Пособие для студентов
факультетов
дошкольного образования и коррекционной педагогики
Санкт-Петербург
Издательство РГПУ им.А.И.Герцена
2001
Печатается по решению кафедры детской речи и
РИС РГПУ им.А.И.Герцена
Составители - С.Н.Цейтлин, М.Б.Елисеева, Г.Р.Доброва, В.В.Казаковская, М.В.Русакова, О.В.Мурашова, М.А.Ященко.
Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2001
Знание особенностей речи ребенка необходимо не только филологу, но и логопеду, психологу, педагогу.
Для того чтобы научиться анализировать те или иные факты речи ребенка, определять уровень его речевого развития с учётом каждого из компонентов - фонетического, лексического, морфологического, синтаксического – необходима серьезная практика. Данный сборник упражнений как раз и даёт студенту, изучающему данный курс, выполняющему курсовую работу, работающему над дипломом или магистерской диссертацией, возможность поупражняться в анализе фактов детской речи.
Структура сборника соответствует программе курса детской речи. К сожалению, не все разделы курса получили такое практическое подкрепление. Очевидно, следующие издания будут существенным образом расширены.
Курс лингвистики детской речи связан самым тесным образом с курсом современного русского языка. Прежде чем приняться за выполнение того или иного упражнения, рекомендуется повторить соответствующий раздел курса русского языка. Большую помощь, кроме того, могут оказать работы, перечисленные в списке литературы.
Задания ко многим упражнениям сформулированы очень подробно - фактически они зачастую содержат те фрагменты лингвистической теории, без владения которыми трудно или невозможно проанализировать факты детской речи.
В книге представлены подлинные факты из речи разных детей дошкольного возраста. Во многих случаях имена детей и возраст (иногда - с точностью до месяца) указаны, иногда такие указания отсутствуют, но и в этом случае каждое из них извлечено из спонтанной речи ребенка.
В создании сборника упражнений приняли участие сотрудники кафедры детской речи РГПУ им.А.И.Герцена, ряд упражнений подготовлен сотрудниками кафедры русского языка и общего языкознания Череповецкого государственного университета О.В.Мурашовой и М.А.Ященко. Ниже перечислены разделы и номера заданий с указанием авторов.
Фонетика - (Г.Р.Доброва: 2- 4, 9, 11, 15, 17); М.Б.Елисеева (1, 5-8, 10, 12-14, 16, 18, 19);
Существительное. Категория рода - С.Н.Цейтлин;
Существительное. Категория числа - С.Н.Цейтлин;
Склонение существительных - С.Н.Цейтлин;
Прилагательное - М.А.Ященко;
Местоимение - Г.Р.Доброва;
Образование глагольных форм - С.Н.Цейтлин.;
Синтаксис - В.В.Казаковская (1-16); О.В.Мурашова (17-20);
Словообразование - С.Н.Цейтлин;
Детские словообразовательные инновации (фрагмент словаря) - С.Н.Цейтлин;
Лексика и фразеология - (Н.В.Гагарина: 2, 3, 11-17; М.Б.Елисеева: 1, 4-10, 18-24, 27, 33, 43-50; С.Н.Цейтлин: 25, 26, 28-32, 34-42, 51-57);
Проверь себя (фрагмент словаря "Говорят дети") - С.Н.Цейтлин, М.Б.Елисеева;
Словарь лингвистических терминов - С.Н.Цейтлин, М.В.Русакова.
Ниже указана основная литература, которой следует пользоваться при изучении курса лингвистики детской речи.
2. А.Н.Гвоздев. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
3. А.Н.Гвоздев.Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. СПб., 1995.
4. А.Н.Гвоздев. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Куйбышев, 1990.
5. И.Н.Горелов. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. Челябинск, 1974.
6. Е.И.Исенина. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986.
7. Т.В.Кузьмина, Э.И.Столярова, С.Н.Цейтлин. Речь русского ребенка. Звучащая хрестоматия. Приложение к Бюллетеню Фонетического Фонда русского языка. Санкт-Петербург - Бохум, 1994.
8. А.А.Леонтьев. Слово в речевой деятельности. М., 1965.
9. Н.И.Лепская. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М., 1997.
10. А.Р.Лурия, Ф.Я.Юдович. Речь и развитие психических процессов ребенка. Экспериментальное исследование. М., 1956.
11. А.Р.Лурия. Язык и сознание. М., 1979.
12. Е.И.Негневицкая, А.М.Шахнарович. Язык и дети. М., 1981.
13. Ж.Пиаже. Речь и мышление ребенка.
14. Е.Ю.Протасова. Дети и языки. Организация жизнедеятельности детей в двуязычном детском саду М., 1988.
15. Психолингвистика. М., 1984.
16. Д.Слобин., Дж.Грин. Психолингвистка. М., 1977.
