Перейти на главную страницу
4. Г.Ю. Ксензова. Перспективные школьные технологии.москва. 2000.
5. М.Ю. Шевелев, Ю.П. Шевелев. Технические средства для систем автоматизированного контроля знаний. Томск.2005.
Педагогическая технология развивающего метода.
Л.И. Пожидаева – заместитель директора
по учебно – воспитательной работе,
учитель английского языка
МОУ «Кафтанчиковская СОШ»
Томского района, Томской области.
Педагогическая технология – новая научная дисциплина, ее общественное признание насчитывает около двадцати лет.
Технологии и методики обучения и воспитания, о которых сегодня пойдет речь, прошли экспериментальную проверку в 1988-1997 год в школах и профтехучилищах г. Москвы и других регионов республики.
Вот основные понятия и идеи, на основе которых они построены.
Адаптивная образовательная система (АОС) способна помочь каждому ученику достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями. Гибкая, полимерная, открытая АОС выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям.
«Социальная адаптация» - взаимное приспособление ученика к образовательной системе, а образовательной системы к ученику.
Школа, в которой реализуется АОС, называется адаптивной школой (АШ).
Основное назначение АОС и АШ заключается в обеспечении развития интеллекта школьника.
Homo sapiens – человек разумный становится таковым под влиянием определенных условий. В основе разума лежит интеллект, а в основе интеллекта - мышление. С помощью мышления через мысли-цели происходит не только отражение внешнего мира, но и формирование модели деятельности (поведения) человека. В качестве эталона мысли-цели может выступать речь учителя, письменная речь (учебник или другой источник информации). В ходе мыслительного процесса каждая новая мысль ученика по структуре и содержанию должна усложняться, приближаясь к эталону; она должна быть имманентной самому ученику, тогда он не просто использует готовые конструкции, но и рассуждает с их помощью; полученные знания должны применятся в практической деятельности в нестандартных ситуациях. Процесс, удовлетворяющий этим требованиям можно назвать развитием интеллекта (идеи Г.П. Щедровицкого, Ю.В.Громыко о соотношении понятий изменения и развития)
Воспитание и обучение органически взаимосвязаны и обеспечивают социокогнитивное развитие не по частям, а в целом (Л.С.Выготской, Ж.Пиаже, А.Н.Перре – Клермон).
Овладение учеником способами человеческой деятельности и сознательным поведением происходит только через мысль и слово. Вначале было слово – записано в библии. Словом передается «мысль, выведенная из опыта», писал К.Д.Ушинский. Именно слово было главным средством воспитания у А.С.Макаренко и В..А. Сухомлинского.
Мысль лежит в основе сознательной деятельности, творчества и преобразования самого человека. Научить каждого ребенка мыслить - основная цель АШ.
Адаптивная школа – это школа развития социализованного интеллекта (социокогнитивный аспект), развития мыследеятельности как основы интеллекта человека.
Структура учебно-воспитательного процесса в адаптивной школе – на основе собственного опыта педагогов, анализе результатов УВ процесса выстраиваются собственные модели АС.
У Т.И.Шамовой – АШ рассматривается как школа, создающая условия для самореализации личности ученика и строящаяся на основе системного, синергетического и диалогического подходов.
АШ приспосабливается к внешней среде и сама влияет на нее, она приспосабливается также к интеллектуальной, эмоционально-оценочной и поведенческой сферам каждого участника педагогического процесса. Определяющий признак АШ – развитие способности личности к самосовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов, возможностей.
(У Н.Е.Щурковой – человек не может не развиваться)
Традиционная школа – трехмерная структура.
Учебная работа, воспитательная работа, дополнительное образование.
АШ добавляет общесоматическое и сенсорно-моторное развитие, развитие высших психических функций, духовно-мировоззренческое развитие.
Учебно-воспитательный процесс в адаптивной школе.
