Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации

Кафедра общего языкознания и русского языка




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Этнолингвистика»

по специальности «050301.65 – Русский язык и литература»

по циклу ДПП.В.3 – дисциплины предметной подготовки, дисциплины и курсы по выбору





Очная форма обучения

Курс – 3


Семестр – 5

Объем в часах всего – 52

в т.ч.: лекции – 26

практические занятия –

самостоятельная работа – 26

Зачет – 5 семестр






Екатеринбург 2012

Рабочая учебная программа по дисциплине «Этнолингвистика»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2012. – 12 с.

Составители: Коновалова Надежда Ильинична, доктор филологических наук, директор ИФКиМК, профессор кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ ______.

Воробьева Н.А., к. филол. н., доцент кафедры общего языкознания и русского языка.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ


Протокол от 28.06.2012 г. № 16

Зав.кафедрой _________________д.ф.н., проф. Т.А. Гридина

Директор ИФКиМК ________ д.ф.н., проф. Н.И. Коновалова

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения курса связана с необходимостью глубокого исследования этнических процессов современной ситуации, вопросов теории этногенеза и этнической истории. Рассмотрение этих вопросов невозможно без обращения к проблемам межэтнической коммуникации, этнической картины мира, лингвострановедения и лингвокультурологии, этнопсихолингвистики, включаемых нами в программу курса «Этнолингвистика».


Цели и задачи дисциплины

Цель курса: привлечение внимания студентов-филологов к теоретическим изысканиям в области этнопсихосемантики, к изучению национально-культурной специфики отдельных языковых средств (безэквивалентной лексики и фразеологии, антропонимии и топонимии и т.п.); определение функций учителя в полиэтнической и поликультурной среде.

Задачи дисциплины:

1. Анализ основных направлений этнолингвистических исследований в Западной Европе и Америке (эволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм, неоэволюционализм); изучение опыта этнолингвистических исследований в России.

2. Анализ проблем соотношения социальной, этнологической и лингвистической парадигм.

3. Выработка практических навыков анализа этнокультурных стереотипов речевого поведения и паралингвистических средств общения.



Специфика содержания программы

Программа курса разработана в рамках научных интересов автора-составителя. Специфика курса связана с характером аудитории, для которой он предназначен: курс рассчитан на углубление знаний студентов-филологов в области общегуманитарной, филологической, этнокультурной парадигмы.


Формы и методы реализации практического компонента курса:

а) практические задания по анализу материалов диалектологических и фольклорных экспедиций (работа в лексикографической и фольклорной картотеках);

б) анализ сакральных, национально-культурно маркированных текстов (фразеологизмы, страшилки, заговоры, приметы, мифологемы и др.)
Рекомендации по формам контроля и организации
самостоятельной работы

Проверка глубины усвоения изученного материала студентами предполагает представление итоговых реферативных сообщений с элементами исследовательской работы по конкретному языковому материалу.


II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения


№п/п

Наименование темы, раздела

Всего трудоемкость

Аудиторных часов

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

1

Введение в этнолингвистику

4

2

2

-

2

2

Общие вопросы этнолингвистики

4

2

2

-

2

3

Методы этнолингвистики

4

-

-

-

4

4

Язык и этническая культура: проблемы взаимодействия.

10

6

6

-

4

5

Язык – Человек – Культура


8

4

4

-

4

6

Языковая семантика и мифолого-религиозное сознание

6

4

4

-

2

7

Мифология и фольклор как источник

этнокультурной информации



6

4

4

-

2

8

Стереотип в этнолингвистике

4

2

2

-

2

9

Проблемы межэтнической коммуникации

6

2

2

-

4




Итого:

52

26

26

-

26


III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Введение в этнолингвистику

Анализ основных направлений этнолингвистических исследований в Западной Европе и Америке (эволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм, этнопсихологизм, культурный релятивизм, неоэволюционализм); изучение опыта этнолингвистических исследований в России (школа акад. Н.И.Толстого).

  1. Общие вопросы этнолингвистики

Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин. Этническая картина мира. Личность в культурах и этносах: этнокультурная вариативность социализации. Национальный характер и ментальность. Л.Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека; К.Леви-Строс об универсальности структуры мышления.

3. Методы этнолингвистики

Виды методов этнолингвистики. Методы сбора языкового материала (опрос, интервьюирование, непосредственное наблюдение, включенное наблюдение). Методы этнолингвистического анализа языкового материала (лингвогеографическая и лексикографическая обработка материала, методы и приемы внешней и внутренней реконструкции, этимологического анализа и т.д).