17. А.В.Суперанская. Язык и дети. Проблемная группа по экспериментальной и прикладной лингивистике. Предварительные публикации. Вып. 2. М., 1975.
18. С.Н.Цейтлин. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., 2000.
19. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. Под ред. Е.С.Кубряковой. М., 1991.
20. К.И.Чуковский. От двух до пяти. Любое издание.
21. А.М.Шахнарович. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов, А.М.Шахнарович. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.
22. А.М.Шахнарович, Н.М.Юрьева. Психолингвистический анализ семантики и грамматики.(на материале онтогенеза). М., 1990.
23. А.М.Шахнарович. Детская речь в зеркале психолингвистики. М., 1999.
ФОНЕТИКА
Задание 1. Проанализируйте примеры слоговой элизии, приведенные ниже. Какие слоги сохраняются, какие сокращаются? Почему многие дети одинаково упрощают одни и те же слова?
1. Гая (голова), сёнь (солнце), дилк (крокодил), бака (собака), тух (петух), маи (маленький) (Миша);
2. Га (нога), ка (рука), дя (дятел), сяп/пи/пись (писать), мась (масло), маи (маленький) (Лиза);
3. Маська (бумажка), муком (молоком), ись (видишь), талёзна (осторожно) (Аня);
4. Песин (апельсин), магай (помогай) (Оля);
5. Яга (ягода) (Виталик, Лиза, Миша).
В случае: а) (неумение артикулировать двухфокусные) особо выделите примеры, когда вместо двухфокусного ребенок произносит однофокусный, отличающийся от требуемого звука только отсутствием второго фокуса.
1. Внуц'ка (внучка), доц'ка (дочка), Ленац'ка люгаитя (Леночка ругается), не хоц'у (не хочу), пац'иму? (почему?), клюц'и (ключи), племянитя (племянница). (Катя; 2.1);
2. Тисы (часы), тяйник (чайник) (Алина; 2.5).
Задание 4. Среди приведенных ниже примеров выделите случаи, когда согласный заменяется субститутом по причине а) неверного способа образования звука; б) неверного выбора активного действующего органа.
1. - Кто это? - Шаша (Саша), мама. - А это что? - Кастёл (костёр) (Вова; 2.1);
2. (По сказке "Аленький цветочек") - Это Настенька, атет (отец). - А мне пливези платок, класненький. (Вова; 2.3)
Задание 5. Проанализируйте типичные замены согласных в речи разных детей.
1. Таякан (таракан), апать (опять), патка (пятка), мать (мяч), мау (мяу), тяйник (чайник) (Лиза);
2. Галятий (горячий), сялик (шарик), глёмти (громче), мозет (может), тюдна (трудно) (Аня);
3. Пият (пират), глип (гриб), йобат (робот), дедуська Ванецька (дедушка Ванечка) (Ася);
4. Папаська (папочка), озика (ложечка), дёмик (домик), на улису (на улицу) (Оля);
5. Ля (я), мать (мяч), дявай исё (давай ещё), ницива моть (ничего мёд), асизяить (освежает), Сясь апать буду ёдам згать (сейчас опять буду йодом жгать=жечь) (Дима).
1. Дука, юка, хука, лука (рука). Сыски, хыхки, фыфки (шишки). Явеня, навейна (наверно). Ля,зя (я).
2. Гиять (гулять), кипия (купила), саматяк (хомячок), капуфта (капуста) (Лиза).
3. Ёт (ёж), ёть (рот), бутя (блюдце), донь (дом), апам (упал), гонка (горка), зеку (газету) (Миша).
1. Да (два), сати (смотри), пать (спать), туйтик (стульчик), затигуть (застегнуть), капута (капуста), папу (попью), паса (пошла), занатик (звоночек), ся (всё), батик (братик), папасяёся (попрощайся), випону (выплюну), накиия (наклеила), тя (что), назити (ножницы), мага (много) (Лиза).
2. Нога (много), жака (жарко), дога (долго), сё (всё), семики (семечки), симать (снимать), матёська (матрёшка), сати (смотри), пу (пью), пигаваливай (приговаривай) (Дима).
3. Да (два), пать (спать), маси (смотри), пахая (плохая), песятки (перчатки) (Оля).
1. - Кубничка (клубничка) растёт.- А вот яблоко.- Она в патье (платье) наляжается (наряжается). - Да, книжки там, и куклы там, и посуда там.(Настя; 3.6-3.8);
2. Патье (платье) (Максим; 2.2); Пацет (плачет) (Максим; 2.7).
Задание 10. Какие согласные пропущены детьми в следующих словах? В каких позициях? Отметьте случаи пропуска согласных в начале, в середине и в конце слова.
