Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4




    1. Структура модуля электронного учебного курса:




  • название модуля;

  • введение, цель и задачи изучения модуля (излагается цель и формулируются основные задачи, стоящие перед студентом при изучении данного элемента, т.е. указывается, что должен знать и уметь студент в результате изучения основного материала);

  • методические указания по самостоятельному изучению модуля;

  • конспект лекций;

  • вопросы для самоконтроля, темы для небольших исследовательских работ;

  • итоговый тест по модулю (может не влиять на оценку обучаемого и являться упражнениями, направленными на закрепление полученного материала и самоконтроль, содержание тестовых заданий не должно выходить за раскрытую в конспекте лекций область знаний);

  • консультации (форум, чат, переписка по электронной почте, др.);

  • список литературы (основной и дополнительной) по модулю;

  • заключение.




    1. Определение целесообразности включения в состав модулей лабораторных и практических занятий (или же лабораторные и практические занятия проводятся в период зачетно-экзаменационной сессии).




    1. Разработка основных критериев оценки степени усвоения материала каждого модуля (разработка вопросов теста, оценка уровня сложности вопроса, определение общего количества вопросов в тестовом задании, возможного количества вариантов ответа).

Тестовое задание в системе ЭДО формируется из вопросов, занесенных в базу данных. Увеличение количества вопросов в базе данных повышает достоверность результатов тестирования.

При разработке тестов автором могут быть реализованы несколько уровней сложности. Например, первый уровень – для самоконтроля обучаемых, второй уровень – собственно контроль освоения дисциплины.

Тесты служат для проведения промежуточного и итогового контроля с целью выявления пробелов в усвоении учебного материала и определения тем для повторения. При использовании тестирования в учебном процессе важно помнить, что каждый вопрос не должен иметь многоцелевую направленность: он призван выявлять лишь один определенный аспект.

Организация тестирования в системе управления обучением предоставляет преподавателю большие возможности по настройке разнообразных вариантов проведения сеанса тестирования. Тестовые вопросы и ответы на них могут входить в тест случайным образом. Преподаватель может определить срок сдачи тестов, после которого они становятся недоступными, дополнительно установить пароль на доступ к тестированию, разрешить доступ к тесту только с определенных IP-адресов, задать число попыток сдачи теста.

Обучающийся может пройти тест с одной или с нескольких попыток, поэтому различны и методы оценки теста. Преподаватель сам выбирает метод оценивания. Он может использовать самый высокий балл, последний результат, нижний балл или средний балл. После прохождения тестирования студент может получить отзыв на выполненный тест, может просмотреть результаты последней попытки.

Тестовые задания должны быть систематизированы по категориям. Каждая категория может соответствовать определенной теме, или модулю курса. При составлении теста к модулю обычно выбираются все вопросы из одной категории, но можно добавить несколько вопросов и из предыдущей темы. Последовательность тестовых заданий в тесте может быть четко определена, или может быть использовано случайное размещение. Предпочтительнее второй способ построения тестов.

При составлении итогового теста желательно использовать все вопросы из всех категорий. При такой организации итогового тестирования обеспечивается объективность контроля знаний по всем темам учебной программы дисциплины. Студент не должен иметь возможность «вытащить счастливый билет». Для этого задается общее количество заданий в тесте, количество вопросов, выбираемых случайным образом из каждой категории, а также дополнительные вопросы для итогового тестирования.

Необходимо соблюдать соответствие содержания тестовых заданий государственному образовательному стандарту по учебной дисциплине. Тестовые задания должны наиболее полно отображать содержание учебной дисциплины и ключевые понятия, чтобы обеспечить качественную объективную оценку знаний обучающихся. Включение в тест второстепенных элементов содержания может привести к неоправданным выводам о знании или незнании учебной дисциплины.
Типы тестовых заданий:


  • Тестовое задание «Верно/неверно» – задание, в котором предлагается утверждение, а студенту предоставляется возможность согласиться или нет.

