ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Темы курса
|
Лекционные занятия
|
Практические занятия
|
Всего
|
-
|
Цели, задачи и основные понятия курса «Общие основы противодействия терроризму». Обзор информационных ресурсов по проблематике курса
|
2
|
|
2
|
-
|
Терроризм как глобальная проблема современности
|
2
|
|
2
|
-
|
Зарубежный опыт противодействия терроризму
|
2
|
2
|
4
|
-
|
Экстремизм и терроризм как угрозы национальной безопасности России
|
2
|
4
|
6
|
-
|
Основы антитеррористической политики российского государства
|
2
|
2
|
4
|
-
|
Роль информационной среды в противодействии терроризму
|
2
|
2
|
4
|
-
|
Безопасность личности в условиях террористической угрозы
|
2
|
4
|
6
|
-
|
Культура межнационального общения как фактор противодействия терроризму
|
2
|
4
|
6
|
|
Итого
|
16
|
18
|
34
|
Тема урока «Зарубежный опыт противодействия терроризму»
(2 часа)
Компетенции, формируемые на уроке:
– методологическая компетенция – составить общие представления о деятельности международных организаций в сфере борьбы с терроризмом;
– информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;
– социально-правовая компетенция – знание правовых основ обеспечения безопасности, нормативно-правовой базы противодействия терроризму.
Вопросы для обсуждения
-
Роль и участие международных организаций в сфере борьбы с терроризмом.
-
Международные правовые акты и их значение в противодействии терроризму.
-
Опыт антитеррористической деятельности в США, Израиле.
Форма урока: разработка и презентация творческих проектов.
Методические рекомендации:
На основе рекомендуемой литературы ученикам необходимо разработать творческие проекты, разделившись на группы по заинтересовавшей их проблематике. Свои творческие проекты ученики должны представить на практическом занятии. Оцениваться творческие проекты должны преподавателем и другими учениками, которые не принимали участие в их подготовке.
Приветствуется включение в творческие проекты мнений авторитетных экспертов, проявление творческой инициативы учеников. Желательно, чтобы авторы по тем или иным вопросам не стеснялись излагать свою точку зрения, не боясь того, что она кому-то покажется неверной или не будет совпадать с мнением экспертов или слушателей. Это будет способствовать выработке культуры общественно-политической дискуссии.
При составлении проектов возможно использование официальной статистики, схем, таблиц, диаграмм, фотоматериалов. Каждый проект должен сопровождаться обоснованным выводом о вкладе тех или иных международных организаций в процесс противодействия терроризму.
Примерные темы творческих проектов:
-
Организация Объединенных Наций и политика обеспечения глобальной безопасности и противодействия терроризму.
-
Борьба с терроризмом: деятельность Совета Европы.
-
Роль ОБСЕ в системе коллективной безопасности.
-
Борьба с терроризмом в зоне безопасности ЕС.
-
Антитеррористическая деятельность ШОС в современных условиях.
-
Антитеррористический Центр СНГ: цели и задачи.
Структура творческого проекта о роли международных организаций в противодействии терроризму:
-
Название международной организации (сокращенное и полное название).
-
Год создания.
-
Страна-учредитель.
-
Эмблема (если есть).
-
Страны-участники.
-
Цели и задачи организации.
-
Роль организации в противодействии терроризму.
-
Роль России в данной международной организации.
-
Примеры инициатив организации по борьбе с терроризмом.
-
Основные выводы.
-
Сведения об авторах.
Литература:
Основная:
-
Основы противодействия терроризму: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Я.Д. Вишнякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
-
Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.
Дополнительная:
-
Аннан К. Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии // Безопасность Евразии. – 2007. – № 1. – С. 101-152.
-
Горбунов Ю. Тенденции и проблемы международно-правового регулирования противодействия терроризму // Государственная служба. – 2007. – № 2. – С. 39-45.
-
Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007.
-
Змеевский А.В. Важный вклад Совета Европы в борьбу с терроризмом // Московский журнал международного права. – 2007. – № 1. – С. 46-64.
-
Кофанов А.В. Нормативно-правовое обеспечение противодействия терроризму в странах мира: некоторые теоретические и практические аспекты // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2008. – № 1. – С. 34-43.
