Перейти на главную страницу
Синдром жестокого обращения с ребенком – широкий спектр действий, наносящих вред ребенку, со стороны родителей (законных представителей).
Традиционно различают четыре вида жестокого обращения с детьми:
а) физическое насилие (нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний);
б) сексуальное насилие (вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные табу);
в) пренебрежение потребностями ребенка (родители или замещающие их лица не обеспечивают ребенка пищей, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующие его потребностям, что наносят вред психологическому и физиологическому здоровью ребенка);
г) эмоциональное, или психологическое насилие (постоянное отвержение, унижение, превращение ребенка в «козла отпущения» родителями (законными представителями).
Семьи, где несовершеннолетние подвергаются насилию, неодинаковы и по уровню материального благополучия, и по степени близости между членами семьи. Дети подвергаются насилию в разном возрасте и на разных этапах жизни семьи.
Для преодоления насилия по отношению к детям важна такая система организации помощи, которая предполагает возможность ее получения на любом этапе жизни семьи и ребенка. Существует множество моделей помощи детям и предупреждения насилия. Одни ориентированы на обучение родителей взаимодействию с детьми на определенных этапах их жизни. Другие – на раннее выявление и точную диагностику жестокого обращения с ребенком. Третьи предполагают оказание помощи жертвам насилия и минимизацию риска его повторению в будущей семье пострадавшего; четвертые направлены на укрепление семьи и профилактику возникновения проблем; пятые – на помощь семьям группы риска – малообеспеченным, неполным семьям, молодым родителям и т.п. [1]
При жестоком обращении с несовершеннолетним и членами его семьи специалистами ведомств системы профилактики осуществляется реабилитационная работа.
В литературе различают следующие виды социальной реабилитации:
3. Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности», организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования. При этом предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также соответствующих методик и программ.
4. Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и впоследствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.
5. Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.
6. Психосоциальная реабилитация – это процесс, который открывает людям, возможность достичь своего оптимального уровня самостоятельного функционирования в обществе [9].
Потребность в психосоциальной помощи появляется в случае социальной дезадаптации, при возникновении у ребенка психологического дискомфорта, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием.
Особое место занимают детско-родительские проблемы, осложнения, связанные с воспитанием детей, в основе которых могут быть самые разнообразные причины: задержка психического развития и нервно-психические заболевания детей; кризисы возрастного развития; индивидуально-психологические особенности детей, не понимаемых родителями; неправильный стиль отношений и закрепившиеся отрицательные стереотипы внутрисемейного общения, а также вероятность жестокого обращения с детьми.
Учитывая разнообразие и сложность внутрисемейных, а также других проблем, требующих психосоциальной помощи, в их решении нередко участвуют различные специалисты ведомств системы профилактики (учреждения социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора по делам несовершеннолетних, отдел опеки и попечительства) [5].
Элементы психосоциальной работы с ребенком, подвергшимся жестокому обращению, могут быть представлены в виде психодиагностики, первичного психологического консультирования (очное, телефонное, Интернет-консультирование), когда происходит первое ознакомление с проблемой, вычленение ее аспектов, осознание и самоактуализация резервов личности для разрешения возникших затруднений, а также индивидуальная и групповая работа [9].
Остановимся подробнее на каждом элементе психосоциальной работы с жертвами жестокого обращения.
Первый этап – Психодиагностика.
Психологическое обследование ребенка направлено на диагностику
– «Несуществующее животное»
– «Незаконченные предложения»
– «тест Кеттела для подростков»
– «Дом - дерево – человек»
– «Рисунок семьи» и т.п [9].
Длительное воздействие стрессогенных факторов, а также степень запущенности проблем ребенка, пренебрежение его потребностями и отвержение, приводят к нарушениям в его психической сфере, отклонениям в развитии и формировании личности, различных способностей индивида. Эти отклонения можно выявить в общении с ребенком, а также, используя следующие тесты:
– «Шкала Тревоги»
– Методика «ТиД» (Приложение 1);
– «MMPI (для подростков)» и т.п [7].