Компонент системы |
Механизмы реализации |
Источник |
Средства адаптации компонента системы к ученику |
Цели адаптации |
1. Адаптивные учебные занятия |
Уроки по расписанию |
Базисная часть учебного плана |
Развивающие технологии. Методика рефлексивного обучения. |
Требования государственной программы. |
2.Индивидуаль- ные учебные занятия. |
Уроки по расписанию |
Школьный компонент учебного плана |
Организация индивидуальной помощи ребенку. |
Более высокий уровень индивидуального развития |
3.Занятия по обще- соматическому и сенсорно – моторному развитию |
Уроки по расписанию и занятия в системе дополнитель- ного образования
|
Базисная часть и школьный компонент учебного плана |
За счет развития костно-мышечной системы и чувствительности рецепторов |
Восприятие внешних сигналов и информации |
4. Занятия по социально-нравственной адаптации |
Классные часы и классные собрания. Включаются в школьное расписание |
По функционалу классного руководителя |
За счет методик коллективного и индивидуального воспитания |
Формирование и развития общественного и индивидуального сознания |
5. Занятия по культурологии, краеведению и экологии. |
Специальные учебные занятия (граждановедение), походы, трудовая деятельность, экскурсии по плану школы |
Программа по краеведению |
За счет соединения биологических и социальных механизмов адаптации у ребенка |
Культура и экология отношений к объектам окружающего мира |
6. Адаптация к демократическому образу жизни |
Школьное и ученическое самоуправление, демократический стиль управления |
Демократическая организация внутришкольной жизни |
За счет организации социального опыта на основе демократических принципов |
Развитие общественного сознания. Социализация личности. |
Авторы адаптивной школы используют в своей работе технологии развивающего метода, который считают универсальным, так как, с одной стороны он охватывает весь образовательный процесс – воспитание, обучение и развитие, делая последнее органически единым, а с другой – позволяет выстраивать социокогнитивные методики и технологии.
В основе развивающего метода лежит общая для всех дидактических методов идея - идея социального взаимодействия, основным средством которого является слово или какой либо иной знак.
Отсюда вытекает, что развитие мышления и интеллекта всегда связано с социальным взаимодействием. При этом не исключается возможность развития ученика за счет его индивидуальной работы, но при этом не происходит персонализации ребенка и социализации его интеллекта. Метод должен гармонизировать процессы обучения воспитания и развития.
Социальное взаимодействие – необходимое условие развития, внешняя среда, которая может стать побудителем внутренней перестройки мыслительного процесса при наличии своеобразного катализатора развития, в качестве которого выступает конфликт.
- если в группу социального взаимодействия входят учащиеся с разным уровнем развития, но так, чтобы эти уровни не отличались друг от друга более чем на один шаг (уровень), то это способствует развитию учеников с более низким уровнем. При этом учащиеся с более высоким уровнем мотивируются за счет персонализации, а с более низким уровнем – за счет достижения успеха через самореализацию.
Теоретически признавая принцип деятельностного подхода ведущим в развитии сознания и мышления, мы на деле не обеспечиваем его реализацию в учебно-воспитательном процессе.
Необходимо использовать методы работы, обеспечивающие активную мыслительную деятельность каждого ученика на каждом уроке или занятии.
Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров (Л.С.Выготской).
С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. В адаптивной школе нет отметок «два» и «единица». У ученика всегда есть возможность улучшить свой результат в течение урока, используя помощь других ребят , учителя или работая самостоятельно.
Процессы рефлексии обеспечиваются с помощью рабочих карт урока и точных критериев оценки с самооценки выполненной работы.
В адаптивной школе добавляется обязательная самопроверка или взаимопроверка на этом же уроке сразу после выполнения работы. Это имеет большое значение для мотивации познавательной деятельности учащихся, так как сохраняет эмоциональное отношение к результатам своей работы. Отсроченные ожидания снижают уровень восприимчивости результатов, т.е. их воздействия на эмоциональную сферу (переживания) становятся настолько слабыми, что не влияют на мыслительный процесс так как хотелось бы учителю.
