Перейти на главную страницу
Специальность: 19.00.05 – Социальная психология
(психологические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора психологических наук
Москва – 2011
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Научный консультант: |
Зинченко Юрий Петрович – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО; заведующий кафедрой методологии психологии, декан факультета психологии ФГБОУ ВПО «МГУ имени М.В. Ломоносова»
|
Официальные оппоненты: |
Реан Артур Александрович – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО; профессор кафедры психологии ФГОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» |
|
Марьин Михаил Иванович – доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России
|
|
Болотова Алла Константиновна – доктор психологических наук, профессор; заведующий кафедрой общей и экспериментальной психологии ФГАОУ ВПО «НИУ – ВШЭ» |
|
|
Ведущая организация: |
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации |
Защита состоится 21 октября 2011 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.95 в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 125009, г. Москва, улица Моховая, дом 11, строение 9, аудитория 215 .
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ имени
М.В. Ломоносова
доктор психологических наук, профессор О.А. Карабанова
Во-первых, теоретический аспект значимости проблемы определяется актуальностью психологических исследований, направленных на целостное изучение жизни человека при поиске им интегрированных оценок своего бытия в различных проявлениях. В этой связи чрезвычайно важным становится изучение восприятия человеком своего состояния с позиции «опасность-безопасность». Многообразие предлагаемых оснований для рассмотрения психологической безопасности лишь «расширяет» каталог ее разнообразных моделей, условий и возможных факторов безопасности, уводя от «стержневого» понимания проблемы.
Во-вторых, недостаточно изучена психологическая природа различных видов активности личности, направленных на обеспечение своей безопасности. Растет число людей, которые характеризуются деформированностью потребности в социальной безопасности, что приводит к снижению удовлетворенности настоящим и отсутствию уверенности в будущем, к разрушению целостности личности, росту страха и тревоги, снижению устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки модели и механизмов социально-психологической безопасности личности.
В-третьих, в научном плане, стала очевидной необходимость использования новых теоретических подходов и методов социально-психологического изучения представлений о личности, обусловленная тем, что новая социальная реальность, которая сегодня уже традиционно определяется как социальная нестабильность, неминуемо предъявляет повышенные требования к личности в плане активности. Существующие подходы к проблеме психологии безопасности личности, не противореча друг другу, отражают отдельные стороны этого феномена, не интегрируя их в целостную психологическую концепцию.
В-четвертых, актуальность современного обращения к социально-психологическим проблемам безопасности личности определяется также логикой развития психологической науки и необходимостью интеграции достижений общепсихологического и социально-психологического научного знания, исследований в сфере экстремальной психологии и психологии служебной деятельности. Невозможность оградить человека от всех угроз, сложных и напряженных ситуаций, привела к необходимости переосмысления понимания психологической сущности безопасности. Складывающаяся динамика социальных настроений отражает все более нарастающее в обществе ощущение бесперспективности, высокого уровня неопределенности ожиданий.
Внимание к проблемному полю безопасности актуально и в теоретическом отношении. Во-первых, это новая область социально-психологического анализа. Во-вторых, подавляющее большинство работ, имеющихся в социальной психологии, апеллируют преимущественно к интерпретации данного феномена с точки зрения защищенности от опасностей, в то время как возможен и другой характер научной парадигмы – с позиции деятельностного самоутверждения и самореализации.
Несмотря на исследование отечественными и зарубежными авторами феномена безопасности в обществе, современное состояние социально-психологической трактовки восприятия собственной безопасности и формирования представлений о ней дает основания утверждать, что психология безопасности до настоящего времени не стала предметом целенаправленного социально-психологического изучения.
Важность разработки феномена безопасности личности заключается, с одной стороны, в необходимости синтеза знаний относительно особенностей деятельности личности в ситуации нестабильного окружающего мира и субъективного восприятия безопасности личностью; с другой стороны, в разработке моделей и механизмов социально-психологической безопасности личности, а также методов психодиагностического и психосемантического исследования этого феномена.
Обращение к проблеме безопасности личности характерно не только для отечественной, но и для мировой науки, что обусловлено значимостью социально-психологического анализа механизмов формирования социально-психологической безопасности, выработки единой картины феномена безопасности, критериев ее оценки, раскрывающих сущность и содержание структуры безопасности. Для социальной психологии важно понять, каким образом формируются представления о безопасности не только у специалистов, но и у более широкой части общества, напрямую не связанной с ситуациями риска и опасностью. Актуальность изучения социально-психологической безопасности определяется также тем, что понимание сущности феномена безопасности может выступать инструментом построения активных прогнозов на будущее всего общества.
Состояние научной разработанности проблемы исследования.
Проблема социально-психологической безопасности личности с методологических и научно-практических позиций социально-психологической науки разрабатывается впервые, несмотря на то, что в общей и социальной психологии, социологии, философии и акмеологии были созданы предпосылки для исследования этого феномена.
Значительный вклад в становление предметного поля безопасности внесли исследования, рассматривающие различные компоненты психологической безопасности с точки зрения субъектов взаимодействия (И.В. Абакумова, Л.И. Антонова, А.Г. Асмолов, И.А. Баева, С.В. Белов, В.Т. Ганжин, П.Н. Ермаков, Ю.П. Зинченко, Т.М. Краснянская, Н.А. Лызь, Н.Н. Моисеев, А.В. Непомнящий, А.А. Реан, В.В. Рубцов, В.В. Семыкин, К.В. Чернов, Л.И. Шершнев).