Таким образом, после первичного этапа – диагностики, выделяются ведущие «мишени» для долгосрочной психолого-коррекционной работы и реабилитационной помощи.
Второй этап – очное психологическое консультирование, которое включает в себя первичное обследование и непосредственно консультативную работу. Первичное обследование начинается с установления контакта, когда выслушивается запрос клиента. Пострадавшему от жестокого обращения оказывается помощь в осознании проблемы и формулировании цели психологической работы. В процессе консультирования психолог должен снять блокировки, несущие в себе разного рода психологические защиты, мешающие эффективности работы. В последующем, психолог с клиентом разрабатывают пути выхода из сложившейся ситуации [4].
Как правило, экстренная помощь оказывается детям, пострадавшим от физического и сексуального насилия.
Помощь детям, пострадавшим от физического насилия
Дети, пострадавшие от насилия, нуждаются в различных видах помощи: медицинской, правовой, психологической [1].
Медицинское обследование является важной частью помощи ребенку. Оно проводится в следующих целях:
Вопрос, связанный с получением правовой помощи, должен решаться прежде всего в интересах конкретного пострадавшего ребенка. Решение об обращении в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела должны принимать сами пострадавшие и /или их родители. Специалист не должен навязывать им свою точку зрения. Важно только, чтобы родители ребенка или подросток были достаточно проинформированы специалистом о возможных проблемах и решали вопрос о возбуждении уголовного дела осознанно. Несовершеннолетнему, подвергшемуся сексуальному насилию, и членам его семьи оказывается социально-правовая помощь, консультирование в вопросах правовой грамотности. Юрист освещает статьи российского законодательства об ответственности родителей (законных представителей) за их действия (бездействия) при жестоком обращении с несовершеннолетним [1].
– развитие эмоционально-волевой сферы;
– коррекция объективных страхов у детей и т.п [1].
Телефонное консультирование, «Интернет-консультирование».
Данный вид помощи эффективен в кризисных ситуациях, когда обратившийся находится в состоянии эмоционального стресса после жестокого обращения с ним со стороны родителей (законных представителей).
Принципы телефонного консультирования
К групповой работе относятся различного рода тренинги, деловые, ролевые игры, игротерапевтические методы по коррекции эмоционально-волевых и коммуникативных отношений. В данной работе можно использовать элементы групповой психотерапии:
– социодрама и психодрама (представляет собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой обратившегося);
– психогимнастика (предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движения, мимики, пантомимы);
– музыкотерапия (психотерапевтический метод предполагает музыку в качестве лечебного средства);
– арт-терапия (корректирует эмоционально-личностные проблемы обратившегося; дает социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам)
– куклотерапия (коррекция детских проблем средствами кукольного театра (дети проигрывают куклами этюды по специально разработанным сценариям, отражающим индивидуальные проблемы конкретного ребенка) [3].
Вышеперечисленные методы психокоррекции и психотерапии можно использовать как элементы в работе с жертвами жестокого обращения.
К реабилитационной работе с родителя (законными представителями) жестоко обращающимися с детьми, привлекаются все ведомства системы профилактики.
Основные направления работы с родителями:
– социально-правовое (например, консультирование по вопросам получения различных льгот, пособий, материальной помощи и др.);
– социально-экономическое и социально-бытовое (например, консультирование в вопросах организации и ведении домашнего хозяйства, быта и т.п.);
– медико-социальное (например, помощь в получении услуг центров для реабилитации инвалидов, прохождения лечения от алкоголизма, наркотической зависимости);
– социально-психологичекое (например, консультирование и коррекция детско-родительских отношений);
– социально-педагогическое (например, консультирование в вопросах педагогической компетенции) [6].
Во многом благоприятный психологический климат и благополучие семье будет зависеть от психолога и юриста, которые помогут родителям осознать свои ошибки в воспитании и содержании детей, а также гармонизовать внутрисемейные отношения.
