Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7

Помните!

/ Суффиксы деепричастий несовершенного вида -а (-я), совершенного вида -в (-вши), -ши, -а (-я) являются фор- мообразовательными, поэтому в основу слова не входят.

/ Ударение в формах деепричастий совершенного и несовершенного вида всегда стоит на том же слоге, что и в неопределённой форме: начаться —начавшись, обострить — обострив, прибыть — прибыв, понять —

поняв, углубить — углубив.



Морфологический разбор деепричастия

Порядок разбора

1. Часть речи (особая неизменяемая форма глагола).

2. Морфологические признаки: начальная форма (Неопределённая форма глагола); вид, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.

3. Синтаксическая роль в предложении.



Образец разбора

Мери сидела на своей постели, скрестив на коленях руки.



устного:

Скрестив — деепричастие, обозначает добавочное действие (Мери

сидела и скрестила руки).

Начальная форма — скрестить. Имеет грамматическое значение

совершенного вида, переходное, невозвратное.

В предложении является обстоятельством.



письменного:

Скрестив — дееприч.

Н. ф. — скрестить; сов., перех., невозвр.

Обстоятельство.


ЖАНРЫ РЕЧИ: ПОРТРЕТНАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА
Характеристика человека

(описание его существенных, отличительных качеств и признаков)



Внешняя

(описание внешних

особенностей человека) Внутренняя

(описание душевных качеств челове-

ка, а также его профессиональных,

деловых качеств и способностей)


портрет или портретная характеристика

характеристика личности

четко и определенно выражает



отношение автора к описываемому


Описание может

быть:

научным

деловым

художест-

венным

точность;

не допу-

чаще всего

логичность;

скает

перечисля-

главные су-

выражения

ются не все

щественные

отношения

элементы

признаки

автора

портрета,

человека

к описы-

а только

перечис-

ваемому

отдельные,

ляются




самые

в опреде-

должно

важные его

лённом

быть

детали (вы-

порядке

чётким

бор деталей




и строгим

определяет-
ся
замыс-
лом автора)


При создании характеристики личности следует:

/ отбирать самые важные, показательные факты и детали;

/ располагать факты и детали в логической последовательности (с учетом


цели и основной мысли высказывания).

Композиционное строение портретной

характеристики

Композиционная 1.Общее впечатление от предмета речи

характеристика 2.Признаки предмета речи

3.Оценка предмета речи


Художественное описание внешности человека


Должно быть:

Не должно быть:

/ системным, построенным по
определенной логике — так, чтобы у читателя (слушателя) сложилось цельное впечатление о внешнем облике описываемого человека

/ сухим перечнем общих
черт физического облика
человека;

/ разбросанным набором
отдельных признаков


Помните!

В словесном портрете часто передаётся отношение автора к описываемому человеку.




Языковые особенности портретной

Характеристики

При описании внешности человека широко используются:




/ слова в переносном значении

бархатные руки, шелковистые волосы

/ прилагательные и причастия

богатырские плечи, прищуренные глаза

/ однородные члены предложения

васильковые глаза, маленький прямой нос

/ сравнения, олицетворения,
эпитеты и др.

глаза, как небо, в девяносто лет пряжей ствола


Помните!

Через описание внешности обычно стремятся отразить внутренний мир героя, черты его характера, настроение.


МОРФОЛОГИЯ (продолжение)

НАРЕЧИЕ

Наречие как часть речи


Общее значение

Обозначает:

/ признак действия: работать (как?) старательно;



/ признак предмета: прогулка (какая?) пешком;

/ признак признака: слишком (в какой мере?) мало

Отвечает
на вопросы


как? сколько? где? когда? зачем?
почему? в какой степени?


Морфологические признаки

Неизменяемая часть речи, то есть не имеет форм изменения по родам, числам, падежам. Однако если наречия образованы от качественных прилагатель-ных, то могут иметь форму сравнительной
степени:
тихотише, быстробыстрее

Синтаксическая

роль

Чаще всего — обстоятельство (если наречие относится к глаголу, прилагательному или другому наречию): Издалека доносилась песня.

Режеопределение (если наречие относится к существительному): Съев яйцо всмятку и выпив чаю, он отправился в путь.

Иногдасказуемое: На улице прохладно.

Группы наречий по значению

Наречия могут характеризовать качество, способ действия, указывать на интенсивность (степень) проявления признака, обозначать различные обстоятельства действия. В зависимости от этого выделяются следующие

группы наречий по значению:


Образа

действия

как?