Данный тип – наименее информативный тип тестовых заданий. Для данного типа используются задания с однозначными ответами. Этот тип заданий состоит из основы (текста, иллюстрации и т.д.) и двух вариантов ответа.

Оформление ответа на задание: обучающийся вводит только утверждение. Верное утверждение выделяется зеленым цветом, а неверное – красным.



  • Тестовое задание «Множественный выбор» – задание, в котором студенту предлагается выбрать верные утверждения из списка ответов.

Задание состоит из основы (текста, иллюстрации и т.д.) и нескольких вариантов ответов, один (или несколько) из которых является правильным, трансформирующим основной текст задания в истинное утверждение. Остальные ответы являются неверными, поскольку преобразуют текст задания в ложное утверждение. Эти варианты ответа называются дистракторами. Разработчик теста может установить процент балла (вес), который присуждается за правильный ответ (или за каждый правильный ответ) и штраф за неверно выбранный ответ.

Оформление ответа на задание: верные ответы выделить зеленым цветом.



  • Тестовое задание «На сопоставление» – задание, в котором предлагается группа терминов и необходимо установить соответствие.

Этот тип заданий состоит из основы (текст, иллюстрации), нескольких подвопросов и соответствующего числа ответов. Для каждого из подвопросов только один ответ является правильным. Студент должен выбрать для каждого подвопроса соответствующий ему ответ. Количество вопросов равно количеству ответов. Каждый подвопрос автоматически имеет одинаковый вес.

Оформление ответа на задание: составляется один список, состоящий из вопросов и ответов на них. Ответы выделяются синим цветом.



  • Тестовое задание «Короткий ответ» – задание, в котором студент при ответе на вопрос вписывает слово или фразу.

Этот тип заданий состоит из основы (текст, иллюстрации) и поля для ввода ответа. Можно указать несколько правильных вариантов ответа, причем каждый с разной оценкой. Ответы могут быть (или не быть) чувствительными к регистру. При составлении этого типа вопросов необходимо предусмотреть все варианты правильных ответов.

Оформление ответа на задание: все варианты ответов выделяются розовым цветом.



  • Тестовое задание «Числовой вопрос».

С точки зрения студента «Числовой вопрос» выглядит аналогично заданию «Короткий вопрос». Отличие в том, что числовой ответ обязательно является числом и допускает погрешность в ответе. Преподаватель указывает непрерывный диапазон правильных ответов.

Оформление ответа на задание: ответ цветом выделять не нужно, в круглых скобках указать погрешность.



  • Тестовое задание «Вычисляемый вопрос».

Такой тип заданий предлагает вычислить значение по формуле. Формула представляет собой шаблон, в который при каждом тестировании подставляются случайные значения из указанных диапазонов. Этот тип заданий наиболее полезен для проверки знаний естественнонаучных дисциплин. Для студента задание внешне выглядит как числовой вопрос. Верный ответ вычисляется после подстановки значений в формулу верного ответа. В формуле допустимы стандартные арифметические операции, а также некоторые математические функции. Как и для «Числовых вопросов», преподаватель может указать промежуток, в пределах которого ответы будут считаться правильными. Однако для данного вида вопросов предусмотрены три различных типа погрешности: относительная, номинальная и геометрическая.

Оформление ответа на задание: ответом является формула, переменные(ая) оформляются в фигурных скобках, например: {a}, их возможные значения.



5.6. Разработка критериев итогового контроля по данному курсу

5.7. Составление рекомендаций по использованию литературы или дополнительных гипертекстовых ссылок.

5.8. Составление перечня необходимых рисунков, графиков зависимостей, схем. Разработка всех иллюстраций в виде отдельных файлов с использования стандартных средств ПО.

Для повышения наглядности материала и облегчения восприятия того или иного фрагмента текста рекомендуется использование рисунков, таблиц, графиков, диаграмм, блок-схем. Электронный вариант подачи материала, в отличие от бумажного, позволяет без дополнительных затрат и потери качества предоставлять графическую информацию.

