Перейти на главную страницу
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа № 46
Открытый урок на тему:
«Русь в раннее средневековье»
(проектная технология)
Преподаватель: Хатченкова Н.В.
Тверь, 2009
Цели:
1. Ознакомить учащихся с проблемами развития цивилизации Европы и Руси в IX-XIII вв.
2. Отработать умения и навыки публичных выступлений учащихся и защиты ими своих проектов.
3. Выявить общие и специфические черты средневековых цивилизаций.
I. Орг. момент.
II. Вступительное слово учителя.
III. Презентация проектов.
IV. Итоги. Выводы.
Алгоритм реализации проекта.
1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП.
проанализировать историческое развитие Руси
В VI – IX веках н.э.
ЗАДАЧИ:
Изучение истории Руси в раннее средневековье представляется очень актуальной задачей. Именно в этом историческом периоде коренятся истоки отечественной культуры и государственности, российской цивилизации в целом. В VI-IX веках в период расселения славян на обширных территориях Восточной Европы были заложены фундаментальные основы многовекового поступательного развития сначала русского, а затем и российского государства. Глубокий анализ экономических, социальных, политических, культурных процессов, происходящих в восточнославянских землях в VI-IX веках необходим для понимания долгосрочных тенденций, определивших исторические судьбы российской цивилизации, обусловивших ее самобытность, породивших присущие ей проблемы. Невозможно полноценное исследование более поздних этапов исторического развития России без исчерпывающего познания содержания самого раннего, начального периода отечественной истории.
Ранний период истории Руси, жизнь восточнославянских племен, возникновение древнерусского государства привлекают внимание отечественных и зарубежных историков на протяжении нескольких столетий. К изучению истоков русской истории в своих трудах обращались такие классики отечественной исторической науки, как В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Они ввели в научный оборот обширный летописный материал, построили первые концепции ранней истории Руси, участвовали в дискуссиях вокруг «норманнской теории», разработанной в XVIII веке немецкими историками Байером и Шлецером.
Огромный вклад в изучение раннесредневековой Руси внесли советские историки XX века: Б.Д. Греков, С.В. Юшков, М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков, В.В. Седов, И.Я. Фроянов, А.А. Преображенский и другие. Советская историческая наука, опираясь на анализ обширного комплекса источников, в том числе многочисленных археологических данных, в значительной мере воссоздала масштабную картину развития восточнославянских племен в VI-IX веках. Были накоплены факты и сформулированы убедительные аргументы, опровергающие «норманнскую теорию». Однако особенностью советской историографии являлись абсолютизация марксистского формационного подхода к анализу исторического процесса, чрезмерное внимание к экономическим факторам общественного развития в ущерб другим аспектам истории.
Исследования ранней истории Руси продолжаются и в постсоветское время. Современные историки, например, Л.И. Семенникова, стремятся использовать возможности цивилизационного подхода для углубления наших представлений о генезисе древнерусского государства.
Несмотря на многовековую традицию изучения раннесредневековой Руси историками, до сих пор сохраняется немало открытых вопросов и дискуссионных проблем, требующих решения.
Ученые спорят о территории, которая являлась прародиной славян, о времени их выделения в отдельную этническую общность, о принадлежности тех или иных племен, упоминаемых древними авторами к славянству.
Сохраняются разногласия в исследованиях хозяйственной жизни славян: соотношение земледелия, скотоводства, ремесла и торговли; оценка уровня земледельческой культуры разных племен (подсека, перелог, двуполье, трехполье).
Сложными являются вопросы о состоянии социальных отношений: время перехода от родовой общины к соседской; период «военной демократии»; время и сущность процесса феодализации; существование рабовладельческого уклада в древней Руси.
Самым острым является комплекс проблем, связанных с генезисом древнерусского государства: «норманнская теория» опровергнута, но вопрос о скандинавском влиянии на развитие Руси остается; содержание и соотношение факторов (экономического, политического, социального и других), способствовавших возникновению государства; значение внешнего фактора; сохранение родоплеменных пережитков в древнерусском государстве.