каким образом?

быстро, медленно, хорошо, вдребезги, набело, по-дружески, по-русски, внимательно, вдруг

Степени

сколько?
насколько?
в какой степени?
в какой мере?


очень, надвое, пополам,
дважды, вдвоём, весьма,слишком, вполне, довольно, совершенно, чрезвычайно


Места

где? куда? откуда?

вдали, наверху, домой, везде, направо, издали, вниз,позади, вблизи

Времени

когда? как долго?
с каких пор?
до каких пор?


сегодня, утром, накануне,
сейчас, давно, вчера, зимой,
рано, днём, когда, тогда,теперь


Причины

почему? отчего?
по какой причине?


сгоряча, сослепу, поневоле,
отчего-то


Цели

зачем? для чего?
с какой целью?


нарочно, назло, в насмешку,
невзначай, зачем-то



Степени сравнения наречий

Наречия на -о, -е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения: сравнительную (простую и составную) и превосходную (составную).




Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма

Составная форма

Составная форма

Образуется с по-
мощью суффик-
сов -ее (-ей), -е,-ше:

быстро → быстрее

громко →громче, далеко→
дальше


Образуется при-
бавлением к ис-
ходной форме слов
более, менее:

более быстро,
менее громко,
более далеко

Образуется прибавлением к исходной форме слов наиболее, наименее или к форме простой сравнительной степени слов всего (всех):
быстрее
всех, громче
всего, дальше всех

Внимание!

Суффиксы степеней сравнения являются формообразовательными, поэтому в основу слова не входят:



Различайте: наречия на -о и краткие прилагательные среднего рода, формы степеней сравнения наречия и прилагательного.
Сравните:

Краткое прилагательное

/ относится к существительному;

/ обозначает признак предмета;

/ отвечает на вопрос каков (-а, -о, -ы)?;

/ является сказуемым в предложении с двумя главными членами.

Например:

Эта книга интереснее других книг.

Слово интереснее относится к существительному, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какова? и является сказуемым. Следовательно,

является именем прилагательным.

Наречие

/ относится к глаголу;

/ обозначает признак действия;

/ отвечает на вопрос как?;

/ является обстоятельством.

Например:

Он рассказывает интереснее других.

Слово интереснее относится к глаголу, обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? И является обстоятельством. Следовательно, явля-

ется наречием.
/ обозначает состояние человека или природы;

/ отвечает на вопрос что происходит?;

/ является сказуемым в предложении с одним

главным членом.

Например:

Ему стыдно (больно, душно, весело).

Слово стыдно (больно, весело) обозначает состояние человека, отвечает на вопрос что происходит?, является сказуемым в предложении, где нет и не может быть подлежащего. Следовательно, является наречием.
Морфологический разбор наречия

Порядок разбора

1. Часть речи.

2. Разряд по значению.

3. Степень сравнения (если есть).

4. Синтаксическая роль.

Образец разбора

С севера порывисто дул ветер (М. Горький).



устного:

Порывисто — наречие образа действия. В предложении относится к

глаголу и является обстоятельством.

письменного:

Порывисто — наречие образа действия; обстоятельство.




Образование наречий


Способ

образования

Примеры

Суффиксальный

смелый → смело, простои → просто,
товарищеский →товарищески

Приставочный

куда →кое-куда, как → кое-как,
когда → никогда

Постфиксальный

почему → почему-то, куда → куда-либо,
откуда → откуда-нибудь

Приставочно-
суффиксальный


английский→ по-английски.

слепой → сослепу, пустой → впустую.




ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ
Правописание НН и Н в наречиях

В наречиях на -о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных, от которых они образованы: ветреный — ветрено, ответственный — ответственно, бешеный — бешено.


Правописание НЕ с наречиями на -О, -Е

Слитно

Раздельно

/ если слово не употребляется без не: нечаянно,небрежно;

/ если наречие можно заменить синонимом: некрасивобезобразно, неинтересноскучно



/ если есть противопоставление:
не высоко, а низко;

/ если к наречию относятся слова далеко не, отнюдь не, вовсе


не, ничуть не, нисколько не,
никогда не:
ничуть не страшно


С наречиями где, когда, куда, откуда, сколько, зачем, как НЕ пишется слитно: негде переодеться, неоткуда ждать помощи, незачем беспокоиться.
Правописание НЕ и НИ в отрицательных

наречиях


Пишется НЕ

Пишется НИ

под ударением:

негде

несколько

некогда

без ударения:

нигде

нисколько

никогда



Внимание!

