Перейти на главную страницу
Оборудование для учителя :Картинки с изображением героев, конверты с заданиями, контрольный лист, выставка книг А. Волкова.
Идём дорогой трудной
Идём дорогой трудной
Дорогой непрямой
Исполнит мудрый Гудвин
И Элли возвратится
С Тотошкою домой.
(ВМ) Прочитай анаграммы. Какая по смыслу подходит к данному значку? Напиши рядом с вопросительным знаком
РУЖЬЁ = НОГОЬ _______________
РАКЕТА = РЕАЛСТ _______________
? ______ =
б) (КМ)
ЩУКА = ЫАРБ _______________
ЧАЙКА = ТИАПЦ _______________
СЛОН = РЕЗЬВ _______________
? ______ =
в) (ИЕ)
ДЫМ = НИАРГТ _______________
АЛМАЗ = ЛОТОЗО _______________
СЕРЕБРО = АЗГ _______________
? ______ =
С помощью прибора «Символ – Тест» проверьте ответ. За правильный ответ поставьте 1 б., в контрольный лист – задание №6.
Молодцы, спасибо за урок.
МОУ «Кафтанчиковская СОШ»
Томского района, Томской области.
Несколько лет назад профессор кафедры педагогики начального обучения Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук Е. Землянская 3 проводила мини-исследование среди студентов, в форме модифицированной методики - анкеты. В ней перечислялись в произвольном совмещении около двадцати качеств личности и предлагалось выбрать пять качеств, которые характеризуют идеального учащегося и просто «успешного» взрослого. Вот что получилось: идеальный ученик - послушный, исполнительный, дисциплинированный, прилежный, творческий. А вот при характеристике «успешного» взрослого подобных качеств не было обнаружено. «Успешный» взрослый, по мнению большинства, - инициативный, самостоятельный, предприимчивый, целеустремленный, готовый брать на себя ответственность. То есть налицо явное противоречие: в учебно-воспитательном процессе в школе ценятся люди с одними качествами, а мы хотим, чтобы за порогом школы – с другими. При таком противоречии шансов воспитать «успешного» взрослого очень мало. Поэтому образование, начиная с начальной школы, должно помогать ученикам соотносить полученные знания с реальностью, формировать личный опыт, позволяющий им адаптироваться и самореализовываться в жизи 9,10. Думаем, что достижение этой цели будет более успешным при переводе учащегося из объекта в субъект обучения и воспитания, что определяется соответствующим выбором педагогических технологий. Как же выбрать именно ту технологию, которая бы обеспечила становление личности растущего человека, помогла бы ему стать «успешным» в счастливом будущем?
Обновляющейся школе требуются новые методы обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную, инициативную позицию учащихся, способствовали бы их социализации. Нужно учитывать еще и то, что истинный интерес и восторг от процесса познания ребенок испытывает лишь в том случае, когда он сам принимает активное участие в этом процессе, с помощью учителя, одноклассников, самостоятельно «добывает» знания. Одним из таких методов, способных дарить радость познания, в арсенале мировой и отечественной педагогической практики является метод проектов.
Метод проектов известен со второй половины Х1Х века как у нас в России, так и за рубежом, в частности в США. В начале ХХ века этот метод привлек внимание русских педагогов. Под руководством С.Т.Шацкого в 1905 году была попытка активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, метод проектов будет широко, но недостаточно продуманно внедряться в школу. В результате был сделан вывод о том, что этот метод не дает глубоких знаний по предметам. Постановлением ЦКВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден. После этого в России надолго забыли о его существовании. Сейчас все изменилось: наши ученые-педагоги педагоги-практики в совместных поисках и усилиях успешно разрабатывают технологические подходы к обучению, одним из которых является метод проектов 8.
В педагогической литературе 1,6,7 учебный проект характеризуется как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий. «Проект» также рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. «Проект» от латинского «брошенный вперед»; это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия.
Суть метода проектов – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим овладение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого круга проблем, продемонстрировать практическое применение полученных знаний 7. В этом методе очень важно показать учащимся их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Чтобы реализовать этот принцип, необходимо рассматривать проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для ученика, для решения которой ему необходимо применить не только полученные знания, но и новые, которые предстоит приобрести.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению («обучение в сотрудничестве») с обязательной презентацией результатов и продуктов этих действий 5.