-
Метелёв С., Здриковский В. Совершенствование законодательной основы противодействия терроризму в современной России // Закон и право. – 2007. – № 4. – С. 32-35.
-
Перенджиев А.Н. Что такое международная антитеррористическая политика? // https://www.centrasia.ru/ от 26.03.2008
-
Сибиряков С. Чем может быть полезен России израильский антитеррористический опыт? // https://www.russian.kiev.ua/ от 31.01.2011
-
Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // https://art.ioso.ru/seminar2004/projects/kochetkov.htm
Законодательные акты и нормативные документы:
-
Конституция РФ. – М., 1993.
-
«О противодействии терроризму». Федеральный закон РФ № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. // Российская газета. – 2006. – 10 марта.
-
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимая газета. – 2000. –14 января.
-
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Российская газета. – 2009. – 19 мая.
-
Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в Нью-Йорке 10.01.2000г).
-
Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 16 мая 2005 г.) ETS № 196
-
Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (принята резолюцией № 59/290 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 апреля 2005 г.)
-
Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.)
-
Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.)
-
Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS № 090 (Страсбург, 27 января 1977 г.)
Электронные ресурсы:
-
https://kremlin.ru – официальный сайт Президента России
-
https://ru.wikipedia.org – Википедия – Свободная энциклопедия
-
https://www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма
-
https://www.atcsng.ru – официальный сайт Антитеррористического центра СНГ
-
https://www.interpol.ru – официальный сайт Интерпола
-
https://www.oxpaha.ru – Интернет-газета по безопасности
-
https://www.scrf.gov.ru – официальный сайт Совета Безопасности РФ
-
https://www.terrora.net – Антитеррористический общественный центр Московской области
-
https://www.terrorunet.ru – Интернет-проект «Террору нет»
-
https://www.cns.miis.edu - Сайт института Международных исследований
-
https://www.eur.ru – Сайт представительства Европейской комиссии в РФ
-
https://www.europa.eu.int – Официальный сайт ЕС
-
https://www.nato.int - Официальный сайт НАТО
-
https://www.osceprag.cz - Официальный сайт ОБСЕ
-
https://www.un.org - Официальный сайт ООН
-
https://www.unhchr.ch – Сайт Верховного комиссара ООН по правам человека
Задания для контроля владения компетенциями:
-
Установите соответствие:
Конвенция по противодействию терроризму
|
Основная цель
|
-
Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (9 декабря 1999 г.)
|
а) регулирует взаимодействие правоохранительных ведомств и спецслужб государств-участников в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также регламентирует такие ключевые направления и формы сотрудничества, как обмен информацией, осуществление оперативно-розыскных мероприятий, принятие совместных мер по пресечению поставок вооружения и боеприпасов террористическим группировкам, их финансирования и мер по прекращению деятельности центров подготовки боевиков.
|
-
Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (15 июня 2001 г.)
|
б) целью Конвенции является активизация усилий государств по предотвращению терроризма посредством мер, принимаемых на национальном уровне и в рамках международного сотрудничества. Для обеспечения выполнения поставленной цели в Конвенции, в частности, закреплены обязанности государств-участников по предупреждению терроризма и установлению уголовной ответственности лиц, которые стоят за террористами или направляют их деятельность.
|
-
Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (16 мая 2005 г.)
|
в) содействие укреплению международного сотрудничества между государствами в деле разработки и принятия эффективных мер по недопущению финансирования терроризма, а также борьбе с ним путем преследования и наказания совершающих его лиц
|
-
Как Вы считаете, почему, несмотря на единодушие стран-членов ООН в оценке опасности терроризма, выстроить достаточно эффективную систему противодействия терроризму пока не удается? С чем это связано? Аргументируйте свой ответ.
-
Заполните таблицу:
|
США
|
Израиль
|
Правовая основа противодействия терроризму
|
|
|
Приоритетные направления деятельности
|
|
|
Антитеррористическая служба
|
|
|
Тема урока «Экстремизм и терроризм как угрозы национальной безопасности России» (4 часа)
Компетенции, формируемые на занятии:
-
информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;
-
социально-правовая компетенция – знание правовых основ обеспечения безопасности, нормативно-правовой базы противодействия терроризму;
-
социально-личностная компетенция – формирование гражданственности и социальной активности.
