Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
На правах рукописи

Зотова Ольга Юрьевна


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Специальность: 19.00.05 – Социальная психология

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук


Москва – 2011

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Научный консультант:


Зинченко Юрий Петрович

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО; заведующий кафедрой методологии психологии, декан факультета психологии ФГБОУ ВПО

«МГУ имени М.В. Ломоносова»


Официальные оппоненты:

Реан Артур Александрович

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО; профессор кафедры психологии ФГОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»






Марьин Михаил Иванович –

доктор психологических наук, профессор;

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России





Болотова Алла Константиновна

доктор психологических наук, профессор; заведующий кафедрой общей и экспериментальной психологии ФГАОУ ВПО «НИУ – ВШЭ»









Ведущая организация:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации

Защита состоится 21 октября 2011 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.95 в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 125009, г. Москва, улица Моховая, дом 11, строение 9, аудитория 215 .

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ имени

М.В. Ломоносова


Автореферат разослан _____ ______________2011 года.
Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор психологических наук, профессор О.А. Карабанова



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Научная актуальность проблемы социально-психологической безопасности личности связана с рядом причин, придающих ей важное теоретическое звучание.

Во-первых, теоретический аспект значимости проблемы определяется актуальностью психологических исследований, направленных на целостное изучение жизни человека при поиске им интегрированных оценок своего бытия в различных проявлениях. В этой связи чрезвычайно важным становится изучение восприятия человеком своего состояния с позиции «опасность-безопасность». Многообразие предлагаемых оснований для рассмотрения психологической безопасности лишь «расширяет» каталог ее разнообразных моделей, условий и возможных факторов безопасности, уводя от «стержневого» понимания проблемы.

Во-вторых, недостаточно изучена психологическая природа различных видов активности личности, направленных на обеспечение своей безопасности. Растет число людей, которые характеризуются деформированностью потребности в социальной безопасности, что приводит к снижению удовлетворенности настоящим и отсутствию уверенности в будущем, к разрушению целостности личности, росту страха и тревоги, снижению устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки модели и механизмов социально-психологической безопасности личности.

В-третьих, в научном плане, стала очевидной необходимость использования новых теоретических подходов и методов социально-психологического изучения представлений о личности, обусловленная тем, что новая социальная реальность, которая сегодня уже традиционно определяется как социальная нестабильность, неминуемо предъявляет повышенные требования к личности в плане активности. Существующие подходы к проблеме психологии безопасности личности, не противореча друг другу, отражают отдельные стороны этого феномена, не интегрируя их в целостную психологическую концепцию.

В-четвертых, актуальность современного обращения к социально-психологическим проблемам безопасности личности определяется также логикой развития психологической науки и необходимостью интеграции достижений общепсихологического и социально-психологического научного знания, исследований в сфере экстремальной психологии и психологии служебной деятельности. Невозможность оградить человека от всех угроз, сложных и напряженных ситуаций, привела к необходимости переосмысления понимания психологической сущности безопасности. Складывающаяся динамика социальных настроений отражает все более нарастающее в обществе ощущение бесперспективности, высокого уровня неопределенности ожиданий.

Внимание к проблемному полю безопасности актуально и в теоретическом отношении. Во-первых, это новая область социально-психологического анализа. Во-вторых, подавляющее большинство работ, имеющихся в социальной психологии, апеллируют преимущественно к интерпретации данного феномена с точки зрения защищенности от опасностей, в то время как возможен и другой характер научной парадигмы – с позиции деятельностного самоутверждения и самореализации.

Несмотря на исследование отечественными и зарубежными авторами феномена безопасности в обществе, современное состояние социально-психологической трактовки восприятия собственной безопасности и формирования представлений о ней дает основания утверждать, что психология безопасности до настоящего времени не стала предметом целенаправленного социально-психологического изучения.

Важность разработки феномена безопасности личности заключается, с одной стороны, в необходимости синтеза знаний относительно особенностей деятельности личности в ситуации нестабильного окружающего мира и субъективного восприятия безопасности личностью; с другой стороны, в разработке моделей и механизмов социально-психологической безопасности личности, а также методов психодиагностического и психосемантического исследования этого феномена.