Традиционная школа |
Адаптивная школа | ||
Учитель |
Ученик |
Учитель |
Ученик |
1. Субъект обучения, информатор |
Объект обучения, получатель информации
|
Организатор познавательной деятельности учащихся |
Субъект обучения. С помощью учителя сам добывает знания |
Активен в течение всего урока |
Как правило, пассивен. Главное – запоминание фактов. |
Направляет познавательный процесс, обеспечивая самостоятельную деятельность |
Включается в активный мыслительный процесс |
3. Доминирует авторитарный стиль отношений в основе субъект-объектных отношений |
Конформистская позиция |
Доминирует демократический стиль отношений, в основе – сотрудничество, кооперация |
Активный участник педагогического процесса, в котором самореализуется и самоутверждается |
4. Отвечает за процесс обучения и его результаты |
Не до конца осознает собственную ответственность за результаты обучения |
Разделяет ответственности за результаты образовательного процесса с учащимся |
Включен в ответственность за результаты учебного процесса, осознавая их значимость для свого продвижения и развития |
5. Доминирует внешнее стимулирование |
Отсутствие интереса к учению (от 3% в 1-м классе до 60% в 9-м классе) |
Обеспечивается мотивационное обучение |
Доминирует внутренняя мотивация |
6. Господствуют информативные методы |
Ограничивается репродуктивным воспроизведением материала Использует рефлексивное управление познавательной деятельностью учащихся |
Доминируют методы самостоятельной работы, мозгового штурма |
Выполняет исследовательскую работу, применяя знания в сходных и измененных ситуациях |
7. Не уделяет внимания самоанализу, рефлексии |
Не анализирует собственную мыслительную деятельность |
Использует рефлексивное управление познавательной деятельностью учащихся |
Включается в самоанализ, самооценку мыслительной деятельности |
учебник английского языка “Happy English” I, Т.Б.Клементьева, Б.Монк,
Unit 12, p 286 - 298.
Л.И. Пожидаева – заместитель директора
по учебно – воспитательной работе,
учитель английского языка
МОУ «Кафтанчиковская СОШ»
Томского района, Томской области.
Цель урока: усвоение основной информации по теме «Праздники Великобритании» на уровне воспроизведения и применения в различных ситуациях.
Задачи:
Good morning those who like winter holidays!
Good morning those who think that holidays are very important in our life!
So we go on speaking about holidays today. At the last lesson we got some information about the way English children and not only children make their holidays and parties. Let’s see what you remember about it.
(Ученики работают в тетрадях, делая за одну минуту запись процесса изготовления предмета, который я называю. Используют тексты диалогов предыдущего урока).
What holidays do they speak about in the dialogues?
Yes, only two holidays are mentioned: Halloween and Christmas.
Are there any other popular holidays in Great Britain? Of course, there are. Do you want to get information about them? The text of the ex. 11 will help us.
Более сильная группа выполняет задание быстрее и переводит ( с задания на листке, полученное от учителя) образцы вопросительных структур, пользуясь которыми, можно получить информацию по датам праздников.
Проверяем правильность перевода всех предложений и выписываем правильные варианты на доску. (Ученики, сумевшие индивидуально перевести вопросы правильно ставят себе галочку за каждый правильный вариант в графу «Перевод вопросов» в рабочей карте, после проверки оценивают по следующим критериям:
5 – 6-7 правильных вариантов.
4 – 4-5 правильных вариантов
3 – 2-3 правильных варианта.
Работа в парах(один с учебником, другой без него). Вначале первый партнер задает все вопросы, желательно вразброс, и отмечает количество правильных ответов, затем ученики меняются местами и выполняют ту же работу. Оценивают друг друга по следующим критериям:
5 – все ответы верные
4 - допущена 1 ошибка
3 – допущены 2,3 ошибки
Now we have a little time to make a press conference between two groups – Russian and British. They all speak English as an international language № 1 and they want to know more about holidays of their countries.
Участники обеих групп задают по очереди любые вопросы на эту тему, учитель может фиксировать все вопросы и ответы учеников для последующего сравнения с оценкой, данной группой каждому ученику.
Группа оценивает работу каждого, отметки вносятся в графу «Групповая работа».
I think you are very good now at this theme. Please switch on your “Symbols” and do my tasks.
Ученики работают индивидуально.
Фамилия, имя ученика |
Самостоятельная работа ( дом. задание) 5 мин.
с\о |
Работа в группе 12 мин
о\г |
Перевод вопросов 4 мин
с\о |
Работа в парах 5 мин
в\о |
Работа в группах 9мин
г\о |
Работа с «Символом» 7 мин
с\о |
Итоговая отметка 3 мин
о\с |
|
|
|
|
|
|
Заключительный этап урока:
МОУ «Кафтанчиковская СОШ»
Томского района, Томской области.
