Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Раздел включает перечень изучаемого материала с указанием числа часов по разделам (темам), которые будут изучаться при раскрытии этого раздела (темы).

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования по предметам этнокультурной составляющей учебного плана;

9.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.




№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд

(книгопечатная продукция)












2. Печатные пособия










3. Технические средства обучения










4. Экранно-звуковые пособия










5. Игры и игрушки










6. Оборудование класса

При описании материально-технического обеспечения необходимо учитывать реальные условия образовательного процесса конкретного образовательного учреждения. В графе «Количество» необходимо указывать фактическое число объектов, используемых


в учебном процессе конкретного образовательного учреждения.

Следует отметить, что реализация этнокультурной составляющей учебного плана в образовательных учреждениях Республики Марий Эл рекомендуем осуществлять не только через предметные области
и самостоятельные учебные курсы, но и внеклассную работу, исследовательскую деятельность обучающихся.

Содержание обучения этнокультурной составляющей
учебного плана
Содержание обучения марийскому языку в начальной школе дает ответ на вопрос «чему учить обучающихся младшего школьного возраста» и включает все то, что вовлекается в деятельность учителя, учебную деятельность обучающегося, а также учебный материал
и процесс его усвоения. В содержание обучения входят как предметные
и процессуальные аспекты, так и имеющийся, а также приобретаемый эмоционально-оценочный опыт участников образовательного процесса:

  • сферы коммуникативной деятельности (или сферы общения), темы
    и ситуации, коммуникативные и социальные роли, речевые действия
    и речевой материал (тексты и образцы общения);

  • языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования им;

  • комплекс речевых умений, характеризующих уровень практического овладения языком как средством общения, в том числе
    и в интеркультурных ситуациях;

  • комплекс знаний национально-культурных особенностей и реалий этноса марийского языка, минимума этикетных форм речи
    и умения пользоваться ими в различных сферах речевого общения (социокультурный компонент содержания);

  • общие учебные ожидаемые и компенсирующие результаты, рациональные приемы умственного труда.

В системе предметов общеобразовательной школы курс марийского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке
и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

- социокультурная цель изучения марийского языка включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; создание условий для освоения обучающимися традиций и обычаев культуры марийского этноса в диалоге с русской, с культурами других народов Российской Федерации; развитие на базе общероссийской идентичности обучающихся этнического самосознания.

Для достижения поставленных целей изучения марийского языка
в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка или государственного языка субъекта Российской Федерации;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать
в диалоге, составлять несложные монологические высказывания
и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения
к языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности
и чистоты; пробуждение познавательного интереса, стремления совершенствовать свою речь;

повышение уровня мотивации владения марийским языком;

формирование психологической готовности к общению
на марийском языке;

формирование этнокультуроведческой компетенции в рамках диалога культур.

В начальном обучении предмет марийский язык рекомендуем изучать на основе сбалансированного, функционального (или даже симметричного) двуязычия, с опорой на знания, полученные


при изучении русского языка.

Преимущества предлагаемого научно-методического подхода обучения состоят в следующем:

- методика взаимосвязанного изучения марийского и русского языков позволяет не только развивать марийский язык, но и сохранять качество обучения русскому языку;


  • реализация взаимосвязанного обучения марийскому и русскому языкам позволяет скоординировать содержание программ и учебников по марийскому и русскому языкам;

  • опора на знания, полученные при изучении русского языка, помогает реализовать принцип коммуникативной направленности обучения марийскому языку с возможной полнотой;

  • использование запаса знаний, полученных в опережающем режиме при изучении русского языка, способствует решению актуальных воспитательных задач, а именно: задачи формирования общероссийской идентичности в корреляции с этнической самоидентификацией.

Систематический курс (1-4 классы) марийского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

Важными в начальном курсе «Марийского языка» является разделы «Звуки и буквы» «Слово. Предложение. Текст». Основные универсальные учебные действия по этому разделу обучающиеся приобретают в период обучения грамоте по русскому языку. Они получают сведения о гласных и согласных звуках и буквах, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих, звонких, мягких


и твердых согласных, учатся выполнять простейший фонетический анализ слов. На уроках марийского языка при работе над темой «Звуки и буквы» необходимо направить на правильное произношение марийских звуков, а также и на совершенствование культуры речи, верное произношение слов, развитие дикции. Особое место отводится
в программе работе над словом. Слово рассматривается в лексическом
и грамматическом плане. В начальных классах изучаются части речи, подготовка к изучению частей речи на уроках русского языка начинается с 1 класса. Дети учатся различать слова-предметы, признаки, действия по вопросам. Вводится понятие о видах предложений (повествовательных, вопросительных, побудительных, о членах предложения, о связи слов в предложении). В 1 классе обучающиеся знакомятся со знаками препинания в конце предложений, кроме точки, вопросительного и восклицательного знаков, учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации
в соответствии со знаками препинания, формируется первоначальное понятие о главных членах предложения (подлежащее, сказуемое), начинается работа по установлению связи слов в предложении. Следовательно, на уроках марийского языка при ознакомлении обучающихся с данными понятиями необходимо обратить внимание
на особенности синтаксической системы марийского языка. Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности, как на уроках русского, так и на уроках родного языка. Поэтому универсальные учебные действия, указанные в программе каждого раздела развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.

Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание


к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении марийскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных учебных действий в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).

Ожидаемые результаты освоения основной образовательной программы

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы предусматривает закрепление основных направлений и целей оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерии, процедуры
и состав инструментария; оценивание, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентирование образовательного процесса на полноценное развитие
и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов
и формирование универсальных учебных действий; обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования; составление динамики оценок учебных достижений обучающихся и эффективности деятельности образовательного учреждения. Важную роль в обучении марийскому языку играет целенаправленная работа по развитию учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. При изучении курса «Марийский язык» осуществляется становление универсальных учебных действий, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля
к самоконтролю, от контроля, но результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. По окончании начальной школы у обучающихся сформируются следующие коммуникативные учебные действия (основные составляющие коммуникативной компетенции):

1. В области говорения:



  • осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне
    с взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер тематики и ситуаций общения, обозначенных
    в программе;

  • высказываться на элементарном уровне о себе и об окружающем мире, прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом
    на элементарном уровне свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.

2.В области аудирования:

  • в условиях непосредственного общения, в том числе с носителем изучаемого языка, понимать и реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах сфер тематики и ситуаций, обозначенных программой;

  • понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные
    с учебными и игровыми ситуациями в классе;

понимать общее содержание учебных, а также небольших
и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и др.)
и реагировать вербально и, преимущественно, невербально
на их содержание;

• полностью и точно понимать короткие сообщения


преимущественно монологического характера, построенные на знакомом обучающимся материале.

3. В области чтения:



  • выразительно читать вслух;

  • читать про себя с целью:

а) понимания основного содержания учебных, а также несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития младшего школьника;

б) полного и точного понимания содержания учебных, а также


несложных (адаптированных) аутентичных текстов с эксплицитно
выраженной информацией, построенных на знакомом обучающемуся
языковом материале или содержащих незнакомые слова, о значении
которых можно догадаться;

в) поиска необходимой (интересующей) информации (приемы поискового чтения).

4. В области письма:


  • написать короткое поздравление (с днем рождения, Новым годом, Рождеством и др.), выразить пожелание;

  • написать личное письмо сверстнику, используя изученный материал, оформить конверт, адрес в соответствии с принятыми нормами.

Таким образом, языковой материал курса «Марийский язык» призван сформировать научное представление о системе и структуре марийского языка с учетом возрастных особенностей обучающихся, способствовать усвоению норм языка, и решению практических задач общения.

ТРЕБОВАНИЯ К ОЖИДАЕМОМУ РЕЗУЛЬТАТУ ОБУЧЕНИЯ

В 1-4 КЛАССАХ ПО МАРИЙСКОМУ (ГОСУДАРСТВЕННОМУ) ЯЗЫКУ

1 КЛАСС


Обучение устному общению (говорение \ аудирование)



Задачи обучения, коммуникативные намерения

Предполагаемый результат

  1. Научить устанавливать контакт
    с партнером (на элементарном уровне)
    в учебных, игровых и реальных ситуациях общения.

Коммуникативные намерения:

поприветствовать и ответить на приветствие; попрощаться; представиться и спросить имя партнера; извиниться; поздравить с праздником; выразить пожелание; запросить информацию о том, как идут дела; с благодарностью отреагировать на эту информацию.



Учащиеся способны: поздороваться и ответить на приветствие; попрощаться; попросить прощения, извиниться; поздравить с праздником; пожелать счастья; познакомиться и узнать, как идут дела.

  1. Научить называть людей, предметы и действия; давать их количественную, качественную и временную характеристику в учебных, игровых и реальных ситуациях общения.

Коммуникативные намерения:

сообщить о чем- либо; запросить информацию о чем- либо.



Учащиеся способны: сообщить о себе, своём друге, членах семьи (имя, что умеет делать, какой он); назвать действия, выполняемые человеком, животным; сообщить о местонахождении человека, животного, предмета; указать время действия (день, месяц, время года); описать животное, предмет (назвать его, сказать, какой он и что умеет делать); запросить информации о том, что это и/или кто это, сколько ему лет, какой он (она, оно).

  1. Научить давать эмоциональную оценку воспринимаемой информации.

