Перейти на главную страницу
Пособие составлено на основе теоретического материала действующего учебника по русскому языку (Мурина, JI. А. Русский язык : 7 класс / JI. А. Мурина, Т. Н.Волынец, Е.Е.Долбик,Ф.М.Литвинко,Г.И. Николаенко. Минск:НИО, 2010) и соответствует содержанию школьной программы. В наглядной форме — в таблицах, схемах, памятках —представлены основные разделы, изучаемые в курсе русскогоязыка 7 класса: «Текст», «Стили речи», «Морфология», «Жанры речи», «Фонетика».
Пособие предназначено для закрепления и систематизации
программного материала, способствует его более осознанному усвоению, а таблицы и памятки станут настоящей опорой в самостоятельной работе над изучением русского языка и подсказкой при выполнении упражнений, тестовых заданий.
Издание будет полезно школьникам (особенно учитывая то,что при переходе в следующий класс учащиеся сдают учебники в библиотеку), а также учителям русского языка и литера-
туры общеобразовательных учреждений в качестве наглядного материала на уроках и индивидуальных занятиях.
Желаем успехов в изучении русского языка!
Текст
Основные признаки текста. Виды и средства связи предложений в тексте
Текст — это несколько предложений, частей, объединенных по смыслу и грамматически одной темой и основной мыслью.
Основные признаки текста |
Характеристика признаков текста | |
Тематическое единство |
Все предложения и части текста раскрывают тему и основную мысль | |
Связность: цепная и параллельная связь (в текстах большого объёма чаще всего совмещаются разные виды связи предложе- ний) |
При цепной связи мысль передается последова- тельно от одного пред- ложения к другому: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Например: Раз ребята ходили за ягодами. На- брали по полной кор- зиночке, вышли на покосное место и сели тут отдохнуть. Сидят в густой траве, разго- варивают. Ни тот, ни другой о голубой змейке и не подумал. Только видят — прямо к ним через покосную лужайку идет женщина. Ребята сперва этого в примету не взяли. Одно показалось им непривычным: идёт, как плывёт, совсем легко. Поближе подходить стала, ребята разглядели — ни один цветок, ни одна травинка под ней не со- гнутся (П. Бажов). Средства связи: -лексические повторы, синонимические замены; -местоимения, союзы |
При параллельной связи все предложения текста раскрывают, дополняют первое предложение. Первое предложение представляет собой известное, а второе и последующие — то новое, неизвестное, что собирается сказать автор. 1 2 ![]() ![]() ![]() Например: Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно.Самые чистые, прокалённые солнцем песчаные пляжи — его, самые сочные участки луга — тоже его (Е. Носов). Средства связи: -одинаковый порядок слов, однотипные грамматические формы; -местоимения, союзы
|
Последова- тельность |
В каждом последующем предложении сообщаются новые сведения, дополняющие предыдущие | |
Развер- нутость |
Основная мысль текста раскрывается последовательно с помощью подтем и микротем | |
Цельность |
Содержание, композиция и языковые средства текста реализуют авторский замысел | |
Завершен- ность |
Основная мысль текста раскрыта полно с точки зрения автора |
В раскрытии авторского замысла участвуют все основные признаки текста: тематическое единство, связность, последовательность, развёрнутость, цельность, завершённость.
Порядок слов в предложении, при котором подлежащее предшествует сказуемому, принято называть прямым.
При обратном порядке слов в предложении сказуемое предшествует подлежащему.
Внимание!
/ Чтобы придать тексту большую выразительность, используется обратный порядок слов.
/ В начале абзаца используются в основном предложения с прямым порядком слов, а в конце абзаца — с обратным порядком слов.
Стили речи
Речевые и языковые средства стилей
Книж-ные стили речи |
Признаки стилей речи | ||||||
Задача речи |
Условия общения |
Языковые средства | |||||
Лексические |
Морфологи-ческие | ||||||
Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й |
Изобразить предмет, событие, передать чувства, впечатления конкретно, образно, с помощью языковых средств |
Используется в художест- венных произведени-ях |
Лексика разных стилей, экспрессивно окрашенная, оценочная лексика, неприятие шаблонных форм и выражений, слова в переносном значении, архаизмы, неологизмы, синонимы, антонимы, пословицы, поговорки
|
Частотность глаголов, использование глагольных форм с переносным значением времени и наклонения. Например, формы будущего времени в значении прошедшего: Бывало так: выглянет солнышко, защебечут по-летнему птички — и плохого настроения как не бывало.
| |||
|
|
|
Образные средства: •метафоры: закат пылает; •сравнения: Моей души коснулась ты —она тревожна, как листы, она, как гусли, многострунна. (А.Толстой); •олицетворения: И звезда с звездою говорит; •эпитеты: чудное мгновение и др.