Форма урока: урок-исследование.
Вопросы для обсуждения:
1. Виды экстремизма: политический, религиозный, экологический, экономический.
2. Экстремизм и терроризм, их характерные черты. Терроризм как крайняя форма проявления экстремизма.
3. Политические, экономические, социальные, этнокультурные и идеологические причины возрастания террористических угроз в современной России.
Методические рекомендации
При подготовке к уроку вопросы, предложенные для обсуждения, распределяются между участниками исследования в соответствии с полученными заданиями.
Для проведения урока-исследования школьники заранее делятся на пять команд: «теоретики», «аналитики», «практики», «представители СМИ» и «граждане».
«Теоретики» изучают литературу по проблеме и готовят словарь основных понятий: «экстремизм», «терроризм», «национальная безопасность», «террористическая угроза», «международный терроризм», «политический экстремизм», «религиозный экстремизм», «экологический экстремизм», «экономический экстремизм». При подготовке словаря необходимо обратить внимание на то, что данные понятия по-разному формулируются в научной и публицистической литературе. При этом целесообразно использовать следующие источники из списка литературы:
-
Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007;
-
Ланцов С.А. Террор и террористы: Словарь. – СПб.: С.-Петерб. ун-та, 2004;
-
Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008;
-
Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // https://art.ioso.ru/seminar2004/projects/kochetkov.htm;
-
https://ru.wikipedia.org – Википедия – Свободная энциклопедия.
Словарь можно оформить в виде таблицы:
Научная литература
|
Понятия
|
Публицистическая литература
|
|
экстремизм
терроризм
|
|
«Аналитики» проводят анализ нормативно-правовой базы обеспечения национальной безопасности России. Команда «аналитиков» изучает нормативно-правовые документы по указанной проблеме: Конституция РФ (1993 г.); Закон РФ от 6 марта 2006 года, № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Концепция национальной безопасности РФ (2000 г.); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (2009 г.) // Российская газета. – 2009. – 19 мая.Интернет-ресурсы: https://kremlin.ru – официальный сайт Президента России;https://www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма; https://www.oxpaha.ru – Интернет-газета по безопасности; https://www.scrf.gov.ru – официальный сайт Совета Безопасности РФ; Метелёв С., Здриковский В. Совершенствование законодательной основы противодействия терроризму в современной России // Закон и право. – 2007. – № 4. – С. 32-35.
Анализ нормативно-правовой базы обеспечения национальной безопасности России команда «аналитиков» представляет в виде таблицы:
№№
п/п
|
Наименование документа, статьи
|
Содержание документа
|
Меры противодействия
|
|
|
|
|
«Практики» анализируют основные риски и угрозы национальной безопасности России. Команда «практиков» исследует и выявляет причины возрастания террористических угроз в современной России. Исходя из этого, им рекомендуется при подготовке к уроку использовать следующую литературу:
-
Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007;
-
Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // https://art.ioso.ru/seminar2004/projects/kochetkov.htm;
-
https://www.terrorunet.ru – Интернет-проект «Террору нет».
«Практики» предлагают рекомендации по уменьшению и снижению рисков и угроз национальной безопасности России. Свои рекомендации команда «практиков» представляет в виде 3-4 тезисов.
«Представители СМИ» готовят электронную презентацию, отражающую хронику террористических актов, совершенных на территории современной России.
«Граждане» дают аргументированную оценку рекомендациям команды «практиков» и мероприятиям государственных органов РФ по обеспечению национальной безопасности и безопасности граждан России в условиях террористических угроз, и предлагают свои рекомендации по укреплению безопасности граждан России и противодействию терроризму. Команда «граждан» готовит презентацию на тему «Безопасность граждан в условиях возрастания террористических угроз в современной России».
После представления результатов исследования каждой командой, участники урока обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, заданные учителем или представителями другой команды. В конце урока формулируются основные выводы, оценивается работа всех участников.
Литература:
Основная:
-
Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.
Дополнительная:
1. Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007.
-
Кофанов А.В. Нормативно-правовое обеспечение противодействия терроризму в странах мира: некоторые теоретические и практические аспекты // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2008. – № 1. – С. 34-43.