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие». Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы «не знать». Знать надо! А дело в том, чтобы «сомневаться», не брать на веру все, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях - результат обязательно будет. Ведь по мнению одного из ведущих исследователей проблем творчества (одаренности), П. Торренса, «творчество - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
В последнее время подчёркивается необходимость развития индивидуальных способностей учащихся, создание благоприятных условий для всестороннего их развития, для воспитания творческой личности. Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Основываясь на концепции взаимосвязи уровня интеллекта и уровня творческих способностей (Д. Векслер, Г.Айзенк и др.), можно предположить, что развитие творческих способностей позитивно влияет на познавательную сферу учащегося, и, следовательно на уровень его обучаемости. Поэтому в начальных классах одной из ведущих задач развития ребёнка является развитие его творческих способностей.
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит лёгкость и эффективность его учения. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает.
Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорождённый осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребёнка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Поэтому ставлю перед собой цель – развивать творческие способности учащихся. Помимо уроков ввожу специальный курс «Развитие познавательных способностей» (РПС). Эти занятия принципиально отличаются от обычных уроков как по форме и содержанию, так и по целям, стоящим и перед учителем, и перед учащимися. Каковы основные цели урока? Выработать умения и отработать определённые навыки письма, чтения, счёта и т. д. Цель занятий по развитию творческих способностей – воспитание творческой личности. Эти занятия способствуют развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Они побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.
Чтобы выполнить задание, ученик должен не только и не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, - уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.
На занятиях по развитию творческих способностей каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему посильную ступеньку. Все ли задания, данным учителем на том или ином занятии, должны быть выполнены каждым учеником? Вовсе нет. Пусть из пяти предложенных учителем заданий всеми будут выполнено одно - два. Но все ученики думали, творили, мыслили, искали нужные пути решения, и у них появился интерес к подобной работе. То, что не удалось сделать сегодня, будет обязательно выполнено в следующий раз, потому что каждое предыдущее занятие является как бы стартовой площадкой для следующего.
Опыт показывает, что эти занятия хорошо подходят в коррекционно-развивающем обучении для детей с особыми образовательными нуждами. В эту группу входят дети с задержками психического развития (ЗПР).
ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие «задержка» подчёркивает временный (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.
По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности и эмоциональной сферы младшие школьники с задержкой психического развития значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей. Это важно в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее, так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение- это обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и изменённые условия.
Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
Система представленных на занятиях по РТС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Предлагаемые упражнения «мозговой гимнастики».
Корригирующая гимнастика для глаз:
Упражнение 1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-5 раз подряд с интервалом 15 секунд.
Упражнение 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.
Упражнение 3. Вращать глазами по кругу: вниз, влево, вверх, вправо.
Упражнение 4. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца 4-5 раз.
Упражнение 5. Закрыть веки. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Спустя 1-2 сек снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза.
Упражнения 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.
Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач и упражнений будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на развитие их познавательных процессов: значительно расширяется объём и концентрация внимания, учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается словарный запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения, небольшие доказательства (обоснования). Даёт возможность заложить предпосылки таких черт характера, как усидчивость, любознательность, самостоятельность и др.
Для развития самостоятельности мышления с первого класса ввожу занимательные задания для развития мышления. Осуществляю на практике подбор нестандартных заданий ошибки- невидимки, задачи в стихах, игры, логические цепочки, лабиринты, логические задачи, зашифрованные слова, числовые ребусы. Выполняя эти задания, дети овладевают приёмами анализа и синтеза, сравнения и обобщение, связей и отношений между предметами, явлениями и событиями окружающего мира
Данные диагностики познавательных функций на протяжении трёх учебных лет показывают положительную динамику развития у основной массы учащихся. Результаты диагностического среза за 3 класс приведены в таблицах, которые подготовил школьный психолог.
