Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Рассмотрено

на заседании МО учителей русского языка и литературы

«___»_________2012г.

Протокол №________





Согласовано

зам. директора по УВР

_________/Казанцева И.С../

«___» _______ 2012г.



Утверждено.

Директор школы

__ / Семенов В.П/.

«___»_________2012г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по марийскому (государственному) языку

в 5 классе

Составитель программы: Милочкина М.И.

учитель марийского (государственного) языка,

русского языка и литературы

д. Елымбаево

2012 год


1.Пояснительная записка

В республике Марий Эл устойчивое и гармоничное развитие марийско-русского, русско–марийского двуязычия обеспечивается через создание условий и реальных возможностей для изучения функционирующих в республике языков. В системе общего образования Республики Марий Эл одним из форм реализации данного положения является введение в образовательный процесс классов с русским языком обучения учебного предмета « марийский (государственный) язык».

Учителя родных языков (марийский, удмуртский) и литературы, истории и культуры народов Республики Марий Эл должны в своей деятельности вводить в содержание образования учебные элементы, учитывающие местную этнокультурную специфику (например, обучение народным традициям, обычаям), особенности развития подготовки обучающихся с учетом языка обучения и специфики содержания гуманитарных дисциплин.

Необходимо обратить особое внимание на обеспечение преемственности и единства обучения и воспитания. При изучении родного языка как государственного у обучающихся должна быть сформирована органическая связь между приобретением знаний и формированием эмоционально-ценностного отношения к Родине, культуре и истории родного края, к родному языку (как государственному) и русскому языку, родной речи. Особая роль отводится предмету в духовном воспитании личности, в становлении нравственности растущего человека.



Цели обучения марийскому языку как государственному:

- функциональное владение марийским языком;

- достижение учащимися коммуникативной и этнокультуроведческой компетенций на уровне, достаточном для приобщения к языку и культуре народа мари.

- воспитание интереса к изучению марийского языка, приобщение к истории и культуре марийского народа.


Задачами обучения в 5 классе являются:

-продолжить развитие интереса к изучению марийского языка;

- закрепить умения говорить по – марийски теоретическим материалом;

- научить высказывать свое мнение полным предложением, составлять небольшие тексты.



ll. Общая характеристика учебного предмета

Марийский (государственный) язык как предмет является одним из основосоставляющих компонентов целостной системы языкового образования в школах Республики Марий Эл. Учащиеся 5 класса после начального звена имеют представление о том, что значит поиск и фиксация информации, понимание и преобразование информации, применение и представление информации.

Изучение данного предмета способствует дальнейшему формированию умения искать информацию в учебной книге, формированию осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Всё это в целом способствует развитию коммуникативных способностей пятиклассников. А это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся.

Основное назначение марийского (государственного) языка в 5 классе состоит в формировании элементарных представлений о системе марийского языка, в формировании речевых умений и навыков, необходимых для повседневного общения.

Являясь существенным элементом культуры марийского народа, курс обучения в 5 классе призван выполнять функцию обеспечения развития ученика как личности, полноценно (с учетом своего возраста) владеющей устной и письменной речью, а также формирования своей собственной траектории.

lll.Место предмета в базисном учебном плане

Учебный план для образовательного учреждения отводит 68 часов для обязательного изучения марийского (государственного) языка в 5 классе по 2 часа в неделю.



IV. Тематическое планирование

Предлагаемые темы:

1.Осень. 6ч.

2.Родной язык как мать. 6ч.

3. Берегите здоровье. 5 ч.

4. Марий Эл – родной край.6ч.

5. Зима.6ч.

6. Новый год в разных странах.5ч.

7. Свободное время.6ч.

8. Черты характера. 5ч.

9.Весна. 6ч.

10. Река Волга. 5 ч.

11. В музее. 6ч.

12.В походе. 6ч

V. Содержание тем курса (68 часов)

Тема


Содержаний да кутырышаш ситуаций

Лексика да кутырымо образец

Грамматический

материал

Кучылтшаш произведений да лингвокраеведений материал

Грамматический материалым палыме да кучылт моштымо кўкшыт

1

2

3

4

5

6



  1. Ке‰еж кушта, шыже иктешла.



