Перейти на главную страницу
Колодяжная Елена Анатольевна, воспитатель.
Значение бодрящей гимнастики для дошкольников
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка.
Отдых в течении дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться ребенку в хорошем настроении и активно провести оставшийся день?
Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику.
Что же такое бодрящая гимнастика? Это разминка после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки , на формирование свода стопы, на развитие мелкой моторики
Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку.
Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен увидеть ребенок после сна, - улыбающееся лицо взрослого человека, а также слышать плавную, размеренную речь. Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, в течении 7-15 минут в зависимости от возраста детей .
- разминка в постели и самомассаж
- гимнастика игрового характера
- гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса
- пробежки по массажным дорожкам
- самостоятельная
- лечебно - восстановительная
- музыкально-ритмическая
В течении года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики. Для детей младшего возраста особенно интересна гимнастика игрового характера, для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа.
В комплексы бодрящих гимнастик нужно включать упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, массаж рук и ног, пальчиковую и дыхательную гимнастики В некоторые комплексы гимнастики включаются игры на снятие психоэмоционального напряжения или игры на умение чувствовать настроение ; скороговорки и чистоговорки, формирующие четкое произношение, развивающие память детей
Если дети выполняли гимнастику в постели ,то после этого целесообразно выполнить такие движения как : ходьба по кругу ,на пятках и носках медленный бег. На полу можно разложить разные массажные коврики. Не сложно сделать "Cенсорную тропу” После проведения бодрящей гимнастики желательно проводить водные закаливающие процедуры (обливание ног, обтирание тела)
Примерные комплексы бодрящей гимнастики:
“Красивый лоб” И .п.- лежа на спине. Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам. Повторить 5 раз, темп умеренный.
“Смеющиеся глаза”. И. п. - лежа на спине. Потереть ладошки друг о друга, приложить к глазам. Повторить 4 раза, каждый ребенок выполняет
“Рисуем брови” И.п. – лежа на спине. Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям. Повторить 4 раза, каждый ребенок выполняет в инд.темпе.
‘’Длинный нос” И.п.- лежа на спине. Указательным пальцем энергично провести по крыльям носа. Повторить 4 раза, темп быстрый. В конце упражнения показать какой длинный нос у Буратино, слегка подергать себя за нос.
“Смешные уши” И.п. – лежа на спине. Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (20сек), каждый ребенок выполняет в инд.темпе
“Покажем руки” И.п. – лежа на спине. Похлопывание правой рукой по левой снизу вверх, затем сверху вниз (20сек) , темп умеренный
“Покажем ноги”- И.п. –лежа на животе, руки в стороны. Согнуть ноги в коленях и помахать ими в воздухе. Повторить 5 раз, темп умеренный.
Дыхательное упражнение ''Ах!'' И.п. – сидя, ноги слегка раздвинуты, руки опущены.1-вдох.2-4-выдох. На выдохе произнести ах –х-х. Повторить 3 раза. Указание: вдох и выдох медленные.
Просыпающиеся котята.
(c элементами самомассажа)
(проводится в постели)
Давайте поиграем. Мы сегодня с вами – маленькие пушистые котята
Кот решил котят учить Дети растирают правую руку
Мы недалеко сидели, вверх
Все движенья подглядели.
Лапку правую потрем,
Вот и левой лапке тоже Растирают левую руку правой .
Правой лапкой мы поможем. Трясут левой рукой.
Ушко левое свое Растирают уши снизу вверх и
Левой лапкой достаем, обратно до покраснения и ощу-
Правое не забываем, щения тепла.
Левой лапкой умываем.
Проведем по шерстке лапкой, Проводят пальцами обеих рук по
Дальше глазки закрываем, Гладят закрытые глаза от пере-
Чистим носик осторожно. Указательным пальцем энергич-
Грудку нам разгладить можно. Гладят и постукивают по груди.
Вот и чистые котята, Руки и ноги поднимают вверх
Вот и выспались ребята! Выполняют хаотичные движения
(с элементами дыхательной гимнастики)
Проводится в постели.
Птичка села на окошко, во дворе мяучит кошка -
Разбудить решили нас. Все! Окончен тихий час!
Звучит спокойная музыка. Дети лежат поверх одеял.
Наши сонные ладошки просыпались понемножку, Ритмично сгибать и
В прятки весело играли - пальцы в кулачок сжимали. Разгибать пальцы рук
Вот так , вот так делаем зарядку
Пальчики на наших ножках знают в парке все дорожки. Ритмично сгибать и
Вот так , вот так делаем зарядку
Мы почти уже проснулись, наши ручки потянулись , Поднимают руки и . помахали над простынкой, дружно спрятались за спинку машут перед
Вот так, вот так мы играем в прятки!
Вот так , вот так делаем зарядку!
Сцепим ручки мы в замочек у себя над головой. Руки за головой
Вот так, вот так делаем зарядку !
Не хотят коленки спать, им давно пора вставать. Сгибают и разгибают
Вот так, вот так делаем зарядку !
Наши ротики –молчок, тренируем язычок Быстро выбрасывают
''Добрый день!'’- мы звонко скажем. втягивают .
Будем глубоко дышать, с шумом воздух выдувать. Через нос набирают
1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.
2. И.п.: лёжа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.
3. И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» - выдох (через нос).
