___________________________________________________________
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Сизаева В.Э.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу «Невропатология»
Для студентов, обучающихся по специальности
№050715.65 "Логопедия"
Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала НОУ ВПО «МПСУ» в г. Брянске
Протокол №_____от_______________20 г.
Заведующий кафедрой
Социальной психологии и
коррекционной педагогики Артамошина Ю.В.
Брянск 2011
Автор-составитель: В.Э. Сизаева, к.м.н., и о. доцента.
Курс «Невропатология» знакомит студентов с анатомо-физиологическими закономерностями формирования нервной системы в возрастном аспекте, развитием анализаторов и функциональных систем, обусловливающих становление высшей нервной деятельности. Большое внимание уделено изучению структурно-функциональной организации нервной системы, этиологии заболеваний нервной системы, патогенезу развития болезней, симптомам поражения различных отделов центральной и периферической нервной системы, методам исследования. Акцентировано внимание на причинах слухоречевых и нервно-психических расстройств, их проявлении в разные возрастные сроки, методах лечебно-коррекционного воздействия. Поэтому педагогу-дефектологу необходимо знать основные принципы функционирования нервной системы в норме и патологии.
Структура нервной системы: головной и спинной мозг. Строение спинного и головного мозга (ствол, надстволье, средний, межуточный мозг, конечный мозг). Особенности строения чувствительной и двигательной нервной клетки. Понятие о синапсе. Проводящие пути.
Цитоархитектоника коры головного мозга. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности.
Общие представления о болезнях нервной системы. Основные неврологические синдромы: синдромы двигательных и чувствительных расстройств, вегетативной нервной системы, синдромы нарушений высших корковых функций: агнозии, апраксии и афазии. Болезни нервной системы: наследственно-органические заболевания, инфекционные, травматические, инотаксикационные, детский церебральный паралич. Неврологические основы патологии речи: афазии, алалии, дислексии и дисграфии, дизартрии, расстройства темпа и ритма речи, заикания. Расстройства речи, обусловленные нарушениями слуха, зрения, интеллекта.
Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте.
Физическое развитие и внешняя среда, их значение для умственного развития ребенка. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Лечебно-педагогический комплекс. Динамика наблюдений.
N п/п
|
Тема |
Количество часов. (аудиторных) |
1. |
Предмет, цели и задачи невропатологии. Краткая история невропатологии. |
1 |
2. |
Онтогенетическое развитие нервной системы. |
1 |
3. |
Физиологическая анатомия головного мозга. |
1 |
4. |
Физиологическая анатомия спинного мозга. |
1 |
5. |
Рефлекторно-двигательная сфера. |
1 |
6. |
Периферическая нервная система. Симптоматика расстройств. |
1 |
7. |
Физиологическая анатомия вегетативной нервной системы. |
1 |
8. |
Высшие корковые функции. |
1 |
9. |
Основные этапы нормального нервно-психического развития детей. |
1 |
10. |
Общие представления о болезнях нервной системы. Синдромы. |
1 |
11. |
Хромосомные и врожденные заболевания с поражением нервной системы. |
1 |
12. |
Инфекционные заболевания нервной системы. |
1 |
13. |
Заболевания периферической нервной системы. |
2 |
14. |
Травмы нервной системы. |
2 |
15. |
Эпилепсия. Неврозы. |
2 |
16. |
Микроцефалия. Гидроцефалия. |
2 |
17. |
Неврологические основы патологии речи. |
2 |
18. |
Невропатология и дефектология. |
2 |
|
Всего |
24 |
Предмет, цели и задачи невропатологии. Краткая история невропатологии. Сведения о врачах древности. Развитие невропатологии в 19-20 вв. Невропатология в России. Развитие детской невропатологии. Значение работ отечественных невропатологов по организации специальной помощи детям с поражением нервной системы. Связь невропатологии с другими науками.
Понятие об онтогенезе и филогенезе. Основные этапы развития головного мозга во внутриутробном и постнатальном периоде. Основные этапы развития спинного мозга во внутриутробном и постнатальном периоде. Роль биологических и социальных факторов в развитии нервной системы человека. Формирование функциональных систем в онтогенезе. Развитие нервной системы в процессе филогенеза (обзор).
