Открытый урок "Развитие парламентаризма в России" для учащихся 10 - 11-х классов
Цели урока:
-
Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей становления российского парламентаризма, роли представительного органа в системе власти в Российской империи;
-
Развивающая: обеспечить развитие у учащихся умения выделять узловые моменты своей и чужой деятельности как целого;
-
Воспитательная: содействовать развитию умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия; способствовать формированию у учащихся правовой и политической культуры, активной жизненной позиции.
План урока:
1. Исторические этапы становления парламентаризма.
2. Опыт деятельности Государственной Думы в начале ХХ века.
3.Основы современного российского парламентаризма.
4. Достижения, недостатки и проблемы в работе законодательных и представительных органов власти всех уровней в современной политической системе Российской Федерации.
- Вступительное слово директора школы Колтуновой Инны Евгеньевны.
- Краткое вступительное слово депутата городской думы г. Саратова С.А, Нестерова.
Вступительное слово учителя: Сто пять лет прошло с тех пор, как в России появился парламент. Слово парламентаризм и будет ключевым на нашем уроке. Ситуация в 1906—1917 гг. была чрезвычайно сложной и закономерности развития парламентаризма приходилось отыскивать в условиях с множеством неизвестных, путем проб и ошибок. Опираясь на опыт прошлого, некоторых из этих ошибок современная Дума могла бы избежать. Вернувшийся 16 сентября 1905 г. из Америки С. Ю. Витте после заключения там мирного договора с Японией был потрясен стремительным перерастанием политической Смуты в революцию. Он заявил Николаю, что есть только два способа превозмочь Смуту — либо путем диктатуры и подавления её силой, либо пойдя на уступки путем превращения России в конституционное правовое государство. В виду сложившейся ситуации, угрожавшей самому существованию самодержавия, царь согласился на второе. И 17 октября 1905 г. самодержцем всероссийским был подписан, подготовленный Витте, манифест, который содержал три основных пункта: обещание либеральных свобод, демократизация выборов в Государственную думу и придание ей законодательных функций, Государственный совет преобразован в верхнюю палату, обладающую правом утверждения (неутверждения) решений нижней — Думы.
- выступление группы учащихся 10 класса с сообщением на тему «Возникновение первых представительных учреждений»
- выступление группы учащихся 10 класса с сообщением на тему «Судьба дореволюционных Дум»
- выступление группы учащихся 10 класса с сообщением на тему «Федеральное собрание — парламент Российской Федерации»
- Рассмотрение и обсуждение содержательных материалов по теме открытого урока.
Заключительное слово учителя: Сегодня подводя итог нашему уроку об истории парламентаризма, я хотела бы отметить, что появление в России Государственной Думы, несмотря на различные ограничения, стало шагом вперёд в деле превращения самодержавной монархии в монархию ограниченную, конституционную. Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияя на весь механизм самодержавной власти. В настоящее время российский парламент стал мощным фактором стабилизации общества. Им проделывается огромная законотворческая работа по созданию правовых основ современной экономики и политической системы. Положительный момент современного парламентаризма - это отчетность депутатов перед избирателями. Парламентаризм - это не только верховенство закона и законодательной власти, но и высокая степень самостоятельности и ответственности других ветвей власти - исполнительной и судебной. Парламентаризм означает не противостояние, а, наоборот, сотрудничество властей во имя интересов государства и народа.
- Заключительное слово директора школы об итогах открытого урока, о вопросах, вызвавших наибольший интерес.
- Награждение депутатом, участвующим в открытом уроке, наиболее активных участников открытого урока из числа учителей и учеников.
- Заключительное слово депутата.
Интернет - ресурсы
https://www.udmgossovet.ru/press
https://festival.1september.ru
https://actualcomment.ru
https://parlament
https://il-tumen.sakha.ru
https://www.duma.gov.ru
https://www.kodeks.ru
https://duma.tomsk.ru