-
Метелёв С., Здриковский В. Совершенствование законодательной основы противодействия терроризму в современной России // Закон и право. – 2007. – № 4. – С. 32-35.
-
Перенджиев А.Н. Что такое международная антитеррористическая политика? // https://www.centrasia.ru/ от 26.03.2008.
-
Сибиряков С. Чем может быть полезен России израильский антитеррористический опыт? // https://www.russian.kiev.ua/ от 31.01.2011.
-
Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // https://art.ioso.ru/seminar2004/projects/kochetkov.htm.
Законодательные акты и нормативные документы:
1. Конституция РФ. – М., 1993.
2. О противодействии терроризму». Федеральный закон РФ № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. // Российская газета. – 2006. – 10 марта.
3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимая газета. – 2000. –14 января.
4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Российская газета. – 2009. – 19 мая.
Электронные ресурсы:
-
https://kremlin.ru – официальный сайт Президента России.
-
https://ru.wikipedia.org – Википедия – Свободная энциклопедия.
-
https://www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма.
-
https://www.oxpaha.ru – Интернет-газета по безопасности.
-
https://www.scrf.gov.ru – официальный сайт Совета Безопасности РФ.
-
https://www.terrora.net – Антитеррористический общественный центр Московской области.
-
https://www.terrorunet.ru – Интернет-проект «Террору нет».
Задания для контроля владения компетенциями:
-
Заполните таблицу:
№№
п/п
|
Виды экстремизма
|
Характерные черты
|
Формы проявления
|
|
|
|
|
2. Вставьте в данном отрывке недостающее понятие:
Идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий – это ______________.
3. Дайте определения следующим понятиям:
экстремизм_______________________________________________
терроризм________________________________________________
национальная безопасность___________________________________
террористическая угроза____________________________________
международный терроризм__________________________________
политический экстремизм___________________________________
религиозный экстремизм_____________________________________
экологический экстремизм____________________________________
экономический экстремизм____________________________________
Тема урока «Основы антитеррористической политики российского государства» (2часа)
Компетенции, формируемые на занятии:
-
информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;
-
социально-правовая компетенция – знание правовых основ обеспечения безопасности, нормативно-правовой базы противодействия терроризму;
-
социально-политическая компетенция – понимание сущности и специфики Государственной стратегии противодействия терроризму как стратегической цели государственной политики.
Вопросы для обсуждения
-
Государственная стратегия противодействия терроризму. Задачи по реализации стратегии.
-
Правовые основы предотвращения терроризма в современной России.
-
Участие гражданского общества, политических партий, общественных организаций и объединений в борьбе с терроризмом.
Форма урока: семинар.
Методические рекомендации:
При изучении первого вопроса ученик должен уяснить ключевые принципы Государственной стратегии противодействия терроризму, изучить структуру Национального антитеррористического комитета, изучить задачи России в области профилактики терроризма и проанализировать специфику решения данных задач в современном мире. (См.: Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.)
По второму вопросу: ученику необходимо изучить Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (См.: www.vesbook.ru – Законы и кодексы Российской Федерации), изменения и дополнения к нему, а также комментарии к закону; на основе изученного материала необходимо заполнить таблицу:
Понятие
|
Определение
|
|
идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
|
|
совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
|
|
комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
|
|
деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
|
При изучении третьего вопроса необходимо ознакомиться с работами Журавеля В.П. Гражданское общество: проблемы идеологического и информационного противодействия терроризму (https://www.smi-antiterror.ru); Атаваджиева С.А. Общественное сознание и гражданская позиция как элемент системы мер по противодействию терроризму (Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2008. – № 2. – С. 284-286), уделив особое внимание задачам гражданского общества по идеологическому и информационному противодействию терроризму. Также следует изучить Доклад партии «Единая Россия» «Активная роль гражданского общества в общенациональной системе противодействия терроризму» на сайте ЦСКП (https://www.cscp.ru).
Литература
Основная:
-
Основы противодействия терроризму: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Я.Д. Вишнякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
-
Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.