В других – тематика проектов может быть предложена самими учащимися, которые при этом ориентируются на свои собственные интересы, причем не только познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельных учеников по этому вопросу, дифференциации процесса обучения.
Мы считаем, что наиболее интересная и плодотворная работа складывается в тех проектах, которые возникают спонтанно, неожиданно, по инициативе детей на обычном уроке или экскурсии.
Как правило, темы проектов относятся к какому-то практическому, актуальному для повседневной жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных предметных областей. Таким образом достигается естественная интеграция знаний.
В соответствии с доминирующим видом деятельности различают следующие проекты 3:
практико-ориентированные: изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни класса, школы, местности, семьи, отдельного человека («Птичьи домики», «Зеленый уголок класса»);
исследовательские: выдвижение первоначальной гипотезы и ее проверка с помощью опроса, наблюдения, эксперимента. («Голубые артерии района», «Самый быстрый зверь»);
информационные: сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте, явлении в виде реферата, видеофильма, альбома, плаката и т.п. («Особенности местной воды», «Жили-были динозавры»);
творческие: разработка альманахов, игр, сценариев, коллажей, рисунков, выставок, музыкальных произведений. («Стихи о птицах нашей Родины сочиняем сами», «Встретим вместе Новый год»);
ролевые: подготовка и разыгрывание спектакля («Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад»).
Этапы организации проектной деятельности 3, 7, 8, 13
Таблица №1
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
1. Рождение замысла. (чаще возникает по инициативе учащихся, важно его поддержать, помочь организовать работу) 2.Формулировка гипотезы. Гипотез может быть несколько; после выдвижения гипотез определяются методы исследования (теоретические, эмпирические, статистические, экспериментальные). 3. Развертывание замысла в деятельности. Формирование групп по интересам, распределение задач между членами группы; регулярные 1-2 раза в неделю консультации по содержанию учебных проектов; помощь в систематизации и обобщении опыта. 4.Построение выводов и заключений. Систематизация и анализ полученных данных, подведение итогов с помощью учителя (помощь оказывается по мере необходимости). 5.Оформление и предъявление результатов. В виде реферата, доклада, макета, схемы, панно и др. Обязательна презентация проекта и его защита учащимися. |
1.Этап ориентирования Индивидуальное и коллективное обсуждение; создание групп общения для обсуждения темы и выведения форм работы; анализ личного опыта. 2.Этап разработки проекта. Разработка индивидуальных задач; анализ личного опыта учащихся; разработка коллективных задач; определение целей; определение ресурсов. 3.Этап реализации проекта. Обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации; самостоятельная работа учащихся над задачами; промежуточное обсуждение достигнутых результатов; оформление проекта. 4.Этап презентации результатов проекта. Подготовка презентации; защита проекта. 5.Этап оценивания проекта. Рассматривается значимость и актуальность проблем; активность участников проекта; глубина изучения проблемы; привлечение знаний из других областей; умение аргументировать свои выводы; умение отвечать на вопросы оппонентов, аргументировать ответы; материальность результатов. |
1. Порождение проектной и образовательной инициативы. Актуализация проблемной ситуации; актуализация личного опыта; обращенность к замыслам участников совместной деятельности. 2.Проектирование содержания деятельности. Выбор способов решения; совместная разработка проекта работы; распределение функций совместной деятельности, определение видов деятельности. 3. Обоснование критериев анализа успешности деятельности. Обоснование эффективности разных способов проектирования совместной деятельности. 4. Разворачивание замысла в деятельности. Осуществление способов работы, апробация разных, индивидуальных работ. 5.Анализ успешности. Организация экспертизы, рефлексия. 6.Оформление результата совместной деятельности. 7. Защита проекта. Разные формы защиты и рефлексия. 8.Рефлексия личного опыта совместной деятельности участниками проекта. 9. Обоснование идеи дальнейшего развития собственной деятельности в проекте (использование для этого ресурса совместной деятельности). |
Интервьюирование, маркетинговое исследование (сравнение цен в разных магазинах на одно и то же изделие), и др. 2.Выдвижение первоначальных идей. Чем больше, тем лучше («мозговой штурм»). 3. Выбор лучшей идеи. Задача учителя - помочь учащимся отобрать и оценить идеи, т.е. выбрать критерии для оценки проекта. 4.Планирование проектного задания. Ресурсы, которые потребуются: материальные – материалы и оборудование; информационные – та информация, которая необходима для реализации проекта. 5. Изготовление проекта. Изготовление продукта; составление плана, макета, схемы, сценария; оформление отчета –обоснования выбора темы; описание хода работы, предоставление рисунков, эскизов. 6Оценка и защита проекта. По результатам практической работы и самооценке детей. Задача учителя – организовать и подготовить публичную защиту проектов. |
Анализируя вышеперечисленные подходы к этапам подготовки и реализации проекта, можно прийти к следующему выводу: несмотря на то, что у каждого автора разное количество этапов (от 5 до 9), все они придерживаются определенной последовательности в проведении проектной работы. В дальнейшем мы будем выделять этапы, представленные в варианте №1.