При разработке таких средств целесообразно соблюдать следующие основные правила:


  • необходимо использовать минимальное количество комментирующего материала;

  • цветовая палитра не должна приводить к пестроте;

  • количество выбранных основных элементов должно соответствовать содержанию изучаемого модуля.

Графическое изображение материала:

Таблица. Таблицы рекомендуется использовать в тексте, когда необходимо осуществить группировку и систематизацию объектов, облегчить восприятие материала, провести сравнение нескольких объектов.

Таблицы по их функциональной роли разделяются на разъяснительные, сравнительные и обобщающие. Разъяснительные таблицы в сжатом виде облегчают понимание теоретического материала. В сравнительных таблицах группируется материал, сопоставляются и противопоставляются понятия. Обобщающие таблицы подводят итог изученному материалу, способствуют формированию понятий.

Необходимо избегать перегруженности таблицы учебным материалов, что делает ее менее наглядной, затрудняет зрительное восприятие. В этом случае лучше разбить материал на несколько таблиц. Таблицы можно оформить с помощью разнообразной палитры цветов, набора шрифтов, определенного количества строк и столбцов, различное обрамление.

Схема – графическое изображение материала, где отдельные элементы обозначаются условными фигурами (квадратами, кругами, сегментами), а отношения и связи между ними – стрелками. По функциональному признаку схемы делятся на сущностные, которые отражают составные части понятий, явлений, процессов; логические, устанавливающие логическую последовательность явлений, процессов; образные, облегчающие понимание трудных мест в тесте.

5.9.. Набор текста в соответствии с требованиями.

5.10. Оформление электронного учебного курса, формирование файлов, иллюстраций, сжатие файлов при необходимости.

5.11. Заполнение необходимых сведений о разработчиках курса.

5.12. Предоставление электронных учебных курсов Центру дистанционного образования (ЦДО) для анализа, тестирования и внесения в базу данных.
Примечание: электронный учебный курс может создаваться поэтапно. Например, сначала может быть разработан лекционный курс, а затем лабораторные и практические занятия.


  1. Правила оформления электронных учебных курсов в системе ЭДО

Подготовка электронных учебных курсов не требует от авторов каких-либо знаний в области программирования, но предполагает наличие элементарных навыков работы со стандартным программным обеспечением (текстовый и графический редактор). Основное внимание автор должен уделять содержательной и методической стороне изложения учебного материала.




    1. Информация о создателях курса.

Система ЭДО имеет в своей основе информационную структуру, включающую сведения об авторах электронных учебных курсов, входящих в систему ЭДО (в частности, краткую научную биографию авторов курса, основные публикации, фотография или видеоролик.).

Разработчику (разработчикам, если авторов несколько) курсов следует предоставить данные о себе в виде текстового файла по нижеприведенной форме:



  • ФИО (полностью),

  • ученое звание,

  • ученая степень,

  • место работы (кафедра), должность,

  • контактный телефон,

  • E-mail,

  • ICQ (не обязательно)




    1. Общие сведения о дисциплине.

Эти сведения необходимы для ориентации студента внутри курса, пояснения всех его основных направлений, места среди смежных дисциплин, сферы применения. Дисциплина должна быть понятна студенту: когда и для чего она изучается, каковы будут результаты обучения. Общий объем текста – 40-50 строк.
Пример: Правила оформления электронного учебного курса «Информатика»


Сведения об электронном учебном курсе и его структуре

Пример

1. Полное название курса

Информатика

2.Краткое название (шифр):

  • начальная буква названия курса,

  • семестр, в котором курс начинается.

