Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Раздаточный материал для учащихся:
Итог изучения темы «Вводные слова и предложения»:

Изучив тему, вы должны знать:

• особенности вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений;

• классификацию вводных речевых единиц по значению;

• правила обособления вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений.


Изучив тему, вы должны уметь:

• различать вводные слова и члены предложения;

• определять значения вводных речевых единиц;

• различать вводные и вставные единицы;

• применять на практике изученные пунктуационные правила;

• употреблять в речи вводные и вставные единицы.




Часть 2.

Задание 1.

Уровень А.


Прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены). Определите, являются выделенные слова вводными единицами или членами предложения.

Алгоритм работы:

1. Прочитайте предложение с правильной интонацией.


2. Выясните, существует ли между выделенными словами и чле­нами предложения грамматическая зависимость. При наличии такой связи выделенные слова являются членами предложения, а при отсутствии — вводными.

3. Убедитесь, что изъятие или перестановка вводного слова не нарушает структуры предложения.

4. Выделите вводное слово запятыми.

5. Убедитесь, что изъятие члена предложения разрушает синтак­сическую структуру.


1. Небо казалось вот-вот потемнеет. Небо казалось ясным.

2. Выступление может быть кратким. Кто-то может быть захочет выступить.

Уровень Б


• Употребите в предложении каждое слово так, чтобы в одном случае оно было вводным, а в другом — членом предложения.

К недоумению, возможно.

Задание II.

Уровень А


• Прочитайте предложения. Укажите вводные слова. К какой группе вводных слов по значению они относятся? Приведите сино­нимы. Какие знаки препинания отсутствуют в предложениях?

В случае затруднения обращайтесь к справочному материалу.



Справочный материал:

Группы вводных слов по значению:

1) выражают чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, к ужасу и т.п.;

2) выражают оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, неуверенность, предположение, возможность и т.д.): конечно, несомненно, по всей вероятности, может, может быть, должно быть, по-видимому, знать, чай, подлинно, пожалуй и т.п.;

3) указывают на источник сообщаемого: говорят, сообщают, по словам..., по сообщению..., по мнению, по моему, помнится и т.п.;

4) указывают на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, во-первых, прежде всего, наоборот, например, с одной стороны, с другой стороны, главное и т.п.;

5) указывают на оформление высказываемых мыслей: словом, одним словом, коротко говоря, иначе говоря и т.п.;

6) представляют собой призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому: видите (ли), вообра­зите, поймите, знаете (ли), предположим, допустим, скажем, пожалуйста и т.п.
1. Талант его по мнению критиков еще не раскрылся в полной мере,

2. По-видимому туман скоро рассеется.

3. Кроме того эти выводы преждевременны.

4. Солнце к всеобщей радости светило все ярче.

5. Повторите пожалуйста ваш вопрос.

6. Иначе говоря это дискуссия.

Уровень Б


• Составьте предложения с вводными словами, которые:

1) выражают возможность совершения какого-либо действия;

2) указывают на связь мыслей, последовательность изложения;

3) представляют собой призыв к собеседнику.


Задание III.
• Прочитайте предложения. Определите, что представляют собой выделенные части: вводные, вставные или придаточные предложения.

Алгоритм работы:

1. Прочитайте предложение с правильной интонацией. Имейте в виду, что вводные и вставные конструкции выделяются

в предложении интонационно, отграничиваются от него. Для них характерна интонация вводности: понижения голоса и убыстрен­ный темп произношения по сравнению с произносительной интона­цией остальной части предложения.

2. Подчеркните грамматические основы.

3. Определите, связаны ли между собой части структурно и семантически.

Помните, что подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях — подчинительных союзах и союзных словах.

Части сложноподчиненного предложения представляют собой структурное и семантическое целое; в нем присутствуют главная часть и придаточная.

4. Выясните, являются грамматически не связанные с членами предложения речевые единицы вводными или вставными.

