытывают ВВ (ВВ > |4|). ВК характерны для восприятия здоровья и семейной жизни, для установки на активную деятельность, однако выражены менее остро, чем в первой группе (ВК > 4). Рассогласование выражено в среднем по 5 ценностным понятиям (рис. 4).
В третьей группе (3 человека) показатель диссоциации не выходит за пределы нормы и равен 18.5 баллам (рис. 5). Ценности метауровня (познание, творчество) в данной группе являются более значимыми, чем в остальных и располагаются в иерархии выше (2-4 место). Внутриличностное рассогласование в этих сферах практически отсутствует. ВК по отношению к удовлетворенности семейной жизнью и социальной активности не выявлен. ВК в сфере здоровья выражен меньше, чем в первой группе (4-5 баллов). Рассогласование наблюдается в 3-х сферах из 12 (рис. 6).
55%'
Рис. 3. Показатель диссоциации мотивационно-лич-ностной сферы К для приспособленческой стратегии адаптации (при Ктах = 12= 100%).
Рис. 5. Показатель диссоциации мотивационно-лич-ностной сферы К для адаптивной стратегии адаптации (при Ктах = 12= 100%).
Ценностные понятия
Рис. 4. Профиль структуры ценностно-смысловой сферы, характерный для приспособленческой стратегии адаптации. Соотношение ценности и доступности.
Ценность ПДоступность
Рис. 6. Профиль структуры ценностно-смысловой сферы, характерный для адаптивной стратегии. Соотношение ценности и доступности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 22 № 2 2001
32
Таблица 2. Средние значения показателей по трем тестам для групп испытуемых с разным сроком травмы (для УСЦД - средний ранг ценности, для ММР1 - среднее значение в Т-баллах)
Тест |
Шкала |
До1 года |
1-4 года |
Более 4-х лет |
УСЦД |
Активность |
7.5 |
6.5 |
2.3 |
|
Здоровье |
11 |
8.25 |
9.6 |
|
Интересная работа |
6 |
5 |
1.6 |
|
Свобода в поступках |
1.5 |
6 |
2.6 |
|
Семья |
8.5 |
9 |
10 |
|
Любовь |
4.5 |
7 |
8 |
|
Красота природы |
1.5 |
2 |
4 |
ММР1 |
Паранойя (Ра) |
53 |
63 |
70 |
Для первой группы характерен дезадаптивный стиль совладания, связанный с психопатологическими нарушениями. У пациентов наблюдается высокая степень рассогласованности мотиваци-онно-личностной сферы, острое ощущение расхождения между желаемым и действительным. Испытуемые фиксированы на состоянии своего здоровья (потребности витального уровня), не удовлетворены семейными отношениями при их высокой значимости (социальный уровень) и выключены из культурного контекста, пренебрегая ценностями метауровня. Это позволяет охарактеризовать их состояние как экзистенциальный вакуум. Пациенты склонны к ипохондричности, пассивности в отношении трудных жизненных ситуаций. Активной позиции они противопоставляют усиление волевого контроля над чувствами. В целом данную стратегию адаптации можно определить как пассивную: человек неудовлетворен практически всеми сферами своей жизни и при этом ничего не пытается изменить.
Тенденцию, обнаруженную во второй группе мы, вслед за А. Маслоу, обозначили как "обыденный стиль жизни". В данной группе патологического рассогласования внутриличностной сферы не наблюдается. Однако пациенты не видят смысла в развитии познавательной сферы и в творческой реализации. Ценности метауровня не являются для них личностно значимыми. Эта названная нами приспособленческая стратегия адаптации проявляется в ориентации на организацию быта при отсутствии потребности в личностном росте.
Для третьей группы характерна собственно адаптивная тенденция. У ее членов не наблюдается выраженного рассогласования между желаемым и действительным. У них развит интерес к
интеллектуальной работе и творчеству. Они более чутки и чувствительны к переживаниям других, стремятся занимать активную жизненную позицию. Ценности метауровня располагаются вверху иерархии и играют важную роль в процессе совладания с травмой. Данная стратегия определяет, по всей видимости, активный и конструктивный путь адаптации, способствующий развитию человека, раскрытию его возможностей и личностному росту.
Эти данные подтверждают гипотезу, что в основе стратегий совладания и адаптации лежат различия в структуре ценностно-смысловой сферы человека.
3. Адаптация к жизни после травмы имеет свою динамику. Благодаря математической обработке данных (с использованием критерия Ман-на-Уитни на уровне значимости р < 0.05) было показано, что процесс совладания с хроническим стрессом подразделяется на различные этапы в зависимости от срока травмы. Результаты качественного анализа указывают на различия в эмоциональном реагировании, когнитивной оценке и личностных особенностях пациентов (табл. 2).