Ке‰ежымсе сомыл. Школ пакчаште дежурство. Ковам дене ялыште. Мемнан садна, пакчана. Шыже игече. Шыжымсе чия. Йєратыме пеледыш. Шыжымсе чием.

Вўдым шаваш, мландым пушкыдемдаш, йўштылаш. Тиде олма кугурак да тамлырак. Шо‰го ковам ден кочам. Игече юалге. Кава сур тўсан. Кугурак – изирак, тыгыде- шолдыра. ўдыр – рвезе, ке‰еж каникул годым. Пеледыш лўм-влак: кандывуй, висвис...

Местный падеж.

Глаголын лицаже.

Глаголын лица дене вашталтмыже.

Пале мутын та‰астарыме степеньже.



Ке‰ежымсе паша нерген калыкмут-влак.

Й. Осмин. «Олыкыштет кушкалеш».

С. Чавайн. «Ке‰еж».

Г. Сабанцев. «Пакчаште».



Местный падеж нерген тичмаш шинчымаш: значенийже, чо‰алтмыже, кучылталтмыже.

Падеж мучашым возен мошташ.

Палыме глагол-влакым лица дене вашталтен мошташ.

Пале мутым та‰астарыме степеньыште кучылтын мошташ.





  1. Шочмо йылме ава гай.

Шочмо йылме. Марий йылме – марий калыкын шочмо йылмыже. Марий йылме – финно-угор йылме ешыште. Мый марий йылмым тунемам. Школыш куанен коштам. Мемнан классна. Класс пєлемна.

Мый марий улам, марла сайын кутырем. Мый руш улам, но марла моштем. Тыйын шочмо йылмет могай? Мый руш улам, но марла умылем. Шочмо йылме, йот йылме, англичан йылме, немыч, француз йылме, ойлен мошташ, умылаш, каласкален мошташ, мутланаш, лудын мошташ, возен мошташ.


Лўм мутын числаже-влак.

Лўм мутын шамыч ,



-влак суффиксышт. .

Финно-угор калык-влакын лўмышт, илыме верышт.

М. Майн. «Шочмо йылме».

Г. Матюковский. «Эх, тый, шочмо йылме»


Лўм мут-влакым множественный числаште кучылтын мошташ.

  1. Спорт дене келшена – таза лийына.




Спортын кўлешлыкше нерген. Физкультур урокышто. Спорт секций. Кече режим. Йолташем - тале футболист. Йєратыме спорт передаче. Марий модыш-влак.

Кап-кыл ужашым лумдышє мут-влак; тазалык, таза, зарядкым ышташ, секцийыш кошташ, спорт дене заниматлаш, рекордым шындаш, виян куржаш, кынелаш, эр кынелаш; муш, эрыкте; виянрак курж, мечым пу (кучо, кудалте).

Направительный падеж.

Глаголын повелительный наклоненийже да тудын шорымє формыжо.



В. Иванов. «Футбол».

Марий калык модыш-влак.

А. Горохов. «Тунемше».


Направительный падеж нерген тичмаш шинчымаш.

Глаголым повелительный наклоненийыш шынден мошташ.



  1. Марий Элем – шочмо верем.

Марий Элын пайрем кечыже. Марий Элын гимнже, флагше, гербше. Шочмо ял (ола). Илыме урем (район)

Шочмо эл, шочмо вер, шочмо кече, шочмо ола (ял).

Марий Элын шочмо кечыже.

Шордо, тисте, пу (ку) пєрт, кукшє пачашан, лапка.


Родительный падеж.

Личный олмештыш мут.



В. Регеж-Горохов. «О шочмо мланде».

Гимнын текстше.

Шочмо Эл нерген калыкмут-влак.


Родительный падеж нерген тичмаш шинчымаш.

Личный олмештыш мут дене палдарымаш.



  1. Теле жап.

