Перейти на главную страницу
Класс, доска оформлены в русском стиле. На полу половики, украшен «красный угол», старинные вышивки.
ХОД ПРАЗДНИКА
Мы долго готовились с вами к этому празднику, хотя вы и не знали, как он будет называться.
- О каких таких семейных традициях может идти речь?
Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, где вы, прежде всего, находите утешение? Конечно же, в родительском доме (Звучит песня «Родительский дом» 1 куплет).
Родительский дом – это ваша семья.
а). Традиция «Моя родословная».
А самое роскошное дерево у кого? (выбирают сами дети).
(Выставка составленных родословных).
Нам бы хотелось узнать, как вы работали? (Тут раздаётся стук в дверь. Заходит корреспондент газеты, у него микрофон, блокнот с ручкой).
Сценка «У нас в гостях корреспондент».
Корр-т:
Здравствуйте!
Кажется, я как раз успел на ваш праздник. Вы сейчас ведёте разговор о своей родословной. Я корреспондент газеты «Золотковские вести». Мне интересно узнать, у кого же родословная интереснее? (ответы детей).
Я могу задать несколько вопросов? (разговор с победителем).
У кого до этого была составлена родословная? (ни у кого).
Вам совет: храните свои работы для будущих детей, пополняйте своё дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте из поколения в поколение. И пусть это будет вашей семейной традицией.
б). Традиция «Я горжусь своими предками».
Учитель: Одной из добрых традиций была та, что люди гордились своими предками. 219 ныне здравствующих потомков Пушкиных гордятся своим великим предком А.С.Пушкиным. И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье, и ваши родные тоже гордятся вами. О своих родных вы писали в своих сочинениях и теперь поделитесь с нами вашими мыслями.
Игра «Узнай меня».
(Дети зачитывают сочинения «Я горжусь…», родители должны угадать о ком речь дать ответное сочинение. Сочинения детей перепутаны).
Учитель: Посмотрите, как много вы написали о тех, кого любите, как искренне и душевно. Да и родители вас, ребята, тоже, наверное, удивили. Вы ещё такие маленькие, но они вами тоже гордятся. Желаю, чтобы в будущем ваши дети написали бы тоже самое.
в). Традиция «Семейные альбомы».
Учитель: Вот у вас семейные альбомы.
Традиция это очень важная. Недаром во время войны или других ситуаций, когда люди вынуждены, были покинуть свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и фотографии дорогих людей. Мы проводим конкурс на самую интересную фотографию.
(Дети работают в паре с родителями, выбирают, защищают. Пара выбирается по результатам игры «Кто быстрее». Звучит музыка, дети танцуют по кругу вместе с родителями. На полу разложены предметы (количество, вид определяете самостоятельно). Прекращается музыка, кто быстрее возьмёт предмет, тот и рассказывает про свои фотографии).
(Фотографии взяты из нескольких альбомов, по нескольку штук из семьи. Звучит музыка. Дети ходят по кругу. Распределить, чьи семьи будут выбирать. Музыка останавливается, дети собирают фото по названной фамилии)
Вот он какой!
Конкурс «На самую древнюю вещь».
(Достаём предметы, раздаём на группы. Дети вместе с родителями выбирают лучшие и рассказывают о своих вещах. Это могут быть
кулинарная книга, шкатулка, письма, скатерти. Мамин наряд и т.д. О самой интересной вещи можно заслушать взрослого человека, с кем она непосредственно связана).
Много есть и других традиций. Одной из распространенных традиций было застолье, кулинарные обычаи. Я думаю, что вы со мной согласитесь, что их не нужно соблюдать.
д). Новые традиции.
Учитель: Всё течёт, всё изменяется - меняются вкусы людей, с ними появились и новые традиции. Это праздники семейные.
(Работают в паре, группе – как удобно).
(Вызываются по 2 человека. Им связывают попарно по одной руке. Свободными руками одевают куклу. Чья пара быстрее оденет, тот и побеждает).
(На двух стульях вывернутые пиджаки наизнанку, под стульями верёвка. По команде два игрока выворачивают пиджак. Застёгивают на все пуговицы, дергают верёвку. Кто выдернет, тот выиграл).
