Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Развитие парламентаризма в России

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей развития парламентаризма в России, Деятельностью Госдумы, процессом принятия законов, правами и обязанностями депутатов.

  2. Способствовать формированию активной жизненной позиции,

  3. Развивать интерес к политической жизни страны.

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня мы с вами проводим необычный урок, он посвящен развитию парламентаризма в России. С помощью ваших товарищей мы познакомимся с историей и деятельностью российского парламента. На нашем уроке присутствуют гости:



  • Первый заместитель Председателя областной Думы Александр Иванович Скляров

  • _______________________________________________________________________

  • _______________________________________________________________________

  • _______________________________________________________________________

Что такое парламентаризм?

Это определенная система власти, предусматривающая наличие представительного выборного органа, наделенного законодательными и контролирующими полномочиями. Входить в него могут избранники народа из числа жителей государства.
Современные представительные органы выросли из традиционных народных собраний, каким было в древности Древнерусское вече, немного позднее – в 17 веке – Земский собор. На них принимались законы. Решались вопросы войны и мира. Именно на Земском соборе 1613 года было принято решение пригласить Михаила Романова на царский престол, что положило начало правлению в России династии Романовых.

Долгие годы Россия развивалась по особому пути, отличному от других европейских государств. Вся власть была сосредоточена в руках императора.

Лишь с приходом к царствованию Екатерины Второй парламентаризм в России получает первые опыты. По велению императрицы сначала была создана Комиссия по составлению нового Свода Законов – Уложения, а затем была реформирована система местного самоуправления, в результате которой в городах были созданы городские думы, действовавшие под надзором губернатора.

Развитие парламентаризма получило и в эпоху правления Александра Первого и Александра Второго. По предложению ближайшего помощника императора Александра Первого М.М.Сперанского был создан высший законосовещательный орган -Государственный Совет. К сожалению, его предложении о создании выборного законодательного органа – Государственной Думы – не было поддержано.

При Александре Втором в России создаются новые выборные сословно-представительные учреждения – земские собрания и губерниях. Именно из земств и органов городского самоуправления 19 века, вышел целый ряд деятелей, ставших уже в 20 веке депутатами Государственной Думы.
Сообщение 1 учащегося
17 октября 1905 года император Николай II подписал Манифест, в котором даровал населению гражданские права и свободы, а также Думу, наделенную законодательными полномочиями. Был издан указ, регламентирующий выборы в Государственную Думу. Все население страны делилось на 4 избирательные курии: земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не принимали участие женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий. Выборы не были равными: каждое сословие имело свои нормы представительства. Выборы не были прямыми: для крестьян – четырехстепенные, для рабочих – трехстепенные, для буржуазии и помещиков – двухстепенные. Члены Государственной Думы избирались сроком на 5 лет.

На основе избирательного закона были проведены выборы в I Государственную Думу. Первое заседание Думы было назначено на 27 апреля 1906 года. В здании Зимнего дворца собрались представители различных партий и беспартийные депутаты. Никогда ещё дворец не видел столь различных одежд в своих залах: здесь были военные мундиры, сюртуки, кафтаны крестьян. Депутаты, поддерживающие императора, заняли места справа от председателя Думы, оппоненты расположились слева. Отсюда пошло дальнейшее название – правые и левые. В состав I Думы вошли различные партии: кадеты, октябристы, трудовики, прогрессисты, социал-демократы, автономисты, беспартийные. Большевики и эсеры бойкотировали выборы в Думу, поэтому не были в ней представлены. Несмотря на отсутствие большевиков и эсеров, Дума оказалась по своему составу совсем не той, которую ожидал увидеть царь. По многим вопросам уже с первого заседания появились разногласия. Дума просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была распущена. Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев. За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.


Сообщение 2 учащегося

В начале 1907 года проводились выборы во II Думу. Заметный спад революционного движения позволял надеяться, что её состав окажется не таким радикальным и правительство сумеет установить контакт с депутатами. Но напрасно. Только 54 члена (октябристы и черносотенцы) из 518 составили её правую фракцию. Левые партии – социал-демократы, эсеры, трудовики увеличили свои ряды. Возглавил Думу Головин. Вскоре представился повод для разгона Государственной Думы. Департамент полиции получил данные, что некоторые члены социал-демократической фракции сотрудничают с боевыми дружинами рабочих. Их тут же обвинили в военном заговоре против власти, и 2 июня 1907 года II Дума была распущена. В момент её работы Николай II принял около 250 законов и только 1 с участием думцев.

Уже на следующий день, 3 июня, был издан новый закон о выборах в Думу. В соответствии с ним система выборов изменилась в пользу помещиков, промышленников, торговцев.
Сообщение 3 учащегося

Новая Дума начала работу 1 ноября 1907 года. III Государственная дума состояла в основном из сторонников монархии и правительства. В Думе было 442 депутата, из которых 148 октябристов и 144 правых. Вместе эти партии составляли большинство, необходимое для принятия решения. Председателями III Думы были октябристы, последовательно сменявшие друг друга на этом посту: смоленский помещик Н.А.Хомяков, лидер октябристов А.И.Гучков, Екатеринославский помещик М.В.Родзянко. Состав Думы в целом устраивал правительство и получил право на существование полного срока - III Государственная дума проработала все отпущенные ей законом пять лет. Срок её полномочий истёк 9 июня 1912 года.