Обращение к проблеме безопасности личности характерно не только для отечественной, но и для мировой науки, что обусловлено значимостью социально-психологического анализа механизмов формирования социально-психологической безопасности, выработки единой картины феномена безопасности, критериев ее оценки, раскрывающих сущность и содержание структуры безопасности. Для социальной психологии важно понять, каким образом формируются представления о безопасности не только у специалистов, но и у более широкой части общества, напрямую не связанной с ситуациями риска и опасностью. Актуальность изучения социально-психологической безопасности определяется также тем, что понимание сущности феномена безопасности может выступать инструментом построения активных прогнозов на будущее всего общества.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Проблема социально-психологической безопасности личности с методологических и научно-практических позиций социально-психологической науки разрабатывается впервые, несмотря на то, что в общей и социальной психологии, социологии, философии и акмеологии были созданы предпосылки для исследования этого феномена.

Значительный вклад в становление предметного поля безопасности внесли исследования, рассматривающие различные компоненты психологической безопасности с точки зрения субъектов взаимодействия (И.В. Абакумова, Л.И. Антонова, А.Г. Асмолов, И.А. Баева, С.В. Белов, В.Т. Ганжин, П.Н. Ермаков, Ю.П. Зинченко, Т.М. Краснянская, Н.А. Лызь, Н.Н. Моисеев, А.В. Непомнящий, А.А. Реан, В.В. Рубцов, В.В. Семыкин, К.В. Чернов, Л.И. Шершнев).

Существенное влияние на становление социально-психологического понимания безопасности оказали работы, в которых осуществлена теоретико-методологическая разработка проблемы безопасности в различных областях науки: социологические исследования безопасности (У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман, В.Н. Кузнецов, П. Штомпка и др.); философско-методологические работы, рассматривающие проблему безопасности в целом (Г.В. Бро, М.Ю. Захаров, В.С. Поликарпов, Н.М. Пожитной, А.И. Субетто и др.); социально-философское осмысление экологической безопасности (Т.С. Дыйканбаев, В.Б. Казаков, И.Б. Мулин, А.М. Муравых, М.М. Удычак и др.); безопасность в контексте устойчивого развития (Е.И. Глушенкова, В.И. Данилов-Данильян, С.И. Дорогунцов, А.В. Ильичев, В.В. Мантатов, Л.В. Мантатова, Н.Н. Моисеев, Ю.В. Олейников, А.Н. Ральчук, А.Л. Романович, А.Д. Урсул и др.); социально-философский и методологический анализ информационной безопасности (Ю.Ф. Абрамов, Г.А. Атаманов, Н.П. Ващекин, Г.В. Грачев, М.И. Дзлиев, С.В. Марков, Е.Е. Перчук, О.М. Цыденова и др.); теоретические, методологические и прикладные исследования проблем безопасности государства в связи с социальными процессами (М.С. Алешенков, А.В. Гончаренко, И.Ю. Жинкина, В.Н. Иванов, В.Н. Ксенофонтов, А.А. Прохожев, Р.Г. Яновский); исследования военной безопасности (С.С. Антюшин, А.Г. Караяни, П.А. Корчемный, П.И. Чижик, В.Т. Юсов, А.Т. Янаков и др.); философия безопасности (В.С. Поликарпов, Н.Н. Рыбалкин); изучение теоретических и медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности (С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, А.Л. Михайлов, В.В. Руденко, О.Н. Русак, Л.А. Соломин, Л.И. Шершнев и др.); изучение профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля (В.П. Вишневская, М.И. Марьин, И.Б. Лебедев); изучение вопросов безопасности в трудоохранной сфере и формирование трудоохранной культуры (С.В. Белов, А.Ф. Власов, Г.В. Макаров, М.И. Марьин, О.Н. Русак и др.); педагогические аспекты подготовки подрастающего поколения в сфере безопасности жизнедеятельности (Р.И. Айзман, В.В. Марков, Ю.В. Репин, Ю.В. Чеурин и др.); психология безопасности (Ю.П. Зинченко, М.А. Котик); психологическая безопасность в образовании (И.А. Баева); психологическая безопасность в СМИ (Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский, О.А. Карабанова, А.И. Подольский, О.В. Пристанская); проблемы формирования культуры безопасности как неотъемлемой составляющей современного образования (Б. Вуйтович, А.А. Деркач, Г.Г. Зейналов, В.Н. Мошкин).