При сроке травмы менее одного года в эмоциональной сфере преобладает напряженность, связанная с затруднениями в межличностных отношениях, С одной стороны, неудовлетворенность, с другой, - страх отказаться от этих отношений и остаться в одиночестве. Возникающую в данной ситуации тревогу пациенты склонны вытеснять. На когнитивном уровне особая значимость придается активной деятельности, направленной на восстановление физического здоровья. Для мотивационно-личностной сферы в целом характерна диссоциированность. Однако на данном этапе она довольно успешно компенсируется, не обнаруживая акцентуированных или психопатологических проявлений. Переживания в основном связаны с ограничением возможности движения, восстановлением физического здоровья, стремлением вернуться на прежний уровень. Они не полностью осознают последствия перемен, которые внесла в их жизнь травма и свои собственные внутренние перемены. По отношению к травматическому событию пациенты испытывают негодование.
В целом картина переживания характерна для первой и второй стадий ПТСР (шока и гнева): нежелание верить в реальность происшедшего, злоба, потребность обвинить других, чувства собственной вины, горя, сожаления, тревоги и страха. На этом этапе особенно остро переживается физическая утрата, потеря чувства безопасности, Резкая перемена социальной ситуации, когда из равноправного члена семьи человек превращается в объект опеки, отражается в появлении рег-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ том 22 № 2 2001
РОЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ
33
рессивных тенденций - эмоциональной лабильности, капризности и проч.
В данной подгруппе основное внимание уделяется построению отношений в социуме, социальной адаптации как в семье, так и в профессиональной деятельности. Это стремление встраивается в систему в новом качестве. Здесь наиболее остро переживается социальная и эмоциональная утраты. Возникает чувство изолированности, замкнутости в своем мире, непонятности. На этом этапе осознается утрата старых отношений, связанных с семьей и работой, дававших определенную цель в жизни, идет поиск новых целей. Однако ощущение недостаточной поддержки со стороны социума может способствовать пассивности и погружению в апатию. Пациенты очень ранимы и чувствительны к критике, часто теряют ощущение самоидентичности.
Данные переживания наиболее характерны для стадии депрессии. Стремление совладать с ситуацией и добиться поставленных целей, по всей видимости, ведет а акцентированию определенных личностных черт.
В подгруппе пациентов со сроком травмы более 4-х лет так же, как и в других подгруппах, в эмоциональной сфере диагностируется тревога. От остальных данная подгруппа отличается тем, что здесь на уровне когнитивной оценки снижена значимость активности. В мотивационно-личностной сфере у пациентов также наблюдается заострение психопатологических черт. Смысл своей жизни они представляют как некую цель, достижение которой не совместимо с реальностью. Как показывают данные тестирования, дополненные информацией из клинической беседы и наблюдений, пациенты пытаются осмыслить себя не только в социуме, но и в мироздании в целом. На этой стадии наиболее актуально переживание духовной утраты. Разочарование, невозможность чувствовать себя в этой жизни так, как хотелось бы, ведет к соскальзыванию в бессмысленность, ощущению утраты цели жизни, усилению депрессии. Человек пытается объяснить происшедшее с его жизнью, опираясь на законы мироздания, и это ему не всегда удается принять.
Остро ощущается одиночество и безысходность, наступает кризис веры, происходят глубокие перестройки на духовном уровне.
Эти данные демонстрируют основную тенденцию изменений ценностно-смысловой структуры личности в зависимости от срока травмы, которая характеризуется постепенным спадом активности, углублением сферы переживаний от неприятных физических ощущений до духовного кризиса и ухода от реальности.
ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты проведенного исследования в целом подтверждают данные В.В. Николаевой о влиянии хронического стресса на личность. Это в первую очередь наличие характерного психологического синдрома, складывающегося из эмоциональных, когнитивных и личностных особенностей, которому мы дали название "синдрома Николая Островского". Резкая смена социальной ситуации развития ведет к переменам во внутреннем мире человека, личностному кризису. В результате переживания и переосмысления происшедшего формируется ряд относительно устойчивых черт. В данном случае - это фиксированность на состоянии своего здоровья, повышенная чувствительность, ранимость в межличностных отношениях и вместе с тем мужественность, стойкость перед страданиями, тенденция к вытеснению, подавлению тревоги.
В дополнение к данным В.В. Николаевой нами были выявлены следующие особенности ценностно-смысловой сферы пациентов в зависимости от срока травмы: приоритеты ценности активной деятельности и физического здоровья на ранних сроках, ценности семейных отношений при сроке травмы около 4-х лет, и тенденция к утрате смысла жизни и экзистенциальному вакууму при более длительных сроках болезни. Николаева в своих работах также отмечает блеклость образа будущего, как результат влияния хронической болезни на оценку индивидом своих перспектив. По мнению Б.С. Братуся, "неврозы потери смысла... связаны прежде всего не с преодолением преград, не с трудностями выбора поведения в пользу того или иного мотива, а с отсутствием, потерей нравственно-ценностного взгляда как основного условия ее осмысленности..." [6 с. 109]. Известно также, что перемена, а иногда и утрата ценностно-смысловой структуры связана с наличием сильного внутреннего переживания.