Сообщение 4 учащегося

15 ноября 1912 года начал свою работу последний, четвёртый созыв Государственной думы. Во время Первой мировой войны IV Дума стала ареной ожесточённой борьбы либералов с правыми. Октябристы, кадеты и часть националистов образовали “Прогрессивный блок”, получивший в Думе большинство голосов. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы Российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до 6 октября 1917 года. Последнюю Думу возглавлял М.В.Родзянко.


Слово учителя. В советский период развития страны главным законодательным органом был съезд, в период между съездами руководили члены Политбюро.

После принятия в 1993 году новой Конституции РФ в стране вновь вернулись к парламентаризму, к Государственной Думе.

Законодательная власть в России представлена Федеральным Собранием. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы.

В статье 95 Конституции РФ записано: “В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти…” В состав Совета Федерации входили губернаторы. Получалось, что на местах губернатор был представителем исполнительной власти, а приезжая в Москву - занимал кресло законодателя. В 2000 году были внесены поправки в Закон о порядке формирования Совета Федерации, теперь губернаторы не входят в его состав, одного представителя от субъекта Федерации избирает законодательный орган субъекта, а другого назначает руководитель исполнительной власти. Возглавляет Совет Федерации третьего созыва Председатель Палаты Миронов Сергей Михайлович. Подтверждение полномочий Председателя произошло в марте 2007 года. Срок полномочий Миронова Сергея Михайловича истекает в марте 2012 года. В Совете Федерации работают 16 комитетов и 10 комиссий.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. До выборов 2 декабря 2007 года их избирали по одномандатным округам и партийным спискам. Выборы в Госдуму пятого созыва прошли только по партийным спискам. В настоящее время возглавляет нижнюю палату Председатель - Грызлов Борис Вячеславович. Первый заместитель – Морозов Олег Викторович, а также 9 просто заместителей. В Государственной Думе работают 33 комитета и 1 комиссия.
Сообщение 1 ученика. В 1993 году была избрана Дума первого созыва. В Думе было десять депутатских объединений, это обозначает, что десять партий преодолели 5% барьер и были представлены в составе Думы. Чем больше процентов набрала партия, тем больше депутатских мест она получила.

Если посмотреть внимательно на схематичное изображение Думы, можно сказать, что большинством депутатов была представлена партия «Выбор России». Кроме названной партии, были представлены фракции ЛДПР, “Женщины России”, “Яблоко”, Аграрная партия, КПРФ и другие партии. Были созданы 23 комитета и одна комиссия. Две трети депутатов – в возрасте от двадцати до пятидесяти, остальные – за пятьдесят и старше. Около 95% законодателей – специалисты с высшим и незаконченным высшим образованием. Возглавлял Думу Председатель Иван Рыбкин. За время работы Государственной Думы первого созыва вступили в силу 310 законов. Полномочия Думы закончились в 1995 году.


Сообщение 2 ученика.

С 1995 по 1999 год работала Дума второго созыва. В составе Думы было уже меньше фракций – всего семь. Большинство во второй Думе представляла партия КПРФ, сохранили своё представительство партии: ЛДПР, “Яблоко”, появилась партия “Наш дом – Россия”. Увеличилось количество комитетов – их стало 28, сохранилась одна комиссия. Средний возраст депутатов – 47 лет. Почти все имели высшее образование, 150 – доктора и кандидаты наук. Возглавлял Думу Председатель Геннадий Селезнев, за время работы приняли 749 законов.


Сообщение 3 ученика.

В 1999 году прошли новые выборы в Государственную Думу. Дума третьего созыва была представлена девятью депутатскими объединениями. Резко сократилось представительство партии КПРФ, но все равно вместе с партией “Единство” она представляла самую большую фракцию. Вновь 5% барьер преодолели партии ЛДПР, “Яблоко”, Аграрная партия. Увеличилось количество комиссий – до 18, количество комитетов осталось прежним – 28. Большинство депутатов в возрасте от сорока до шестидесяти лет, 52 – свыше шестидесяти. Почти у всех (437 человек) высшее образование. Большинством голосов на пост Председателя Думы был вновь избран Геннадий Селезнёв. Дума приняла 772 закона, закончила свою деятельность в 2003 году.


Сообщение 4 ученика.

Государственная Дума четвертого созыва заметно отличается от предыдущих – в её составе всего четыре депутатских объединения.

Посмотрите внимательно на схематичное изображение Думы, скажите, какая партия представлена большинством депутатов? (“Единая Россия”).

Наряду “Единой Россией” сохранили места в Государственной Думе ЛДПР, КПРФ. В Составе Думы работают 29 комитетов и одна комиссия. Свыше 270 депутатов работали прежде в структурах государственной власти, 205 их них раньше избирались в Государственную Думу. Возглавляет Думу уже известный вам Борис Грызлов, Дума была избрана в 2003 году, и срок её полномочий длился до 2007 года.