Помните, что вводные предложения выражают отношения гово­рящего к содержанию высказывания. Они выражают те же значе­ния, что и вводные слова. Вставные предложения содержат различ­ного рода добавочные замечания, попутные указания по поводу содержания основного предложения и интонационно выделяются, разрушая его интонационное единство.

5. Расставьте знаки препинания. Вводные единицы выделяются запятыми, а вставные — тире или скобками.


1. Когда это пройдет если это пройдет тогда увидимся.

2. Было это как я совершенно точно помню в самом начале зимы.

3. Если это пройдет я буду спокоен.

4. Опыты никто уже не надеялся их закончить помогли выстроить новую гипотезу.

Часть 3
• Прочитайте предложения. Расставьте недостающие знаки препи­нания. В случае затруднений обращайтесь к справочному материалу.

Справочный материал:

1. Вводные слова, словосочетания и предложения обычно выде­ляются запятыми.

2. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то оно выделяется вместе со всем оборотом:



Птица, видимо испугавшись резкого звука, взлетела.

В середине обособленного оборота вводное слово выделяется; Птица, испугавшись, видимо, резкого звука, взлетела.

3. Союз а (реже но) не отделяется запятой от последующего вво­дного слова, если образует с ним одно целое (перестановка вводного слова невозможна без нарушения структуры предложения): Несча­стье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее, (Т.)

4. Два вводных слова, следующих одно за другим, разделяются запятой. Кажется, например, не обоснован вывод,

5. Вставные слова, словосочетания и предложения выделяются скобками или тире: После проведения новой магистрали все эти «медвежьи углы» (даже Чудовка — так назывался самый крупный из них — была до этого глухим захолустьем) оказались связанными с районным центром.
1. Колонна должно быть уже давно снялась на вывозку хлеба. (Павл.)

2. Теперь этому пожалуй трудно поверить.

3. Откровенно сказать я вижу его впервые.

4. Я ел, а тетя Маша так звали женщину смотрела на меня, сидя напротив, думая о своем. (Багр.)

5. Когда снег весной сбежал в реку мы живем на Москве-реке, на темную горячую землю везде вышли белые куры. (Пришв.)

6. Итак все позади.

7. Все это закончится печально а возможно даже трагически.

8. Он остановился, не решаясь вероятно идти дальше.

9. Отряд остановился по-видимому сбившись с пути.

10. Этот человек кажется однако вызывает неприязнь.

11. Такого бурана рассказывают степняки не было уже много лет. (Фурм.)

12. Когда все кончилось а бой длился около часа, начдив сел на коня и шагом поехал по равнине. (А. Т.)

13. Вы я думаю привыкли к этим великолепным картинам. (Л.)

14. Я вам расскажу всю истину только пожалуйста не выдавайте меня. (Л.)

Часть 4
Прочитайте текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите вводные и вставные единицы, их функциональное назначе­ние.

Я убежден например что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает впереди себя незнакомую женщину даже в автобусе, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко раз­говаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает пусть это даже будут его маленькие дети, — он невоспитанный человек.

Если он любит трунить шутить над женой и детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних то тут уж он извините меня просто глуп.

Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

Часть 5



1. Прочитайте текст. Все ли вводные слова, употребленные в нем, уместны? Мнение обоснуйте. Запишите текст в исправленном виде.

Я, конечно, люблю весну. А кто, скажите, ее не любит?

Выйдешь, бывало, на лесную опушку, вдохнешь аромат оттаяв­шей земли, потрогаешь, естественно, гладкий ствол березы, вслуша­ешься, само собой, в окружающие звуки.

И эти часы, проведенные наедине с весенней природой, несо­мненно, согревают душу, придают силы.


2. Определите, какой частью речи является выделенное слово в предложении. Свой ответ оформите в виде сочинения — рассужде­ния, употребив, где это целесообразно, вводные слова. Сделайте вывод о правописании выделенного слова.

