Перейти на главную страницу
Подчинительные союзы передают различные смысловые отношения:
Смысловые отношения |
Какими союзами передаются |
Примеры |
Изъясни- тельные |
что, чтобы, ли, как, будто и др. |
Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (А. Пушкин). |
Временные |
когда, пока, едва, как только, прежде чем, лишь только, с тех пор как и др. |
Всё было готово, когда в конце коридора появилась знакомая фигура. |
Причинные |
потому что, ибо, оттого что, так как, благодаря тому что и др. |
Мы все должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет (А. Толстой). |
Условные |
если, раз, когда и др. |
Как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только захотели. |
Целевые |
чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др. |
Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать (Д. Шостакович). |
Уступи- тельные |
хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и др. |
Неодолимая, хотя тихая сила увлекла меня (И. Тургенев). |
Сравни- тельные |
как, будто, как будто, словно и др. |
Густой туман, точно вата, лежал по всему лесу. |
1. Часть речи.
2. Простой или составной.
3. Сочинительный или подчинительный.
4. Какие отношения выражает.
Образец разбора
Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены (А. Пушкин).
[...глаг.], (что...).
Например:
Если бы не пошёл дождь, дети вышли бы на прогулку.
Разве вам холодно?
Частицы не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения:
Он не бывал в родной деревне с самого детства.
Лес точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный (И. Бунин).
Формообразовательные |
Модальные |
Служат для образования форм условного и повелитель-ного наклонения глаголов. К ним относятся частицы бы (б), да, давай (давайте), пусть, пускай: Я бы ещё лучше сделал. Пусть будет солнце! |
Вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего. Они могут выражать: указание на что-то или кого-либо (вот, вон); сравнение (точно, будто); уточнение (почти, как раз); усиление (даже, ведь); утверждение (точно, так); отрицание (вовсе не, далеко не) |
Значение |
Частицы |
Отрицательные (выражают отрицание) |
не, ни, далеко не, отнюдь не, вовсе не |
Утвердительные (выражают утверждение, согласие) |
да, так, точно, ну да |
Вопросительные (выражают вопрос) |
ли, разве, неужели, а, что ли |
Указательные (указывают на пред- мет, выделяя его из ряда других) |
вот, вон, это |
Усилительные (выделяют слова, наиболее важные для понимания смысла высказывания) |
даже, и, ни, же, ведь, уж, всё-таки |
Выделительно-ограничительные |
лишь, только, хоть, исключительно |
Сравнительные |
как, будто, словно, точно, как бы |
Значение |
Частицы |
Восклицательные |
что за, то-то, как, ну и |
Уточняющие |
именно, как раз |
Выражающие сомнение, неуверенность |
вряд ли, едва ли |
Частицы |
Написание |
бы (б) же (ж) ли (ль) |
Пишутся раздельно со словами, к которым они относятся: Лучше бы нам поторопиться. Как же это могло случиться? Тебе ли не волноваться на диктанте? |
-то -ка |
Пишутся через дефис со словами, к которым относятся: Напиши-ка мне письмо. Мы-mo никому не расскажем, а вот он... |
как будто как раз всё равно |
Пишутся раздельно: Я как раз собираюсь в школу. И всё равно было страшно |
всё-таки |
Пишется через дефис: А всё-таки вы не правы. |
лишь |
Пишется с мягким знаком: Он лишь хочет нас увидеть. |
уж |
Пишется без мягкого знака: Уж очень много сегодня работы. |
К отрицательным относятся частицы не, далеко не, вовсе не, отнюдь не и частица ни:
Завязался отнюдь не выгодный для нас бой.
Что бы с ним ни происходило, он всегда помнил
главное.
Употребление частиц не (ни)
Частица не употребляется:
• для выражения отрицания (придаёт отрицательное значение всему предложению или отдель- ным его членам) |
Это был не снег, а дождь. |
• для усиления утверждения при двойном отрицании либо в сочетаниях типа нельзя (невозможно) не прийти |
Он не мог не согласиться с предложением. Невозможно не остановиться. |
• в утвердительных по смыслу простых вопросительных и вос- клицательных предложениях с обобщенным значением |
Кто не читал стихов Пушкина! |
• в предложениях типа Ни огонь- ка; Ни одного вопроса; Ни малей- шего волнения для выражения отрицания |
Ни одного солнечного дня. |
• для усиления отрицания, вы- раженного словами не, нет, нельзя |
В дневнике нет ни одной двойки. |
• в функции соединительного со- юза (при повторении ни — ни); |
Путешественник не знал, ни где будет остановка, ни когда их группа добе- рётся до берега. |
для усиления утверждения впридаточной части сложноподчи- нённых предложений |
Как ни старались гит- леровцы подавить этот пулемёт, ничего у них не получилось. |
|
Не имеет отрицательного значения частица ни в составе сочетаний кто ни, что ни, какой ни, сколько ни, когда ни, куда ни, где ни, как ни, если они используются как средство связи в сложных предложениях.