4. И.п.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести ладони в стороны - выдох.
6. И.п.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.
Что такое дыхательная гимнастика и возможно ли ее применение в детской практике?
Дыхательная гимнастика - это составная часть лечебной физкультуры, которая ставит своей целью тренировку дыхательного аппарата и повышения эффективности дыхания. Почему же дыхательная гимнастика для детей необходима? Дыхательная система ребенка по своей природе устроена довольно сложо и мудро . Главная задача родителей и педагогов сохранить ее здоровой.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению каждой клеточки организма кислородом. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение (тк прежде, чем пища будет переварена ,она должна поглотить кислород из крови, чтобы окослиться) Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью . Бесспорно , дыхательные упражнения просто необходимы детям довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами , а также выздоравливающим после различных заболеваний органов дыхания . Дыхательная гимнастика обладает мощным общим и местным воздействием на организм. Общеукрепляющее действие правильного и полноценного дыхания широко известно : обменные процессы в организме протекают более динамично, ребенок лучше растет и развивается, меньше болеет.
Существует множество дыхательных упражнений и комплексов для занятий с детьми. Интересна в этом смысле книга И.С.Красиковой "Дыхательная гимнастика для детей", где описаны методика и упражнения, которые применяются для детей, страдающих различными заболеваниями органов дыхания. Среди всех существующих дыхательных комплексов, особо выделяется дыхательная гимнастика А.С. Стрельниковой. Особенность этой гимнастики в том, что акцент всех упражнений направлен не на весь процесс дыхания , а лишь на количество и качество вдохов, но результаты дыхательной гимнастики А.С. Стрельниковой действительно впечатляют.
Заниматься дыхательной гимнастикой надо и полезно.
В дошкольных учреждениях проведение дыхательной гимнастики просто необходимо. Она может проводиться во время утренней гимнастики, на занятиях, проводимых учителями- логопедами и воспитателями для постановки дыхания, при проведении бодрящей гимнастики после сна, на прогулке. Отдельные комплексы дыхательной гимнастики следует проводить два раза в неделю.
Cуществует техника выполнения дыхательных упражнений, которую надо строго выполнять:
-воздух набирать через нос
-плечи не поднимать
-выдох должен быть длительным и плавным
-необходимо следить, чтобы не надувались щеки
ВНИМАНИЕ!!!!! Во время занятий дыхательной гимнастикой с детьми, нужно следить, чтобы у них не было симптомов гипервентиляции легких (учащенное дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания в руках и ногах)
Если начинает кружиться голова - складываем ладошки вместе, подносим их вплотную к лицу и глубоко дышим в них 2-3 раза.
Комплексы дыхательной гимнастики
1. И.п.:стоя , ноги вместе, руки вдоль тела.
Ходьба на месте в различном темпе в течении 1-2 минут, дыхание произвольное.
2. И.п.отвести ногу назад, руки вверх- вдох. вернуться в исходное положение-выдох.
3. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам.
Вращение согнутых рук в одну и другую сторону. Темп средний, дыхание произвольное.
4. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Наклониться в сторону-выдох,
Выпрямиться, не опуская рук - вдох.
Наклониться в другую сторону-выдох.
Вернуться в и.п.
5. И.п.: прежнее.
6. И.п.: стоя, обхватив себя за плечи, слегка наклонив голову.
.
7. И.п.: стоя, руки вниз.
1.” Каша кипит’’ И. п. сидя на стуле, кисти лежат на груди и животе.
2.’’Ворона’’ И.п. сидя, руки внизу.
3.”Гуси” И.п. сидя, руки к плечам.
4.”Трубач” И.п. сидя, руки сложить в трубочку, поднести ко рту.
5. “Насос” И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.
6. “Заблудился” И.п. стоя, руки сложить рупором.
7. “Я расту” И.п. стоя ноги вместе.
Кроме того, дневной сон -это время сна ребенка, которое является важной составляющей, необходимой для нормального развития детского организма
10 10 2014
1 стр.
Крепкий и здоровый сон ребенка способствует надлежащему умственному и физическому развитию Сон не менее важен, чем пища, вода или безопасность жизни детей
10 10 2014
1 стр.
Сажина Елена Викторовна воспитатель мбдоу «Детский сад №18 комбинированного вида» п. Бавлены Владимирской обл. Кольчугинского р-она
15 10 2014
1 стр.
Республикаси қонун ҳужжатлари тўплами, 2004 й., 37-сон, 408-модда; 2006 й., 37-38-сон, 371-модда; 39-сон, 385-модда; 2007 й., 3-сон, 21-модда, 37-38-сон, 377-модда, 52-сон, 533-мод
07 10 2014
26 стр.
Камышникова Светлана Анатольевна, воспитатель мбдоу детский сад №1 «Росинка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития детей
08 10 2014
1 стр.
Из всех снов русской литературы, включая и четыре сна Веры Павловны, и сны Анны Карениной, и «сон смешного человека», и «сон Попова», сон Татьяны Лариной, пожалуй, самый известный.
05 09 2014
1 стр.
Развивать внимание, память и воображение, связную речь, наблюдательность; умение пользоваться бросовым материалом
25 12 2014
1 стр.
Демешкевич Елена Николаевна идентификационный номер: 242-842-123; воспитатель второй квалификационной
25 12 2014
1 стр.