Урок развития речи
10 класс
Несоответствие. Хорошо… Хорошо? Хорошо!!!
Цель: формирование представления о смешении стилей как уместном и неуместном в речи через
-
актуализацию знаний по теме «Стили речи»;
-
демонстрацию смешения стилей;
-
расширение знаний о целостной картине, многообразии мира, взаимосвязи предметов;
-
применение учения анализировать текст с точки зрения стилистики;
-
применение учения синтезировать отрывки текстов для создания нового текста иного стиля;
-
применение учения умения выделять главное, существенное;
-
формирование умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
-
развитие творческой активности;
-
воспитание эмоционального отклика на различные
-
воспитание чувства юмора;
-
воспитание уважения к другой личности;
1. Как вы думаете, можно ли совместить несовместимое? ( Ну, например, лейку и фотоаппарат? Телефон и яблоко?) Аргументируйте свой ответ.
2. Давайте посмотрим видео и затем ответим на вопросы:
Слайд № 2
-
Понравилось ли вам то, что вы увидели?
-
Какие эмоции вызывает увиденное? Почему?
-
Может ли это вызывать улыбку? Почему?
Слайд № 3
3. Композитора, который написал шуточную пьесу под названием «Соло для пишущей машинки с оркестром», зовут Лерой Андерсон. Действительно, неожиданным для нас оказывается то, что в роли солирующего инструмента в оркестре выступает вовсе не музыкальный инструмент, а пишущая машинка. Таким образом, главное, что вызывает комический эффект, – это несоответствие того, что мы ожидаем, тому, что мы видим и слышим.
4. Подберите синонимы к слову НЕСООТВЕТСТВИЕ (записать на доске предложенные варианты)
-
аномалия
-
анормальность
-
дисгармония
-
диспропорция
-
диссонанс
-
неадекватность
-
неестественность
-
ненормальность
-
неправильность
-
непропорциональность
-
несозвучность
-
несоответственность
-
несоразмерность
-
отклонение от нормы
-
патология
-
противоестественность
-
различие
-
разница
-
расхождение
5. Какие-то несоответствия могут быть не только в музыке, но и в литературе, т.е. в тексте. Какие из данных синонимов более всего подходят к слову текст?
Слайд № 4
Вывод: несоответствие в тексте – это прежде всего отклонение от нормы, неправильность.
Перед вами, скажем условно, текст. ( Приложение № 1)
Слайд № 5.
Прочитайте его.
-
Какую(-ие) особенность(-и) вы заметили?
-
Можно ли это назвать текстом?
-
Разделите этот псевдотекст на два полноценных текста.
Слай ды № 6-7.
-
По какому принципу вы произвели это деление?
-
Вывод: верно, это тексты разных стилей: научного и художественного. Какие языковые особенности разных стилей помогли вам это сделать?
6. Давайте вспомним
-
Какие стили известны вам еще?
-
Какие языковые особенности отличают один стиль от другого?
Таблица (Приложение № 2)
Слайд № 8.
Вывод: Если я не смешиваю языковые средства разных стиле, действуя в соответствии с целями и задачами определенного стиля, то, что я чувствую?


Слайд № 9.
7. Скажите, а какие эмоции у вас вызывает предложенный псевдотекст? Почему?
Вывод: В начале урока мы видели и слышали, как талантливо соединил несоединимое Лерой Андерсон. Но просто механическое, бездумное соединение текстов оказывается ничего не дает, не вызывает эмоционального отклика.
8. Но ведь наверняка это можно сделать как-то иначе, с умом, талантливо.
В сборнике «Анекдоты для детей, перепечатывающего многие анекдоты прошлых лет, в том числе дореволюционные, нашли такую сценку. Но, чтобы ее прочитать, вам надо ее «собрать».
Слева — рассказ учителя о битве при Фермопилах, справа — его реплики-замечания ученикам (они знакомы, правда?). Вам надо «переслоить» историю о битве обращениями к ученикам — так, чтобы получилось смешно.
Учтите, что не любое место первого текста годится для включения «дисциплинарных» реплик. И еще советы: 1) вы можете повторять (дублировать) некоторые слова из монолога учителя; 2) чтобы показать переход темы, используйте многоточие.
