Перейти на главную страницу
-развивать навыки самостоятельной работы в поиске знаний;
-формировать умение учащихся публичного выступления для формирования выводов.
Тип урока – урок – исследование с элементами интерактивной работы учащихся
Оборудование – литературы по теме урока;
-Конституция РФ;
-музыкальная запись Гимна РФ и Гимна Краснодарского края.
Опережающее задание – создаются группы учащихся для выполнения заданий и подготовке презентации :
1 группа «Историки»
2группа «Политики»
3 группа «Краеведы»
4группа «Пресс- центр»
Ход урока.
-представление гостя урока , депутата
2. –приветственное слово депутата , знакомство «Пресс- центра» с депутатом- интервью.
3. –представление итогов работы групп:
Цель группы – выделить исторические этапы становления парламентаризма в России , его особенности.
В XVI ‒ XVII вв. (в годы правления Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых: Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства :Боярские думы, Земские соборы.
К концу XVII столетия самодержавная власть окончательно берет верх, и институт Земских соборов ликвидируется.Социальный и политический режим, введенный Петром I, по форме и содержанию является отрицанием парламентаризма.В екатерининскую эпоху возникают институты представительства сословий: сначала дворянства, затем купечества.
2.«Историк». В начале XIX века появился замысел создания в России общегосударственного представительного органа. По поручению Александра I трудами М. М. Сперанского и его сотрудников был разработан проект, соответствующий передовым европейским образцам. Именно в этом проекте появились названия "Государственный Совет" и "Государственная Дума", появились, чтобы навсегда войти в парламентскую идеологию и парламентскую практику. В последние недели своей жизни император Александр II рассмотрел и одобрил проект законосовещательного представительного органа, представленный министром внутренних дел М. Т. Лорис-Меликовым. На 4 марта 1881 года царь назначил окончательное обсуждение проекта, но не дожил до этой даты трех дней, "смертельно пораженный святотатственными убийцами".
Следующий император Александр III проводил политику укрепления самодержавия. Пришедший к власти в 1894 году Николай II в начале своего правления продолжал политику отца.
Но события января-февраля 1905 г. в России, знаменовавшие собой начало первой русской революции, продемонстрировали, что самодержавный период в истории Российского государства завершается .
3.«Историк». Отечественный парламентаризм прошел трудный путь становления и развития. Первые, вначале умеренные шаги к парламентаризации, были связаны с подписанием Николаем II 18 февраля 1905г. рескрипта (форма обращения монарха к должностному лицу с конкретным поручением) на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина. В этом официальном документе содержалось намерение императора привлечь к участию в подготовке законов представителей различных слоев, избранных народом. 6 августа 1905 г. Николай II поставил свою подпись еще под несколькими документами, создававшими правовую основу для формирования законосовещательной Государственной думы (т.н. Булыгинской) при монархе. Однако Булыгинская Дума никогда не была созвана. Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, разработанный С. Ю. Витте и подписанный императором Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка", а так же целый ряд актов, развивающих положения Манифеста. В Манифесте говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей". Манифест являлся декларацией о намерениях самодержавной власти.
История дореволюционного российского парламента насчитывала всего 12 лет, вобрав в себя опыт работы четырех Государственных дум и двух ее роспусков. Депутаты Государственной думы избирались населением на пять лет. Дума созывалась указами императора два раза в год (весенняя и осенняя сессии). При вступлении на должность депутаты подписывали торжественное обещание исполнять свои обязанности, «храня верность его Императорскому Величеству». Закон предоставлял народным избранникам депутатский иммунитет. Работой Государственной думы руководил ее председатель, как правило, лидер фракции, составлявшей думское большинство. Нередко во главе думских фракций находились лидеры политических партий (П. Н. Милюков, А.И. Гучков, В.М. Пуришкевич и т.д
Цель группы – определить структуру современного российского парламентаризма
Окончательное оформление командно-административной системы усилило зависимость представительных органов от исполнительных, от партийных структур. Дали о себе знать представления о политическом руководстве как чисто аппаратном, они разделялись большинством руководящих кадров всех рангов, прежде всего И. В. Сталиным. Усиливалось расхождение между провозглашенными принципами и их реализацией на практике. Это наглядно проявилось и в осуществлении положений Конституции 1936 г.
в
2.«Политик». В 1977 году была принята новая Конституция СССР. (Просмотреть слайд)
В Конституции было расширено определение социальной базы советского строя, наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством в нее теперь допускалась "народная интеллигенция". В статье 6 впервые законодательно закреплялась роль КПСС как "руководящей и направляющей силы", "ядра политической системы". Советы депутатов трудящихся было предписано именовать Советами народных депутатов.