4. Язык и этническая культура: проблема взаимодействия

Слово в контексте культуры. Культура и ее этнические функции. Этнический стереотип и этнический образ, их преломление в языке. Познавательные процессы и культура: специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре. Проблемы и парадоксы кросс-культурного исследования интеллекта. Психосоциальное измерение культур: культурные синдромы; простота – сложность; индивидуализм – коллективизм; открытость – закрытость и т.п. Проблемы реконструкции древнеславянской духовной культуры. Основные черты традиционной культуры. Обычаи и ритуалы в традиционной народной культуре: символика предметов, атрибутов и действий; ритуал как единство фидеистического действия и слова; соотношение: ритуал – миф – язык – что древнее? Почему язык долговечнее ритуала?



5. Язык – Человек – Культура

Человек как носитель национальной ментальности и языка. Понятие языковая личность. Языковая личность и культура. Понятие о «национальном характере». Речевая деятельность как творчество. Языковая картина мира и эмпирическое обыденное сознание. Стереотип как явление культурного пространства. Мужчина и женщина в обществе, культуре и языке: гендерные стереотипы в этносоциолингвистическом аспекте. Символ как стереотипизированное явление культуры. Метафора как способ представления культуры.



6. Языковая семантика и мифолого-религиозное сознание

Является ли язык обязательным признаком этноса? Этносы и религиозная принадлежность. Психологическая структура языкового и религиозного сознания. Языковое значение: между представлением и понятием. Язык и религия в структуре общественного сознания. Содержание мифолого-религиозной картины мира. Воздействует ли язык на культуру? Идеи Э.Сепира, В.Гумбольдта и А.А.Потебни. Фидеистическое отношение к слову: безусловное восприятие знака как предпосылка словесной магии; магическая функция языка; магия, святость и красота слова как выражение единства фидеистического и эстетического.


7. Мифология и фольклор как источник этнокультурной информации

Различие между мифологией и фольклором; «предмифы» – архетипические доязыковые структуры сознания. Динамика мифологического и художественного (эстетического) начал в фольклоре. От священного знания к бабушкиным сказкам. Заговоры как максимально суггестивные тексты. Народная этимология как инструмент магии. Считалки, страшилки, приметы как тексты этнокультурно маркированные. Коммуникативные особенности мистических текстов



8. Стереотип в этнолингвистике

Понятие «стереотип». Подходы к определению объема понятия «стереотип». Формы выражения стереотипных представлений (элементы традиционного народного костюма, жилища, ритуалы, обряды, поведенческие реакции, язык). Языковые способы выражения стереотипы. Соотношение ментального и языкового стереотипа.



9. Проблемы межэтнической коммуникации

Теории этнокультурного взаимодействия. Зависимость коммуникации от культурного контекста. Экспрессивное поведение (в том числе речевое) и культура. Культурная вариативность регуляторов социального поведения. Способы передачи информации в речевой деятельности: текст в речевой деятельности; невербальные компоненты коммуникации и их национально-культурная специфика. Культурная коннотация как преломление культуры в языковом знаке. Межличностные отношения в межкультурном общении, вопросы лингвистической суггестии и контрсуггестии в межгрупповом восприятии.



IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение


  1. Проблемы диглоссии.

  2. Методы этносоциолингвистики.

  3. Проблемы межкультурной коммуникации в современной России.



Темы рефератов


  1. История формирования этнолингвистики в России.

  2. Современные этнолингвистические школы в России.

  3. Способы категоризации национального видения человека в языковых эталонах и стереотипах.

  4. Способы экспериментального выявления культурно-идеографических полей, в которых человек наиболее продуктивно оценивает самого себя.

  5. Человек в зеркале сравнения: этнолингвистический аспект.

  6. Человек в зеркале сравнения: лингвокультурный аспект.

  7. История исследования гендерных стереотипов в языке.

  8. Этнолингвистический анализ фразеологизмов, включающих в свой состав соматизмы.

  9. Этнолингвистический анализ афористики.

  10. Этнические процессы и язык.


Зачет включает в себя следующие вопросы:

  1. Предмет, объект, цели, задачи этнолингвистики.

  2. История становления этнолингвистики как науки в США и Европе.

  3. Методы этнолингвистики.

  4. Языковая личность и культура.

  5. Национально-культурная специфика речевого общения.

  6. Понятия «языковая картина мира», «концептуальная картина мира». Соотношение языковой и концептуальной картин мира.

  7. Мифолого-религиозная картина мира. Соотношение мифологии и религии.

  8. Понятие диглоссии. Причины появления диглоссии.

  9. Гендерные различия в языке как отражение различий мужского и женского мировосприятия.

  10. Магическая функция языка.

  11. Понятие стереотипа в этнолингвистике.

  12. Символ как стереотипизированное явление культуры.

  13. Формы выражения языкового стереотипа.

  14. Метафора как специфический способ представления культуры.

  15. Взаимосвязь языка и культуры.

  16. Проблемы межкультурной коммуникации в современных условиях.


V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

Студент должен знать:

  • основные школы этнолингвистических исследований;

  • содержание теоретических понятий этнолингвистики (базовый терминологический минимум).