Коммуникативные намерения:

благодарность, согласие (несогласие); сожаление (радость); просьба и благодарность за её выполнение; отказ от чего – либо.



Учащиеся способны: попросить что – либо; отреагировать на просьбу благодарностью, согласием (несогласием) и др.; предложить что – либо; отказаться от чего – либо; отреагировать на предложение партнера выражением удовольствия, огорчения, недовольства; выразить согласие (несогласие).

  1. Научить понимать и давать простые указания в учебных, игровых и реальных ситуациях общения.

Коммуникативные намерения:

просить разрешение; разрешить; побуждать к выполнению действия; выразить согласие и отказ от выполнения действия.



Учащиеся способны: попросить разрешение на выполнение какого – либо действия; попросить кого – либо выполнить действие , команду; прослушать команду и выполнить её (отказаться от выполнения); прокомментировать свои действия и действия своих товарищей.

Обучение аудированию

Задачи обучения

Предполагаемый результат

  1. Сформировать механизмы аудирования: способность различать смыслоразличительные фонемы; способность различать ритмический рисунок фразы; способность удерживать в памяти речевые цепочки различной протяжённости; способность прогнозировать содержание по формальным и смысловым признакам.

Учащиеся способны:

прослушать и правильно произнести; прослушать и невербально отреагировать на звук(и), и др. (похлопать в ладоши; поднять руку, сигнальную карту, картинку и т.д.); прослушать и повторить, сопровождая повторение ритмической поддержкой (похлопать в ладоши и др.); прослушать и повторить (в нужной последовательности); прослушать и закончить фразу (стишок, найти рифму и т.д.



  1. Научить понимать основное содержание с опорой на зрительную и двигательную наглядность, а также на паралингвистические средства (жесты, мимика, ритм, интонация, эмоциональная поддержка).

Учащиеся способны: прослушать текст, понять его основное содержание и отреагировать на него: невербально (преимущественно): нарисовать рисунок (героев сказки, одну из сцен и т.д.); разыграть пантомиму (изобразить героев сказки); отреагировать эмоционально (смех, улыбка и т.д.); выбрать из ряда картинок ту, которая соответствует содержанию текста; расположить картинки (иллюстрации) в соответствии с последовательностью развития сюжета; вербально: ответить на общие вопросы (кто? что? где? когда?) как на изучаемом так и на русском языке ( с опорой на экстралингвистические средства общения: предметы, игрушки, картинки, фотографии); передать основное содержание на русском языке.

  1. Научить полностью понимать высказывания.

Учащиеся способны: точно и детально понять содержание высказывания и отреагировать на него: невербально (см.выше); вербально (см.выше), а также: ответить на вопросы, касающиеся основного содержания текста и его деталей; передать содержание текста (преимущественно на русском).

<предыдущая страница | следующая страница>


Рабочая программа по марийскому (государственному языку) «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) Рассмотрено на заседании

Регионы современной России крайне неоднородны по языковой ситуации и коммуникативным функциям русского и родных языков. В некоторых регионах утрачивается коммуникативная функция ро

612.42kb.

17 12 2014
3 стр.


Рабочая программа по татарскому языку Фархутдинова Нияза Хамитовича 11 класс Рассмотрено на заседании

Мбоу «абдрахмановская средняя общеобазовательная школа» альметьеского муниципального района республики татарстан

406.03kb.

25 12 2014
2 стр.


Программа 1 Чекин А. Л., Математика, -м.: Академ Книга, 2010

Программа четырехлетней начальной школы. Проект “Перспективная начальная школа”. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011

293.42kb.

25 12 2014
1 стр.


Рабочая программа по марийскому (государственному) языку в 5 классе

В системе общего образования Республики Марий Эл одним из форм реализации данного положения является введение в образовательный процесс классов с русским языком обучения учебного п

165.47kb.

13 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по физике для 10 класса Рассмотрено на заседании педагогического
392.57kb.

18 12 2014
2 стр.


Рабочая программа по курсу «История» для 7 класса общеобразовательных учреждений рассмотрено на заседании педагогического совета
453.5kb.

14 12 2014
3 стр.


Рабочая программа по физической культуре 1 класс (ос «Школа 2100») Разработчик Коренко Н. А

Рабочая пpoгpaммa пo пpeдмeтy «Физичecкaя кyльтypa» для I—iv клaccoв нaчaльнoй шкoлы oбшeoбpaзoвaтeлъныx yчpeждeний, ocнoвaннaя нa кypce «Oбязaтeльным минимyмoм coдepжaния oбpaзoвa

572.23kb.

14 12 2014
4 стр.


Рабочая программа учебного предмета технология в 3 классе Учитель: Хамитова Гулькей Элеваровна Рассмотрено на заседании
490.25kb.

12 10 2014
4 стр.