И01

3. Специальность (специальности)

190100, 190600

4. Направление

Информатика и ВТ

5. Предметная область

Общая информатика

6. Аннотация (не более 150 слов)

Курс предназначен для изучения основных направлений информатики, в том числе теоретической информатики, программирования, информационных систем. В рамках курса изучаются основы алгоритмизации, логические основы ЭВМ, программное обеспечение, технологии программирования, локальные и глобальные сети

7. Аннотация на английском языке (по желанию разработчика)

This course is about…

8. Требования к начальному уровню подготовки обучающихся (до 10 слов)

Курс рассчитан на новичков

9. Список дисциплин, которые необходимо изучить перед данной дисциплиной для обеспечения системности и преемственности в обучении

Нет

(но, например, перед курсом «Прикладное программирование» следует изучить курс «Общая информатика», а перед курсом «Материаловедение» – курс «Химия»)



10. Количество модулей (не менее трех)

5

11. Количество лекций и общих часов изучения курса по рабочей программе, включая часы для самостоятельной работы

34/80

12. Кол-во лаб.работ/часов для выполнения

4/40

13. Кол-во практик/часов для изучения

5/20

14. Общее количество часов (аудиторных + самостоятельная работа)

140

15. Семестры

1,2

16. Итоговый контроль (зачет/экзамен)

Экзамен


6.3. Сведения о структуре модуля

Пример: описание Модуля 1 курса «Информатика».


Сведения о модуле

Пример

1. Название модуля

Модуль 1. Основные понятия

2. Кол-во лекций /часов для изучения

8/20

3. Кол-во лаб.работ/ часов для выполнения

1/10

4. Кол-во практик/ часов для изучения

2/5

5. Общее количество часов

35

6. Есть ли промежуточный тест

Да

7. Название теста

Тест по первому модулю

8. Литература, ссылки

1. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс - Питер: 2002. .Глава 1.

9.Сведения о дополнительных учебных материалах

Информатика. Под ред. Н..В. Макаровой. М., Финансы и статистика, 2002. Глава 1.


6.4. Описание лекций в электронном учебном курсе

Каждая лекция записывается в отдельный файл. Имя файла состоит из имени курса, номера модуля и номера лекции, например, InfLec1_1.doc.

Перед текстом лекции в описание включаются план лекции, основные понятия и вопросы, рассматриваемые на лекции.

При размещении лекции в динамической управляющей образовательной среде Moodle, отдельные разделы плана становятся интерактивными, то есть могут вызываться из плана в произвольном порядке.


Пример: описание лекции 1 модуля 1 курса «Информатика».


Сведения о лекции

Пример

1. Название лекции

Лекция1.1. Основные направления развития информатики

2. Имя файла лекции

InfLec1_1.doc

3.Краткая аннотация (до 30 слов)

В лекции рассматриваются основные направления развития информатики: теоретическая информатика, кибернетика, вычислительная техника, программирование, защита информации, информатика в обществе, информационные системы, искусственный интеллект.


6.5. Описание лабораторных работ

Каждая лабораторная работа записывается в отдельный файл. Имя файла состоит из имени курса, номера модуля и номера лабораторной работы, например, InfLR1_1.doc. В аннотации определяется цель лабораторной работы, основные понятия, используемые методики, ожидаемые результаты, форма отчета.


Пример: описание лабораторной работы 1 модуля 1 курса «Информатика».


Сведения о лабораторной работе

Пример

1.Название лабораторной работы

ЛР 1.1

2. Имя файла Лабораторной работы

InfLR1_1.doc

3. Краткая аннотация (до 30 слов)

Цель ЛР – освоение приемов работы с операционной системой Windows. В ЛР рассматриваются вопросы организации работы на персональном компьютере. Определяются основные понятия операционной системы Windows, элементы Рабочего стола и др. сведения, необходимые для работы пользователя ПК. Ожидаемые результаты –приобретение устойчивых навыков работы в операционной системе Windows. Форма отчета – электронная.



6.6. Описание практических занятий

Каждое практическое занятие записывается в отдельный файл. Имя файла состоит из имени курса, номера модуля и номера практического занятия, например, InfPZ1_1.doc. В аннотации определяется: цель практического занятия, основные понятия, используемые методики, ожидаемые результаты, форма отчета.