Общий обзор строения нервной системы человека: центральная (головной и спинной мозг), периферическая и вегетативная.
Основные отделы головного мозга.
Задний мозг: ствол (продолговатый мозг и варолиевый мост), мозжечок. Четвертый желудочек (ромбовидная ямка), ядра черепно-мозговых нервов с 5 по 12, ретикулярная формация. Строение и функции каждого отдела. Связи с другими структурами мозга.
Средний мозг: четверохолмие, ножки мозга, сильвиев водопровод, центральное серое вещество, ядра черепно-мозговых нервов 3 и 4, черная субстанция, красные ядра. Строение и функции каждого отдела. Связь с другими структурами мозга.
Промежуточный мозг: зрительные бугры, подбугорная область, коленчатые тела, третий желудочек. Строение и функции каждого отдела. Связи с другими структурами мозга.
Конечный мозг: подкорковые образования, кора головного мозга, проводящие пути, боковые желудочки. Строение и функции каждого отдела. Связи с другими структурами мозга.
Лимбическая система мозга.
Полушария головного мозга. Особенности строения: борозды, извилины. Доли мозга: лобная, теменная, затылочная, височная, островковая. Цитоархитентоника коры головного мозга. Проекционные, ассоциативные и комиссуральные волокна. Выделение полей в долях мозга: афферентные и эфферентные. Проводящие пути коры головного мозга.
Мозговые оболочки (мягкая, паутинная, твердая). Строение и функции. Желудочки мозга, сосудистые сплетения, спинномозговая жидкость. Значение ликвора. Кровеносная система мозга. Гематоэнцефалический барьер.
Спинной мозг. Топография спинного мозга. Мозговые оболочки. Сегментарное строение спинного мозга: шейные, грудные, поясничные, крестцовые, копчиковые позвонки. Строение сегмента. Белое и серое вещество спинного мозга. Отходящие периферические нервы. Передние, боковые и задние рога, их значение. Рефлекторная дуга. Проводящие пути. Спинальный автоматизм. Поражение серого вещества спинного мозга. Поражение белого вещества спинного мозга. Симптомокомплексы поражения спинного мозга на разных уровнях.
Рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо.
Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Динамика нервных процессов. Классификация рефлексов. Глубокие и поверхностные рефлексы.
Основные методы исследования сухожильных и кожных рефлексов, пирамидной и экстрапирамидной системы. Изменения рефлексов.
Двигательное поведение человека. Спинномозговые, черепно-мозговые нервы, чувствительные и двигательные нервы. Спинальные корешки. Функции нервов. Нервные сплетения. Методы исследования функций периферической нервной системы. Чувствительность. Поверхностная и глубокая чувствительность.
Вегетативная нервная система. Отделы вегетативной нервной системы: симпатическая и парасимпатическая. Иннервация внутренних органов. Связь вегетативной и центральной нервной системы. Основные методы исследования.
Формирование функциональных систем коркового уровня. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности. Физиологическое значение полей коры головного мозга. Первичные (проекционные), вторичные (проекционно-ассоциативные), третичные поля. Связь третичных зон с формированием гнозиса, праксиса, речи, письма, счета, зрительно-пространственной ориентировки.
Лобно-лимбико-ретикулярный комплекс и его значение для поддержания мозговой активности. Учение о высшей нервной деятельности. Понятие о сигнальных системах. Значение биоритма для жизнедеятельности организма. Значение стресса в детском возрасте.
Физиологическая основа сознания, бодрствования, сна. Кора головного мозга как синтез анализаторов. Связь коры с рецепторами и эффекторами. Анализатор - специализированная физиологическая система. Корковый анализатор. Симметричность представительств анализаторов и функциональная асимметрия мозга. Доминантное и субдоминантное полушарие.
