Перейти на главную страницу
кафедрой общественных наук
С о с т а в и т е л ь – доц., канд. тех. наук М.В. Графкина
Сборник методических материалов «Безопасность жизнедеятельности». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. – 12 с.
Подготовлен на кафедре общественных наук.
© М.В. Графкина, 2003
Законодательство РФ об охране труда, окружающей среды и защите населения от чрезвычайных ситуаций требует от руководителей и специалистов объектов народного хозяйства защиты окружающей среды, улучшения условий труда, что не может осуществляться в отрыве от природоохранных мероприятий, научной организации труда, повышения его эффективности и безопасности. Успешное решение этих вопросов зависит от подготовки будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
Программа курса предназначена для студентов факультетов экономического, юридического и журналистики и разработана в соответствии с примерной программой «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной Госкомвузом России для всех направлений бакалавриата и специальностей высшего профессионального образования.
Программа направлена на изучение студентами теоретических и методологических основ безопасности жизнедеятельности, в результате которого они должны получить представление о неразрывном единстве профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека и должны знать: правовые, нормативно-технические и организационные вопросы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия труда; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, средства и методы повышения безопасности и экологичности систем; методы исследования устойчивости систем в штатных и чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий; экономические основы безопасности труда.
Усвоение дисциплины требует также самостоятельной работы студентов с рекомендуемой литературой.
Аксиома о потенциальной опасности системы «человек – среда обитания». Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Критерии оценки негативного воздействия: количество травмированных и погибших, сокращение продолжительности жизни, материальный ущерб. Безопасность жизнедеятельности – объективная необходимость обеспечения безопасности в системе «человек – среда обитания».
Предмет безопасности жизнедеятельности (БЖД) как науки. Научно-методические принципы построения дисциплины. Основные термины и определения БЖД. Основы теории БЖД.
Задачи и функции БЖД и их реализация. Комплексный характер БЖД: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты.
Связь БЖД с другими общеобразовательными, естественно-научными и специальными дисциплинами. Достижения отечественной науки в области БЖД. Научно-технический прогресс и безопасность.
Законодательство о труде. Государственный контроль и надзор за состоянием охраны труда. Нормативно-техническая документация: единая, межотраслевая и предприятий. Санитарные нормы и правила. Инструкции по охране труда. Система стандартов безопасности труда. Стандарты предприятий по безопасности труда.
Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии. Планирование мероприятий по охране труда. Их стимулирование. Анализ производственного травматизма. Расследование и учет несчастных случаев.
Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях.
Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений. Влияние отклонений параметров производственного микроклимата от нормативных значений на производительность труда и состояние здоровья человека, профессиональные заболевания. Адаптация и акклиматизация в условиях перегревания и охлаждения.
Требование к системам освещения. Классификация систем освещения. Светильники, источники света. Расчет освещения. Заболевание и травматизм при несоблюдении требований к освещению. Контроль освещения.
Эргономика и инженерная психология. Рациональная организация рабочего места, техническая эстетика, требования к производственным помещениям. Режим труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда.
Классификация негативных факторов: естественные и антропогенные, физические, химические, биологические, психофизические, травмирующие и вредные. Зоны, вероятность (риск) и уровень воздействия негативных факторов.
Техносфера как зона действия повышенных и высоких уровней энергии. Демографический взрыв, урбанизация, научно-техническая революция – причины формирования техносферы. Виды техносферных зон (регионов): производственная сфера, промышленная зона (регион), селитебная, транспортная и бытовая среды. Тенденции к росту энергетических уровней в современных регионах и зонах техносферы.
Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды: запыленность и загазованность воздуха; вибрации, акустические колебания; электромагнитные поля и излучения; ионизирующие излучения; движущиеся машины и механизмы; высота; падающие предметы; производственные яды; смазочно-охлаждающие жидкости; повышенная или пониженная температура воздуха; повышенная влажность и скорость движения воздуха; неправильная организация освещения; недостаток кислорода в зоне деятельности; физические и нервно-психические перегрузки; умственное перенапряжение; эмоциональные перегрузки и др.
Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций. Выбор допустимый вероятностей воздействия травмирующих и вредных факторов. Аналоги, экспериментальные исследования, экспертные оценки. Допустимый риск и методы его определения. Идентификация негативных факторов, определение их действия.
Классификация и основы применения экобиозащитной техники: аппараты и системы для улавливания и утилизации токсичных примесей, устройства для рассеивания примесей в биосфере, защитное экранирование, средства индивидуальной зашиты. Санитарно-защитные зоны.
