Перейти на главную страницу
Проректор ИГХТУ по учебной работе
проф. Рыбкин В.В.
___________________2010
___________________
Рабочая программа по дисциплине
Электротехника и электроника
Рекомендуется для направления подготовки:
260000-Продукты питания из растительного сырья;
Профили:
Технология жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов;
Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий.
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Иваново 2010
Целью дисциплины является теоретическая и практическая подготовка специалистов неэлектротехнических профилей в области электротехники и электроники в такой степени, чтобы они могли выбрать необходимые электротехнические, электронные, электроизмерительные устройства, умели правильно их эксплуатировать, а в необходимых случаях, умели составлять, совместно со специалистами электротехнического профиля, технические задания на разработку электрических частей автоматизированных установок для управления производственными процессами.
Дисциплина: «Электротехника и электроника» относится к циклу профессиональных дисциплин, для ее изучения студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
-способен использовать знания основных физических теорий, для решения возникающих физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе электротехнических.
-способен планировать и проводить эксперимент, обрабатывать и оформлять его результаты, оценивать погрешность;
Студент должен знать:
-дифференциальное и интегральное исчисления;
-законы сохранения;
-законы электростатики;
-природу магнитного поля и поведение веществ в магнитном поле;
-закон электромагнитной индукции;
-основные физические электромагнитные величины и константы, их определения и единицы измерения;
-принцип суперпозиции;
-правила оформления технической документации в соответствии с ЕСКД.
Студент должен уметь:
-работать в качестве пользователя персонального компьютера;
-решать типовые физические задачи, связанные с электромагнетизмом;
-читать показания основных электроизмерительных приборов (вольтметров, амперметров);
-дифференцировать и интегрировать тригонометрические функции;
-строить графики функциональных зависимостей.
Студент должен владеть:
-методами проведения измерений основных электротехнических величин приборами непосредственной оценки;
-методами оценки погрешностей при проведении эксперимента;
-методами оформления результатов эксперимента;
-арифметикой комплексных чисел;
-методами векторной алгебры;
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
-способен оценить по паспортным и каталожным данным возможность применения новых электротехнических, электронных и измерительных устройств в условиях конкретного производства;
-способен совместно со специалистами электротехнического профиля участвовать в составлении технических заданий на разработку электрических частей автоматизированных устройств управления технологическими процессами;
-знает электротехническую терминологию, способен грамотно производить измерения основных электротехнических величин и грамотно оформить результаты эксперимента;
-владеет безопасными методами эксплуатации электротехнических частей технологического оборудования, способен организовать безаварийную его работу, знает основные методы защиты персонала от поражения электрическим током.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- методы анализа и расчета электрических и магнитных цепей;
-принципы действия основных электрических машин и аппаратов;
-современную элементную базу электроники;
-физические основы электрических измерений;
Уметь:
-выполнять и читать принципиальные электрические схемы и другую техническую документацию;
-разрабатывать принципиальные электрические схемы на основе типовых электрических и электронных устройств;
-применять контрольно-измерительную технику для контроля качества продукции и технологических процессов; проводить поверку, калибровку и юстировку средств измерения.
Владеть:
-навыками работы с электротехнической аппаратурой и электронными устройствами;
-навыками обработки экспериментальных данных и оценки точности испытаний;
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.
Вид учебной работы |
Всего часов
|
Семестры | |||||||||
|
|
3 |
| ||||||||
Аудиторные занятия (всего) |
51 |
|
|
|
| ||||||
В том числе: |
− |
− |
− |
− |
− | ||||||
Лекции |
25 |
|
|
25 |
| ||||||
Практические занятия (ПЗ) |
|
|
|
|
| ||||||
Семинары (С) |
|
|
|
|
| ||||||
Лабораторные работы (ЛР) |
26 |
|
|
26 |
| ||||||
Самостоятельная работа (всего) |
93 |
|
|
93 |
| ||||||
В том числе |
− |
− |
− |
− |
− | ||||||
Курсовой проект (работа) |
|
|
|
|
| ||||||
Расчетно-графические работы |
30 |
|
|
30 |
| ||||||
Реферат |
|
|
|
|
| ||||||
Другие виды самостоятельной работы |
63 |
|
|
63 |
| ||||||
|
|
|
|
|
| ||||||
Вид промежуточной аттестации (зач.,экз.) |
|
|
|
Экз. |
| ||||||
Общая трудоемкость |
Час. |
144 |
|
|
144 |
| |||||
Зач. Ед. |
4 |
|
|
4 |
| ||||||
|
- источники и приемники электрической энергии. Параметры элементов электрической цепи;
- режимы работы электрической цепи. Схема замещения электрической цепи;
- закон Ома и его применение для расчета электрических цепей;
- законы Кирхгофа и их применение для расчета электрических цепей;
- анализ цепей постоянного тока с несколькими источниками энергии;
- мощность цепи постоянного тока. Баланс мощностей;
- цепь с активным приемником;
-расчет нелинейных цепей постоянного тока с последовательным и параллельным соединением элементов;
- электрические цепи с идеальным резистивным, индуктивным или емкостным элементом;
- сопротивления и фазовые соотношения между токами и напряжениями;
- последовательная цепь резистивного, индуктивного и емкостного элементов, закон Ома, резонанс напряжений;
- параллельная цепь резистивного, индуктивного и емкостного элементов, закон Ома, резонанс токов;
- трехфазные цепи, основные понятия и определения, способы соединения фаз генератора и приемника, фазные и линейные величины, мощность при симметричном и несимметричном режимах;
- магнитные материалы и их свойства;
- магнитные цепи с постоянными магнитными потоками; расчет неоднородной, неразветвленной магнитной цепи с одним источником намагничивающей силы;
- магнитные цепи с переменными магнитными потоками.