№ |
ФИО |
1 |
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
6,5 |
Образный | |||||||||||||||||||||||||||||||
8,5 |
Абстракно-логический | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Конкретно-действенный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3,5 |
Абстракно-логический | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Образный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
8,5 |
Абстракно-логический | ||||||||||||||||||||||||||||||||
8,5 |
Образный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5,5 |
Абстракно-логический | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4,5 |
Конкретно-действенный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
7,5 |
Абстракно-логический | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1,5 |
Образный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5,5 |
Конкретно-действенный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Абстракно-логический | ||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Образный | ||||||||||||||||||||||||||||||||
9,5 |
Абстракно-логический | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Средний балл по группе |
6,2 |
|
По полученным данным видно, что в группе испытуемых, состоящей из 15 человек, на момент обследования выявлено преобладание абстрактно-логического типа мышления у 6 человек, преобладание образного типа мышления у 6 человек и преобладание конкретно-действенного типа мышления у 3 человек. Предположительно испытуемые с преобладающим абстрактно-логическим характером мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, относятся к типу «мыслителя». Испытуемые с преобладанием образного типа мышления относятся к людям, сознающим в себе наличие художественных способностей или увлекающимся художественным творчеством.
Образ деятельности испытуемых с преобладанием конкретно-действенного типа мышления направлен на оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо на разрешение частных конкретных задач в практической деятельности (так называемое «практическое мышление»). Оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями является чаще свойственным детям 10 – 11 лет.
По объему воспроизведения (долговременная память) у 8 испытуемых результаты выше среднего, у 5 человек близко к среднему (максимальный разрыв 1,7 балла), у 2 человек – низкие показатели (минимальный разрыв 2,7 балла)
№ |
ФИО |
1 |
1.1 |
2 |
3 |
1 |
Гимранова Земфира |
7 |
6 |
6 |
5 |
2 |
Иванова Милана |
11 |
7 |
8 |
8 |
3 |
Кибе Наталья |
9 |
6 |
7,5 |
5 |
4 |
Корейш Кристина |
7 |
6 |
6 |
5,5 |
5 |
Метленкин Владислав |
9 |
6 |
6,5 |
4 |
6 |
Нагишкин Илья |
9 |
6 |
4 |
3 |
7 |
Носов Сергей |
9 |
6 |
7,5 |
7 |
8 |
Плотников Иван |
7 |
6 |
2,5 |
3 |
9 |
Санникова Дарья |
8 |
6 |
3,5 |
7 |
10 |
Созинов Андрей |
10 |
7 |
7 |
7,5 |
11 |
Сулейманова Регина |
11 |
7 |
6 |
5 |
12 |
Сусеков Владислав |
12 |
7 |
7 |
5 |
13 |
Утаганова Фарида |
11 |
7 |
6 |
6 |
14 |
Юрковская Ксения |
11 |
7 |
7 |
6 |
Средний балл по группе |
9,4 |
6,4 |
6,04 |
5,5 | |
Норма (средний уровень) |
≥ 6 |
≥ 5 |
6-7 |
6-7 |
Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне развития процессов запоминания и воспроизведения при зрительном предъявлении у всей группы (средний балл – 9,4, что выше нормы). У 6 человек из выборки показатель объема кратковременной зрительной памяти превышает норму на 4-6 баллов.
При аудиальном предъявлении цифрового материала средний балл по группе входит в норму, однако этот балл состоит из достаточно высоких показателей (норма и выше) у 11 испытуемых и показателей на 2,5-3 порядка ниже нормы у 2 испытуемых (дети с задержкой психического развития).
При аудиальном предъявлении словесного материала средний балл по группе ниже нормы на 0,5 балла. Из группы 6 человек дали показатели в пределах нормы и выше, 8 человек – ниже нормы на 0,5-3 порядка, из них 5 человек – близко к норме. В группу детей, давших низкие показатели, входит 1 человек с ЗПР. Для уточнения данных рекомендовано провести дополнительную диагностику работоспособности, утомляемости внимания испытуемых, давших достаточный разброс в показателях на начало и конец единовременной диагностики.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Данный сборник может быть полезен педагогам, руководителям методических служб, специалистам управления образования
30 09 2014
8 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Конституционное (государственное) право зарубежных стран». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 31 с
14 12 2014
9 стр.
Сборник методических материалов курса «Международное публичное право». М.: Импэ, 2000. 70 с
10 10 2014
6 стр.
Культурология: Сборник методических материалов. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2002. – 25 с
02 09 2014
1 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Наследственное право». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 10 с
11 10 2014
1 стр.
В сборнике предлагаются публикации методических материалов учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей Сургутског
17 12 2014
5 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Нотариат». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2002. – 30 с
12 09 2014
3 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Гражданское право. Особенная часть». – М: импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 26 с
17 12 2014
4 стр.