не раз (= неоднократно, много раз); не один (= много) |
ни разу (= никогда); ни один (= никто) | ||
Он не раз бывал в Испании. (= много раз) Я выполнял эту работу не один. (= много кто выполнял) |
Он ни разу не бывал в Испании. (= никогда) Ни один человек не захотел стать на мою сторону. (никто) | ||
|
|
| |
в предложении нет другого отрицания (отрицается один компонент высказывания) |
в предложении есть другое отрицание (частица усиливает отрицание) |
1. Часть речи. Общее значение.
2. Разряд частицы.
Образец разбора
А тут бы влево лишь принять (И. Крылов).
формы условного наклонения глагола (принять бы).
Междометие — неизменяемая часть речи, которая выражает различные чувства и волеизъявления, но не называет их: Ах, как прекрасен мир! (восхищение). Ой,какой ужас! (страх). Извини, я не смогу пойти с тобой
в кино (сожаление).
Среди частей речи междометия занимают особое место, они не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
Междометия не являются членами предложения, но они могут употребляться в значении других частей речи. При этом междометие приобретает конкретное лексическое значение и становится членом предложения,
например: Это постоянное «ах» очень утомляло.
Междометия — характерная принадлежность устной речи. В художественных произведениях междометия обычно используются в диалогах.
Группы междометий по значению
Значение междометий |
Междометия |
Примеры |
1. Выражают различ-ные чувства, настрое-ния (восторг,удив-ление, страх, горе и т. д.)
|
ах, ай, ба, о, ох, эх, эй, увы, ура, фу, фи, тьфу и др. |
Ах, голова горит, вся кровь в волненъи (А. Грибоедов). Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит (М. Лермонтов). |
2. Выражают раз- личные побуждения (приказ, просьбу, ко- манду, приветствие или пожелание, при- звать или отогнать животных и т. д.) |
здравствуйте, спасибо, цыц, брысь, шабаш, ату и др. |
Здравствуйте, Максим Максимыч! (М. Лермонтов) Караул! Лови, лови, да дави его, дави! (А. Пуш- кин) |
Некоторые междометия выражают не одно, а несколько чувств, и их значение определяется интонацией и содержанием того предложения, в котором находится междометие.
Например:
Междометие ах
Разряды междометий по происхождению
Непроизводные |
Производные |
а, э, у, ах., эх, ну, увы, фу и др.
|
Возникли из самостоятельных частей речи, например: Брось! Батюшки! Ужас! Извините! |
Междометия |
Звукоподражания |
Выражают эмоции, чувства, побуждения: ах, эй,батюшки, брысь, айда, брысь, фи, увы, ну, вон, цыц, тс, марш, ой |
Не выражают каких-либо чувств или побуждений; передают раз- личные звуки живой и неживой природы: ква-ква-ква, фр-р-р-р, чик-чирик, кис-кис |
Междометия и звукоподражания, которые состоят из повторяющихся частей, пишутся через дефис: ай-ай-ай, ого-го, тра-та-та.
1. Часть речи.
2. Производное или непроизводное.
3. Какое значение выражает.
Ах ты, обжора! Ах, злодей! Тут Ваську повар укоряет (И. Крылов).
Ах — междометие, непроизводное, выражает чувство осуждения.
Ах— междом., непроизв., выраж. осуждение.
Запятая |
Восклицательный знак |
Междометие, стоящее в начале предложения и произносимое без восклицательной интонации, отделяется запятой: Чу,кто-то шуршит в траве. Ого,да ты отличник! Междометие, стоящее в середине предложения, выделяется с двух сторон запятыми: Как я люблю море, ах, как я люблю море! |
Если междометия произ- носятся с большей силой голоса, то после них ста- вится восклицательный знак (слово, следующее за междометием, пишется с прописной буквы): Караул! Грабят! Батюшки! Да что же это такое? |
1) междометия, которые находятся при обращении, отрицании или утверждении: О Волга! Колыбель моя!
Н. Волынец, Е. Е. Долбик,Ф. М. Литвинко,Г. И. Николаенко. Минск: нио, 2010 и соответствует содержанию школьной программы. В наглядной форме — в таблицах, схемах, памятках —представ
11 10 2014
7 стр.
Предлагаются олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 4 классов. Школьный уровень
14 10 2014
1 стр.
Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе "Игровая мозаика" 4 класс
24 09 2014
1 стр.
02 10 2014
1 стр.
11 10 2014
5 стр.
25 09 2014
7 стр.
Подберите прилагательные к данным существительным. (0,5балла за слово) шимпанзе
08 10 2014
1 стр.
Образцы тестовых заданий по русскому языку и литературе для поступающих на базе 9, 11 классов
09 10 2014
1 стр.