Если в предложении перед сказуемым есть отрицательная частица, то в отрицательном наречии пишется ни: никогда не расскажу, нисколько не расстроился.

Гласные на конце наречий

На конце наречий после шипящих пишется:



О

Е

Под ударением: свежо, общо.
Исключение: ещё

Без ударения: тягуче, певуче

В наречиях, образованных от прилагательных приставочно-суффиксальным способом, пишется:



О

А

В наречиях с приставками
в-, на-, за-.

влево, направо, затемно



в наречиях с приставками из-,до-, с-:

изредка, дочиста, снова




Дефис в наречиях

Через дефис пишутся наречия:

1. С приставкой кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь

кое-где, зачем-то,
как-нибудь


2. Имеющие приставку по- и суффиксы
-и, -ому (-ему)

по-отечески,

по-боевому,

по-хорошему

3. Имеющие приставку в- (во-) и суффикс
-ых (-их)

в-третьих,
во-вторых


4. Образованные повторением слова или
основы, сочетанием синонимичных слов

чуть-чуть,

больно-пребольно

Наречия зачем, затем, отчего, оттого, почему, потому, поэтому пишутся слитно в отличие от созвучных им сочетаний предлогов с местоимениями.

Сравните: Зачем (с какой целью?) спрашивать?

За чем (за каким предметом?) очередь?

Слитное и раздельное написание наречий

Слитно пишутся наречия:

Раздельно пишутся:

образованные от собирательных числительных с помощью приставок в-,на- и суффикса -е: втрое,натрое.

НО: по двое, по трое;

образованные от прилагательных с помощью приставок в-, на-, за- и суффикса -ую:



впустую, напрямую.
Исключение: в открытую;

наречные сочетания существительных с предлогами, если между ними можно вставить определяющее слово: на (один)
миг, на (всём) скаку;

наречные сочетания существительных с предлогами, если существительное сохранило хотя бы некоторые падежные формы в сочетании с предлогами: на


корточки
на корточках, на
цыпочки
на цыпочках;



Слитно пишутся наречия:

Раздельно пишутся:

образованные от прилагательных с помощью приставок в-, на-, за-, из-, до-,
с-, по-
и суффиксов -о (-е),-а, -у:

вкратце, сгоряча, подолгу;

образованные от наречий


с помощью приставок на-,после-:

надолго, послезавтра

имеющие наречное значение
сочетания существительных с
предлогами без, до, на, с:

без толку, до зарезу, на лету,с разбегу;

сочетания предлогов в, на, до, под

с существительными, начинающимися с гласного звука:

в обрез, в обтяжку, в одиночку,
в упор


Внимание!

Слитно пишутся наречия с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе слова верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, конец, век. Например: вверх, вглубь, вначале.

Раздельно эти слова пишутся только при наличии в самом предложении пояснительного слова к ним, например: в глубь морскую, в начале столетия и т. д.

Рассуждайте по образцу:



<предыдущая страница | следующая страница>


Справочник по русскому языку в схемах и таблицах 7 класс

Н. Волынец, Е. Е. Долбик,Ф. М. Литвинко,Г. И. Николаенко. Минск: нио, 2010 и соответствует содержанию школьной программы. В наглядной форме — в таблицах, схемах, памятках —представ

892.71kb.

11 10 2014
7 стр.


Олимпиада по русскому языку для 4 класс. Школьный тур. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов

Предлагаются олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 4 классов. Школьный уровень

32.28kb.

14 10 2014
1 стр.


Занятие по русскому языку в начальной школе "Игровая мозаика" 4 класс Класс делится на 2 команды по 7 6 человек

Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе "Игровая мозаика" 4 класс

35.44kb.

24 09 2014
1 стр.


Олимпиада по русскому языку 2 класс (1-4)
19.55kb.

02 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по русскому языку 5 класс
694.76kb.

11 10 2014
5 стр.


Результаты окружного этапа олимпиады по русскому языку 7 класс
2087.55kb.

25 09 2014
7 стр.


Олимпиада по русскому языку 3 класс

Подберите прилагательные к данным существительным. (0,5балла за слово) шимпанзе

30.68kb.

08 10 2014
1 стр.


9 класс Из древнерусской литературы

Образцы тестовых заданий по русскому языку и литературе для поступающих на базе 9, 11 классов

133.61kb.

09 10 2014
1 стр.