Работа психолога заключается в проведении
а) психологической диагностики:
– исследование эмоциональной сферы (Тест Люшера, методика САН и т.п.);
– исследование детско-родительских, супружеских отношений (методика PARI, Тест Анализ семейного воспитания и т.п. (Приложение 2);
– диагностирование акцентуаций характера и т.п. (тест Леонгарда) [8];
б) индивидуальных, групповых консультаций;
в) коррекционной работы (налаживание детско-родительских, супружеских отношений) с использованием тренинговых занятий, психотерапевтических элементов.
Работа юриста заключается в
а) оказании социально-правовой помощи;
б) консультировании в вопросах правовой грамотности. Юрист освещает статьи российского законодательства об ответственности родителей (законных представителей) за их действия (бездействия) при жестоком обращении с несовершеннолетним.
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребёнком:
1. административной ответственности подлежат лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35);
2. уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них;
3. гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Пример из Семейного кодекса Российской Федерации: ст. 69 (лишение родительских прав), ст. 73 (ограничение родительских прав), ст. 77 (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью);
4. дисцилинарной ответственности могут быть подвергнуты лица, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, [6].
Следовательно, консультативная работа психолога и юриста способствует осознанию родителями своей ответственности по воспитанию и содержанию детей.
В работе с семьями, в которых зарегистрированы факты жестокого обращения с детьми, специалистами ведомств системы профилактики может быть применен метод взаимодействия с сетью социальных контактов детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данный метод предполагает мобилизацию ближайшего социального окружения ребёнка и его семьи на оказание им социальной помощи и поддержки по выходу из кризисной ситуации. Это позволит активизировать внутренние ресурсы человека или семьи для самостоятельного выхода из трудной жизненной ситуации. Данный метод помогает вовлечённым в ситуацию сторонам прожить все свои негативные чувства в безопасной обстановке, по-новому увидеть друг друга, обсудить проблемную ситуацию и самостоятельно найти оптимальные пути выхода из неё.
С этой целью совместно с ребёнком, в отношении которого совершено насилие, специалист по социальной работе составляет карту его социальных контактов (реальная, желаемая, историческая, географическая), анализирует её для выявления самых важных и значимых людей из его ближайшего социального окружения, затем организует сетевую встречу. К участию в ней привлекаются все значимые для ребёнка и его семьи люди, а также специалисты учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, заинтересованные в решении семейных проблем. Все решения, коллегиально принятые на сетевой встрече, включаются в план проведения реабилитационных мероприятий по выходу семьи из ситуации жизненного неблагополучия и профилактике рецидивов жестокого обращения родителей (законных представителей) с детьми.
Таким образом, реабилитационную работу с детьми, жертвами жестокого обращения, и их родителями необходимо осуществлять в комплексе, привлекая все ведомства системы профилактики. Работа должна быть направлена на достижение оптимального физического, интеллектуального, социально-психологического уровня деятельности семьи.
Особое внимание в реабилитационной работе оказывается ребёнку - жертве жестокого обращения, так как психофизические травмы, пережитые в детстве, незаметно деформируют его дальнейшую жизнь и судьбу, а неблагополучные дети несут в себе мощный заряд психического нездоровья для всего общества. Для того чтобы минимизировать психологические травмы ребенка, полученные в результате жестокого обращения с ним, необходимо, привлекая родителей, проводить как индивидуальную, так и групповую работу.
Возраст ______________________________________________________________
Дата обследования _____________________________________________________
Эксперт _______________________________________________________________
Если состояний, указанных в вопросе, у Вас никогда не было, поставьте 5 баллов;
если встречаются очень редко – 4 балла;
если бывают временами – 3 балла;
если они бывают часто – 2 балла;
если почти постоянно или всегда – 1 балл.
Если вопрос вам не понятен, обратитесь за разъяснением».
