



Школьная олимпиада по русскому языку для 7 класса
2012-2013 учебный год
Задание № 1. Расставьте ударение в следующих словах:
Баловаться, договор, заржаветь, положить, облегчить, квартал, красивее, кухонный, позвонит, феномен.
Задание № 2. Какие слова получатся, если звуки слов
лён и
куль произнести в обратном порядке? Запишите эти слова.
Задание № 3. Одинаковы ли по морфемному составу выделенные слова? Каково их лексическое значение?
Слепить глаза –
слепить игрушку;
Скупить книги –
скупой на ласку.
Задание № 4. Найдите корень в словах
беседка, бестолочь, безделка, бездна, бесенок.
Задание № 5. Замените данные слова фразеологизмами.
Опытный, плачущий, молчать, хвалить, обманывать, исчезать.
Задание № 6. Подберите к заимствованным словам русские синонимы.
Ситуация, миссия, имитация.
Задание № 7. В каком варианте указаны ряды слов, относящихся к одной части речи?
А) вдвоём, двойка, второй, удвоить.
Б) кого-то, своя, каждый, ничей.
В) двое, полтора, семнадцатый, обе.
Г) повыше, высота, превысил, возвысив.
1. А,Б 3. В, Г
2. Б, В 4. Б, Г
Задание № 8. Образуйте формы родительного падежа множественного числа существительных: грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.
Задание № 9. Исправьте грамматическую ошибку в следующем примере:
Задача была решена неверно благодаря арифметической ошибке.
Задание № 10. Напишите сочинение на тему «Язык – великое наследие для всех поколений…» (В. Г. Белинский)
Ключи к заданиям для проведения школьной олимпиады
по русскому языку в 7 классе
Задание № 1. Расставьте ударение в следующих словах:
Баловаться, договор, заржаветь, положить, облегчить, квартал, красивее, кухонный, позвонит, феномен.
Ответ: Балова′ться, догово′р, заржа′веть, положи′ть, облегчи′ть, кварта′л, краси′вее, ку′хонный, позвони′т, фено′мен.
Оценка: За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимальный балл – 5
Задание № 2. Какие слова получатся, если звуки слов
лён и
куль произнести в обратном порядке? Запишите эти слова.
Ответ: ноль, люк.
Оценка: За каждый правильный ответ – 1,5 балла. Максимальный балл – 3
Задание № 3. Одинаковы ли по морфемному составу выделенные слова? Каково их лексическое значение?
Слепить глаза –
слепить игрушку;
Скупить книги –
скупой на ласку.
Ответ: По своему строению и значению слова разные:
Слеп-и-ть глаза –
с-леп-и-ть игрушку.
Слепить (глаза) употреблено в значении «ярко освещать», а
слепить (игрушку) – «сделать игрушку из какого-либо материала (пластилина, глины)».
С-куп-и-ть книги –
скуп-ой на ласку.
Скупить (книги) – «купить много в разных местах»,
скупой (на ласку) – прилагательное, выступающее в роли существительного, означающего «жадный, бережливый, сдержанный».
Оценка: За правильно выполненный морфемный разбор – 2 балла. За правильное объяснении е значений слов – 2 балла. Максимальный балл – 4
Задание № 4. Найдите корень в словах
беседка, бестолочь, безделка, бездна, бесенок.
Ответ: Бесед- ка, бес-толочь, без-дн-а, без-дел-ка, бес-енок.
Оценка: За каждый правильно выделенный корень – 0,5 балла. Максимальный балл – 2,5
Задание № 5. Замените данные слова фразеологизмами.
Опытный, плачущий, молчать, хвалить, обманывать, исчезать.
Ответ:
Опытный – собаку съел,
плачущий – глаза на мокром месте,
молчать – воды в рот набрать,
хвалить – петь дифирамбы,
обманывать – обвести вокруг пальца,
исчезать – как сквозь землю провалиться.
Оценка: За каждый правильно подобранный фразеологизм – 1,5 балла. Максимальный балл – 9
Задание № 6. Подберите к заимствованным словам русские синонимы.
Ситуация, миссия, имитация.
Ответ:
Ситуация – обстановка, совокупность обстоятельств.
Миссия – представительство, задание, роль.
Имитация – подражание, подделка.
Оценка: За каждый правильно подобранный синоним – 1 балл. Максимальный балл – 3
Задание № 7. В каком варианте указаны ряды слов, относящихся к одной части речи?
А) вдвоём, двойка, второй, удвоить.
Б) кого-то, своя, каждый, ничей.
В) двое, полтора, семнадцатый, обе.
Г) повыше, высота, превысил, возвысив.
1. А,Б 3. В, Г
2. Б, В 4. Б, Г
Ответ: 2
Оценка: 2 балла.
Задание № 8. Образуйте формы родительного падежа множественного числа существительных:
грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.
Ответ:
грамм – граммов
, дело - дел
, мандарин - мандаринов
, место - мест
, носки - носков
, помидор - помидоров
, рельсы - рельсов
, чулки - чулок
, яблоки – яблок.
Оценка: За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимальный балл – 4,5
Задание № 9. Исправьте грамматическую ошибку в следующем примере:
Задача была решена неверно благодаря арифметической ошибке.
Ответ:
Задача решена неверно из-за арифметической ошибки.
Оценка: за правильный ответ – 2 балла.
Задание № 10. Напишите сочинение на тему «Язык – великое наследие для всех поколений…» (В. Г. Белинский)
Оценка: максимальный балл за сочинение – 15 баллов.
Максимальное количество баллов за всю работу – 50.