Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок развития речи

10 класс


Несоответствие. Хорошо… Хорошо? Хорошо!!!

Цель: формирование представления о смешении стилей как уместном и неуместном в речи через



  • образовательные задачи:

  • актуализацию знаний по теме «Стили речи»;

  • демонстрацию смешения стилей;

  • расширение знаний о целостной картине, многообразии мира, взаимосвязи предметов;

  • развивающие задачи:

  • применение учения анализировать текст с точки зрения стилистики;

  • применение учения синтезировать отрывки текстов для создания нового текста иного стиля;

  • применение учения умения выделять главное, существенное;

  • формирование умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

  • развитие творческой активности;

  • воспитательные задачи:

  • воспитание эмоционального отклика на различные

  • воспитание чувства юмора;

  • воспитание уважения к другой личности;

1. Как вы думаете, можно ли совместить несовместимое? ( Ну, например, лейку и фотоаппарат? Телефон и яблоко?) Аргументируйте свой ответ.

2. Давайте посмотрим видео и затем ответим на вопросы:

Слайд № 2



  • Понравилось ли вам то, что вы увидели?

  • Какие эмоции вызывает увиденное? Почему?

  • Может ли это вызывать улыбку? Почему?

Слайд № 3

3. Композитора, который написал шуточную пьесу под названием «Соло для пишущей машинки с оркестром», зовут Лерой Андерсон. Действительно, неожиданным для нас оказывается то, что в роли солирующего инструмента в оркестре выступает вовсе не музыкальный инструмент, а пишущая машинка. Таким образом, главное, что вызывает комический эффект, – это несоответствие того, что мы ожидаем, тому, что мы видим и слышим.

4. Подберите синонимы к слову НЕСООТВЕТСТВИЕ (записать на доске предложенные варианты)


  • аномалия

  • анормальность

  • дисгармония

  • диспропорция

  • диссонанс

  • неадекватность

  • неестественность

  • ненормальность

  • неправильность

  • непропорциональность

  • несозвучность

  • несоответственность

  • несоразмерность

  • отклонение от нормы

  • патология

  • противоестественность

  • различие

  • разница

  • расхождение

5. Какие-то несоответствия могут быть не только в музыке, но и в литературе, т.е. в тексте. Какие из данных синонимов более всего подходят к слову текст?


Слайд № 4
Вывод: несоответствие в тексте – это прежде всего отклонение от нормы, неправильность.

Перед вами, скажем условно, текст. ( Приложение № 1)


Слайд № 5.

Прочитайте его.



  • Какую(-ие) особенность(-и) вы заметили?

  • Можно ли это назвать текстом?

  • Разделите этот псевдотекст на два полноценных текста.

Слай ды № 6-7.



  • По какому принципу вы произвели это деление?

  • Вывод: верно, это тексты разных стилей: научного и художественного. Какие языковые особенности разных стилей помогли вам это сделать?

6. Давайте вспомним




  • Какие стили известны вам еще?

  • Какие языковые особенности отличают один стиль от другого?

Таблица (Приложение № 2)

Слайд № 8.
Вывод: Если я не смешиваю языковые средства разных стиле, действуя в соответствии с целями и задачами определенного стиля, то, что я чувствую?







Слайд № 9.


7. Скажите, а какие эмоции у вас вызывает предложенный псевдотекст? Почему?
Вывод: В начале урока мы видели и слышали, как талантливо соединил несоединимое Лерой Андерсон. Но просто механическое, бездумное соединение текстов оказывается ничего не дает, не вызывает эмоционального отклика.
8. Но ведь наверняка это можно сделать как-то иначе, с умом, талантливо.
В сборнике «Анекдоты для детей, перепечатывающего многие анекдоты прошлых лет, в том числе дореволюцион­ные, нашли такую сценку. Но, чтобы ее прочи­тать, вам надо ее «собрать».

Слева — рассказ учителя о битве при Фермопилах, спра­ва — его реплики-замечания ученикам (они знакомы, прав­да?). Вам надо «переслоить» историю о битве обращениями к ученикам — так, чтобы получилось смешно.

Учтите, что не любое место первого текста годится для включения «дисциплинарных» реплик. И еще советы: 1) вы можете повторять (дублировать) некоторые слова из моно­лога учителя; 2) чтобы показать переход темы, используйте многоточие.
Слайд № 10.



...За несколько времени до бит­вы персидский царь послал к грекам посла с требованием сложить оружие. Гордый ответ греков был следующий: приди и возьми. Когда грекам объяви­ли, что число персов так вели­ко, что от них затемнялось солнце, тогда предводитель греков — Леонид — сказал: тем лучше, мы будем сражаться в тени. Через четыре дня нача­лось сражение. Наконец, из­менник по имени Эфиальт по­казал персам дорогу через го­ры, и тогда между греками послышались крики ужаса...

Перестать разговаривать, Петров, вам говорят!..

Книги, Шахов, должны ле­жать в столе, а не раскрытыми на нем...

Вы, Карпов, подвиньтесь левее, чтобы я мог видеть, что за глупости Коржевский дела­ет...

Право, Касаткин, если вы будете баловаться, то я вас к стене поставлю...