- электрические машины, классификация; двигатели постоянного тока, пуск, регулирование, механические и рабочие характеристики; достоинства и недостатки;
- асинхронный двигатель, устройство, принцип действия; саморегулирование вращающего момента, механическая характеристика; способы пуска, регулирование, реверсирование;
- синхронный двигатель, устройство, принцип действия, пуск, механическая характеристика;
- понятие об электроприводе; режимы работы двигателей, общие положения по выбору мощности двигателя;
- выбор мощности двигателя для длительного и повторно-кратковре-менного режимов нагрузки;
- аппаратура управления и защиты;
- источники вторичного электропитания, сглаживающие фильтры;
- транзисторные усилители, классификация;
- параметры и характеристики усилителей, понятие о многокаскадных усилителях;
- электрические измерения, основные понятия и определения;
- аналоговые электромеханические измерительные приборы;
- цифровые измерительные приборы;
- измерения основных параметров электрических цепей (тока, напряжения, мощности, сопротивления).
№ п/п |
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||
1. |
Процессы и аппараты пищевых производств |
|
+ |
|
+ |
+ | ||
2. |
Тепло и хладотехника |
|
+ |
+ |
+ |
+ | ||
3. |
Системы управления технологическими процессами и информационные технологии |
+ |
+ |
+ |
|
+ | ||
4. |
Основы проектирования и оборудование МЖП |
|
+ |
+ |
+ |
| ||
5. |
Основы проектирования и оборудование парфюмерно-косметических производств |
|
+ |
+ |
+ |
|
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекц. |
Практ. зан.
|
Лаб. зан.
|
Семин. |
СРС |
Всего часов |
1. |
Основные определения и методы расчета линейных и нелинейных цепей постоянного тока |
2
|
|
3
|
|
9
|
14
|
2. |
Анализ и расчет линейных цепей переменного тока |
4
|
|
9
|
|
25
|
38
|
3. |
Анализ и расчет магнитных цепей |
1
|
|
|
|
3
|
4
|
4. |
Электромагнитные устройства, электрические машины, основы электропривода и энергоснабжения |
10
|
|
8
|
|
35
|
53
|
5. |
Основы электроники и электрических измерений |
8
|
|
6
|
|
21
|
35
|
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Наименование лабораторных работ |
Трудоемкость (час.)
|
1 |
1 |
Исследование линейной электрической цепи постоянного тока |
4 |
2 |
2 |
Последовательная цепь переменного тока |
4 |
3 |
2 |
Трехфазные нагрузочные цепи |
4 |
4 |
4 |
Испытание однофазного трансформатора |
4 |
5 |
4 |
Испытание асинхронного короткозамкнутого двигателя |
5 |
6 |
5 |
Исследование полупроводниковых выпрямителей |
5 |
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Тематика практических занятий (семинаров) |
Трудоемкость (час)
|
|
|
|
|
Практические занятия не планируются |
Курсовые проекты и работы не предусматриваются.
1. Немцов М.В., Касаткин А.С. Курс электротехники. М.; Высшая школа, 2005.
2. Жаворонков М.А. Электротехника и электроника. М.; Академия, 2005.
б) дополнительная литература
1. Котов В.Л., Разумов В.А., Фролов А.Н., Шмуклер М.В. Электротехника и электроника. Сборник лабораторных работ, Иваново 2002.
2. Котов В.Л., Бурков В.М., Фролов А.Н., Донцов М.Г., Шмуклер М.В. Электротехника и электроника. Сборник задач по электротехнике, Иваново 2007.
3. Методические указания по выполнению домашних расчетных заданий по электротехнике, составители В.Л.Котов, М.Г. Донцов, В.М.Бурков, Иваново 2010.
в) Программное обеспечение: программа схемотехнического моделирования «Electronics Workbench»; программы для расчета систем линейных уравнений «Exel» и «Mathcad».
Лабораторный практикум выполняется фронтальным методом на двенадцати универсальных лабораторных стендах ЛСОЭ-4, оснащенных измерительными приборами электромеханической группы класса 0,5, выносными мультиметрами В7-22А, электронными осциллографами С1-68, короткозамкнутыми асинхронными двигателями серии 4А.
Для выполнения РГР и схемотехнического моделирования лаборатория оснащена шестью персональными компьютерами, один из которых имеет выход в интернет.
Содержание дисциплины разделяется на 15 модулей.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.
Цифровые измерительные приборы. Измерение основных параметров электрических цепей.
Для оценки усвояемости изучаемой дисциплины применяются открытые тесты для текущего контроля и промежуточной аттестации.
Примерный открытый тест для контроля текущей успеваемости по модулю 6:
Примерный открытый тест для промежуточной аттестации по дисциплине:
ИГХТУ Заведующий кафедрой электротехники В.Л.Котов
Целью дисциплины является теоретическая и практическая подготовка специалистов неэлектротехнических профилей в области электротехники и электроники в такой степени, чтобы они могли
15 10 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
Рекомендуется для направления подготовки дипломированного специалиста 2302000 – Информационные системы
04 09 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, руководителей научно-исследовательской практикой магистров и студентов направления подготовки магистра 210100. 68 «Электроника и наноэле
18 12 2014
1 стр.
«История, теория, методика и технологии музыкального образования». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050 100. 62 «Педагогическое
04 09 2014
3 стр.
Рекомендуется для всех направлений подготовки и специальностей, кроме направления 030100 "Философия"
14 12 2014
1 стр.
«введение в специальность» ознакомление студентов направлениея подготовки бакалавра 200100. 62 электроника и наноэлектроника профиль «промышленная электроника» с выбранным ими с пр
18 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника»
17 12 2014
1 стр.