Слово учителя.

2 декабря 2007 года граждане Российской Федерации избрали новую Государственную Думу. В ее составе осталось также четыре партии, однако некоторые изменения произошли. В связи с тем, что выборы проходили только по партийным спискам - в составе новой Думы отсутствуют независимые депутаты. Наряду с партиями “Единая Россия”, ЛДПР, КПРФ в состав Думы прошла партия “Справедливая Россия”. Председателем Государственной Думы остался Борис Грызлов. Работа Думы нового созыва завершится в 2011 году.


В настоящее время парламентаризм в России развивается на всех уровнях законодательной и представительной власти – федеральном, региональном, местном. Именно поэтому законодательные органы субъектов Российской Федерации можно с полным основанием рассматривать как региональные парламенты, а представительные органы районов – как парламенты муниципальные.

Сегодня на уроке присутствуют представители и регионального, и муниципального парламентов, и земского собрания – практически все ветви законодательной власти.



  • Слово нашему уважаемому гостю – первому заместителю Председателя областной Думы Александру Ивановичу Склярову.

Выступление Склярова А.И.
Слово учителя.

Россия – это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Парламентаризм – явление демократическое. И закончить наш урок мне хотелось бы словами спикера Государственной Думы Б.Грызлова:

«Российский парламентаризм обязан способствовать повышению эффективности работы всех органов государственной власти во имя развития нашей страны. В этом мы, парламентарии, видим главную цель своей деятельности»

Уважаемый Александр Иванович! Вы являетесь нашим представителем в областной Думе уже второй срок. И вся Ваша законотворческая деятельность, и все Ваши добрые дела, позволяют нам с уверенностью сказать, что Вы – настоящий парламентарий.

Благодарим Вас!

ВОПРОСЫ



  1. Кто может быть избран депутатом Государственной Думы?

  2. Какие права есть у депутатов Государственной Думы?

  3. Какие ограничения существуют для депутатов в их деятельности?

  4. Сколько всего депутатов в Областной Думе?

  5. Расскажите о порядке принятия законов в Областной Думе.

  6. Как часто проходят заседания?

  7. Ни для кого не секрет, что маленьким сельским школам (как, к примеру, наша) сегодня очень трудно приходится. И ремонта требуют, и технического оснащения. Предполагается ли принять какой-то закон относительно таких школ, чтобы улучшить ситуацию?

  8. Принимаете ли вы участие в решении вопросов межгосударственного сотрудничества? Мы ведь живем рядом с независимым государством Украиной, у многих из нас там родственники, поэтому это очень интересно.

  9. Приходилось ли Вам встречаться с Президентом?


Список использованной литературы.

  1. Конституция РФ. М. Экзамен.2005.

  2. История России XX век. М. ОЛМА-ПРЕСС Образование. 2003 г.

  3. История России XX век. Школьный словарь-справочник. М.ООО Астрель АСТ.2002 г.

  4. Энциклопедия для детей .Т.5. История России и её ближайших соседей. XX век. М. Аванта +. 2002 г.

  5. Российская Федерация сегодня. №3. 2004 г.

  6. https://www.duma.gov.ru/ - материалы официального сайта Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

  7. https://www.council.gov.ru/ - материалы официального сайта Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Урок «Развитие парламентаризма в России»

«Развитие парламентаризма в России», посвященный 105-летию парламентаризма в России

13.13kb.

24 09 2014
1 стр.


Развитие парламентаризма в России

Познакомить учащихся с историей развития парламентаризма в России, Деятельностью Госдумы, процессом принятия законов, правами и обязанностями депутатов

97.17kb.

24 09 2014
1 стр.


Урок «Развитие парламентаризма в России»

Исполняется 105 лет со дня начала работы Первой Государственной Думы в России. О первых шагах развития парламентаризма своими рассуждениями поделится Грошева Алиса, ученица 10 клас

27.19kb.

24 09 2014
1 стр.


Развитие парламентаризма в России

Цель урока – сформулировать представление учащихся об исторических этапах развития отечественного парламентаризма, его особенности

117.7kb.

24 09 2014
1 стр.


Урок "Развитие парламентаризма в России"

Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей становления российского парламентаризма, роли представительного органа в системе власти в Российской им

33.89kb.

24 09 2014
1 стр.


История развития парламентаризма в России

Моя работа посвящена проблемам становления современного российского парламентаризма, перспективам его развития в России

34.2kb.

24 09 2014
1 стр.


Развитие идей парламентаризма в монархической России

России не были бла­гоприятными. Это была помещичье-дворянская абсолютная монархия. Либе­ральные начинания 1800-х годов постепенно сходят на нет, уже в предвоенное время (перед собы

186.97kb.

24 09 2014
1 стр.


Урок для учащихся 10-11 классов «Развитие парламентаризма в России»

Цель урока: помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина, содействовать формированию у школьни

205.24kb.

24 09 2014
1 стр.