Дополнительная:
-
Атаваджиев С.А. Общественное сознание и гражданская позиция как элемент системы мер по противодействию терроризму // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2008. – № 2. – С. 284-286.
-
Будницкий О.В. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. – М., 2006.
-
Будущее – без терроризма, терроризм – без будущего // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2007. – № 8. – С. 71-75.
-
Взаимодействие народов и культур на Юге России: история и современность: Сборник научных статей. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. – 352 с.
-
Вольхин С.Н., Ляшко В.Г., Снегирев А.В., Щербаков В.А. Основы защиты от терроризма. – М.: Дрофа, 2007.
-
Григорьев А. Научное и законодательное представление о терроризме в России // Государственная служба. – 2008. – Т.4. – С. 128-130.
-
Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007.
-
Иванова Э.М. Сотрудничество государства и общества – концептуальный принцип борьбы с терроризмом // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2007. – № 8. – С. 68-70.
-
Касютин Д.Л. Особенности участия органов местного самоуправления в мероприятиях, по противодействию терроризму и экстремистской деятельности в российской федерации // Пробелы в Российском законодательстве. – 2008. – № 2. – С. 45-46.
-
Кинжибаев Д. О противодействии терроризму в России // Закон и право. – 2007. – № 9. – С. 101-103.
-
Метелёв С., Здриковский В. Совершенствование законодательной основы противодействия терроризму в современной России // Закон и право. – 2007. – № 4. – С. 32-35.
-
Нардина О.В. Общегосударственная антитеррористическая стратегия: культурно-мировозренческие меры противодействия терроризму // Культура: Управление, экономика, право. – 2007. – № 1. – С. 32-36.
-
Перенджиев А.Н. Специфика и проблемы участия вооруженных сил России в антитеррористической политике государства // www.milpol.ru
-
Полунина И.Е. Полномочия главы российского государства в сфере противодействия терроризму // Бизнес в законе. – 2009. – № 1. – С. 388-390.
-
Рабчук В.Н. Особенности правового регулирования противодействия терроризму в Российской Федерации // Бизнес в законе. – 2008. – № 1. – С. 273-275.
-
Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // https://art.ioso.ru/seminar2004/projects/kochetkov.htm
-
Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2004.
-
Шмыгун А.Н. Некоторые вопросы совершенствования законодательства в области противодействия терроризму // Бизнес в законе. – 2008. – № 2. – С. 332-333.
Законодательные акты и нормативные документы:
-
Конституция РФ. – М., 1993.
-
«О противодействии терроризму». Федеральный закон РФ № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. // Российская газета. – 2006. – 10 марта.
-
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимая газета. – 2000. –14 января.
-
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Российская газета. – 2009. – 19 мая.
Электронные ресурсы:
-
http://kremlin.ru – официальный сайт Президента России
-
https://www.scrf.gov.ru – официальный сайт Совета Безопасности РФ
-
https://www.osfsb.ru – официальный сайт ФСБ России
-
https://www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма
-
https://studies.agentura.ru/tr – Агентура.ру – Исследовательский центр
-
http://terrorizm-isla.narod.ru – «Международный терроризм – угроза человечеству»
-
https://shkolazhizni.ru – «Школа жизни» – Познавательный журнал
-
https://www.terrora.net – Антитеррористический общественный центр Московской области
-
https://www.terrorunet.ru – Интернет-проект «Террору нет»
-
https://www.oxpaha.ru – Интернет-газета по безопасности
-
– Хроники террора
Задания для контроля владения компетенциями:
-
Проанализируйте представленную схему координации деятельности по противодействию терроризму в Российской Федерации, выделив преимущества создания двух вертикалей управления и координации (антитеррористических комиссий и оперативных штабов) на постоянной основе.
-
3 мая 2011 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон «О противодействии терроризму», которые предусматривают возможность установления в стране трех уровней террористической опасности:
«Ст. 5. Ч. 5. В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами, формируемыми в соответствии с частью 4 настоящей статьи, могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Порядок установления уровней террористической опасности и содержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства определяются Президентом Российской Федерации».
Проанализируйте статью 5 и выделите цели данных изменений. Выскажите свое мнение о необходимости введения уровней террористической опасности в России.