Несмотря на многочисленные описания и определения существенных характеристик и проявлений разных аспектов безопасности, отсутствует единое понимание этого понятия, которое связывается с разными детерминантами и факторами. Безопасность, как правило, рассматривается как отсутствие опасности (П.Г. Белов, А.П. Дмитриев, А.Е. Шарихин, Д. Фишер), угроз (В.В. Бирюков, Ю.В. Рождественский); свойство системы (В.Ф. Молчановский); специфическая деятельность (В.Д. Леоничева, Ю.А. Рыжов, П.П. Тимохин); аспект нейтрализации реальных и потенциальных угроз обществу и государству (В.Н. Иванов); в плане снижения риска, которое может быть достигнуто за счет устранения опасностей и уменьшения числа слабых мест (С. Огата, А.Ю. Стрижов, А. Сен); как обеспечение благоприятных условий для развития России, защиты жизненно важных национальных интересов общества и государства, достижения национальных целей (П.П. Тимохин); совокупность факторов, обеспечивающих жизнеспособность государства, благоприятные условия для развития (М.В. Александров, Г.М. Сергеев).

При изучении социально-психологической безопасности личности были использованы достижения: социального познания (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн); межличностного восприятия (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.А. Барабанщиков, В.А. Лабунская); изучения обыденного сознания в рамках психосемантического подхода (Дж. Келли, Ч. Осгуд, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев); исследований в области обыденного восприятия и социальной перцепции (В.С. Агеев, Г.М. Андреева, Т.Ю. Базаров, Д. Бем, А.А. Бодалев, К. Дейвис, Э. Джонс, Г. Келли, Дж. Келли, М. Лернер, Т.Г. Стефаненко, Е.В. Улыбина, Е. Уолстер, Ф. Хайдер); изучения психосемантических особенностей стереотипов обыденного сознания (Л.А. Нистратова, В.Ф. Петренко, В.С. Собкина, Е.В. Улыбина, А.Г. Шмелев); представлений о структурных свойствах образа мира (Е.Ю. Артемьева, К. Леви-Строс, В.Ф. Петренко, Н.В. Чудова, А.Г. Шмелев); проблем неадаптивной активности в развитии личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.Ш. Тхостов, Э. Эриксон); деятельностной трактовки переживания (Ф.Е. Василюк); деятельностно-смыслового подхода (Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, М.Ш. Магомед–Эминов, Н.Н. Нечаев); концепции социогенеза личности (А.Г. Асмолов); концепции временной компетентности личности (А.К. Болотова); теории динамических смысловых систем (Д.А. Леонтьев). В процессе анализа учитывались: семантические особенности психических состояний (А.Н. Занковский, В.Ф. Петренко, А.О. Прохоров); особенности безопасности как условия возникновения доверия (Э. Гидденс, П. Коллок, Т.П. Скрипкина, Т. Ямагиши); разработки совладания как социально-психологической проблемы (Е.П. Белинская, Р. Лазарус, А.В. Либина, Р. Моуз, А.А. Налчаджян, С. Фолкман); исследования представлений как формы познания социальной действительности и анализа социальных явлений (Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Т.П. Емельянова, А.Л. Журавлев, А.В. Юревич); исследования влияния социальной нестабильности на поведение и психологию человека (А.К. Болотова, Е.П. Крупник, Б.А. Сосновский, Э.Д. Телегина и др.); трактовки субъектно-деятельностного подхода о предметно-преобразующей активности личности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.А. Головей, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков); понимание деятельности как целенаправленной многоступенчатой активности человека (Л.С. Выготский, А.Н. Ильин, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн); представлений о неадаптивной природе человеческой деятельности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Л.М. Попов); дифференциально-психологического подхода к исследованию личности (М.С. Егорова, А.В. Либин). Несмотря на обращение в психологической науке к разработке различных моделей (Дж. Аткинсон, М.С. Гусельцева, В.А. Лефевр, Б.Ф. Ломов, Н.А. Лызь, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, В.А. Петровский, А.А. Реан, В.С. Соловьев), модель социально-психологической безопасности личности в литературе не представлена.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность данной научной проблемы в целом определили выбор темы исследования.



Научная проблема исследования заключается в обосновании совокупности концептуальных положений социально-психологической безопасности личности, основанных на ее предметно-преобразующей активности в парадигме самоутверждения и самореализации, что позволило выявить психологическую сущность, определить критерии и индикаторы, выделить типы, разработать механизмы, модель и определить пути оптимизации социально-психологической безопасности.

Объектом исследования выступает социально-психологическая безопасность личности.

Предмет исследования: психологическая сущность, содержание, модель, механизмы формирования и направления оптимизации социально-психологической безопасности различных типов личности.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и опытно-эмпирического исследования обосновать и апробировать концепцию, модель и механизмы формирования социально-психологической безопасности личности.