Соколов, давайте сюда ве­ревку, здесь не место играть!

Кто это, черт возьми, бро­сается жжеными бумажками?..



9. Проверка. Чтение оригинала.

Текст-оригинал.

Слайд № 11.

...За несколько времени до битвы персидский царь по­слал к грекам посла с требованием... перестать разго­варивать, Петров, вам говорят!... с требованием поло­жить... книги, Шахов, должны лежать в столе, а не рас­крытыми на нем... с требованием сложить оружие. Гордый ответ греков был следующий... Вы, Карпов, под­виньтесь левее, чтобы я мог видеть, что за глупости Коржевский делает... да, ответ был: приди и возьми. Когда грекам объявили, что число персов так велико, что от них затемнялось солнце, тогда предводитель греков — Ле­онид — сказал... Право, Касаткин, если вы будете ба­ловаться, то я вас к стене поставлю... Леонид сказал: тем лучше, мы будем сражаться в тени. Через четыре дня на­чалось сражение. Наконец изменник по имени... Соко­лов, давайте сюда веревку, здесь не место играть! Да, Эфиальт показал персам дорогу через горы, и тогда меж­ду греками послышались крики ужаса ... кто это, черт возьми, бросается жжеными бумажками?..

10. Какие стили соединились в этом тексте? Аргументируйте.

Чем отличается первый предложенный текст от второго? Что дало нам отступление от нормы, правильности?
11. Как мы видим, очень часто несоответствие используется авторами намеренно, в частности при смешении стилей речи для создания комического эффекта или других целей.
Слайд № 12.

12. Не могу удержаться, чтобы не привести вам образцовый текст замечательного русского советского писателя А.Платонова. Признаки вкраплений какого стиля налицо? Найдите. Скажите все то же самое, выдержав единый стиль. Что утратится?




  • «В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда».

13. А еще мне бы хотелось поделиться с вами одним открытием.

Что вы представляете при слове ВЕСНА? ЗИМА? ОСЕНЬ? ЛЕТО? Наверное вот это?

(демонстрация репродукций русских художников-пейзажистов)

Слайды № 13-16.
Слайд № 17-18..

А Джезеппе Арчимбольдо, итальянский художник 16 века, чьи работы выставлены в лувре, представлял себе это так.


Слайд №19-22.
14. Наше представление о названных понятиях явно не соответствует увиденному! Вам нравится? Не нравится? Почему?
15. Скажите, пожалуйста, делая вывод из сегодняшнего урока:

  • Какова, по-вашему, была его цель?

  • Как бы вы назвали урок?

  • Что вы узнали нового?

  • Что показалось наиболее интересным?

  • Несоответствие - это хорошо или плохо? или не хорошо и не плохо? или надо еще подумать?

Давайте подведем итог нашего урока: те, кто думает что несоответствие – это плохо, поднимут синий лист, кто сомневается – желтый, кто считает, что это хорошо, здорово – зеленый.


Слайд № 23.

Вот видите, казалось бы бесспорное утверждение, что норма, нормальность, правильность - это хорошо, превратилось на нашем уроке в большой вопрос! И не знай мы, что пред нами фотография великого Эйнштейна, как знать, что бы мы о нем подумали при встрече!


Поразмышляйте над этим дома в письменной работе: «Несоответствие – это хорошо или плохо?»



Кожушко Е. В., 235-970-052 Календарно тематическое планирование, 10 класс

Текст как единица синтаксиса и связной речи. Функциональные стили речи, типы речи

111.22kb.

25 09 2014
1 стр.


«Стили речи»

Цель: формирование представления о смешении стилей как уместном и неуместном в речи через

63.61kb.

25 12 2014
1 стр.


Анализ текста. Виды тропов и стилистических фигур. Подготовка к егэ

Орг момент. Раздать материалы к уроку (текст, задания, таблицы «Стили речи» и «Типы речи»)

45.01kb.

11 10 2014
1 стр.


Функциональные стили в английском языке.

Фразеология любого языка отличается замечательными художественно-выразительными достоинствами, придающими речи образность, эмоциональность, лаконичность и выразительность

78.08kb.

10 10 2014
1 стр.


Официально деловой стиль

Цели: Образовательные: Организовать повторение по теме «Стили речи». Познакомить учащихся с официально – деловым стилем, его особенностями. Организовать работу по формированию умен

172.21kb.

16 12 2014
1 стр.


Среди ошибок, связанных со слабым овладением ресурсами русского языка, наиболее распространены следующие

Если человек стремится в полной мере овладеть всеми возможностями языка, принадлежать к элитарному типу речевой культуры, то он должен освоить все стили речи, причём не допускать н

269.87kb.

27 09 2014
1 стр.


Моу «гимназия №4» г. Брянска Рассмотрено на мо утверждено на амс 2011 2011

Дополнительная литература: Альманах «Журналистика и культура речи», Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

111.39kb.

25 12 2014
1 стр.


Приложение Календарно-тематическое планирование курса №п/п Тема Основное содержание Знания умения и навыки Язык и речь (5ч.) 1

Понятие языка и речи. Возникновение речи. Способность человека говорить. Произношение. Звуки и буквы в потоке речи

60.32kb.

28 09 2014
1 стр.