Перейти на главную страницу
/ Суффиксы деепричастий несовершенного вида -а (-я), совершенного вида -в (-вши), -ши, -а (-я) являются фор- мообразовательными, поэтому в основу слова не входят.
/ Ударение в формах деепричастий совершенного и несовершенного вида всегда стоит на том же слоге, что и в неопределённой форме: начаться —начавшись, обострить — обострив, прибыть — прибыв, понять —
поняв, углубить — углубив.
1. Часть речи (особая неизменяемая форма глагола).
2. Морфологические признаки: начальная форма (Неопределённая форма глагола); вид, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.
3. Синтаксическая роль в предложении.
Мери сидела на своей постели, скрестив на коленях руки.
Скрестив — деепричастие, обозначает добавочное действие (Мери
сидела и скрестила руки).
Начальная форма — скрестить. Имеет грамматическое значение
совершенного вида, переходное, невозвратное.
В предложении является обстоятельством.
Скрестив — дееприч.
Н. ф. — скрестить; сов., перех., невозвр.
Обстоятельство.
(описание его существенных, отличительных качеств и признаков)
(описание внешних
особенностей человека) Внутренняя
(описание душевных качеств челове-
ка, а также его профессиональных,
деловых качеств и способностей)
четко и определенно выражает
Описание может |
быть: | |
научным |
деловым |
художест- венным |
точность; |
не допу- |
чаще всего |
логичность; |
скает |
перечисля- |
главные су- |
выражения |
ются не все |
щественные |
отношения |
элементы |
признаки |
автора |
портрета, |
человека |
к описы- |
а только |
перечис- |
ваемому |
отдельные, |
ляются |
|
самые |
в опреде- |
должно |
важные его |
лённом |
быть |
детали (вы- |
порядке |
чётким |
бор деталей |
|
и строгим |
определяет- ся замыс- лом автора) |
При создании характеристики личности следует:
/ отбирать самые важные, показательные факты и детали;
/ располагать факты и детали в логической последовательности (с учетом
3.Оценка предмета речи
Должно быть: |
Не должно быть: |
/ системным, построенным по определенной логике — так, чтобы у читателя (слушателя) сложилось цельное впечатление о внешнем облике описываемого человека |
/ сухим перечнем общих черт физического облика человека; / разбросанным набором отдельных признаков |
В словесном портрете часто передаётся отношение автора к описываемому человеку.
При описании внешности человека широко используются:
/ слова в переносном значении |
бархатные руки, шелковистые волосы |
/ прилагательные и причастия |
богатырские плечи, прищуренные глаза |
/ однородные члены предложения |
васильковые глаза, маленький прямой нос |
/ сравнения, олицетворения, эпитеты и др. |
глаза, как небо, в девяносто лет пряжей ствола |
Через описание внешности обычно стремятся отразить внутренний мир героя, черты его характера, настроение.
Общее значение |
Обозначает: / признак действия: работать (как?) старательно; / признак предмета: прогулка (какая?) пешком; / признак признака: слишком (в какой мере?) мало |
Отвечает на вопросы |
как? сколько? где? когда? зачем? почему? в какой степени? |
Морфологические признаки |
Неизменяемая часть речи, то есть не имеет форм изменения по родам, числам, падежам. Однако если наречия образованы от качественных прилагатель-ных, то могут иметь форму сравнительной степени: тихо — тише, быстро — быстрее |
Синтаксическая роль |
Чаще всего — обстоятельство (если наречие относится к глаголу, прилагательному или другому наречию): Издалека доносилась песня. Реже — определение (если наречие относится к существительному): Съев яйцо всмятку и выпив чаю, он отправился в путь. Иногда — сказуемое: На улице прохладно. |
Наречия могут характеризовать качество, способ действия, указывать на интенсивность (степень) проявления признака, обозначать различные обстоятельства действия. В зависимости от этого выделяются следующие
группы наречий по значению:
Образа действия |
как? каким образом? |
быстро, медленно, хорошо, вдребезги, набело, по-дружески, по-русски, внимательно, вдруг |
Степени |
сколько? насколько? в какой степени? в какой мере? |
очень, надвое, пополам, дважды, вдвоём, весьма,слишком, вполне, довольно, совершенно, чрезвычайно |
Места |
где? куда? откуда? |
вдали, наверху, домой, везде, направо, издали, вниз,позади, вблизи |
Времени |
когда? как долго? с каких пор? до каких пор? |
сегодня, утром, накануне, сейчас, давно, вчера, зимой, рано, днём, когда, тогда,теперь |
Причины |
почему? отчего? по какой причине? |
сгоряча, сослепу, поневоле, отчего-то |
Цели |
зачем? для чего? с какой целью? |
нарочно, назло, в насмешку, невзначай, зачем-то |
Наречия на -о, -е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения: сравнительную (простую и составную) и превосходную (составную).
Сравнительная степень |
Превосходная степень | |
Простая форма |
Составная форма |
Составная форма |
Образуется с по- мощью суффик- сов -ее (-ей), -е,-ше: быстро → быстрее громко →громче, далеко→ дальше |
Образуется при- бавлением к ис- ходной форме слов более, менее: более быстро, менее громко, более далеко |
Образуется прибавлением к исходной форме слов наиболее, наименее или к форме простой сравнительной степени слов всего (всех): быстрее всех, громче всего, дальше всех |
Суффиксы степеней сравнения являются формообразовательными, поэтому в основу слова не входят:
/ относится к существительному;
/ обозначает признак предмета;
/ отвечает на вопрос каков (-а, -о, -ы)?;
/ является сказуемым в предложении с двумя главными членами.