Экологическая экспертиза техники, технологии и материалов. Этапы экологической экспертизы. Нормативные показатели предельно допустимых выбросов. Экологический паспорт предприятия.
Чрезвычайные ситуации военного времени, виды средств поражения, зоны поражения.
Прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций при радиационном, химическом заражениях, оценка обстановки. Прогнозирование обстановки в районе пожаро- или взрывоопасного объекта.
Обязанности должностных лиц. Планирование мероприятий по гражданской обороне на промышленных объектах.
Основы организации спасательных и других неотложных работ. Способы их ведения.
Обеспечение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Оценка необходимых объектов спасательных и других неотложных работ. Определение состава сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Экономический ущерб от производственного травматизма и заболеваний, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций антропогенного происхождения. Рекомендации по укрупненной оценке экономического ущерба от загрязнений атмосферы и водоемов.
Затраты на охрану окружающей среды и защитные мероприятия по безопасности труда в РФ и за рубежом.
2. Обсуждение примеров негативного воздействия техносферы на человека и природную среду.
3. Основные задачи и функции науки и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
4. Влияние научно-технического прогресса на безопасность человека.
безопасность жизнедеятельности;
техносфера;
негативный фактор;
опасный производственный фактор;
вредный производственный фактор;
чрезвычайная ситуация;
безопасность;
риск индивидуальный;
экологичность;
риск, приемлемый риск и др.
2. Права и обязанности работника в сфере охраны труда, охраны окружающей среды, защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
3. Права и обязанности работодателя в сфере охраны труда, охраны окружающей среды, защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
4. Основная нормативно-техническая документация по охране труда, охране окружающей среды и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
5. Правовое регулирование вопросов защиты окружающей среды.
6. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях.
2. Рациональные режимы труда и отдыха.
3. Определение совместимости характеристик человека, техники и
производственной среды.
эргономика;
информационная совместимость;
биофизическая совместимость;
энергетическая совместимость;
пространственно-антропометрическая совместимость;
технико-эстетическая совместимость;
психические производственные состояния и др.
2. Защита от воздействия вредных веществ.
5. Защита от шума, ультра- и инфразвука.
4. Защита от действия вибраций.
5. Защита от электромагнитных полей.
6. Защита от ионизирующих излучений.
7. Защита от действия электрического тока.
8. Обеспечение пожарной безопасности.
нормирование негативных факторов;
чрезвычайно опасные вредные вещества;
шум;
источники электромагнитных полей;
источники ионизирующего излучения;
принципы прекращения горения и др.
чрезвычайная ситуация;
стихийные бедствия;
техногенные катастрофы;
антропогенные катастрофы;
экологические катастрофы;
социально-политические конфликты;
масштаб чрезвычайной ситуации;
устойчивость объекта и др.
2. Б помещении банка площадью 25 кв. метров установлено шесть ВДТ и организовано семь рабочих мест для служащих банка. Помещение имеет естественное и искусственное освещение, уровни шума и вибрации, а также параметры микроклимата соответствуют установленным нормам.
3. Рабочие места для пользователей ВДТ размещены следующим образом: естественный свет из световых проемов падает на экраны ВДТ;
расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов равняется 0,8 метра;
расстояние между экраном одного видеомонитора и тыльной стороной другого видеомонитора равняется 1,5 м;
высота рабочей поверхности стола 650 мм.
Вопрос: Правильно ли организованы рабочие места для пользователей ВДТ?
Законы РФ по охране труда, охране окружающей среды и защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
Санитарные правила и нормы № 2.2.2.542–96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С.В. Белова – М.: Высш. шк., 1999. – 448 с.
Сборник методических материалов по курсу «Конституционное (государственное) право зарубежных стран». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 31 с
14 12 2014
9 стр.
Сборник методических материалов курса «Международное публичное право». М.: Импэ, 2000. 70 с
10 10 2014
6 стр.
Культурология: Сборник методических материалов. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2002. – 25 с
02 09 2014
1 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Наследственное право». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. – 10 с
11 10 2014
1 стр.
Данный сборник может быть полезен педагогам, руководителям методических служб, специалистам управления образования
30 09 2014
8 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Нотариат». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2002. – 30 с
12 09 2014
3 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Гражданское право. Особенная часть». – М: импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 26 с
17 12 2014
4 стр.
Сборник методических материалов по курсу «Юридическая психология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 14 с
14 12 2014
1 стр.