-
Целесообразно ли ужесточение уголовного законодательства, направленного на борьбу с терроризмом в РФ? Объясните подробно свою точку зрения по этому вопросу.
Тема урока «Роль информационной среды в противодействии терроризму» (2 часа)
Компетенции, формируемые на занятии:
-
информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;
-
социально-политическая компетенция – выявление роли и значения информационной среды в предупреждении терроризма и минимизации последствий террористических актов.
Вопросы для обсуждения
-
Роль средств массовой информации в профилактике терроризма.
-
Информационные технологии как эффективное средство противодействия террористическим воздействиям.
-
Российские информационные ресурсы по проблемам противодействия терроризму.
Форма занятия: мозговой штурм.
Методические рекомендации:
-
Сформируйте группу участников, постаравшись обеспечить разнородность ее состава. В состав группы, помимо учеников данного класса, могут входить ученики других классов, приглашенные учителя.
-
Продумайте все аспекты проблемы, избегая шаблонных, типовых решений. Постарайтесь использовать не только критическое мышление, но и воображение, не стесняясь высказывать даже «абсурдные» идеи.
-
В ходе «мозгового штурма» ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:
Какие задачи в рамках противодействия терроризму должны решать СМИ?
Каким образом СМИ могут сформировать негативное отношение к террористической деятельности?
Предложите схему взаимодействия: СМИ – правоохранительные органы – общество по вопросу предупреждения террористических актов.
Каким образом противостоять распространению идеологии терроризма в сети Интернет?
Предложите концепцию нового Интернет-портала по проблеме терроризма. Опишите его структуру, задачи, возможности.
-
Заранее выбранный модератор должен зафиксировать все высказанные идеи, следя при этом за соблюдением правил проведения дискуссии. Всем участникам должна быть обеспечена равная возможность высказать свои идеи; отношения между ними должны строиться на принципах толерантности и взаимоуважения. Модератор по мере необходимости должен задавать наводящие вопросы, которые позволят дать новое направление мыслям участников и не допустить повторения схожих между собой идей. В конце дискуссии, которая в рамках урока не должна превышать 20-25 минут, модератор готовит список идей, зафиксированных в краткой форме.
-
Процедура мозгового штурма не считается эффективной без последующей экспертизы идей. Эксперты группируют сходные идеи и формулируют общие принципы, лежащие в основе каждой группы. После классификации принципов оценивается перспективность каждого из них с точки зрения практического воплощения.
Литература
Основная:
-
Основы противодействия терроризму: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Я.Д. Вишнякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
-
Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.
Дополнительная:
-
Голубин Р.В., Грачев С.И. Место средств массовой коммуникации в борьбе с терроризмом // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. – № 3. – С. 218-223.
-
Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007.
-
Коновалова Н.В. Динамика представлений о терроризме в средствах массовой коммуникации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. –2008. – № 6. – С. 112-115
-
Рихтер А.Г. «Война с терроризмом» и свобода массовой информации // Вестник Московского университета. – Серия 10: Журналистика. – 2005. – № 3. – С. 20-36.
-
Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2004.
-
Улеватый О.В. Информационно-психологические и идеологческие проблемы разработки компьютеризованных систем противодействия терроризму в Российской Федерации // Информационные войны. – 2007. – № 4. – С. 88-102.
Электронные ресурсы:
-
http://kremlin.ru – официальный сайт Президента России
-
https://www.scrf.gov.ru – официальный сайт Совета Безопасности РФ
-
https://www.interpol.ru – официальный сайт Интерпола
-
https://www.osfsb.ru – официальный сайт ФСБ России
-
https://www.atcsng.ru – официальный сайт Антитеррористического центра СНГ
-
https://www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма
-
https://studies.agentura.ru/tr – Агентура.ру – Исследовательский центр
-
http://terrorizm-isla.narod.ru – «Международный терроризм – угроза человечеству»
-
https://shkolazhizni.ru – «Школа жизни» – Познавательный журнал
-
https://kavkaz-uzel.ru – «Кавказский Узел»
-
https://www.terrora.net – Антитеррористический общественный центр Московской области
-
https://www.terrorunet.ru – Интернет-проект «Террору нет»
-
https://www.oxpaha.ru – Интернет-газета по безопасности
-
– Хроники террора
-
https://www.smi-antiterror.ru – Журналисты против террора
-
https://www.scienceport.ru – Портал «Наука и образование против террора»
-
https://www.truenet.info – Молодежь за Чистый Интернет
-
https://behonest.ru – Молодежь за Честный Интернет
Задания для контроля владения компетенциями:
-
Определите пути взаимодействие органов власти со СМИ по вопросам противодействия экстремизму.