Йўштє телын койышыжо. Телымсе пўртўс. Телымсе модыш. Курыкышто. Изи йолташна-влак. У ий толеш. Елкылан модышым ыштена. У ий дене саламлена.

Йуштє теле жап, кужу теле, пєрш, виян мардеж, поран ўштеш.

Лум кугызам ышташ. Тынар шуко, тынар чот йўштє. Тиде эн вучымо пайрем.



Винительный падеж.

Указательный олмештыш мут.



А. Федоров. «Теле».

Мичурин-Азмекей. «Теле».

Теле нерген калыкмут.


Винительный падеж нерген тичмаш шинчымаш.

Указательный олмештыш мутым кучылт мошташ.



  1. Тўрлє эллаште У ий пайрем.

Йот эллаште У ийым вашлийме йўла.

Йўштє кугыза кушто ила?

У ий пєлек. Пайрем кочкыш.


Йот элыште, вес элыште, Лапландий, финн йоча-влак, елка йыр, мурен-кушташ, йывырташ, чот вучаш; пўчо, имне дене толаш; тыланымаш, саламлымаш, унам ончымаш.

  • ман суффиксан инфинитив.

Глаголын кузытсе- шушаш жапше да тудын шєрымє формыжо.

Б. Данилов. «Сылне У ий елкына»,

«У ий муро».

Арк. Горохов. «У ий кастене».


-ман суффиксан конструкцийым кучылт мошташ.

1-5 темыласе грамматикым пе‰гыдемдаш.

Глаголын кызытсе-шушаш жапше нерген тичмаш шинчымаш.




  1. Яра жап.

Сутка жапым палымаш, Шагатым каласымаш. Школ деч вара. Каныме кече. Хобби.

Кызыт суткан могай жапше? Кызыт мыняр жап? Урок деч вара... Урок деч ончыч … ышташ йєратем. Яра жапым эртараш, каныме годым; латик шагат; латкок шагатат вич минут; латкок шагатат пеле. Шагатым ончыктышо чот мутан мут сочетаний-влак.

Жапым ончыктышо наречий.

Почеш мут-влак: годым, деч ончыч, деч вара.



Газет ден журнал гыч материал.

Жап наречийым кучылтын мошташ. Жапым ойлымо годым чот мутым кучылтын мошташ. Годым, деч ончыч, деч вара почеш мут-влакым кучылтын мошташ.


1

2

3

4

5

6



  1. Койыш –шоктыш.

Айдемын койыш-шокты- шыжо. Ме нунын дене кугешнена. Кочам фронтовик. Мемнан ешна келшен ила. Врач могай лийшаш.

Мо тыгае сай лиеш, мо тыгай осал.



Чулым, чолга, лўддымє, шыде, ўскырт, тунемаш пураш. Тунемын пытараш, пагалыме е‰, сарын ветеранже. Койыш-шоктышым ончыктышо пале мут.


-маш суффиксан лўм мут.


М. Казаков. « Кунам колам пайрем салютым».

Н. Лекайн .«Се‰ен пєртылшє салтак».



-маш суффикс дене лўм мутым чо‰аш да кучылт мошташ.



  1. Мотор шошо.

Шошо пале-влак. Шошо кече. Кайык-влак пєртылыт. Ялыште шошо. ™дырамаш пайрем. Йєратыме авайна, ковайна.

Сылне пагыт. Кече веселан онча, утларак ырыкта. Шокшо вел гыч кайык-влак чо‰ештен толыт. Авайым саламлем. Пєлекым пєлеклем. Кунам кече ырыкташ тўналеш, тунам лум писын шула.


Дательный падеж.

Кунам, тунам ушем мутан сложный предложений-влак.

А. Горохов. «Шошо».

В. Бояринова. «Ава»

В. Данилов «Толын шырчыкна».

А. Федоров. «Шошо толын».



Дательный падеж нерген тичмаш шинчымаш.

Кунам, тунам ушем мутан сложноподчиненный предложений дене палдараш.


  1. Юл э‰ер воктене.