Студент должен уметь производить:

  • анализ материалов диалектологических и фольклорных экспедиций;

  • анализ этнокультурных стереотипов речевого поведения и паралингвистических средств общения;

  • анализ сакральных, национально-культурно маркированных текстов (страшилки, заговоры, приметы и др.).


VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература
Основная

Беликов, В.И. Социолингвистика / В.И. Беликов, Л.П. Крысин. – М. URL: https://socling.genlingnw.ru/arc/18.pdf

Вахтин, Н.Б. Социолингвистика и социология языка / Н.Б. Вахтин, Е.В. Головко. – СПб. : ЕУ. URL: https://socling.genlingnw.ru/bibl.htm

Герд, А.С. Введение в этнолингвистику / А.С.Герд. – СПб. : СПБГУ, 2009. – 360 с. (1 экз.)

Коновалова, Н.И. Этносоциолингвистика: учебное пособие / Н.И. Коновалова. – Екатеринбург : УрГПУ, 2006. – 82 с. (5 экз.)

Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н.М.Лебедева. – М. : Астель, 2009. – 216 с. (1 экз.).

Толстой, Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н.И.Толстой. – М. : Индрик. URL: https://www.philology.ru/linguistics1/tolstoy-95.htm

Этнопсихологический словарь. – М. : Социос, 2008 – 329 с. (электронный вариант – к. 281).
Дополнительная литература

Березович, Е.Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте / Е.Л.Березович. – Екатеринбург : УрГУ, 2000. – 390 с.

Воробьева, Н.А. Русская сакральная идиоматика: лингвокультурологический аспект / Н.А. Воробьева. – Екатеринбург: УрГПУ, 2010. – 121 с. (5 экз.)

Коновалова, Н.И. Сакральный текст: лингвокультурологический аспект / Н.И. Коновалова. – Екатеринбург: УрГПУ, 2007. – 343 с. (5 экз.)

Крысин, Л.П. Слово в современных текстах и словарях / Л.П. Крысин. – М.: Знак, 2008. (1 экз.)

Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф.Лосев. – М. : Феникс, 1991. – 344 с. (5 экз.)

Сергеева, А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность / А.В. Сергеева. – М. : Флинта. – 2006. – 320 с.
Периодические издания

Герд, А.С. Миграция в аспекте этнолингвистики // Проблемы языковой картины мира на современном этапе. Нижний Новгород, 2006.

О «трех китах» формирования языковой личности // Мир русского слова, № 2, 2003. С. 122-127.

Шмелев, А.Д. Можно ли понять русскую культуру через ключевые слова русского языка? // Мир русского слова, № 4, 2000. С. 46-50.
6.2. Информационное обеспечение дисциплины

Электронная хрестоматия по этносоциолингвистике. Разделы: «Язык и культура: проблемы взаимодействия», «Человек в культуре и языке» (к.281).



https://www.philology.ru (русский филологический портал)

https://www.gramota.ru/biblio/magazines/mrs/ (электронные версии журнала «Мир русского слова»)

https://www.russkiymir.ru

VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Официальный сайт МАПРЯЛ: https://rulit.org/read/345

Материалы лексикографической и фольклорной лабораторий ИФКиМК УрГПУ


VIII.ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ АВТОРА ПРОГРАММЫ
Коновалова Надежда Ильинична

Доктор филологических наук, профессор

Профессор кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ, директор ИФкИМК

235-76-41 – рабочий телефон


Воробьева Наталья Александровна

Кандидат филологических наук, доцент

Доцент кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ

336-13-45 – рабочий телефон



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Этнолингвистика»

по специальности «050301.65 – Русский язык и литература»

по циклу ДПП.В.3 – дисциплины предметной подготовки, дисциплины и курсы по выбору


Подписано в печать __________. Формат 60 х 84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. _____

Уч.-изд. л. _______ Тираж _______ экз. Заказ _________

Издательство Уральского государственного педагогического университета.

Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.




Рабочая учебная программа по дисциплине «Этнолингвистика»

Составители: Коновалова Надежда Ильинична, доктор филологических наук, директор ифкиМК, профессор кафедры общего языкознания и русского языка Ургпу

134.03kb.

25 12 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «лексикология» для специальности 031202 «Перевод и переводоведение»

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу

491.48kb.

09 10 2014
2 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура»

Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки

730.69kb.

08 10 2014
4 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
1809.72kb.

14 09 2014
8 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине

Охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения)

834.9kb.

25 12 2014
5 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «История языкознания»
159.73kb.

17 12 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине судебная медицина для специальностей

Рабочая программа составлена на основании «Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений» (лечебных, педиатрических, медико-профилактических фак

160.35kb.

18 12 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Предклинический фантомный курс»
249.74kb.

08 10 2014
1 стр.