





















































МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО МИКРОБИОЛОГИИ
Фамилия,И.О.--------------------------
Группа----------------------------------
СТАВРОПОЛЬ,2008
Авторский коллектив:
В.С.Цховребов, В.И.Фаизова, И.В.Каргалев, А.А. Новиков,
М.И. Ильинова.
Рецензент:
доктор сельскохозяйственных наук, профессор
И.П.Барабаш
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с программой для лабораторного курса общим объемом 32 часа.
В нее включены наиболее важные темы: морфология микроорганизмов; строение прокариотической клетки; превращение безазотистых соединений; превращение азотсодержащих соединений; преобразование соединений серы, фосфора, железа; микробное население почв различных типов; применение бактериальных удобрений, регуляторов роста и метаболитов.
Предназначено для студентов вузов специальностей 110201.65 «Агрономия».
Введение
Современное сельскохозяйственное производство предусматривает широкое использование микроорганизмов с целью повышения плодородия почв, защиты растений, приготовления и консервирования продуктов питания и кормов. Огромное значение имеет использование микроорганизмов как продуцентов кормового белка, ферментов, антибиотиков, аминокислот, витаминов и других полезных веществ. Без учета свойств микроорганизмов невозможна успешная разработка эффективных способов борьбы с нежелательными изменениями в окружающей среде.
Настоящая тетрадь для лабораторных занятий предназначена для оказания помощи студентам по агрономическим специальностям в освоении курса микробиологии в процессе аудиторных занятий с преподавателем. Наличие библиографического списка, содержание, порядок и последовательность выполнения заданий позволяют изучать предмет более целенаправленно и продуктивно.
При самостоятельной работе с тетрадью необходимо тщательно изучить содержание и порядок выполнения задания.
Проведение лабораторно-практических занятий предусматривается в период сессии под руководством преподавателя.
Данная тетрадь составлена в соответствии с примерной программой дисциплины «Микробиология», рекомендуемой Минобразованием России для направлений подготовки дипломированного специалиста по агрономическим специальностям, утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования 25.06.01.
Правила по технике безопасности при работе в студенческой микробиологической лаборатории
Не входить в лабораторию в головных уборах и верхней одежде.
Работать необходимо в хлопчатобумажном халате.
Рабочее место закрепляется за студентом на весь период сессии.
На лабораторных столах нельзя иметь посторонних вещей.
Соблюдать чистоту и опрятность при работе в лаборатории, особенно с живыми микробами.
Посуду, инструменты, отработанный материал подвергать стерилизации или дезинфекции.
В лаборатории нельзя пить, есть.
Не бросать горящих спичек.
Без разрешения преподавателя или лаборанта не включать электроприборы и аппаратуру.
О неисправности приборов сообщать преподавателю.
Соблюдать осторожность при работе с химическими и другими реактивами.
После завершения микроскопирования протереть объективы и убрать микроскопы в шкаф.
После окончания работы и уборки рабочего места руки протереть дезинфицирующим раствором и тщательно вымыть с мылом.
Работать в микробиологической лаборатории разрешается только после ознакомления с настоящими правилами.
Тема 1. Морфологические признаки микроорганизмов.
Основные формы бактерий.
Шаровидные формы.
Палочковидные формы
Извитые формы
Микроскопические грибы
Перечислите основные отличительные признаки микромицетов:
1.
2.
3.
4.
Актиномицеты
Перечислите основные отличительные особенности актиномицетов:
1.
2.
3.
4.
Вирусы
Перечислите основные отличительные особенности вирусов:
1.
2.
3.
4.
Рис. 1 Схема строения бактериальной клетки
Опишите расположение, структуру и функции:
А) Капсулы
Б) Клеточной стенки
В) Цитоплазматической мембраны
Г) Цитоплазмы
Д) Базального тельца
Е) Жгутиков
Ж) Нуклеоида
З) Фимбрий и пилей
И) Включений
Зарисовать:
Монотрих
Лофотрих
Амфитрих
Перитрих
Дать понятие таксиса, привести примеры:
Хемотаксис –
Аэротаксис -
Тема 3 . Питательные среды.
1. Перечислите естественные питательные среды и их отличительные особенности.
2. Опишите искусственные питательные среды
3. Какие среды относятся к селективным? Приведите примеры.
Тема 4.
Методы стерилизации.
Укажите режимы стерилизации при:
1.Фломбировании
2.Использовании метода «текучего пара»
3. Стерилизации сухим жаром
4. Стерилизации насыщенным паром под давлением
5.Пастерилизации
Тема 5. Изучение процессов брожения
1.Спиртовое брожение
Теория вопроса
Постановка опыта. Воспроизвести в лабораторных условиях процесс спиртового брожения, осуществляемый дрожжами. Хотя опыт ставят в нестерильных условиях, в среде развиваются преимущественно дрожжи, благодаря созданию селективных условий, т.е. будут учтены избирательные потребности дрожжей - возбудителей спиртового брожения, при этом жизнедеятельность других групп микроорганизмов будет подавлена.
Элективные условия для дрожжей - возбудителей спиртового брожения.