| ||||
|
|
|
| ||||
Книж-ные стили речи |
Признаки стилей речи | ||||||
Задача речи |
Условия общения |
Языковые средства | |||||
Лексические |
Морфологи-ческие | ||||||
Н А У Ч Н Ы Й |
Сообщить точные сведения о предметах и явлениях. Объяснить причину явления, события и т.д. |
Используется в научных работах, журналах, учебниках, выступлениях на научные темы |
Книжная лек- сика, научные термины и терминоло- гические соче-тания |
Имена существительные среднего рода, употребление единственного числа существи-тельных вместо множественного числа;частотность отглагольных имён существи-тельных и имён существительных с обобщенным значением на -ие, имён существи- тельных среднего рода; глаголы в форме 3-го лица настоящего време-ни; краткие прилагательные; наречия; использование местоимения «мы» вместо «я» и др.
| |||
|
|
|
Образные средства: •сравнения (для пояснения характеризуемых явлений): бром получают подобно хлору; •метафоры (с обобщенным значением): глазное яблоко
|
Книж-ные стили речи |
Признаки стилей речи | ||||||
Задача речи |
Условия общения |
Языковые средства | |||||
Лексические |
Морфологи-ческие | ||||||
П У Б Л И Ц И С Т И Ч Е С К И Й |
Воздейство-вать на чувства читателя или слушателя |
Используется в газетах, передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах |
Общественно-политическая и абстрактная лексика, экспрессивная, эмоционально- оценочная лексика в сочетании со стандартной; слова с подчёркнуто положитель-ным или отри-цательным, с переносным значением; иностранные слова
|
Употребление существительных единственного числа в значении множественного числа; глаголы 1-го лица, существи- тельные в форме родительного падежа; прила-гательные пре-восходной степе- ни, глаголы в на- стоящем времени для описания произошедших событий; глаголы повелительного наклонения | |||
|
|
|
Образные средства: •метафоры: ледяное безмолвие; •олицетворения: недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку; •фразеологизмы: он и в этот раз выйдет сухим из воды; •пословицы и поговорки: Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься.
|
Книж-ные стили речи |
Признаки стилей речи | ||||||
Задача речи |
Условия общения |
Языковые средства | |||||
Лексические |
Морфологи-ческие | ||||||
О Ф И Ц И А Л Ь Н О- Д Е Л О В О Й |
Дать опре-делённые указания, известить, пригласить, выразить просьбу |
Используется в государст-венных доку-ментах, офи-циальной переписке учреждений, деловых бумагах
|
Использование нейтральных языковых средств, стандартных выражений; штампов, терминов; названий лиц по их функции |
Преобладание существительных, образованных от глаголов; частотность имён существительных среднего рода, кратких прила-гательных, при- частных и дее-причастных оборотов, глаго- лов в неопре-делённой форме и в форме настоящ-го времени, инфинитивов, числительных
| |||
|
|
|
Основной стилеобразующей чертой является точность, не допускающая иного толкования, поэтому образные средства в текстах данного стиля речи отсутствуют |
Общее грамматическое значение |
Обозначает действие или состояние предмета. Например: Играют волны — ветер свищет, и мачта гнётся и скрыпит (М. Лермонтов). |
Отвечает на вопросы |
что делать? читать, рисовать что сделать? прочитать, нарисовать |
Грамматические признаки |
Постоянные: вид (совершенный, несовершенный), переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, спряжение. Непостоянные: наклонение, время, лицо, число, род (в прошедшем времени) |
Синтаксическая роль |
В предложении обычно является сказуемым, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М. Лермонтов). |
Глаголы совершенного вида |
|
Глаголы несовершенного вида |
что сделать? |
Отвечают на вопрос |
что делать? |
на завершённость действия, его результат, конец действия или его начало: написать, прочитать, решить |
Указывают |
на действие длительное, совершающееся в настоящее время или повторяющееся: писать,читать, решать |
Глаголы совершенного вида |
|
Глаголы несовершенного вида |
имеют 2 формы времени: |
|
имеют 3 формы времени: |
|
|
1) прошедшее: |
1) прошедшее: |
|
(что делали?) |
(что сделали?) |
|
писали, читали; |
написали, решили; |
|
2) настоящее: |
2) будущее простое |
Формы |
(что делают?) |
(состоящее из одного |
времени |
пишут, читают; |
слова): |
|
3) будущее сложное (со- |
(что сделают?) |
|
стоящее из двух слов): |
напишут, решат |
|
(что будут делать?) будут писать, будут читать |
класть |
|
положить |
искать |
Внимание! |
найти |
| ||
ловить |
|
поймать |
брать |
|
взять |
Н. Волынец, Е. Е. Долбик,Ф. М. Литвинко,Г. И. Николаенко. Минск: нио, 2010 и соответствует содержанию школьной программы. В наглядной форме — в таблицах, схемах, памятках —представ
11 10 2014
7 стр.
Предлагаются олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 4 классов. Школьный уровень
14 10 2014
1 стр.
Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе "Игровая мозаика" 4 класс
24 09 2014
1 стр.
02 10 2014
1 стр.
11 10 2014
5 стр.
25 09 2014
7 стр.
Подберите прилагательные к данным существительным. (0,5балла за слово) шимпанзе
08 10 2014
1 стр.
Образцы тестовых заданий по русскому языку и литературе для поступающих на базе 9, 11 классов
09 10 2014
1 стр.