(Съедают бублик зубами родители и дети).
Номинация «Древо моей семьи».
Номинация «Бабушкин сундук».
Номинация «Я горжусь…».
Формы организации работы с классом. |
Этапы, методы, приёмы работы. |
Порядок показа слайдов. | ||||||||||||
1. Вводная беседа. Постановка темы и проблемы урока. |
-Ребята, сегодня мы продолжим изучение родного края. Любите ли вы ходить в природу? - Посмотрите. Перед вами только один из уголков нашего края, каких немало во Владимирской области. -Ты иди сюда, не бойся, Опусти ладонь в ручей. Ключевой водой умойся, Ключевой воды испей. - Расскажите, что вы видите и чувствуете, глядя на эту картину природы? - Вот с такого маленького родничка начинаются малые и большие реки. Сегодня на уроке мы обобщим наши знания о водоёмах родного края. -Вспомните, какую проблему мы решали при выполнении проектной деятельности? -Могут ли люди нарушить экологическое равновесие в водоёме? - Решением этой проблемы мы и займёмся на уроке на примере водоёмов родного города. |
Слайд 3.
| ||||||||||||
2. Проверка знаний учащихся о водоёмах |
- Знакомо ли вам место, что изображено на фотографии? - Что за водоём вы здесь видите? - А какие другие водоёмы нашего края вы знаете? - Сегодня на уроке мы и будем о них говорить. - А что мы называем водоёмами? (Это хранилища воды, которая нужна всему живому). - Вспомните, какие виды водоёмов вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей). - На какие группы по происхождению их можно разделить? Чем они отличаются друг от друга? ( Водоёмы, созданные природой, - естественные водоёмы. Водоёмы, созданные человеком, - искусственные водоёмы.) Заполните таблицу. Водоёмы.
- |
Слайд 4. Слайд 5.
| ||||||||||||
3. Работа с картой Владимирской области. |
-Какие водоёмы расположены на территории нашего края? - Назовите самые крупные реки Владимирской области. (Клязьма, Ока). -Назовите самые крупные реки нашего Гусь-Хрустального района. (Колпь, Бужа, Гусь). - Что вы знаете об этих реках? -Предположите, какие из этих рек относительно чистые? Почему?
(р.Насмур) -Почему её нет на карте Владимирской области? (Она небольшая). |
Слайд 6. Слайды 7, 8. | ||||||||||||
4. Доклад по материалам периодической печати. |
-В нашей городской библиотеке сохранились воспоминания Фёдора Максимовича Большакова, местного краеведа, любителя природы, натуралиста. -Послушайте доклад, подготовленный по его воспоминаниям. Содержание доклада. Небольшая речка Насмур (татарское название) является правым притоком реки Гусь, берёт своё начало в болотах недалеко от г.Курлово и впадает в Гусь – речку на 93 км от её устья. Длина водостока 16 км. В 50-х годах речка Насмур была шириной местами до 7 метров. Заливные луга славились прекрасной травой, которую заготавливали на корм скоту. Особенно красивы они были в июне – июле, когда сплошь покрывались ромашками, колокольчиками, розовыми часиками. Там трава была по пояс, а деревья вокруг стояли большие, почти не тронутые рукой человека.
|
Слайд 9. | ||||||||||||
5. Беседа по содержанию доклада. |
- Прошлым летом мы ходили в поход на нашу речку Насмур. Так ли она выглядит сейчас, спустя полвека? -В настоящее время речка Насмур обмелела, заросла кустарниками, наполняется лишь вешними водами, а жарким летом почти пересыхает, и неизвестно куда делись родники, которые постоянно пополняли её. Да и цветы на лугах не так буйно цветут. - Так что же произошло? Почему обмелела река и так изменилась природа вокруг неё? Попробуйте предположить. -Вокруг нашего города раньше было очень много болот. Город начал расти, стали строиться шоссейные дороги, прокладываться высоковольтные линии электропередач. Хозяйственная деятельность человека требовала осушения болот, что и начали делать в 60-х годах прошлого века. Люди считали болота ненужной и даже вредной частью природы и думали, что, осушая болота, они улучшают окружающую среду. Но теперь стало ясно, что это не так. Осушать болота надо с умом да с опаской, строго зная, как это отразится на окружающих водоёмах, растениях и животных, не повредит ли им. Болота – замечательные природные хранилища воды. К сожалению, осушение болот в нашем крае не было продумано до конца: исчезли подземные воды, которые питали лес и речку, обеднел растительный и животный мир вокруг нашего города. - Так почему же всегда надо советоваться с экологами перед тем, как начать производить какие-либо действия в природе? -Почему мы должны знать о взаимосвязи всех организмов в природе?