1.
2.
3.
4.
Уравнение спиртового брожения:
Приготовить препарат дрожжей для микроскопирования, взяв пипеткой осадок из сброженной среды. Препарат посмотреть с иммерсией и зарисовать форму дрожжей. Подписать рисунок по-латыни.
2.Молочно-кислое брожение
Теория вопроса
Элективные условия для возбудителей молочнокислого брожения:
1.
2.
3.
4.
Записать уравнения молочнокислого брожения:
3. Маслянокислое брожение
Теория вопроса
Селективные условия для маслянокислого брожения крахмала:
1.
2.
3.
4.
Запишите уравнение маслянокислого брожения.
Заполнить таблицу №1
Источники азота
1
2
3
|
Отношение к кислороду, температуре, pH
1
2
3
|
Конечные продукты брожения
1
2
3
|
Агрономическое значение
1
2
3
|
Методы регулирования
|
Раздел 6. Превращение азотосодержащих соединений
Азотфиксация свободноживущими бактериями
Теория вопроса.
Азотфиксация клубеньковыми бактериями.
Теория вопроса.
Зарисовать клетки азотфиксирующих микроорганизмов, подписать по латыни.
Заполнить таблицу №2
Возбудители
процесса
азотфиксации
|
Морфологические особенности
|
Отношение
к кислороду
|
Факторы элективности среды
|
Исходный и конечные продукты
|
Rhisobium
|
|
|
|
|
Azotobacter
|
|
|
|
Clostridium
|
|
|
|
|
Процесс аммонификации
Теория вопроса.
Постановка опыта. На питательную среду МПА (мясо-пептонный агар) произвести посев почвенной суспензии. Культивировать в течение 3 дней.
Произвести учет аммонификаторов.
Написать схему разложения белков в аэробных и анаэробных условиях.
Зарисовать возбудителей процесса, подписать по-латыни.
Возбудители аммонификации
|
Морфологические особенности колонии и клетки (форма, цвет, размер, способность к спорообразованию)
|
Отношение к
|
Конечные продукты процесса аммонификации
|
кислороду
|
температуре
|
рН
|
растению
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполнить таблицу №4
Нитрификация
Теория вопроса.
Постановка опыта. На питательную среду КАА (крахмало-аммиачный агар) произвести посев почвенной суспензии.
Через 3-5 дней произвести учет нитрификаторов.
Записать уравнения 1. и 2 фаз нитрификации.
Зарисовать возбудителей процесса, подписать по латыни.
Заполнить таблицу № 5
Возбудители
нитрификации
|
Морфологические
особенности
колонии и клетки
(форма, цвет,
размер,
способность к спорообразованию)
спорообразовани)
|
Отношение к
|
Конечные
продукты
|
кислороду
|
температуре
|
рН
|
СаСОз
|
растению
|
|
Нитрификаторы 1 фазы
|
|
|
|
|
|
|
|
Нитрификаторы 2 фазы
|
|
|
|
|
|
|
|
Денитрификация.
Теория вопроса.
Записать уравнение процесса денитрификации.
Зарисовать клетки. Подписать по латыни.
Заполнить таблицу №6
Денитрифицирующие
бактерии
|
Морфологические
особенности (форма
клетки,
способность к
спорообразованию)
|
Отноше
ние к
кислоро
ду
|
Факторы
элективности среды
|
Исходныи и
конечные
продукты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 7. Превращения микроорганизмами соединений серы, фосфора,
железа.
1. Окисление сероводорода.
Теория вопроса.
Перечислите группы микроорганизмов – активных окислителей восстановленных соединений серы.
1.
2.
3.
4.
2. Восстановление неорганических соединений серы
Теория вопроса.
Перечислите микроорганизмы, восстановители серы.
1.
2.
Заполнить таблицу №7
Возбудители процессов окисления и восстановления серы
|
Морфологические особенности (форма клетки, способность к спорообразованию)
|
Отноше ние к кислоро
ду
|
Факторы элективности среды
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Разложение органических соединений фосфора
Теория вопроса.
-
Превращения неорганических фосфатов
Теория вопроса.
5.Превращение неорганических соединений железа
Теория вопроса
Напишите уравнение окисления закисного железа
-
Окисление органических соединений железа
Теория вопроса.
Количество микроорганизмов в различных типах почв
Таблица №9.
№
|
Основные типы почв
|
Общее количество
|
Количество бактерий
|
Количество грибов
|
Количество водорослей
|
Количество азотфиксаторов
|
1.
|
Чернозем
|
|
|
|
|
|
2.
|
Каштановая
|
|
|
|
|
|
3.
|
Солонец
|
|
|
|
|
|
4.
|
Солончак
|
|
|
|
|
|
5.
|
Серые лесные
|
|
|
|
|
|
6.
|
Подзолистые
|
|
|
|
|
|
Тема 8 Микробные землеудобрительные препараты и их применение в сельском хозяйстве
Заполнить таблицу 8, используя материал учебника.
Бактериальное
удобрение
|
Бактерии,
как
действующее
начало
|
Способ и сроки
применения
|
Рекомендуемая
доза
внесения
|
Механизм
действия
на
растение
|
На
какие
культуры
применяется
|
|
|
|
|
|
|