1. Апатка (лопатка), Икитя (Никита), саха (сахар), Иза (Лиза), пиик (парник) (Лиза).
1. Не куая (не кусается), одучики (одуванчики); ябака (яблоко), пачит (плачет); сямая (сломала), ц'итоц'ик (цветочек), с'он (слон) (Саша; 1.6-1.8).
2. Итутька (лягушка), и итофку (за верёвку), ито (пришёл); сисика (лисичка), сиситка (лисичка); тички (птички), птипки (птички); сяит (стоит), таить (стоит) (Ксюша; 1.11).
Задание 12. Ниже приведены слова, в которых в детской речи произошла полная или частичная ассимиляция гласных или согласных. Найдите примеры полной ассимиляции в области гласных и согласных, а затем проанализируйте случаи частичной ассимиляции, разграничив ассимиляцию согласных по различным признакам: а) по глухости - звонкости, б) по месту образования; в) по способу образования. Отмечайте, является ли ассимиляция прогрессивной или регрессивной.
1. Пукака/бубука (пуговка), гагагазя (кукуруза), Зизя (Лиза), къяпка (тряпка), патасиавик (подосиновик), мииик (моховик), абадят (упадёт), мамать (помочь), питимука (почемучка), какадасик (карандашик) (Лиза).
2. Маймай (поймал), хухарик/фуфарик (сухарик), нома (дома), зюзи (зубы) (Виталик).
3. Анень (олень), бипа (бритва), бунка (булка), хухарик (сухарик), Таяфаф (Тарасов), мацацикл (мотоцикл) (Миша).
4. Цециця (сестрица), списиба (спасибо) (Ася).
5. Тосточки (косточки), сисись (слышишь), сясяит (кашляит), фофе (кофе) (Оля).
1. - А кого еще ты видела? – Пченчики (птенчиков). (Алёна; 4.8)
2. - Я вижу здесь катят и папугайчика, тока (только) в сясиках (в часиках). (Алёна; 4.9)
3. (По сказке "Колобок") - Я с пец'ки (с печки) стузон (стужён). - А кто его испёк? – Бабуска. (Юля; 3.7)
1. Мима (мишка), пипа (писать), к Миме (к Римме), капка (шапка), бубы (бусы), бып (бык). (Максим; 2.2)
2. Гаjсёк (горшок), катеjка (качелька), Анина (Арина – имя двоюродной сестры), маненьки (маленькие), зиаф (жираф), она зизёт (она везёт) (Саша; 1.6-1.8)
3. - Апеjсин (апельсин) у неё есть. - Сиjозя (Серёжа).
4. - Мама детисков (детишков вместо детишек) утит (учит) петь. (Катя; 3.1)
Задание 16. Проанализируйте случаи метатезиса в речи разных детей.
1. Казяй (зайка) (Виталик);
2. Алтами (отломи) (Ася);
3. Типух (петух), гиминят (бегемот), калетик (пакетик), фъютки (фрукты), даткиj (доктор), каткий (трактор), натьки (ногти) (Лиза);
4. Расскажи мне про Вили Баскера (Баскервиля), ключечный гай (гаечный ключ), Ампилиада (Олимпиада), маталок (молоток), фрутковый торт (фруктовый торт) (Миша);
5. Бакаська (колбаска), милисёк (ремешок) (Аня);
6. Басяка (собака), бабуська Ева (бабушка Вера).
1. В кабове (в коробке) (Саша; 1.7)
2. - Алё, не слысна (не слышно) меня. А мы в иглушки (игрушки) иглаем (играем). - Какой у лощадки хвостик? – Башой (большой), пушыштый (пушистый), как снег такой. (Аля; 3.6)
3. Гаровит (говорит) (Лена; 3.0)
4. Увернисам (универсам) (Саша; 6.5)
Задание 18. Ниже приведены "истории" произнесения отдельных слов в речи разных детей. Прокомментируйте изменения, происходившие по мере взросления ребенка.
1. Кой - акой - аклёй (открой) (Аня);
2. Ати - миси - маси (смотри) (Оля);
3. Агиги - экити - агути - агуйци (огурцы); абабисик - ваябисик - ваёбысэк (воробушек); какадафии - фатагафии - фатагъяфии (фотографии); ги - ибиги - абиги (сапоги); пиитя - папититя - паятиця - паятенца (полотенце); маха - маяка - пакака - макака - майкафка - майкофка (морковка); мия - миимя - маина (малина); пат - паят - апаять - апаят - аппарат (фотоаппарат); мава - амава - амаа - самая - съямая (сломала); бая - баяя - пасяя - басяя - басая -байсая (большая) (Лиза).
1. Кроватка - женщина, а диван - мужчина. (2.7)
2. "Хоть" - это он, а "хотя" - она? (5)
3. Лань - жена оленя? (4)
4. - Мама, у меня на пальце царап! - Не царап, а царапина.