|
| ||||||||||||
6. Работа с географической картой. |
-Прочитайте стихотворение. Мимо разных дворов и крылечек, Где-то рядышком и вдалеке Вьётся множество маленьких речек, Чтобы слиться в огромной реке. Вьются речки, сливаясь в колечки, Путь-дорога у них нелегка… Если высохнут малые речки, Обмелеет большая река. (В.Орлов). -Объясните последние строчки стихотворения.
- Подумайте, как из города Курлово можно попасть в Каспийское море водным путём? ![]() р. Гусь р. Гусь р.Насмур р. Ока р.Ока р. Волга Каспийское море Каспийское море (Работа на экранах фломастером, проверка в парах) |
Слайд 10. Слайды 11, 12. | ||||||||||||
7. Работа с материалами периодической печати. |
- После трудного путешествия возвращаемся обратно в родной город. - Какие другие водоёмы имеются у нас на территории города? (Два пруда). - Подумайте, как они могли образоваться.
1. Первоначально пруд около фирмы «Символ» был небольшим естественным водоёмом в болотистой местности, рядом с которым в 1811 году заложили стекольный завод. Вода была необходима для производства стекла. С расширением производства пруд углубили и расширили. Теперь этот водоём, расположенный в центре города, используется не только в хозяйственных целях, но и служит местом отдыха горожан. 2. Пруд на окраине города образовался на месте карьера. Для строительных работ отсюда брали песок. Затем заброшенный карьер постепенно заполнился водой. Теперь здесь зона отдыха и купания. Оба эти водоёма пресные. Здесь обитают разнообразные растения, животные, бактерии. Все они связаны между собой. |
Слайд 13. | ||||||||||||
| ||||||||||||||
8. Беседа по материалам экскурсии. |
- Природное сообщество мы рассмотрим сегодня на примере наших водоёмов. - Эпиграф к этому этапу нашего занятия взят из законов экологии, сформулирован американским учёным Барри Коммонером: «Всё связано со всем». Давайте проверим этот закон на примерах. - Мы ходили на экскурсию к водоёмам и выделяли среди растений некоторые экологические группы: прибрежные, плавающие на поверхности воды, погружённые в воду, или растения толщи воды. Рассмотрим схему – панораму. (Рассматривается вариант панорамной картины, на котором представлены только растения. Растения выставляются поэтапно, по мере отгадывания загадок).
1. Стоит он гордо над водою И качает головою. (рогоз)
2. Стоит над водою И шепчет с луною. Его дудочку возьмёшь, Солнцу песенку споёшь. (тростник) 3. Расту в местах, где много влаги, Цветы как гроздья винограда, На стрелу похож мой лист, Моё имя… (стрелолист) 4. Водное растеньице В пойме речки водится. Чтоб к воде нам подойти, Обходить приходится. Он зелёный как салатик, А зовут его ….. (касатик) 5. Изумрудные пластинки В водоёме плавают, На лягушек так похожи, Только вот не квакают. Где растут они, не вязко, А название им - … (ряска)
6. Снимем мы среди болота Замечательное фото. Ярко – жёлтая Маришка Распустилась здесь … (кубышка)
-Какие ещё растения наших водоёмов вы знаете? - Как видно на схеме, растения располагаются в определённой последовательности.
|
Слайд 14. | ||||||||||||
9 ![]() |
- А как вы думаете, какую роль выполняют растения водоёма? - Составьте схему о роли растений в водоёме. -Какие растения нашего водоёма нуждаются в охране?