Работа над проектами интересна еще и тем, что с помощью этого метода можно обобщать и интегрировать знания по нескольким предметам, и таким образом формировать у детей целостную картину мира, чего очень трудно добиться на обычных уроках 4.
Одним из достоинств проектного метода обучения я считаю возможность организовывать работу в группах. Во - первых так вовлекается в работу сразу несколько ребят. Они учатся сотрудничать, «делиться» мыслями, рассматривать проблему с разных сторон. Во- вторых коллективная работа вселяет в ребят уверенность в своих силах, им не страшно остаться наедине с проблемой, дети более раскрепощёно мыслят, они знают, что их поддержат «коллеги». В- третьих, работая в группе, ребята без значительных затрат времени и сил могут глубоко изучить материал и применить его на практике, так как всю работу они заранее распределили по желанию и возможностям участников проекта.
Метод проектов имеет и свои сложности. Дети не всегда изъявляют желание работать над проектом из-за перегруженности на уроках. Многие дети боятся проектной работы из-за привычки пассивно созерцать процесс обучения на уроке, они не научились быть активными в учебе. От учителя работа над проектами требует массу времени, а силы на творчество, после проведенных уроков и подготовки к ним не всегда хватает. Да и не каждый учитель может встать на позицию ученика, поверить в его силы.
Проектная деятельность неуютно чувствует себя в традиционной школе, в которой преобладает практика исполнения нормы. Проектная деятельность – это порождение личностных замыслов, принадлежащих самим участникам деятельности, это практика проектирования деятельности и выявление ее содержания. Поэтому традиционное содержание педагогической деятельности и проектное содержание принципиально отличаются качеством вовлеченности участников совместной деятельности. Если в одном – исполнение, то в другом – инициативность, субъектность, личная вовлеченность в деятельность9,14.
Поэтому к проектной деятельности нужно готовить детей постепенно, ни в коем случае нельзя на них давить, «насаждать» свои идеи. Желательно проводить пропедевтическую работу к исследовательской деятельности с первых лет обучения в школе. Один из вариантов такой работы предлагает Семенова Н.А.11. В 1 классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности, не проводится. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами: проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя. Со 2 класса организуются специальные занятия по исследовательской деятельности – 1 час в неделю. На уроках используются проблемные и поисковые методы, проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам (под руководством учителя). В 3 классе проводятся коллективные исследования, осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование, учителем оказывается консультативная помощь. В 4 классе существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей исследовательской деятельности.
Не смотря на то, что проектный метод обучения изначально создавался для коренного изменения классно-урочной системы, его при желании можно реализовать и в уроке. Ведь как бы ни ругали классно-урочную систему, урок до сих пор является наиболее распространенной формой обучения.
Проект «Жили-были динозавры» (4класс) нам удалось реализовать в рамках урока. Так мы сэкономили массу времени и сил, кроме того, смогли интегрировать знания из нескольких предметных областей (природоведение, история, изобразительное искусство, трудовое обучение).
Данный сборник может быть полезен педагогам, руководителям методических служб, специалистам управления образования
30 09 2014
8 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Конституционное (государственное) право зарубежных стран». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 31 с
14 12 2014
9 стр.
Сборник методических материалов курса «Международное публичное право». М.: Импэ, 2000. 70 с
10 10 2014
6 стр.
Культурология: Сборник методических материалов. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2002. – 25 с
02 09 2014
1 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Наследственное право». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 10 с
11 10 2014
1 стр.
В сборнике предлагаются публикации методических материалов учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей Сургутског
17 12 2014
5 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Нотариат». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2002. – 30 с
12 09 2014
3 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Гражданское право. Особенная часть». – М: импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 26 с
17 12 2014
4 стр.