Пример: практическое занятие 1 модуля 1 курса «Информатика».


Сведения о практическом занятии

Пример

    1. Название практического занятия

ПЗ 1.1

    1. Имя файла Практического занятия

InPZ1_1.doc

    1. Краткая аннотация (до 30 слов)

Цель практического занятия – изучение системы классификации основных разделов информатики, ознакомление с приоритетными направлениями развития информатики как науки. В ПЗ рассматриваются вопросы классификации разделов информатики, даются определения информатики как науки, информационных технологий и их компонентов. Форма отчета – электронная.


6.7. Описание тестовых заданий, зачетов, экзаменов
Пример: тест 1 модуля 1 курса «Информатика».


Сведения о тестовом задании

(зачете, экзамене)

Пример

1. Название ТЗ

Тест по первому модулю

2. Тип

Тест

3. Имя файла с вопросами и ответами

test1.doc

4. Краткая аннотация (до 30 слов)

В ТЗ проверяется усвоение материала по основным понятиям информатики: информация, ее свойства, информационные технологии, основные компоненты ИТ.

5. Общее кол-во вопросов

100

6. Время в минутах для прохождения всего теста

60

7. Максимальное количество баллов

130

8. Оценка «отлично» (% от максимума)

85

9. Оценка «хорошо» (% от максимума)

70

10. Оценка «удовлетворительно»

(% от максимума)



55

11. Количество уровней сложности (рекомендуется от 3 до 9)

3




12. Количество баллов за один вопрос каждого уровня сложности

Уровень

Баллы

Уровень

Баллы

Уровень

Баллы

1

9

4

15

7

18

2

11

5

16

8

19

3

14

6

17

9

20




13. Разбиение тестируемого материала по лекциям, ЛР и ПЗ

№ Лекции, ЛР или ПЗ



Список соответствующих вопросов из ТЗ

Л. 1.1

1, 2, 5, 10, 11

Л. 1.2

3, 4, 6, 8, 12

ПЗ 1.1

9, 13, 14, 15

ЛР 1.1

16, 18, 19, 20

(и т.д. для каждой лекции, ЛР и ПЗ)






<предыдущая страница | следующая страница>


Руководство по разработке электронного учебно-методического обеспечения системы электронно-дистанционного обучения

Руководство предназначено для разработчиков электронных обучающих материалов и электронных учебных курсов, отвечающих требованиям системы электронно-дистанционного обучения вгту

445.04kb.

25 12 2014
4 стр.


Руководство по подготовке электронных учебных курсов для системы дистанционного обучения вгту

Руководство предназначено для преподавателей вгту, занимающихся подготовкой учебных материалов, отвечающих требованиям системы дистанционного образования вгту

375.82kb.

25 12 2014
1 стр.


Проблемы формирования сервера дистанционного обучения по нейролингвистике

В последнее время в русскоязычной части всемирной компьютерной сети Интернет появляется все больше курсов дистанционного обучения

33.02kb.

09 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов россии: история сибири

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

755.07kb.

25 12 2014
5 стр.


Учебный план по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)»

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

930.02kb.

25 12 2014
3 стр.


Учебный план по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

446.01kb.

17 12 2014
4 стр.


Методические рекомендации по составлению учебно-методического комплекса дисциплины (предмета), практики 2011

Методические рекомендации рассмотрены на заседании методического совета. Рекомендована к использованию при составлении умк дисциплин (предметов), практик преподавателям и мастерам

43.91kb.

17 12 2014
1 стр.


Семинар №3: Особенности разработки учебно-методического обеспечения совместных образовательных программ

Поводится совместно Департаментом международных образовательных проектов, кафедрой «Управление международным сотрудничеством» и Учебно-методическим центром «Экспертный центр оценки

13.42kb.

10 10 2014
1 стр.