Слайд № 10.
...За несколько времени до битвы персидский царь послал к грекам посла с требованием сложить оружие. Гордый ответ греков был следующий: приди и возьми. Когда грекам объявили, что число персов так велико, что от них затемнялось солнце, тогда предводитель греков — Леонид — сказал: тем лучше, мы будем сражаться в тени. Через четыре дня началось сражение. Наконец, изменник по имени Эфиальт показал персам дорогу через горы, и тогда между греками послышались крики ужаса...
|
Перестать разговаривать, Петров, вам говорят!..
Книги, Шахов, должны лежать в столе, а не раскрытыми на нем...
Вы, Карпов, подвиньтесь левее, чтобы я мог видеть, что за глупости Коржевский делает...
Право, Касаткин, если вы будете баловаться, то я вас к стене поставлю...
Соколов, давайте сюда веревку, здесь не место играть!
Кто это, черт возьми, бросается жжеными бумажками?..
|
9. Проверка. Чтение оригинала.
Текст-оригинал.
Слайд № 11.
...За несколько времени до битвы персидский царь послал к грекам посла с требованием... перестать разговаривать, Петров, вам говорят!... с требованием положить... книги, Шахов, должны лежать в столе, а не раскрытыми на нем... с требованием сложить оружие. Гордый ответ греков был следующий... Вы, Карпов, подвиньтесь левее, чтобы я мог видеть, что за глупости Коржевский делает... да, ответ был: приди и возьми. Когда грекам объявили, что число персов так велико, что от них затемнялось солнце, тогда предводитель греков — Леонид — сказал... Право, Касаткин, если вы будете баловаться, то я вас к стене поставлю... Леонид сказал: тем лучше, мы будем сражаться в тени. Через четыре дня началось сражение. Наконец изменник по имени... Соколов, давайте сюда веревку, здесь не место играть! Да, Эфиальт показал персам дорогу через горы, и тогда между греками послышались крики ужаса ... кто это, черт возьми, бросается жжеными бумажками?..
10. Какие стили соединились в этом тексте? Аргументируйте.
Чем отличается первый предложенный текст от второго? Что дало нам отступление от нормы, правильности?
11. Как мы видим, очень часто несоответствие используется авторами намеренно, в частности при смешении стилей речи для создания комического эффекта или других целей.
Слайд № 12.
12. Не могу удержаться, чтобы не привести вам образцовый текст замечательного русского советского писателя А.Платонова. Признаки вкраплений какого стиля налицо? Найдите. Скажите все то же самое, выдержав единый стиль. Что утратится?
-
«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда».
13. А еще мне бы хотелось поделиться с вами одним открытием.
Что вы представляете при слове ВЕСНА? ЗИМА? ОСЕНЬ? ЛЕТО? Наверное вот это?
(демонстрация репродукций русских художников-пейзажистов)
Слайды № 13-16.
Слайд № 17-18..
А Джезеппе Арчимбольдо, итальянский художник 16 века, чьи работы выставлены в лувре, представлял себе это так.
Слайд №19-22.
14. Наше представление о названных понятиях явно не соответствует увиденному! Вам нравится? Не нравится? Почему?
15. Скажите, пожалуйста, делая вывод из сегодняшнего урока:
-
Какова, по-вашему, была его цель?
-
Как бы вы назвали урок?
-
Что вы узнали нового?
-
Что показалось наиболее интересным?
-
Несоответствие - это хорошо или плохо? или не хорошо и не плохо? или надо еще подумать?
Давайте подведем итог нашего урока: те, кто думает что несоответствие – это плохо, поднимут синий лист, кто сомневается – желтый, кто считает, что это хорошо, здорово – зеленый.
Слайд № 23.
Вот видите, казалось бы бесспорное утверждение, что норма, нормальность, правильность - это хорошо, превратилось на нашем уроке в большой вопрос! И не знай мы, что пред нами фотография великого Эйнштейна, как знать, что бы мы о нем подумали при встрече!
Поразмышляйте над этим дома в письменной работе: «Несоответствие – это хорошо или плохо?»