Соловей в саду пел (по) прежнему.

Часть 6

Тест



I. Укажите верные высказывания.

1. Вводные слова связаны с другими членами предложения по способу примыкания.

2. Вводные слова не являются членами предложения.

3. Вставные предложения на письме выделяются запятыми.


II. Установите соответствие между значениями вводных слов и вводными словами в предложениях.

A. Вводное слово выражает чувства говорящего.

Б. Вводное слово выражает оценку говорящим степени реально­сти сообщаемого.

B. Вводное слово — призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание.

Г. Вводное слово указывает на оформление высказываемых мыс­лей.
1. Это, видите ли, далеко не вся правда.

2. Плавание, к сожалению, становилось однообразным.

3. Мы пытались его уговорить, и это, по всей вероятности, нам удалось бы.

4. Все это, прямо скажем, не соответствует действительности.

5. Задерживать их было, конечно, бесполезно.

6. День, на радость всем, выдался солнечным.


III. Укажите предложения, содержащие вводные слова (знаки препинания не расставлены).

1. К досаде его добавилась жалость.

2. Это значит что была допущена ошибка.

3. К счастью все обошлось.

4. Выбор именно тот которого ждали.

5. Расскажите пожалуйста все сначала.

6. Он непременно придет.
IV. Установите, что представляют собой выделенные части пред­ложения (знаки препинания на расставлены).

A. Часть сложного предложения.

Б. Вставное слово.

B. Вводное слово.

Г. Вводное предложение.

Д. Вставное предложение.


1. Я не понимал теперь я понял что меня ждет.

2. Дом правда был небольшим.

3. Известно что разговор состоялся.

4. Все это как вы можете догадаться уже не новость.

5. Яблони шесть были лучшим украшением сада.
V. Укажите предложения, не содержащие пунктуационных оши­бок.

1. Он ничуть не обрадовался, а напротив, как-то даже растерялся.

2. Мы уже обо всем договорились, но, возможно, придется еще кое-что уточнить.

3. Бывало, подолгу слушал я старинные песни.



4. Работа возможно будет выполнена в срок.

5. Стоящий у стены человек, никто не обращал на него внимания, вдруг неожиданно вышел вперед.

Раздаточный материал для учащихся: Итог изучения темы «Вводные слова и предложения»

Прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены). Определите, являются выделенные слова вводными единицами или членами предложения

85.16kb.

10 09 2014
1 стр.


Условия для организации образовательного процесса

Дидактический материал для развития проверки техники чтения; раздаточный материал

192.82kb.

18 12 2014
1 стр.


Понятие о сложноподчинённом предложении

Слова, которые мы используем в речи, это строительный материал для предложения

216.95kb.

15 09 2014
1 стр.


Тема 3 Христианская Церковь Цель изучения темы

Цель изучения темы: сформировать у учащихся первоначальные представления о том, как и почему из отдельных христианских общин возникла единая и влиятельная христианская Церковь, зат

93.88kb.

10 09 2014
1 стр.


Тема 4 Христианство на Руси и в России Цель изучения темы

Цель изучения темы: сформировать у учащихся первоначальные представления о крещении Руси (о восприятии Русью новой веры — христианства) и значении этого события, о роли Русской пра

146.87kb.

01 09 2014
1 стр.


Цели: создать условия для активного и творческого развития личности и стимулировать интерес учащихся к изучению английского языка Задачи: Образовательные

Оборудование: аудио-воспроизводящее устройство, аудио записи с песнями «The abc», «Hello», аудио приложение к умк “Millie”, раздаточный материал, наглядность

71.92kb.

14 12 2014
1 стр.


Раздаточный материал №1 Мотивационные задания для групп

Иногда эти права вступают в противоречие, как это можно увидеть в нижеследующих казусах

22.51kb.

15 12 2014
1 стр.


Вводные слова, их группы по значению
74.03kb.

12 10 2014
1 стр.