Проект «Русь в раннее средневековье (VI-IX вв.) нацелен на знакомство с основными аспектами исторического развития восточных славян в период зарождения и формирования древнерусского государства. Проект ориентирован на расширение знаний о событиях, фактах, проблемах раннесредневековой истории Руси. В ходе проекта предполагается решение следующих задач:
Изучение истории Руси в раннее средневековье основано на анализе исторических источников. Эти источники позволяют нам воссоздать историю Руси в VI-IX веках нашей эры. Исторические источники, которые содержат информацию об этой далекой эпохе, можно разделить на 3 группы.
Первая группа – это сообщения о жизни славянских племен, которые содержатся в трудах античных авторов. Например, о славянах упоминают древнеримский писатель Плиний Старший, историк Тацит, географ Птолемей Клавдий и другие авторы. Правда, называли они славян другими именами, например, ВЕНЕДАМИ. Конечно, эти данные касаются самого раннего периода славянской истории, начиная еще с 1-го тысячелетия до нашей эры.
Вторая группа – это древнерусские летописи. Летопись – это погодовое описание событий. Самая главная из них – «Повесть временных лет». Ее написал в начале ХII века в Киеве монах Печерского монастыря – Нестор. «Повесть временных лет» - ценнейший источник информации о возникновении Древнерусского государства.
Третья группа – это многочисленные археологические находки. Археологические исследования позволяют нам узнать, какими были поселения славян, их жилища, занятия, обычаи и верования.
Историки используют разные виды источников в комплексе.
Славяне как особая этническая общность, по мнению ученых, начала формироваться еще задолго до нашей эры. В начале первого тысячелетия новой эры сформировались три «ветви» славян: южные славяне, западные славяне и восточные славяне, которые и создали позднее государство Русь. В 6 – 9 веках восточные славяне заселили обширную территорию. Они занимали земли от карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке. От Невы и Ладожского озера на севере до среднего течения Днепра на юге.
В это время у восточных славян складываются сначала отдельные племена, а затем и племенные союзы. В летописи упоминается примерно 14 таких племенных союзов. Ученые считают, что союз включал в себя 120-150 отдельных племен. А каждое племя состояло из большого числа родов и занимало значительную территорию (40-60 кв. км).
Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян на правобережье Днепра жили в лесах древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи ( от слова «дрягва» - болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота – притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам – радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимала белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене.
Недалеко от того места, где позднее возникнет Тверь, в верховьях Волги жили кривичи. Их погребения (курганы) до сих пор изучают тверские археологи.
Рассказ летописи о расселении восточнославянских племен полностью подтвердили данные археологических раскопок. Археологи обнаружили особые женские украшения (височные кольца), которые отличаются у каждого племени.
Кто были соседями славян? На западе – западные славяне (предки поляков, словаков, чехов), на северо-западе, в Прибалтике – предки литовцев, латышей, эстонцев. На севере и северо-востоке – многочисленные финно-угорские племена, на востоке располагалось особое государство Волжская Болгария. На юго-востоке начинались степные просторы, где хозяйничали многочисленные племена кочевников, совершавших набеги на земли славян (хазары, печенеги, позднее половцы). К югу в районе черного моря начинались огромные владения Византийской империи. Именно сюда из Скандинавии, где жили варяги (викинги) через Новгород и Киев в Константинополь (Царьград) пролегал знаменитый торговый путь «из варяг в греки».
Соседи определяли основные направления внешней политики будущего древнерусского государства (от кочевников защищались, с византийцами торговали и воевали).