Основные этапы нормального психомоторного и речевого развития ребенка. Период внутриутробного развития. Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга. Первый год жизни (от 1 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 9 месяцев, от 9 до 12 месяцев).Двигательные реакции. Речевые реакции. Психика. Второй год жизни. Сенсорные реакции. Двигательные функции. Психика. Речевое развитие. Третий год жизни. Значение экзогенных факторов для психомоторного развития ребенка. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Подростковый возраст. Критические периоды развития ребенка, их значение для психомоторного речевого развития.
Болезни нервной системы. Этиология и патогенез заболеваний нервной системы. Особенности течения болезни и остаточные явления. Понятие о ‘’симптоме” и “синдроме”. Основные неврологические синдромы.
Синдромы двигательных нарушений. Уровни поражения двигательного пути. Понятие “паралич”, “парез”, “моноплегия”, “гемиплегия” (гемипарез), “параплегия”, “тетраплегия” (тетрапарез). Понятие о центральном и периферическом параличе, их особенности и различие.
Детский церебральный паралич (ДСП) : определение, причины, синдромы двигательных нарушений, сенсорные нарушения, синдромы речевых нарушений, синдромы нарушения высших корковых функций. Профилактика ДЦП. Бульбарный и псевдобульбарный паралич. Пирамидные и экстра пирамидные расстройства.
Синдромы нарушений чувствительности. Типы нарушений чувствительности. Уровни поражения чувствительности. Тактильная агнозия.
Синдромы нарушений органов чувств. Расстройства обоняния. Синдромы зрительных расстройств, причины возникновения, особенности проявления. Слуховая агнозия. Значение возраста для потери слуха и состояния речи. Значение раннего выявления нарушений слуха для начала коррекционной работы по общему и речевому развитию.
Синдромы поражения вегетативной нервной системы. Вегетососудистая дистония. Диэнцефальный синдром. Расстройство обмена веществ. Нейроэндокринные расстройства.
Синдромы нарушений высших корковых функций. Понятие “гнозис”. Расстройство процесса познавания (агнозия). Виды агнозии. Особенности слуховой, зрительной, тактильной агнозии. Астереогноз. Понятие “праксис”, “апраксия”. Виды апраксий. Понятие “фазис” (речь). Виды патологии речи (афазия, алалия). Общие характеристики речевых нарушений.
Методы исследования функций нервной системы. Основные и дополнительные (инструментальные методы).
Тема 11. Хромосомные и врожденные заболевания с поражением нервной системы.
Понятие о хромосомных заболеваниях нервной системы. Генетический аппарат клетки. Причины возникновения хромосомных заболеваний. Основные хромосомные заболевания нервной системы (синдром Шершевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, синдромы полисемии Х-хромосомы, синдром XYY, болезнь Дауна). Энзимопатии, факоматозы, прогрессирующие мышечные дистрофии. Причины возникновения, механизм развития. Клиника, диагностика, принципы, лечение, профилактика.
Врожденные заболевания с поражением нервной системы. Поражение нервной системы, связанные с патологией внутриутробного развития. Роль инфекций, интоксикаций, эндокринной недостаточности у матери во время беременности. Причины внутриутробной гипоксии плода. Влияние физической и психической травмы на развивающийся плод. Профилактика внутриутробных поражений плода.
Тема 12. Инфекционные заболевания нервной системы.
Понятие об инфекционных болезнях, эпидемиологии инфекционных болезней, особенностях инфекционного процесса, принципах и методах диагностики инфекционных болезней. Инфекционные заболевания нервной системы. Нейроинфекции. Менингит (серозный, гнойный, первичный, вторичный), энцефалит, лейкоэнцефалит, арахноидит, полиомиелит. Причины возникновения, клинические проявления, течение болезни, остаточные явления. Медицинская и педагогическая коррекция. Профилактика инфекционных болезней.
Общая характеристика заболеваний периферической нервной системы. Невриты и невралгии. Полиневриты и полирадикулоневриты. Плекситы. Радикулиты. Определение. Причины. Клиника. Профилактика.
Черепно-мозговая травма. Открытая и закрытая (сотрясение, ушиб, сдавление мозга). Периоды. Клиника. Диагностика. Осложнения черепно-мозговых травм. Принципы лечения. Травматическое поражение спинного мозга. Клиника. Диагностика, принципы лечения. Профилактика травм нервной системы. Медицинская и педагогическая коррекция.
