Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красногвардейская гимназия»
Программа элективного курса
«Секреты хорошей речи»
Автор:
Ильясова Гульмира Ахмаровна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Донское, 2009
Пояснительная записка
Главная цель общения людей – правильно понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей есть слово, - говорил Л.Н. Толстой, - и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять эти слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».
Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь людям в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.
Коммуникативная культура – это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что коммуникативная культура – это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры. Базовый компонент культуры личности обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с самим собой и окружающей действительностью, что с очевидностью не может состояться без коммуникативной культуры. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности, культуру ее жизненного самоопределения. В условиях профильной школы это особенно актуально.
Социальная задача данного элективного курса – воспитание элементарной культуры речи на основе научных разработок литературно-языковых норм. Первая часть этой задачи – субъективная: в виде освоения норм языка, выработки правильности речи как условия приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира. Вторая часть задачи, связанная с первой, может быть представлена как гносеологическая – исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью сохранения, поддержания и пропаганды норм литературного языка.
В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный круг «легкоранимых» языковых норм либо вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно. Восполнить это поможет элективный курс «Секреты хорошей речи», обязательный для посещения по выбору учащихся гимназического класса. Данный курс разработан на основе программы элективного курса для учащихся 10 класса «Секреты хорошей речи», автор Н.В. Гордиенко. Несмотря на то, что курс рассчитан на старшеклассников, считаем возможным изучение его учениками 8 класса (гимназического). Это можно обосновать тем, что:
во-первых, состав учащихся данного класса достаточно сильный, обладающий высоким уровнем мотивации к учению;
во-вторых, изучение грамматических и речевых норм языка, его богатства целесообразно начинать уже на второй ступени обучения.
В данной программе центральную часть представляет раздел о грамматических нормах, а также о нормах произношения современного русского языка.
Помимо сведений о нормах литературного языка программа содержит краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также развернутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено «Концепцией модернизации образования».
Основные задачи курса
- систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-7 классах;
- дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования» (раздел 3. Речь);
- обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;
- обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;
- способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.
Элективный курс «Секреты хорошей речи» «поддерживает» изучение данного курса русского языка в гуманитарном направлении, но может быть использован и в других профилях.
Программа рассчитана на 68 часов (из расчета 2 часа в неделю в течение двух полугодий).
Возможные виды деятельности учащихся: анализ, конструирование, написание, редактирование собственного высказывания или речи, ролевые игры, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией, составление таблиц, изготовление наглядных пособий – памяток, участие в работе школьного пресс-центра, научного общества учащихся.
Итоги работы подводятся на итоговом семинаре или конференции.
Содержание программы
Введение
Значение культуры речи в жизни общества
Информативная насыщенность речи
Главное назначение речи – быть средством общения, передавать нужную информацию. Многословие (речевая избыточность) и пустословие. Плеоназм (излишество) и его разновидность тавтология. Лексические повторы. Речь пространная и лаконичная.
Логичность речи
Логичность как важнейшее условие речи. Законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Типы логических ошибок.
Точность, ясность и простота речи
Причины неясности высказывания. Редактирование текста.
Богатство речи
Количество слов, используемых в речи, - критерий ее богатства и бедности.
Многообразие значений слов. Значения основное (прямое, первичное, главное) и производное от него (неосновное, переносное, вторичное).
Слова одинаковые, но разные. Многозначность слов и омонимия. Омоформы. Омофоны. Омографы. Игра слов. Каламбур.
Синонимическое богатство русского языка. Градация. Контрастные слова- антонимы. Оксюморон. Антифразис. Созвучные слова – паронимы.
Разнообразие способов словообразования. Богатство суффиксов в русском языке. Разговорные и просторечные словообразовательные модели.
Стилистические различия в формообразовании имен и глаголов. Многообразие и гибкость системы русского склонения, спряжения. Варианты окончаний существительных.
Многообразие синтаксических конструкций. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Чистота речи
Засорение речи в результате употребления без надобности диалектизмов, профессионализмов, просторечных слов, вульгаризмов, речевых штампов, иноязычных слов, канцеляризмов, «слов-паразитов».
Уместность речи
Ситуация высказывания. Цели и задачи общения. Необходимость установления контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим). Принцип дихотомии (уместно – неуместно) при выборе стиля.
Правильность речи
Понятие нормы литературного языка. Требования лексической сочетаемости. Употребление частей речи. Параллельные формы имен существительных. Форма рода. Особенности в склонении некоторых существительных. Разные формы имен прилагательных. Использование в речи имен числительных. Секреты местоимений. Особенности употребления глаголов.
Синтаксические нормы
Особенности построения простых предложений. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Правила употребления сложных предложений.
Орфоэпические нормы
Правила произношения безударных гласных звуков, согласных звуков, иностранных слов, имен и отчеств.
Образность речи
Тропы.
Художественные определения-эпитеты.
Образные сравнения. Метафорические образы. Метафоры мертвые, сухие, бытовые, поэтические, индивидуально-авторские, развернутые. Симфора. Метонимия. Синекдоха. Антономазия. Олицетворение. Персонификация как вид олицетворения. Гипербола и литота. Аллегория. Ирония. Перифраз.
Учебно – тематический план
№
П/п
|
Содержание
|
К-во
часов
|
1
|
Введение. Значение культуры речи в жизни общества.
|
2
|
2
|
Информационная насыщенность речи
|
2
|
3
|
Логичность речи
|
2
|
4
|
Точность, ясность и простота речи
|
2
|
|
Богатство речи
|
16
|
5
|
Многообразие значений слова
|
2
|
6
|
Слова одинаковые, но разные
|
2
|
7
|
Синонимическое богатство русского языка. Контрастные слова. Созвучные слова.
|
2
|
8
|
Разнообразие способов словообразования
|
2
|
9
|
Стилистические различия формообразования имен и глаголов
|
2
|
10
|
Многообразие синтаксических конструкций
|
2
|
11
|
Уместность речи
|
2
|
12
|
Чистота речи
|
2
|
13
|
Проверочная работа
|
2
|
|
Правильность речи
|
22
|
14
|
Правильный выбор слова
|
2
|
15
|
Как правильно употреблять части речи.
Параллельные формы имен существительных.
Разные формы имен прилагательных.
|
2
|
16
|
Как используются имена числительные
|
2
|
17
|
Секреты местоимений
|
2
|
18
|
Особенности употреблений глаголов
|
2
|
19
|
Чему учит синтаксис. Порядок слов в предложении.
Согласование сказуемого с подлежащим
|
2
|
20
|
Как согласуются определения и приложения
|
2
|
21
|
Формы управления. Обособленные обороты
|
2
|
22
|
Правила употребления сложных предложений
|
2
|
23
|
Трудности произношения
|
2
|
24
|
Орфоэпические нормы
|
2
|
25
|
Проверочная работа
|
2
|
|
Образность речи
|
12
|
26
|
Какую речь называют образной
|
2
|
27
|
Эпитеты. Сравнения. Метафоры
|
2
|
28
|
Метонимия. Синекдоха. Олицетворение
|
2
|
29
|
Гипербола. Литота. Аллегория
|
2
|
30
|
Сочинение - миниатюра
|
2
|
31
|
Живость, эмоциональность, выразительность
|
2
|
32
|
Благозвучие речи
|
2
|
33
34
|
Анализ текста
Итоговая конференция
|
2
2
|