М. С. Горбачев и его команда пытались реформировать экономику, приступили к реформированию политической системы. В развитии политических процессов в стране большую роль сыграла отмена 6 статьи Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль КПСС в обществе, а также учреждение поста Президента СССР, что явно противоречило базовым принципам конституционной реформы.
В условиях нарастающего развала экономики и роста социальной напряженности резко усилилось противостояние Президента и Верховного Совета России
Итогом нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября - октября 1993 г., завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. ныне действующей Конституции РФ, которая установила основы государственного устройства и современного парламентаризма в России.
Как законодательный (представительный) орган власти парламентского типа Федеральное Собрание состоит из двух палат.
----Назовите верхнюю палату Собрания.( Совет Федерации, председатель- С.Миронов)
----Назовите нижнюю палату Собрания( Государственная Дума, председатель – Б. Грызлов).
Таким образом, Федеральное Собрание РФ в системе государственной власти представляет собой ее законодательную (представительную) ветвь. Двухпалатная структура общероссийского парламента позволяет органично сочетать различные функции и направления деятельности, как законотворчества, так и представительства.
Викторина:
Цель группы – выделить исторический опыт представителей власти Кубани.
В апреле 1917 года на I съезде представителей населенных пунктов Кубани был избран Кубанский областной Совет как высший орган гражданской власти в области. Уже в ходе съезда его участники-казаки объявили себя Кубанской краевой войсковой Радой, а 17—22 апреля 1917 года в Екатеринодаре прошел первый казачий съезд, подтвердивший создание Рады и сформировавший Временное Кубанское войсковое правительство
В январе 1918 года на сессии объединенной Кубанской Законодательной Рады Кубанский край (Кубанская область) был провозглашен самостоятельной республикой, входящей в состав России на федеративных началах.
В этот период разрабатывается государственная символика края. 23 февраля 1919 года на заседании Кубанской Законодательной Рады утвержден Кубанский флаг, представляющий триколор синего, малинового и зеленого цветов, легший в основу нынешнего флага Краснодарского края. Синий цвет считался цветом донских казаков, участвовавших в заселении края, малиновый (самая широкая полоса) символизировал запорожцев, которые первыми начинали осваивать эти земли, и зеленый — цвет горцев. Тогда же на заседании Рады впервые был исполнен кубанский гимн с текстом священника Константина Образцова "Ты, Кубань, ты наша Родина".
Краснодарский край был образован 13 сентября 1937 года разделением Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область. В состав Краснодарского края вошли 14 городов и 77 районов, в том числе 6 районов Адыгейской автономной области. Краснодар стал краевым центром.После роспуска Верховного Совета Российской Федерации осенью 1993 года система советов народных депутатов была ликвидирована и в регионах.Выборы депутатов ЗСК первого созыва состоялись 20 ноября 1994 года, первым председателем Законодательного Собрания был избран Алексей Александрович Багмут.
----С какого года создается действующий представительный и законодательный орган государственной власти края?( 1994г.)
-----Кто возглавляет Законодательное собрание Краснодарского края?
( с декабря 1995 года -Бекетов Владимир Андреевич)
--- Сколько созывов собрания прошло? ( 1994, 1998,2002,2007)
«Развитие парламентаризма в России», посвященный 105-летию парламентаризма в России
24 09 2014
1 стр.
Познакомить учащихся с историей развития парламентаризма в России, Деятельностью Госдумы, процессом принятия законов, правами и обязанностями депутатов
24 09 2014
1 стр.
Исполняется 105 лет со дня начала работы Первой Государственной Думы в России. О первых шагах развития парламентаризма своими рассуждениями поделится Грошева Алиса, ученица 10 клас
24 09 2014
1 стр.
Цель урока – сформулировать представление учащихся об исторических этапах развития отечественного парламентаризма, его особенности
24 09 2014
1 стр.
Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей становления российского парламентаризма, роли представительного органа в системе власти в Российской им
24 09 2014
1 стр.
Моя работа посвящена проблемам становления современного российского парламентаризма, перспективам его развития в России
24 09 2014
1 стр.
России не были благоприятными. Это была помещичье-дворянская абсолютная монархия. Либеральные начинания 1800-х годов постепенно сходят на нет, уже в предвоенное время (перед собы
24 09 2014
1 стр.
Цель урока: помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина, содействовать формированию у школьни
24 09 2014
1 стр.