Существенное влияние на становление социально-психологического понимания безопасности оказали работы, в которых осуществлена теоретико-методологическая разработка проблемы безопасности в различных областях науки: социологические исследования безопасности (У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман, В.Н. Кузнецов, П. Штомпка и др.); философско-методологические работы, рассматривающие проблему безопасности в целом (Г.В. Бро, М.Ю. Захаров, В.С. Поликарпов, Н.М. Пожитной, А.И. Субетто и др.); социально-философское осмысление экологической безопасности (Т.С. Дыйканбаев, В.Б. Казаков, И.Б. Мулин, А.М. Муравых, М.М. Удычак и др.); безопасность в контексте устойчивого развития (Е.И. Глушенкова, В.И. Данилов-Данильян, С.И. Дорогунцов, А.В. Ильичев, В.В. Мантатов, Л.В. Мантатова, Н.Н. Моисеев, Ю.В. Олейников, А.Н. Ральчук, А.Л. Романович, А.Д. Урсул и др.); социально-философский и методологический анализ информационной безопасности (Ю.Ф. Абрамов, Г.А. Атаманов, Н.П. Ващекин, Г.В. Грачев, М.И. Дзлиев, С.В. Марков, Е.Е. Перчук, О.М. Цыденова и др.); теоретические, методологические и прикладные исследования проблем безопасности государства в связи с социальными процессами (М.С. Алешенков, А.В. Гончаренко, И.Ю. Жинкина, В.Н. Иванов, В.Н. Ксенофонтов, А.А. Прохожев, Р.Г. Яновский); исследования военной безопасности (С.С. Антюшин, А.Г. Караяни, П.А. Корчемный, П.И. Чижик, В.Т. Юсов, А.Т. Янаков и др.); философия безопасности (В.С. Поликарпов, Н.Н. Рыбалкин); изучение теоретических и медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности (С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, А.Л. Михайлов, В.В. Руденко, О.Н. Русак, Л.А. Соломин, Л.И. Шершнев и др.); изучение профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля (В.П. Вишневская, М.И. Марьин, И.Б. Лебедев); изучение вопросов безопасности в трудоохранной сфере и формирование трудоохранной культуры (С.В. Белов, А.Ф. Власов, Г.В. Макаров, М.И. Марьин, О.Н. Русак и др.); педагогические аспекты подготовки подрастающего поколения в сфере безопасности жизнедеятельности (Р.И. Айзман, В.В. Марков, Ю.В. Репин, Ю.В. Чеурин и др.); психология безопасности (Ю.П. Зинченко, М.А. Котик); психологическая безопасность в образовании (И.А. Баева); психологическая безопасность в СМИ (Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский, О.А. Карабанова, А.И. Подольский, О.В. Пристанская); проблемы формирования культуры безопасности как неотъемлемой составляющей современного образования (Б. Вуйтович, А.А. Деркач, Г.Г. Зейналов, В.Н. Мошкин).
Актуальность, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность данной научной проблемы в целом определили выбор темы исследования.
Реализация цели теоретико-эмпирического исследования предполагает постановку и решение следующих задач:
В исследовании использованы теоретические методы: моделирования, анализа, синтеза, сравнения и эмпирические методы: анкетирование, тестирование, ассоциативный эксперимент, метод личностного семантического дифференциала (В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев), метод множественной идентификации (В.Ф. Петренко), метод раздельного анализа коннотативных и денотативных шкал семантического дифференциала, метод субъективного шкалирования, метод построения субъективных семантических пространств, метод контент-анализа сочинений.
В эмпирической части исследования использовались методики: «Семантический дифференциал» (в модификации Д. Пибоди, А.Г. Шмелева); методика субъективного шкалирования (А.О. Прохоров); методика ассоциаций; методика «Рефлексивный опросник уровня доверия к себе» (Т.П. Скрипкина); методика изучения ценностей личности Ш. Шварца. В процессе исследования разработана авторская процедура – опросник «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности». Статистическая обработка осуществлялась с использованием процедур кластерного, факторного, корреляционного анализа с использованием статистических систем SPSS 11.5 for Windows и Statistika 6.0.
Этапы исследования
В исследовании приняли участие рабочие г. Екатеринбурга и Свердловской области, сотрудники МВД, медицинские работники, ИТР, педагоги, предприниматели, работники СМИ, менеджеры коммерческих организаций, студенты, продавцы, работники банков. Общее число респондентов составило 1217 человек.
Эмпирическое исследование проводилось в течение восьми лет и включало несколько этапов.
На первом этапе (2003-2006 гг.) изучалась научная литература; систематизировались существующие подходы и теории; определялись исходные позиции и уточнялись концептуальные положения исследования; формулировались гипотезы, диагностический и понятийный аппарат.
На втором этапе (2007-2008 гг.) разрабатывалась программа эмпирического исследования, конкретизировался и апробировался психодиагностический инструментарий, проводилось пилотажное исследование обыденных представлений о безопасности; уточнялась модель, программа, этапы исследования, их структура и содержание. Результаты и выводы данного этапа отражены в соответствующих публикациях.
На третьем этапе (2009 г.) организовано и реализовано эмпирическое исследование социально-психологической безопасности; осуществлена качественная и количественная обработка, систематизация и анализ полученных данных; разработаны пути оптимизации социально-психологической безопасности; сформулированы основные обобщения и выводы.
13 09 2014
5 стр.
Охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием и становлением личности ребенка, а также когнитивных процессов
01 10 2014
2 стр.
Специальность 19. 00. 01 – общая психология, психология личности, история психологии
10 10 2014
4 стр.
Для эффективного выполнения стоящих перед кассиром задач необходимо наличие
01 10 2014
1 стр.
Современный социально-экономический кризис, охватывающий всё сферы жизни, представляет серьёзную проблему для нормального развития детей
02 09 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
В основе данного анализа лежит психологическая интерпретация встречающихся в сказках символов
25 12 2014
1 стр.
Развитие образовательной системы образовательного учреждения в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности
23 09 2014
3 стр.