Перейти на главную страницу
Москва
Под редакцией В.В. Воронковой
© Коллектив авторов, 2000
© «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 2000 © Серийное оформление обложки.
«Гуманитарный издательский
Программы специальной (коррекционной) образовательной П78 школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /
Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 2. - 240 с. 13ВЫ 5-691-00583-9.
5-691-00626-6(11).
центр ВЛАДОС», 2011
Общая характеристика
Программы данного сборника содержат учебный материал для 5—9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.
Второй этап предполагает обучение в ПТУ или в учебно-производственном отделении учебно-воспитательного комплекса для умственно отсталых детей.
Последний этап соответствует 1—2 ступени профессиональной квалификации лиц с нормальным интеллектом.
Сборник включает учебные программы по столярному, слесарному, переплетно-картонажному, швейному делу, подготовке младшего обслуживающего персонала, сельскохозяйственному труду, цветоводству и декоративному садоводству.
По построению и объему учебного материала программы являются базовыми. Исходя из местных условий обучения и трудоустройства выпускников школа выбирает соответствующие виды труда, уточняет содержание базовых программ (некоторые темы могут опускаться) или по их образцу разрабатывает новые для других видов труда.
Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от состояния проводимой в школе коррекционной работы. Ее основными направлениями для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
В начале обучения помощь должна быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. Целенаправленное обучение общетрудовым умениям позволяет учителю в старших классах перейти от развернутой помощи учащимся к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся.
Основные пути повышения качества работы учащихся заключаются в следующем:
1. Создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.
2. Обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии. .
3. Достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.
В первые два—три года профессионального обучения первостепенное внимание придается правильности выполнения учащимися трудовых приемов. В последующем наращивается темп работы и степень овладения трудовыми навыками. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся изготавливают товарную продукцию. При подготовке младшего обслуживающего персонала практическое повторение осуществляется в форме производственной практики на базовом предприятии, в учреждениях.
Программы предусматривают специализацию профессионального обучения только в 9 или 8—9 классах. Большинство программ содержит блоки по двум специальностям изучаемой профессии. Программы штукатурно-малярного дела и обслуживающего труда не предусматривают разделения по специальностям. В их построение положен принцип технических связей предлагаемых тем.
Выбор направления специализации в школе не является постоянным. Специализация может осуществляться и по направлениям, не указанным в данных программах. Для этого используются общие для профессии темы данного сборника и разрабатываются дополнительные, отражающие специфику трудовой деятельности выпускников школы в конкретных условиях.
Для эффективного обучения умственно отсталых детей необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические,работы учащихся в конце каждой учебной четверти. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
В программах дана примерная последовательность тем и содержание практических работ. Их уточнение применительно к условиям своей школы выполняет учитель. Количество учебных часов на четверть рассчитывается в соответствии с принятым школой учебным планом. Определение времени, необходимого на отработку содержания программной темы, определяет учитель исходя из возможностей конкретной учебно-трудовой группы и материально-технического обеспечения мастерской. При этом в 8— 9 классах на практическое повторение (выполнение производственных заказов) целесообразно отводить приблизительно 50% учебного времени.
СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО
Пояснительная записка
Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррек-ционной школы VIII типа. Цель программы — подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.
В группу для обучения столярному делу следует отбирать ребят, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.
Срок обучения по программе — 5 лет. В 9 классе предполагается специализация учащихся. Разделение на столяров и плотников происходит на основе учительского анализа степени усвоения школьниками учебного материала за 5—8 классы.
Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.
Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного изделия»). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.
Перечень тем программы не является строго обязательным. Учитель исходя из материально-технической базы школы и уровня подготовленности учащихся вправе заменять темы. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.
Для успешного обучения по данной программе школе необходимо иметь хорошо оснащенную столярную мастерскую в достаточном наличии образцов-эталонов во всех классах. Очень желательна тесная связь со столярным предприятием, заказы которого учащиеся могли бы выполнять на практических занятиях.
5 КЛАСС
I четверть
Вводное занятие
Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с ис-трументом.
Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.
Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стус-ле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.
Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.
Промышленная заготовка древесины
Игрушки из древесного материала
Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).
По выбору учителя.
Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении II четверти. Правила безопасности при работе с инструментами.
Умение. Работа на настольном сверлильном станке.
По выбору учителя.
Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил безопасности.
Соединение деталей с помощью шурупов
Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.
Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная.
Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
IV четверть
Вводное занятие
Задачи обучения и план работы на IV четверть.
Изготовление кухонной утвари
Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству.
Теоретические сведения. Черчение: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.
Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.
Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строга ние. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.
Соединение рейки с бруском врезкой
Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.
По выбору учителя изготовление 3-х или 4-х изделий.
Задачи обучения, повторение знаний полученных в 5 классе. План работы на I четверть.
Виды работы: изделия для школы.
Изготовление с ориентировкой на чертеж детской лопатки, настенной полочки.
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской.
Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на чертеже
По выбору учителя два—три изделия.
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской.
Брак при долблении: виды предупреждения. Установка рейсмуса для разметки гнезда. Линия невидимого контура чертежа.
Программы специальной (коррекционной) образовательной П78 школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб
17 12 2014
21 стр.
Воронковой В. В. – М.: Просвещение, 2006 год и Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (Cборник 2: трудовое и профессиональное обучение) – М.: П
07 10 2014
1 стр.
Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире. Юнеско разработана программа
10 09 2014
20 стр.
Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе
12 10 2014
1 стр.
Ознакомление с порядком организа- ции работы на уроках труда, с правилами по технике безопасности, с тре- бованиями аккуратности и чёткости
25 12 2014
1 стр.
Данный сборник представляет собой результат научно – исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений, расположенных в Тверской области, выполненных под руков
10 10 2014
37 стр.
Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливаетинерция
01 09 2014
1 стр.
Доврачебная помощь: акушерское дело, лечебное дело, операционное дело, сестринское дело в педиатрии, анестезиология и реаниматология
25 09 2014
1 стр.