Соотнося полученные нами данные с теоретическими основаниями работ С. Аршад Хусейна, Вильяма Р. Холкомба и Ф. Паркинсона [22, 25], мы пришли к заключению о том, что у всех исследованных пациентов, независимо от срока травмы и стратегии адаптации, присутствовали те или
3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 22 № 2 2001
34
ТОРЧИНСКАЯ
Однако величина срока, прошедшего с момента травмы, не гарантирует наступления и тем более успешного проживания четвертой стадии совлада-ния со стрессом - стадии исцеления, связанной с восстановлением самоидентичности, принятием травмы как части своего опыта и переосмыслением происшедшего с точки зрения позитивных внутриличностных изменений. Как отмечают многие авторы, изучавшие тему личностного кризиса, психологические травмы содержат и разрушающее начало, и позитивные элементы, способствующие развитию личности, что подтвердили и наши данные. Характер проживания тех или иных стадий в процессе совладания с хроническим стрессом наиболее четко прослеживается при анализе стратегий адаптации.
зации стратегий, В данном случае преобладают симптомы избегания, вытеснение истинных причин тревог, при достаточно высоком уровне интеграции "Я". Благодаря этому происходит частичное осознание и осмысление пережитого. Личность изменяется, но не полностью и временно. Как только сила переживания ослабевает, личность возвращается к своему прежнему состоянию. Позитивный аспект переживания при данной стратегии, по всей видимости, заключается в том, что, несмотря на отсутствие устойчивого переформирования "Я", у индивида остается некая идеальная модель, которую можно использовать для завершения трансформации.
Только при собственно адаптивной стратегии происходит проживание четвертой стадии совладания со стрессом, связанное с переосмыслением травмы, реальным определением ее роли в жизни, формированием планов на будущее. Как видно из результатов, полученных в нашем исследовании, возможность психологического "исцеления" и принятия травмы связана с ролью ценностей мета-уровня. "Лишь вершина человека есть человек", -писал Парацельс. Осознанное стремление к красоте, познанию, творчеству и выделяет его из мира других живых существ. Благодаря этому человек становится способным эстетизировать свои переживания, соотносить их с общим культурным контекстом, проживать заново и делать историей. Это представляется возможным не только при опоре на потребности витального и социального уровней, но и при активизации духовного потенциала.
ВЫВОДЫ
2. Процесс изменений эмоционально-когнитивной сферы личности у спинальных больных после травмы проходит ряд этапов в зависимости от срока травмы: вначале это переживание физической утраты, позже - утраты социального статуса, затем - духовного кризиса. В то же время успешность стратегии совладания определяется не столько сроком с момента травмы, сколько особенностями структуры ценностно-смысловой сферы личности.
3. Для исследованного контингента испытуемых (спинальных больных) в состоянии хронической болезни характерен "Синдром Николая Островского" - установка на преодоление страданий, вытеснение тревоги. Девизы этих больных: "сопротивление страданиям" и "выжить любой ценой".
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 22 № 2 2001
РОЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ
35
4. В рамках данного синдрома выделены стратегии адаптации: пассивная, приспособленческая
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
2. Александровский Ю.А., Лобастое О.С., Спи-вакЛ.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
4. Ассаджиоли Р. Самореализация и психологические нарушения // Духовный кризис / Под ред. С. Гро-фа, К. Гроф. М.: Класс, 2000. С. 49-72.
5. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многофакторного исследования личности. М., 1994.
6. Братусъ Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1998.
7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ,
1984.
9. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
10. Леонтъев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
11. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
12. Махнач А.В. Личностные детерминанты динамики психических состояний в экстремальных условиях деятельности / Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1993. С. 232.
13. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: МГУ, 1987.
14. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
15. Психологические проблемы деятельности в особых условиях: Сб. науч. трудов. М.: Наука, 1985.
16. Психическая напряженность в трудовой деятельности: Сб. науч. трудов. М.: ИП РАН, 1989.
17. Психологические проблемы трудовой деятельности: Сб. науч. трудов. М.: Наука, 1991.
18. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. М., 1990.
19. Тарабрина В.Н.,Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 2. С. 14-29.
20. Фанталова Е.Б. Диагностика внутреннего конфликта. М.: Фолиум, 1997.
21. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
22. Хусейн С. Аршад, Холкомб Вильям Р. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. М.: Сострадание, 1997.
23. Черепанова Е.М. Психологический стресс. М.: Асадегша, 1997.
Отражена специфика позитивных личностных изменений, происходящих под влиянием хронического стресса при различных стратегиях адаптации
15 10 2014
1 стр.
Конфликтные психические состояния личности (стресс, аффект, фрустрация). разновидности одного из видов псих состояния личности
14 12 2014
1 стр.
Правовое пространство традиционного общества 65 Глава Наследование ценностно-смысловых структур 57
09 09 2014
26 стр.
Мосош играет значительную роль в обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи, являясь демократичным и доступным видом образовательного учреждения
03 09 2014
6 стр.
Роль свободнорадикальных процессов в формировании устойчивости к окислительному стрессу у потомков предадаптированных животных
25 12 2014
1 стр.
Понятие об адаптации. Значение адаптации для нормальной жизнедеятельности и при развитии патологии
14 12 2014
1 стр.
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждог
11 09 2014
1 стр.
Психические расстройства депрессия, алкоголизм, шизофрения, зависимость от психоактивных веществ, расстройство личности, адаптационное расстройство
08 10 2014
1 стр.