Реализация цели теоретико-эмпирического исследования предполагает постановку и решение следующих задач:



  1. Теоретический анализ истории и современного состояния проблемы психологии безопасности личности в контексте достижений ряда смежных наук.

  2. Определение теоретико-методологических источников, основных положений, направлений и принципов исследования социально-психологической проблематики безопасности.

  3. Обоснование сущности, структуры и содержания категории социально-психологической безопасности личности.

  4. Разработка программы и процедуры эмпирического исследования социально-психологической безопасности личности; обоснование и апробирование методического аппарата и способов статистической обработки данных, необходимых для верификации выдвинутых гипотез.

  5. Создание типологии, исследование особенностей восприятия и поведения личности, соотношения ценностей, доверия к себе и к миру в различных состояниях социально-психологической безопасности.

  6. Разработка модели, обоснование механизмов и направлений оптимизации социально-психологической безопасности личности.

Гипотезы исследования:

  1. Безопасность личности имеет социально-психологический характер, поскольку она функционирует и проявляется в системе социальных отношений личности, в области межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, формируя целостное системное образование – социально-психологическую безопасность личности.

  2. Социально-психологическая безопасность личности представляет собой потребностно-мотивационное, оценочное и коммуникативное образование, которое направляет, организует, ориентирует поведение человека на определенные цели и актуализирует когнитивную работу с поступающей информацией.

  3. Социальное восприятие выступает системообразующим фактором и интегральным результатом образа динамического взаимодействия человека с миром, опосредованным механизмами категоризации мира при помощи бинарной оппозиции (опасный-безопасный), ассимилятивной и контрастной проекции, смыслообразования, определяющими социально-психологическую безопасность личности.

  4. Каждому типу личности присуща своя структура социально-психологической безопасности, достижение которой может быть оптимизировано в ходе социально-психологического тренинга.

Методы исследования. Для реализации цели и решения поставленных задач использован комплекс научных методов, включая констатирующий и формирующий эксперименты.

В исследовании использованы теоретические методы: моделирования, анализа, синтеза, сравнения и эмпирические методы: анкетирование, тестирование, ассоциативный эксперимент, метод личностного семантического дифференциала (В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев), метод множественной идентификации (В.Ф. Петренко), метод раздельного анализа коннотативных и денотативных шкал семантического дифференциала, метод субъективного шкалирования, метод построения субъективных семантических пространств, метод контент-анализа сочинений.

В эмпирической части исследования использовались методики: «Семантический дифференциал» (в модификации Д. Пибоди, А.Г. Шмелева); методика субъективного шкалирования (А.О. Прохоров); методика ассоциаций; методика «Рефлексивный опросник уровня доверия к себе» (Т.П. Скрипкина); методика изучения ценностей личности Ш. Шварца. В процессе исследования разработана авторская процедура – опросник «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности». Статистическая обработка осуществлялась с использованием процедур кластерного, факторного, корреляционного анализа с использованием статистических систем SPSS 11.5 for Windows и Statistika 6.0.

Этапы исследования

В исследовании приняли участие рабочие г. Екатеринбурга и Свердловской области, сотрудники МВД, медицинские работники, ИТР, педагоги, предприниматели, работники СМИ, менеджеры коммерческих организаций, студенты, продавцы, работники банков. Общее число респондентов составило 1217 человек.

Эмпирическое исследование проводилось в течение восьми лет и включало несколько этапов.

На первом этапе (2003-2006 гг.) изучалась научная литература; систематизировались существующие подходы и теории; определялись исходные позиции и уточнялись концептуальные положения исследования; формулировались гипотезы, диагностический и понятийный аппарат.

На втором этапе (2007-2008 гг.) разрабатывалась программа эмпирического исследования, конкретизировался и апробировался психодиагностический инструментарий, проводилось пилотажное исследование обыденных представлений о безопасности; уточнялась модель, программа, этапы исследования, их структура и содержание. Результаты и выводы данного этапа отражены в соответствующих публикациях.

На третьем этапе (2009 г.) организовано и реализовано эмпирическое исследование социально-психологической безопасности; осуществлена качественная и количественная обработка, систематизация и анализ полученных данных; разработаны пути оптимизации социально-психологической безопасности; сформулированы основные обобщения и выводы.



На четвертом этапе (2010 г) материалы предыдущих этапов эмпирических исследований обобщены и послужили основанием для разработки и апробации «Тренинга социально-психологической безопасности личности». На основе обобщенного теоретико-методологического и эмпирического анализов разрабатывались учебные планы, программы обучения, учебные пособия.

Научная новизна исследования.