№ |
Вопросы |
Баллы | ||||
1 постоянно |
2 часто
|
3 временами |
4 редко
|
5 никогда не было | ||
1 |
Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности? |
|
|
|
|
|
2 |
Вам трудно бывает заснуть, если вас что-нибудь тревожит? |
|
|
|
|
|
3 |
Чувствуете ли вы себя подавленным и угнетенным? |
|
|
|
|
|
4 |
Бывает ли у Вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет? |
|
|
|
|
|
5 |
Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше? |
|
|
|
|
|
6 |
Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья? |
|
|
|
|
|
7 |
Замечаете ли вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений? |
|
|
|
|
|
8 |
У Вас бывают периоды такого беспокойства, что Вы даже не можете усидеть на месте? |
|
|
|
|
|
9 |
Ожидание Вас тревожит и нервирует? |
|
|
|
|
|
10 |
У Вас бывают кошмарные сновидения? |
|
|
|
|
|
11 |
Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь? |
|
|
|
|
|
12 |
Бывает ли у Вас чувство, что к вам относятся безразлично, никто не стремиться Вас понять и посочувствовать Вам, и вы ощущаете себя одиноким? |
|
|
|
|
|
13 |
Вы обращали внимание на то, что руки и ноги часто находятся у Вас в беспокойном движении? |
|
|
|
|
|
14 |
Испытываете ли вы нетерпеливость, непоседливость или суетливость? |
|
|
|
|
|
15 |
Вам часто хочется быть одному? |
|
|
|
|
|
16 |
Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушно или неприязненно? |
|
|
|
|
|
17 |
Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе? |
|
|
|
|
|
18 |
Приходят ли вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы? |
|
|
|
|
|
19 |
Прежде, чем принять решение, вы долго колеблетесь? |
|
|
|
|
|
20 |
У вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты вы сами? |
|
|
|
|
|
Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.
По значениям, указанным в таблицах, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.
Алгебраическая сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньшая -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от -1,28 до + 1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до-1,28.
Номера признаков |
Баллы |
| |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
2 |
-1,38 |
-0,44 |
1,18 |
1,31 |
0,87 |
4 |
-1,08 |
-1,3 |
-0,6 |
0,37 |
1,44 |
8 |
-1,6 |
-1,34 |
-0,4 |
0,6 |
0,88 |
9 |
-1,11 |
0 |
0,54 |
1,22 |
0,47 |
10 |
-0,9 |
-1,32 |
-0,41 |
-0,41 |
1,2 |
11 |
-1,19 |
-0,2 |
1,04 |
1,03 |
0,4 |
13 |
-0,78 |
-1,48 |
-1,38 |
0,11 |
0,48 |
14 |
-1,26 |
-0,93 |
-0,4 |
0,34 |
1,24 |
17 |
-1,23 |
-0,74 |
0 |
0,37 |
0,63 |
19 |
-1,92 |
-0,36 |
0,28 |
0,56 |
0,1 |
Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье, за здоровье своих близких, в общении проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.
Номера признаков |
Баллы |
| |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1 |
-1,58 |
-1,45 |
-0,41 |
0,7 |
1,46 |
3 |
-1,51 |
-1,53 |
-0,34 |
0,58 |
1,4 |
5 |
-1,45 |
- ,26 |
-1 |
0 |
0,83 |
6 |
1,38 |
- ,62 |
-0,22 |
0,32 |
0,75 |
7 |
-1,3 |
- ,5 |
-0,15 |
0,8 |
1,22 |
12 |
-1,34 |
- ,34 |
-0,5 |
0,3 |
0,72 |
15 |
-1,2 |
- ,23 |
-0,36 |
0,56 |
0,2 |
16 |
-1,08 |
- ,08 |
-1,18 |
0 |
0,46 |
18 |
-1,2 |
- ,26 |
-0,37 |
0,21 |
0,42 |
20 |
-1,08 |
0,54 |
-од |
0,25 |
0,32 |
Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+" (да), если нет – знак "-" (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет".
1. У Вас чаще веселое и беззаботное настроение?
2. Вы чувствительны к оскорблениям?
3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.?
4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?
5. В детстве Вы были так же смелы, как и Ваши сверстники?
6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?
7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании?
8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?
9. Вы серьезный человек?