3
Хозяйство и социальные отношения
Главным занятием восточных славян было земледелие. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок. В северных лесных районах существовало подсечно-огневое земледелие. В первый год деревья подрубали, на второй год высохшие деревья сжигали. Их золу использовали как удобрение и сеяли зерно. Через 3 года, когда плодородие почвы истощалось, участок забрасывали и вырубали в лесу новый. Использовали такие орудия, как топор, мотыга, соха, борона-суковатка, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай, молотили цепами. Размалывали зерно в муку каменными зернотерками.
В более южных степных районах была другая система земледелия – перелог. Здесь плодородных земель было много. Вырубать лес было не нужно. Поэтому просто раз в несколько лет переходили на новых участок. Здесь использовался плуг с железным лемехом.
Вторым после земледелия занятием было скотоводство (домашнее или оседлое) в отличие от кочевников. Разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Следует также назвать рыболовство, охоту и бортничество (сбор меда диких пчел).
Также развивались, особенно в городах, ремёсла (кузнечное, гончарное, плотницкое и др.) и торговля.
Каким был социальный строй восточных славян? Славяне жили общинами. В те времена они назывались «МИР» или «ВЕРВЬ». К моменту образования древнерусского государства на смену родовой общине пришла соседская община. Общинников теперь объединяло не кровное родство, а общность территории и хозяйства. Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей.
Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. Земля делилась между семьями с учетом числа рабочих рук и ртов. Каждая семья получала несколько наделов земли разного качества. Первоначально все угодья принадлежали общине, а затем стали собственностью феодалов (князей, бояр-вотчиников).
Именно в эти века бывшие вожди и старейшины первобытного времени постепенно превращаются в феодалов. Во главе племенных союзов стояли князья, в руках которых сосредотачивается власть. Они опираются на особые военные отряды – дружины. В то же время сохраняются пережитки первобытной эпохи: важнейшие вопросы из жизни племени по прежнему решаются на особых народных собраниях – вече; во время военных действий формируется народное ополчение.
Таким образом, для социального строя восточных славян в 6-9 веках характерно, с одной стороны, сохранение черт первобытности, а с другой стороны, возникновение новых черт государства.
4
Религия восточных славян
Религией восточных славян в 6-9 веках было язычество. Язычество – сложный комплекс верований и обрядов. Для славянского язычества характерны:
- фетишизм (поклонение идолам);
- одухотворение природы (вера в духов, которые населяют леса (лешие), воды (водяные), берега (берегини) и т.п.);
- культ предков (предок, давно умерший, считался как бы живым покровителем своего потомства). Его называли ЧУРОМ. Поэтому Чур считался древним богом домашнего очага;
- вера в загробную жизнь (обычно при погребении умершего сжигали вместе с домашней утварью или оружием). После погребения насыпался курган и устраивался поминальный пир – тризна;
- многобожие – было важнейшей чертой язычества.
К 9-му веку сложился особый пантеон (совокупность богов) славянских богов, каждый из которых символизировал какую-нибудь природную стихию или занятие людей. Например, ПЕРУН – Бог грозы и войны (у греков такого Бога звали Зевсом, а у римлян Юпитером). СТРИБОГ – Бог ветра, СВАРОГ – Бог огня, ДАЖДЬБОГ – Бог Солнца (у других племен Ярило), ВЕЛЕС – Бог-покровитель скотоводства, МАКОШ – Богиня Земли и плодородия.
К богам обращались с молитвами, приносили им жертвы (согласно летописи иногда даже человеческие). Появляются первые священнослужители – языческие жрецы, которых называли волхвами. У восточных славян сложился также круг языческих праздников: коляда (конец декабря), масленица (март), купала (день летнего солнцестояния).
Многие пережитки язычества сохранились в русской культуре даже после принятия христианства, практически до наших дней (праздник масленицы, день Ивана Купалы, народная медицина).
В 9-м веке у восточных славян образуется государство, получившее название «Киевская Русь». По мнению ученых, государство – это особый аппарат управления обществом. Признаками государства являются публичная власть, особый слой управленцев, суверенитет, границы, налоговая система. Вопрос о возникновения любого государства очень сложен, т.к. это всегда длительный и противоречивый процесс.