Например:
Эта книга интереснее других книг.
Слово интереснее относится к существительному, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какова? и является сказуемым. Следовательно,
является именем прилагательным.
Наречие
/ относится к глаголу;
/ обозначает признак действия;
/ отвечает на вопрос как?;
/ является обстоятельством.
Например:
Он рассказывает интереснее других.
Слово интереснее относится к глаголу, обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? И является обстоятельством. Следовательно, явля-
ется наречием.
/ обозначает состояние человека или природы;
/ отвечает на вопрос что происходит?;
/ является сказуемым в предложении с одним
главным членом.
Например:
Ему стыдно (больно, душно, весело).
Слово стыдно (больно, весело) обозначает состояние человека, отвечает на вопрос что происходит?, является сказуемым в предложении, где нет и не может быть подлежащего. Следовательно, является наречием.
Морфологический разбор наречия
Порядок разбора
1. Часть речи.
2. Разряд по значению.
3. Степень сравнения (если есть).
4. Синтаксическая роль.
Образец разбора
С севера порывисто дул ветер (М. Горький).
Порывисто — наречие образа действия. В предложении относится к
глаголу и является обстоятельством.
письменного:
Порывисто — наречие образа действия; обстоятельство.
Способ образования |
Примеры |
Суффиксальный |
смелый → смело, простои → просто, товарищеский →товарищески |
Приставочный |
куда →кое-куда, как → кое-как, когда → никогда |
Постфиксальный |
почему → почему-то, куда → куда-либо, откуда → откуда-нибудь |
Приставочно- суффиксальный |
английский→ по-английски. слепой → сослепу, пустой → впустую. |
В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных, от которых они образованы: ветреный — ветрено, ответственный — ответственно, бешеный — бешено.
Слитно |
Раздельно |
/ если слово не употребляется без не: нечаянно,небрежно; / если наречие можно заменить синонимом: некрасиво — безобразно, неинтересно — скучно |
/ если есть противопоставление: не высоко, а низко; / если к наречию относятся слова далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не: ничуть не страшно |
Пишется НЕ |
Пишется НИ |
под ударением: негде несколько некогда |
без ударения: нигде нисколько никогда |
На конце наречий после шипящих пишется:
О |
Е |
Под ударением: свежо, общо. Исключение: ещё |
Без ударения: тягуче, певуче |
В наречиях, образованных от прилагательных приставочно-суффиксальным способом, пишется:
О |
А |
В наречиях с приставками в-, на-, за-. влево, направо, затемно |
в наречиях с приставками из-,до-, с-: изредка, дочиста, снова |
Через дефис пишутся наречия: | |
1. С приставкой кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь |
кое-где, зачем-то, как-нибудь |
2. Имеющие приставку по- и суффиксы -и, -ому (-ему) |
по-отечески, по-боевому, по-хорошему |
3. Имеющие приставку в- (во-) и суффикс -ых (-их) |
в-третьих, во-вторых |
4. Образованные повторением слова или основы, сочетанием синонимичных слов |
чуть-чуть, больно-пребольно |
Сравните: Зачем (с какой целью?) спрашивать?
За чем (за каким предметом?) очередь?
Слитное и раздельное написание наречий
Слитно пишутся наречия: |
Раздельно пишутся: |
образованные от собирательных числительных с помощью приставок в-,на- и суффикса -е: втрое,натрое. НО: по двое, по трое; образованные от прилагательных с помощью приставок в-, на-, за- и суффикса -ую: впустую, напрямую. Исключение: в открытую; |
наречные сочетания существительных с предлогами, если между ними можно вставить определяющее слово: на (один) миг, на (всём) скаку; наречные сочетания существительных с предлогами, если существительное сохранило хотя бы некоторые падежные формы в сочетании с предлогами: на корточки — на корточках, на цыпочки — на цыпочках; |
Слитно пишутся наречия: |
Раздельно пишутся: |
образованные от прилагательных с помощью приставок в-, на-, за-, из-, до-, с-, по- и суффиксов -о (-е),-а, -у: вкратце, сгоряча, подолгу; образованные от наречий с помощью приставок на-,после-: надолго, послезавтра |
имеющие наречное значение сочетания существительных с предлогами без, до, на, с: без толку, до зарезу, на лету,с разбегу; сочетания предлогов в, на, до, под с существительными, начинающимися с гласного звука:
|
Слитно пишутся наречия с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе слова верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, конец, век. Например: вверх, вглубь, вначале.
Раздельно эти слова пишутся только при наличии в самом предложении пояснительного слова к ним, например: в глубь морскую, в начале столетия и т. д.
Рассуждайте по образцу:
Н. Волынец, Е. Е. Долбик,Ф. М. Литвинко,Г. И. Николаенко. Минск: нио, 2010 и соответствует содержанию школьной программы. В наглядной форме — в таблицах, схемах, памятках —представ
11 10 2014
7 стр.
Предлагаются олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 4 классов. Школьный уровень
14 10 2014
1 стр.
Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе "Игровая мозаика" 4 класс
24 09 2014
1 стр.
02 10 2014
1 стр.
11 10 2014
5 стр.
25 09 2014
7 стр.
Подберите прилагательные к данным существительным. (0,5балла за слово) шимпанзе
08 10 2014
1 стр.
Образцы тестовых заданий по русскому языку и литературе для поступающих на базе 9, 11 классов
09 10 2014
1 стр.