10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-то?
11. Предприимчивы ли Вы?
12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидел?
13. Мягкосердечны ли Вы?
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?
15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?
16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте)?
17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?
18. Зависит ли Ваше настроение от внешних факторов?
19. Любят ли Вас Ваши знакомые?
20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?
21. У Вас часто несколько подавленное настроение?
22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?
23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?
24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?
25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?
26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, или Вы сразу же стараетесь поправить их?
27. Вы в детстве боялись оставаться один в доме?
28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения?
29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?
30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?
31. Можете ли Вы быть абсолютно, беззаботно веселым?
32. Бывает ли так, что ощущение безграничного счастья буквально пронизывает Вас?
33. Как вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле?
34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?
35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятных ощущений?
36. Вы любите работу с высокой личной ответственностью?
37. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступили несправедливо?
38. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?
39. Предпочитаете ли Вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?
40. Общительны ли Вы?
41. В школе Вы охотно декламировали стихи?
42. Убегали ли Вы в детстве из дома?
43. Кажется ли Вам жизнь трудной?
44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось невыносимым?
45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?
46. Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если Вас кто-то обидел?
47. Вы очень любите животных?
48. Возвращаетесь ли Вы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?
49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?
50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?
51. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?
52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?
53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?
54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?
55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?
56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?
57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?
58. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях?
59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?
60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище?
61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была всегда на одном и том же месте?
62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов?
63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?
64. Бывают ли у Вас головные боли?
65. Вы часто смеетесь?
66. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?
67. Вы подвижный человек?
68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?
69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом?
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?
71. Вы очень боязливы?
72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?
73. В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?
74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?
75. Часто ли Вас тянет путешествовать?
76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?
77. Легко ли Вам поднять настроение друзей в компании?
78. Долго ли Вы переживаете обиду?
79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?
80. Часто ли, будучи школьником. Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу?
81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?
82. Часто ли Вы видите страшные сны?
83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?
84. В веселой компании Вы обычно веселы?
85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?
86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь?
87. В беседе Вы скудны на слова?
88. Если бы Вам необходимо играть на сцене. Вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?
Обработка результатов
При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.
Ключ
1. Г-1 Гипертимые хЗ (умножить значение на 3) + 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77. – : нет
2. Г-2 Возбудимые х2 + : 2,15,24,34,37,56,68,78,81. – : 12,46, 59
3. Г-3 Эмотивные х3 + : 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79. – : 25
4. Г-4 Педантичные х2 +:4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,83. – :36
5. Г-5 Тревожные х3 +: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82. – : 5
6. Г-6 Циклотивные х3 + : 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84. – : нет
7. Г-7 Демонстративные х2 + : 7, 19, 22, 29,41,44, 63, 66, 73, 85, 88. – : 51
8. Г-8 Неуравновешенные х3 +: 8,20,30,42,52,64,74,86. – : нет
9. Г-9 Дистимные х3 + : 9, 21, 43, 75, 87, - : 31, 53, 65
10. Г-10 Экзальтированные х6 + : 10, 32, 54, 76. – : нет
Описание акцентуаций по Леонгарду
1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстра-тивности поведения.
2. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.
3. Застревающий тип. Основная черта этого типа – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей.
4. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.
5. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.
6. Дистимический тип. Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.
7. Тревожно-боязливый тип. Основная черта – склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.
8. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз.
9. Аффективно-экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.
Психосоциальная реабилитация ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, насилия со стороны родителей, взрослых
06 10 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
Ез тесного контакта логопеда с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. Осуществить такой контакт и сделать сотрудничество с родителями более продуктивным логопедам пом
14 12 2014
15 стр.
Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспе
09 09 2014
4 стр.
01 10 2014
1 стр.
Лабораторная работа Выполнение расчетов с использованием программирования в среде Visual Basic for Applications
18 12 2014
1 стр.
Как называется семья, которая проживает совместно или рядом с родителями супруги
01 09 2014
1 стр.
Создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми
02 10 2014
1 стр.