|
Слайд 15. | ||||||||||||
10. Рассказ о животном мире водоёмов заранее подготовленными учащимися (по результатам проектной деятельности). |
- Но только ли растения живут в воде? Почему наш водоём всё-таки кажется безжизненным? Чего в нём не хватает? - Богат и разнообразен животный мир водоёмов. - Назовите представителей животного мира, которые там обитают? (Постепенно в панораму включаются круги с изображением животных, обитающих на поверхности воды, в толще воды, на дне водоёма, причём они располагаются таким образом, чтобы впоследствии легче было проводить работу по установлению взаимосвязей между элементами природы: растениями и животными, различными животными). -Каких животных нашего водоёма мы не назвали? Что вы о них знаете?
|
Слайд 16. | ||||||||||||
11. Составление цепи питания. |
-В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите на примерах, как они связаны между собой. - Познакомиться подробно со всеми обитателям нашего водоёма мы сегодня просто не успеем. Но вот о чём мы обязательно поговорим. Любой водоём – сложная экологическая система. В хорошо прогреваемых солнцем слоях воды в большом количестве могут размножаться водоросли. Ими питаются растительноядные рыбы, ракообразные и прочие водные обитатели. -А кто охотится за ними? Кого можно назвать волками водного царства? -Из этих водных обитателей, которые изображены на рисунке, постройте экологическую пирамиду водоёма. Помните, что на первом «этаже экологической пирамиды почти всегда – растения. (Плакат – экологическая пирамида водоёма)
![]()
|
Слайд 17. | ||||||||||||
12. Решение экологической задачи. |
Разрешите такую проблемную ситуацию. - Наше промышленное предприятие «Символ» сбрасывает подогреваемую воду в водоём, что приводит к повышению температуры воды в пруду. Часть пруда зимой не замерзает. Многие водоплавающие птицы, в частности, дикие утки, которые на нём поселились, не улетают на юг, остаются у нас зимовать. Для уток строятся домики, их подкармливают. Население радуется происходящему. - Подумайте, а к чему это может привести? --Много или мало кислорода в тёплой воде? -А что скажете о болезнетворных бактериях? Сделайте экологический прогноз. -Какие действия людей должны согласовываться с экологическими прогнозами? -Сделайте свой собственный вывод: почему наука экология в настоящее время имеет важное значение?
|
Слайд 18. | ||||||||||||
13. Работа с экологическими знаками. |
Составление правил поведения у водоёмах на основе экологических знаков, нарисованных детьми в процессе проектной деятельности детьми. |
Слайд 19. | ||||||||||||
14. Итог урока. |
-Какую проблему мы ставили в начале урока? (Могут ли люди нарушить природное равновесие водоёма?) -Как вы ответите на этот вопрос? - Что могут сделать школьники для охраны водоёма? Прочитайте выводы по уроку.
|
Слайд 20. |
Воскресенье. Авиаперелет и прибытие на Святую Землю. Прибытие в аэропорт Бен-Гурион Тель-Авива и переезд в Иерусалим. Размещение в гостинице Иерусалима, ужин и ночлег
08 10 2014
1 стр.
Воспитывать уважение к прошлому своего народа, его культуре, традициям и обрядам
09 09 2014
5 стр.
Цель: Духовно-нравственное воспитание посредством обращения к традиционной культуре нашего народа
08 10 2014
1 стр.
Ду=ха жилище/ и от Него просвеща=емый,/ бу=дущих явление прорица=ет явственно: / пророчества све=тлостию удобряемыи=/ и ясно сказу=яй державных / пребеззако=нных цареи= сокровенная
11 10 2014
43 стр.
Цель исследования: узнать как можно больше о традициях и обычаях православных праздников: Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица
15 12 2014
1 стр.
На рус яз. – Рождество – это христианский праздник, который празднует день рождения Иисуса Христа. Рождество в Европе празднуют 25 декабря, а в России – 7 января
08 10 2014
1 стр.
Поэтому рождественские подарки в России дети и взрослые получают на две недели позже. На Руси Рождество всегда было связано со многими традициями и обычаями, но после 1918 года они
08 10 2014
1 стр.
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Т
08 10 2014
1 стр.