  1. Исследование проблемы психологической безопасности личности осуществлено на основе системного рассмотрения, подразумевающего, что безопасность личности, группы и социума тесно взаимосвязаны как содержательно, так и функционально. Показано, что имеющиеся социально-психологические подходы к безопасности рассматривают социально-психологическую безопасность в парадигмах защищенности. Исследована безопасность личности как феномен, основанный на предметно-преобразующей активности личности в парадигме самоутверждения и самореализации.

  2. Впервые в отечественной социальной психологии разработана концепция социально-психологической безопасности личности, дающая целостное представление о ее сущности и механизмах. Раскрыта структура социально-психологической безопасности личности, как совокупность когнитивного, поведенческого, смыслового, коммуникативного, мотивационно-потребностного, ценностного и мотивационно-оценочного компонентов.

  3. Показано, что в обыденном сознании существует четыре различных представления о безопасности: как состояние; как восприятие собственной защищенности; как потребность в безопасности и как гармоничные межличностные отношения, основанные на доверии. Выявленные представления позволили выделить критерии (индикаторы) безопасности личности: когнитивный (полнота и точность отображения социально-психологических характеристик окружающего мира; в структуре факторов семантического пространства субъективная близость образов «Я» с образом «Я в безопасности», позитивное оценивание по шкалам «Большой Пятерки» субъективной реальности); мотивационно-оценочный (единство переживания субъектом состояния социально-психологической безопасности в совокупности с ситуацией жизнедеятельности); мотивационно-потребностный (высокий уровень удовлетворенности потребности в безопасности); ценностный (расширенный диапазон ценностей, уменьшение отвергаемых и нейтральных ценностей; уравновешенность индивидуальных и групповых ценностей) и коммуникативный (высокий уровень доверия к себе).

  4. На основании различий восприятия и оценки социально-психологической безопасности личности выделено четыре типа респондентов: властно-компенсаторный, приспосабливающийся, автономный и исследовательский:

- властно-компенсаторный тип характеризуется защитным поведением, позволяющим создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе; воспринимать себя исключительно в безопасности, идеализируя образ «Я в безопасности»; содержательно-смысловое наполнение понятия «безопасность» – деньги;

- приспосабливающийся тип отличается стремлением совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, более ясного понимания оцениваемого, тесной взаимосвязи опасности и безопасности, в результате чего снижается чувство безопасности, а содержательно-смысловое наполнение понятия «безопасность» подразумевает доброжелательную атмосферу и жалостливое отношение;

- у автономного типа восприятие и оценка людьми самих себя происходит на основе интерпретации значения собственных действий; состояние безопасности проявляется в спокойствии, удовольствии, счастье и радости; опасность – как одиночество, страх, ужас, обида, ярость; а смысловое содержание проявляется в доверии с доминированием ценностей индивидуализации, направленности на личностный рост, что способствует адекватному восприятию образа «Я» и окружающего мира.

- у исследовательского типа выявлено стремление к опасности, к новизне физического и социального окружения, к острым ощущениям, к риску, к осуществлению постоянной «пробы себя», к бегству от безопасности, отмечена готовность терпеть информационную неопределенность; а содержательно-смысловое наполнение понятия «безопасность» – тоска.

следующая страница>


Социально-психологическая безопасность личности
780.65kb.

13 09 2014
5 стр.


Психологическая структура личности как адресат психологического воздействия

Охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием и становлением личности ребенка, а также когнитивных процессов

415.52kb.

01 10 2014
2 стр.


Психологическая природа интермодальной общности ощущений

Специальность 19. 00. 01 – общая психология, психология личности, история психологии

493.47kb.

10 10 2014
4 стр.


Профессиограммы работников банка Социально-психологическая профессиограмма кассира

Для эффективного выполнения стоящих перед кассиром задач необходимо наличие

229.07kb.

01 10 2014
1 стр.


Социально-психологические основы физического развития и воспитания личности

Современный социально-экономический кризис, охватывающий всё сферы жизни, представляет серьёзную проблему для нормального развития детей

38.8kb.

02 09 2014
1 стр.


Экономическая безопасность инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов в условиях трансформации социально-экономических систем
328.38kb.

16 12 2014
1 стр.


Психологическая интерпретация символов

В основе данного анализа лежит психологическая интерпретация встречающихся в сказках символов

58.79kb.

25 12 2014
1 стр.


Программы

Развитие образовательной системы образовательного учреждения в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности

541.75kb.

23 09 2014
3 стр.