Важнейшие сведения о возникновении государства у восточных славян содержатся в Повести временных лет. Нестор рассказывает, что в 862-м году в Новгороде произошла смута, горожане свергли правителя и пригласили к себе варяжских правителей (конунгов). Варяги (викинги, норманны) – это племена, населявшие скандинавский полуостров. Новгородцы писали варягам «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите и володейте нами». В ответ на это послание в Новгород прибывают конунги, Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик становится новгородским князем и родоначальником династии русских государей, которые правили в нашей стране до конца 16-го века. После смерти Рюрика князем стал его родственник – князь Олег, т.к. сын Рюрика Игорь был еще совсем мал. В 882-м году Олег вместе с Игорем отправляются на юг по пути «из варяг в греки». В Киеве Олег убивает правивших там бывших бояр Рюрика – Аскольда и Дира и становится киевским князем. Так в 882-м году князь Олег объединил под своей властью 2 центра зарождения древнерусской государственности - Киев и Новгород, возникла Киевская Русь. Олег успешно воевал с кочевниками, совершил походы на Византию. В 1882 году в Новгородском Кремле был установлен величественный памятник, посвященный тысячелетию Руси.
Летописный рассказ о призвании варягов стал основой для так называемой норманнской теории происхождения древнерусского государства. В 18-м веке эту теорию сформулировали работавшие в России немецкие ученые Г. Миллер и Г. Байер. Суть теории заключается в том, что древнерусское государство было создано не славянами, а иноземцами, что славяне по уровню своего развития не были способны создать государство. Норманнская теория приобрела не только научное, но и большое политическое значение. Например, во время Великой Отечественной войны в фашистской Германии опирались на эту теорию, доказывая неполноценность славян и возможность их уничтожения.
В отечественной исторической науке давно уже была доказана полная несостоятельность и ошибочность норманнской теории:
Таким образом, возникновение государства Киевская Русь стало закономерным результатом социально-экономического и политического развития восточнославянских племён в 6 – 9 веках.
В ходе подготовки и реализации проекта «Русь в раннее средневековье (VI-IX вв.)» были изучены источники, научные и учебные публикации по ранней истории Руси, собран обширный фактический материал, проанализированы существующие проблемы. Участники проекта представили сообщения, раскрывающие его содержание, подготовили иллюстративные материалы, использовали хронологическую и картографическую информацию.
Краткие выводы по проекту заключаются в следующем:
Религией восточных славян в VI-IX веках было язычество – сложный комплекс верований и обрядов. Для славянского язычества характерны: фетишизм, одухотворение природы, культ предков, вера в загробную жизнь, многобожие.
Ознакомить учащихся с проблемами развития цивилизации Европы и Руси в IX-XIII вв
11 10 2014
1 стр.
Раннее средневековье (V-X века): в обществе устанавливаются феодальные отношения
08 10 2014
1 стр.
Охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии
25 12 2014
11 стр.
Петрухин В. Я. Праславянская культура и древние славяне // История культур славянских народов. В 3 тт. Т. I. Древность и Средневековье. М., 2003. С. 16—58
15 12 2014
1 стр.
Эпиграф: Монголо-татары прошлись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему
11 10 2014
1 стр.
«маловажно» определить причины и условия, заставившие северо-восточные княжества вступить на путь объединения, но изолировавшие от этого процесса Южную Русь?
12 10 2014
16 стр.
Киев с 29 апреля – 3 мая – автобусный тур «Киевская Русь», г-ца «Русь» проживание, 2-х разовое питание, обзорная по городу, пешеходная экскурсия «Древний Киев» с Софийским собором,
04 09 2014
1 стр.
Открытым паевым инвестиционным фондом облигаций "Русь-Капитал — Рантье" под управлением Управляющей компании "Русь-Капитал"
06 10 2014
3 стр.