- Это у Муси если - царапина, а я мальчик! У меня - царап!
Задание 2. Замечено, что многие мальчики первоначально говорят о себе в женском роде: "На автобусе каталась" (Рома; 2) - о себе; "Я к маме пошла" (Сережа; 3) - о себе. В дневнике А.Н.Гвоздева "От первых слов до первого класса" отмечается, что его сын сначала говорил о себе исключительно в женском роде (притом, что, говоря об отце, уже умел правильно выбрать формы мужского рода), затем в течение длительного времени, говоря о себе, путал мужской и женский род. Только когда мальчику исполнилось 3.02, отец записал в дневнике: "Теперь уже, кажется, окончательно перестал говорить о себе в женском роде". С чем, по вашему мнению, связано это явление?
Задание 3. Отнесенность существительных к тому или другому роду может быть выявлена: а) по системе падежных окончаний; б) по согласованию с существительным прилагательных, в том числе и местоимений-прилагательных; в) по согласованию с существительным глаголов в прошедшем времени; г) по роду местоимений, замещающих в контексте данное существительное. Сравните формальное выражение отнесенности к тому или другому роду в приведенном ниже материале. Какие противоречия при этом иногда обнаруживаются?
1. Весь окошко дождик закапает? (2.11)
2. Вон другой валяется бумажка. Надо его поднять. (2.7)
3. С окошечкой одним папа дом нарисовал. (2.7)
4. Мне купят лошадь, я буду на нём кататься. (4)
5. Куколка маленький такой. (3)
6. Папа куда-то ушла. (2.6)
Задание 4. Проанализируйте приводимые ниже примеры изменения неодушевленных существительных в детской речи. Разграничьте случаи перехода существительных женского рода в мужской и наоборот. Как при этом изменяется тип склонения существительных?
1. А печь сам топится?
2. Окно закрыто, а форточек открыт. (3.3)
3. Не подходи к батарею нашему! (4)
4. Одну орешку только съем. (5)
5. Это уже вторая тайма скоро будет. (3.4)
6. Такая кашля у меня. (3)
7. Это твоя окурка здесь валяется? (4)
8. Ищи у нее мозгу! Нет мозги-то! (4)
9. Там другой пути не было. (4)
10. Покатай меня, будь лошадем. (4.5)
11. Один педаль только крутится. (2.3)
12. Спи, я тебя шалем укрою. (2.3)
Задание 5. Замечено, что средний род отличается крайней неустойчивостью в детской речи. Существительные среднего рода часто переводятся детьми либо в женский, либо в мужской род. Проанализируйте приведенный ниже материал, обращая внимание на способ выявления рода. В каких случаях происходит изменение типа склонения?
1. А где другая уха? (2.4)
2. Такую горькую лекарству пить не буду. (3.1)
3. Ой, какой колесик я нашел. (3.5)
4. У нас есть еще яичек? (3)
5. Вот большая блюдца, вот маленькая блюдца. (3.5)
6. Какая озера большая! (4)
Задание 6. Распространены в детской речи ошибки, связанные с употреблением существительных-зоонимов. В нормативном языке встречаются два основных случая: а) одним и тем же словом называются и самец и самка, причем это существительное может быть как мужского ("пингвин", "комар"), так и женского рода ("синица", "пантера"); б) самец и самка называются двумя словами, как однокоренными ("медведь" - "медведица"), так и разнокоренными ("овца" - "баран"). Какая тенденция характерна для детской речи?
1. Он кусается, как злой собак. (3)
2. Лошадь - папа, лошадка - мама, лошаденок - их детка. (4)
3. Синица - тетенька, дяденька - синиц. (4)
4. Меня такой большой мух укусил. (3.4)
5. Снегириха со снегирятами. (4)
1. Одного шпора нет. (6)
2. Туфль свой один потеряла где-то. (5)
3. У меня в глазах одни слез застрял. (3)
4. Вот другая ваша шлепанца. (3.7)
5. Вы мой босоножек уже починили? (6)
6. Валенка с ноги слетела и валяется. (4)
7. У него на плече погона, как у папы. (5)
1. Наташа - моя слуга, а Петя - слуг. (4)
2. Бедный заинька, тебя пьяниц сбил. Мы сейчас этого пьяница в милицию. (3)
3. Стыдно, Сережа, быть такой плаксой... ну, плаксом таким. (4)
4. Этот мальчик - малышек или уже большой? (4)
5. Петя - большая забияка. (4)
12 10 2014
10 стр.
09 10 2014
34 стр.
30 09 2014
3 стр.
13 10 2014
9 стр.
09 10 2014
28 стр.
15 09 2014
1 стр.
11 10 2014
1 стр.
02 10 2014
5 стр.