Перейти на главную страницу
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации
Кафедра общего языкознания и русского языка
по дисциплине «Этнолингвистика»
по специальности «050301.65 – Русский язык и литература»
по циклу ДПП.В.3 – дисциплины предметной подготовки, дисциплины и курсы по выбору
Очная форма обучения Курс – 3
Семестр – 5 Объем в часах всего – 52 в т.ч.: лекции – 26 практические занятия – самостоятельная работа – 26 Зачет – 5 семестр |
|
Рабочая учебная программа по дисциплине «Этнолингвистика»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2012. – 12 с.
Составители: Коновалова Надежда Ильинична, доктор филологических наук, директор ИФКиМК, профессор кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ ______.
Воробьева Н.А., к. филол. н., доцент кафедры общего языкознания и русского языка.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ
Зав.кафедрой _________________д.ф.н., проф. Т.А. Гридина
Директор ИФКиМК ________ д.ф.н., проф. Н.И. Коновалова
I. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения курса связана с необходимостью глубокого исследования этнических процессов современной ситуации, вопросов теории этногенеза и этнической истории. Рассмотрение этих вопросов невозможно без обращения к проблемам межэтнической коммуникации, этнической картины мира, лингвострановедения и лингвокультурологии, этнопсихолингвистики, включаемых нами в программу курса «Этнолингвистика».
1. Анализ основных направлений этнолингвистических исследований в Западной Европе и Америке (эволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм, неоэволюционализм); изучение опыта этнолингвистических исследований в России.
2. Анализ проблем соотношения социальной, этнологической и лингвистической парадигм.
3. Выработка практических навыков анализа этнокультурных стереотипов речевого поведения и паралингвистических средств общения.
Программа курса разработана в рамках научных интересов автора-составителя. Специфика курса связана с характером аудитории, для которой он предназначен: курс рассчитан на углубление знаний студентов-филологов в области общегуманитарной, филологической, этнокультурной парадигмы.
а) практические задания по анализу материалов диалектологических и фольклорных экспедиций (работа в лексикографической и фольклорной картотеках);
б) анализ сакральных, национально-культурно маркированных текстов (фразеологизмы, страшилки, заговоры, приметы, мифологемы и др.)
Рекомендации по формам контроля и организации
самостоятельной работы
Проверка глубины усвоения изученного материала студентами предполагает представление итоговых реферативных сообщений с элементами исследовательской работы по конкретному языковому материалу.
№п/п |
Наименование темы, раздела |
Всего трудоемкость |
Аудиторных часов |
Самостоятельная работа | ||
Всего |
Лекции |
Практические | ||||
1 |
Введение в этнолингвистику |
4 |
2 |
2 |
- |
2 |
2 |
Общие вопросы этнолингвистики |
4 |
2 |
2 |
- |
2 |
3 |
Методы этнолингвистики |
4 |
- |
- |
- |
4 |
4 |
Язык и этническая культура: проблемы взаимодействия. |
10 |
6 |
6 |
- |
4 |
5 | Язык – Человек – Культура |
8 |
4 |
4 |
- |
4 |
6 |
Языковая семантика и мифолого-религиозное сознание |
6 |
4 |
4 |
- |
2 |
7 |
Мифология и фольклор как источник этнокультурной информации |
6 |
4 |
4 |
- |
2 |
8 |
Стереотип в этнолингвистике |
4 |
2 |
2 |
- |
2 |
9 |
Проблемы межэтнической коммуникации |
6 |
2 |
2 |
- |
4 |
|
Итого: |
52 |
26 |
26 |
- |
26 |
Виды методов этнолингвистики. Методы сбора языкового материала (опрос, интервьюирование, непосредственное наблюдение, включенное наблюдение). Методы этнолингвистического анализа языкового материала (лингвогеографическая и лексикографическая обработка материала, методы и приемы внешней и внутренней реконструкции, этимологического анализа и т.д).
Слово в контексте культуры. Культура и ее этнические функции. Этнический стереотип и этнический образ, их преломление в языке. Познавательные процессы и культура: специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре. Проблемы и парадоксы кросс-культурного исследования интеллекта. Психосоциальное измерение культур: культурные синдромы; простота – сложность; индивидуализм – коллективизм; открытость – закрытость и т.п. Проблемы реконструкции древнеславянской духовной культуры. Основные черты традиционной культуры. Обычаи и ритуалы в традиционной народной культуре: символика предметов, атрибутов и действий; ритуал как единство фидеистического действия и слова; соотношение: ритуал – миф – язык – что древнее? Почему язык долговечнее ритуала?
Человек как носитель национальной ментальности и языка. Понятие языковая личность. Языковая личность и культура. Понятие о «национальном характере». Речевая деятельность как творчество. Языковая картина мира и эмпирическое обыденное сознание. Стереотип как явление культурного пространства. Мужчина и женщина в обществе, культуре и языке: гендерные стереотипы в этносоциолингвистическом аспекте. Символ как стереотипизированное явление культуры. Метафора как способ представления культуры.
Является ли язык обязательным признаком этноса? Этносы и религиозная принадлежность. Психологическая структура языкового и религиозного сознания. Языковое значение: между представлением и понятием. Язык и религия в структуре общественного сознания. Содержание мифолого-религиозной картины мира. Воздействует ли язык на культуру? Идеи Э.Сепира, В.Гумбольдта и А.А.Потебни. Фидеистическое отношение к слову: безусловное восприятие знака как предпосылка словесной магии; магическая функция языка; магия, святость и красота слова как выражение единства фидеистического и эстетического.
Различие между мифологией и фольклором; «предмифы» – архетипические доязыковые структуры сознания. Динамика мифологического и художественного (эстетического) начал в фольклоре. От священного знания к бабушкиным сказкам. Заговоры как максимально суггестивные тексты. Народная этимология как инструмент магии. Считалки, страшилки, приметы как тексты этнокультурно маркированные. Коммуникативные особенности мистических текстов
Понятие «стереотип». Подходы к определению объема понятия «стереотип». Формы выражения стереотипных представлений (элементы традиционного народного костюма, жилища, ритуалы, обряды, поведенческие реакции, язык). Языковые способы выражения стереотипы. Соотношение ментального и языкового стереотипа.
Электронная хрестоматия по этносоциолингвистике. Разделы: «Язык и культура: проблемы взаимодействия», «Человек в культуре и языке» (к.281).
Материалы лексикографической и фольклорной лабораторий ИФКиМК УрГПУ
Доктор филологических наук, профессор
Профессор кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ, директор ИФкИМК
235-76-41 – рабочий телефон
Кандидат филологических наук, доцент
Доцент кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ
336-13-45 – рабочий телефон
по дисциплине «Этнолингвистика»
по специальности «050301.65 – Русский язык и литература»
по циклу ДПП.В.3 – дисциплины предметной подготовки, дисциплины и курсы по выбору
Подписано в печать __________. Формат 60 х 84/16
Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. _____
Уч.-изд. л. _______ Тираж _______ экз. Заказ _________
Издательство Уральского государственного педагогического университета.
Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
Составители: Коновалова Надежда Ильинична, доктор филологических наук, директор ифкиМК, профессор кафедры общего языкознания и русского языка Ургпу
25 12 2014
1 стр.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу
09 10 2014
2 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки
08 10 2014
4 стр.
14 09 2014
8 стр.
Охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения)
25 12 2014
5 стр.
17 12 2014
1 стр.
Рабочая программа составлена на основании «Программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений» (лечебных, педиатрических, медико-профилактических фак
18 12 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.