-
Прокомментируйте тезис М. Тэтчер: «Террористы используют свободные СМИ для того, чтобы уничтожить свободу». Как Вы его понимаете? Каково Ваше мнение?
-
Используя сведения из сети Интернет, заполните таблицу:
-
Интернет-портал
|
Цели создания сайта
|
Основные направления деятельности
|
«Россия Антитеррор» – Национальный портал по противодействию терроризму –https://www.antiterror.ru
|
|
|
Детский сайт противодействия терроризму – https://www.01-02.ru/index.php?p=9&v;=f
|
|
|
Интернет-проект «Террору нет» –https://www.terrorunet.ru
|
|
|
Журналисты против террора – www.smi-antiterror.ru
|
|
|
Тема урока «Безопасность личности в условиях террористической угрозы» (4 часа)
Компетенции, формируемые на занятии:
-
информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;
-
социально-правовая компетенция – знание правовых основ обеспечения безопасности, нормативно-правовой базы противодействия терроризму;
-
социально-личностная компетенция – формирование гражданственности и социальной активности.
Форма занятия: «круглый стол».
Вопросы для обсуждения
1. Терроризм как угроза мирному населению. Обеспечение безопасности граждан России с учетом террористических угроз глобального характера.
2. Меры личной безопасности в условиях террористических угроз.
3. Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов. Принципы противостояния стрессовым факторам.
Методические рекомендации
Урок проводится в форме «круглого стола», на котором предполагается обсудить актуальные проблемы обеспечения безопасности граждан Российской Федерации в условиях террористических угроз, выявить особенности личной безопасности и правила поведения в условиях террористических угроз.
Подготовка к уроку предполагает изучение основной и дополнительной литературы по каждому вопросу плана, Интернет-ресурсов.
Форма урока предполагает возможность участия специалиста в данной предметной области. Роль специалиста выполняет учитель, который предлагает вниманию участников «круглого стола» доклад на тему: «Безопасность личности в условиях террористической угрозы». Школьники готовят сообщения по заявленной теме и вопросы, связанные с тематическим выступлением приглашенного специалиста (учителя). Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются школьниками в процессе подготовки к уроку, на лекционных встречах и в процессе самостоятельной работы. Проведение урока в форме «круглого стола» способствует развитию культуры общения и взаимодействия при принятии решений. В процессе подготовки к уроку школьники готовят под руководством учителя фиксированные сообщения по следующим темам:
-
Обеспечение безопасности граждан России в современных условиях.
-
Культура безопасности жизнедеятельности как важнейшее условие формирования антитеррористического поведения в молодежной среде.
-
Действия в ситуациях, связанных с терроризмом.
-
Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов.
-
Действия при обнаружении взрывоопасных предметов.
-
Правила поведения при взрыве.
-
Действия при поступлении угрозы по телефону.
-
Действия при получении писем и записок, содержащих угрозу.
Структура выступлений
Слайд 1 – название выступления;
Слайд 2 – актуальность обсуждаемой проблемы;
Слайд 3-4 – основные положения, раскрывающие содержание;
Слайд 5-7 – теоретическая и практическая значимость;
Слайд 8 – факты, примеры из жизни;
Слайд 9-10 – выводы и обобщения;
Слайд 11 – фото и фамилия, имя выступающего.
Учителем назначается группа экспертов, которая совместно с учителем в соответствии с заранее разработанными критериями выставляют оценки всем выступающим, а также задают вопросы по теме и подводят итоги обсуждения того или иного вопроса.
Карта оценки выступлений
№№
п/п
|
Тема выступления
|
Теоретический уровень
|
Практическая значимость
|
Наглядность
|
Оценка
|
|
|
|
|
|
|
<предыдущая страница | следующая страница>