Родовые черепно-мозговые травмы, их влияние на состояние нервной системы ребенка. Причины родовых травм, степени выраженности. Родовая травма и асфиксия, последствия этих расстройств. Значение последствий родовых черепно-мозговых травм для клиники нервных болезней и дефектологии.
Тема 15. Эпилепсия. Неврозы.
Эпилепсия. Определение. Детская абсанс-эпилепсия. Юношеская абсанс-эпилепсия. Эпилепсия с изолированными генерализованными судорожными приступами. Юношеская миоклоническая эпилепсия. Доброкачественная детская парциальная эпилепсия с центрально-височными пиками. Генерализованный тоникоклонический припадок. Парциональные формы эпилепсии. Большой судорожный припадок. Эпилептический статус. Психомоторные припадки. Психический статус при эпилепсии. Диагностика. Принципы лечения. Профилактика.
Неврозы. Определение. Биологические и психологические предрасполагающие факторы. Психогенные шоковые реакции. Неврастения, невроз навязчивых состояний, невроз страха, логоневроз (заикание, мутизм, сурдомутизм), нервная анорексия, ночное недержание мочи. Клиника. Профилактика.
Тема 16. Микроцефалия. Гидроцефалия.
Микроцефалия. Гидроцефалия. Определение. Причины. Клиника и психологический статус. Диагностика. Профилактика.
Афазия. Причины возникновения афазии. Современная классификация афатических нарушений по материалам работ А.Р. Лурии. Особенности проявления моторной и сенсорной афазии. Особенности лобных расстройств при моторной форме афазии. Нарушение фонематического слуха как основа сенсорной афазии. Лечебно-коррекционные методы при различных формах афазии.
Алалия. Причины возникновения алалии. Виды алалии в зависимости от преимущественного поражения сенсомоторной области (нижнелобной, нижнетеменной, верхневисочной). Особенности моторных и сенсорных расстройств. Динамика речевых нарушений. Медицинская и педагогическая диагностика и помощь при алалии.
Дизартрия. Причины возникновения. Формы дизартрии: бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, подкорковая (смешанная), корковая. Особенности речевых нарушений при различных формах дизартрии. Необходимость раннего выявления дизартрических расстройств, логопедические занятия, ЛФК, лечебные мероприятия, общепедагогический комплекс.
Механизм письменной речи. Чтение и письмо. Дислексия и дисграфия при различных формах патологии речи и слуха. Характеристика ошибок. Профилактика дислексии и дисграфии.
Связь формирования темпа и ритма речи с подкорковыми образованиями. Корково-подкорковые взаимоотношения. Виды расстройств темпа и ритма речи: тахилалия и брадилалия. Причины речевых нарушений. Заикание. Особенности судорог при заикании (тонические и клонические), локализация судорог. Характеристика неврозоподобного заикания: причины возникновения, особенности течения. Неврологическая и речевая характеристика. Профилактика заикания. Значение возрастного аспекта в возникновении заикания. Значение социальной среды для возникновения и течения болезни. Расстройства речи, обусловленные нарушениями слуха, зрения, интеллекта.
Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Необходимость медицинских знаний для педагогов-дефектологов. Деонтология в невропатологии. Больной ребенок в семье. Медико-педагогический персонал-ребенок. Взаимоотношения врача и педагога-дефектолога. Врач-педагог-дефектолог-средний медицинский персонал. Врач-педагог-дефектолог-родители и родственники больного. Врач-педагог-дефектолог-окружающие больного. Организация лечебно-профилактической помощи детям с отклонениями в развитии. Медико-психолого-педагогическое консультирование. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Лечебно-педагогический комплекс. Преемственность лечебной и лечебно-педагогической помощи детям.
09 09 2014
1 стр.
17 12 2014
7 стр.
18 12 2014
1 стр.
13 10 2014
9 стр.
18 12 2014
7 стр.
09 09 2014
1 стр.
25 09 2014
1 стр.
14 10 2014
7 стр.