Юл э‰ер воктене. Козьмодемьянск Курыкмарий район. Лумлє е‰-влак. Этнографий музей. Григорьев – икымше марий сўретче.

Юл э‰ер - эн кугу э‰ер. Марий Элыште 4 ола уло. ... э‰ер сереш верланен. Козьмодемьянск – эн тошто ола. Кўкшє курык серыште верланен. Олма садер, купеч ола, тошто (у) ола, кумда урем; гоч вончаш, ужын кошташ.

Обстоятельственный падеж.

Верым ончыктышо наречий.

Падеж-влак нерген иктешлымаш.

Почеш мут (чоло, наре).



Козьмодемьянск ола нерген текст.

Григорьев нерген биографический текст.



Обстоятельственный падеж нерген тичмаш шинчымаш. Тунемме падеж-влак нерген тичмаш шинчымаш.

Верым ончыктышо наречийым глагол дене кучылт мошташ. Чоло; наре почеш мут-влак дене тўрлє конструкцийым чо‰ен мошташ.



  1. Тоштерыште.

Марий Элысе тоштер-влак. Йошкар-Оласе тоштер. Т.Евсеев – лўмлє этнограф. Марий калыкын сурт ўзгарже. Чием.

Тоштер, тошто ўзгар, почылташ, петыраш, экспонат-влак. Экспедиций дене мияш, тошто вургемым погаш, калыкым палдараш, ончен лектынам.

-ер суффиксан лўм мут

Глаголын кокымшо эртыше жапше да тудын шєрымє формыжо. Икымше эртыше жап да тудын шєрымє формыжо.



Евсеев нерген биографический текст.

-ер суффикс дене лўм мутым чо‰ен да кучылтын мошташ.

Кокымшо эртыше жап глагол дене тичмаш шинчымаш. Икымше эртыше жап да тудын шєрымє формыж дене палдарымаш.




  1. Чодырашке поход дене.

Походлан ямдылалтына. Чодыраште кузе кошташ? Тулото воктене. Кочкаш шолтена. Мыскарам ыштена.Походыш коштмо мурым мурена .

Чодыраште кошташ, пўртўсым эскераш, рўжге, веселан, писын, пырля, чулымын, йўкын, шып, тулотым ылыжташ, подыш вўдым пышташ, паре‰гым эрыктен пышташ, шинчал, шинчалташ, лўдыкташ, воштылташ.

Действийын кузе лиймыжым ончыктышо наречий.

Чыла тунеммым иктешлымаш.



И. Одар. «Таргылтыш».

А. Бик . «Чодыраште».



Действийын кузе лиймыжым ончыктышо наречийым кучылтын мошташ.


VI. Требования к уровню подготовки учащихся. (Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета).

Личностными результатами являются:

- интерес к изучению марийского языка;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно – диалогическая технология.



Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД.

Личностные УУД

- понимает значимость марийского языка;

- сознательно относится к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа.

Регулятивные УУД

- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском языке;

- подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных высказываний в рамках тематики начальной ступени;

- применяет изученные грамматические правила (в устной и письменной формах);

- оценивает выполненную работу;

- приобретает навыки самостоятельной работы над ошибками при выполнении грамматических заданий.



Познавательные УУД

- выполняет простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в соответствии с лингвистическими особенностями марийского языка;

- соотносит графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;

- выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических заданий;

- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную информацию;

- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятие на слух) текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;

- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (описывать картинку, рисунок на заданную тему, предмет, кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называть возраст, место жительства, описывать внешность, что умеет делать, любимое занятие и выразить при этом свое отношение к предмету высказывания).

Коммуникативные УУД

- соблюдает правила этикета на основе традиций марийского народа;

- умеет вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения (вести диалог этикетного характера: знакомится, представлять друг друга, прощаться, поздравлять, предлагать угощение, благодарить за угощение; вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, предлагать совместное действие, просить о помощи, предлагать свою помощь; вести диалог, задавая вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему? зачем? откуда? от кого?; переспрашивать, уточнять);

- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке, рисунку на заданную тему; кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называет возраст, место жительства, описывает внешность, что умеет делать, любимое занятие и выражает при этом свое отношение к предмету высказывания;

- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации;

- работает в различных режимах (индивидуально, по парам, в группах);

- высказывает свою точку зрения;

- толерантно относится к культуре других народов.



Предметными результатами являются:

- понимать речь учителя, отвечать на вопросы;

- пересказать текст, звучащий в течение 2 минут, определить тему и идею; -

-при общении знать 600 слов и словосочетаний и применять их в повседневной жизни, уметь составлять диалог из 6-7 реплик, монолог из 8-10 предложений;

- при диалоге отвечать на вопросы и составлять вопрос по теме;

-уметь написать текст по рисунку;

-читать про себя и вслух выразительно;

-уметь пересказать содержание прочитанного подробно и сжато;

-находить значение новых слов в словаре и применять это слово в устной и письменной речи;

-правильно писать слова;

-по рисунку составлять 5-6 предложений;

-уметь написать поздравительную открытку;

-уметь писать текст по плану

Учащиеся 5 класса должны к концу учебного года знать материал по грамматике: падежи имен существительных; число имен существительных; времена глагола; некоторые разряды местоимений; наречия времени, места, образа действия; по словообразованию и морфемике: суффиксы имен существительных, образование сравнительной степени прилагательных; по синтаксису: простые и сложные предложения.


Список литературы, используемый при подготовке программы. 1.Кугыжаныш марий йылме программе. 1 – 11 класс. Йошкар-Ола, Марий образований институт, 2011 год

2. Методические рекомендации по проектированию основных образовательных программ образовательных учреждений с учетом региональных особенностей. Йошкар-Ола, 2011 год

3.Л.А.Петухова. Марла кутырена,5 класс, Йошкар-Ола, 1994 год

4.В.В.Константинова. Кутыраш туныктымо текст да паша 5 класс, Йошкар-Ола, Марий книга савыктыш, ГОУ ДПО (ПК) С «Марий образований институт» 2008 год



5. Л.А.Петухова, А.П.Чемекова. Кугыжаныш марий йылме дене дидактический материал, 5 класс, Йошкар – Ола, 2003 год

6.З.В.Учаев .Марийский язык. Марий йылме 5 – 6 класс, Йошкар –Ола, 1997 год

Рабочая программа по марийскому (государственному) языку в 5 классе

В системе общего образования Республики Марий Эл одним из форм реализации данного положения является введение в образовательный процесс классов с русским языком обучения учебного п

165.47kb.

13 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по марийскому (государственному языку) «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) Рассмотрено на заседании

Регионы современной России крайне неоднородны по языковой ситуации и коммуникативным функциям русского и родных языков. В некоторых регионах утрачивается коммуникативная функция ро

612.42kb.

17 12 2014
3 стр.


Рабочая программа по татарскому языку в 8 классе Низамутдиновой Савии Тауфиковны

Планлаштырылган контроль дәресләр: диктантлар 7(2), сочинение 7(2), изложение 5(2), зачетлар 5, тестлар 6 сәг

579.56kb.

01 10 2014
5 стр.


Рабочая программа по русскому языку 2 Рабочая программа по литературному чтению

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ооп

3190.46kb.

09 10 2014
13 стр.


Рабочая программа по татарскому языку в 5 классе Низамутдиновой Савии Тауфиковны

Программа нигезенә Россия, Татарстан Мәгариф һәм фән министрлыкларының мәктәпләрдә урта һәм тулы белем алу стандартлары салынды, “Рус телендә сөйләшүче балаларга татар телеукыту пр

473.13kb.

12 10 2014
4 стр.


Программа по немецкому языку 3 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004 года, Примерной программы начального общего образован

1114.91kb.

15 12 2014
7 стр.


Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

189.76kb.

18 12 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по химии в 10 классе

Составлена на основе программы по химии в 10 классе

241.95kb.

11 09 2014
1 стр.