Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

• Тема: Стадии мозгового штурма.

Мозговой штурм по своему характеру -это способ творческой работы,

который имеет и относительно стандартные этапы и шаблоны

осуществления отдельных процедур.

• мозговой штурм;


  • брожение идей (нормальный способ работы).

3. Отбор идей (ведущий):

  • просмотр идей;

  • отбор идей для разработки;

  • преобразование отобранных идей в форму «как».

Развитие решений (группа):

  • исходная точка;

  • отобранные идеи;

  • разработка идей.

На первом этапе осуществляется подбор экспертов в группу численностью
20—25 человек, в которую - включаются специалисты по решаемой проблеме и
приглашенные эрудированные лица с богатой фантазией, причем необязательно
крупные специалисты в данной проблемной области.

Как показывает практический опыт, оптимальный состав для мозговой атаки


7—9 человек. Для обеспечения большей независимости высказываний и
создания атмосферы равноправия желательно включать в группу лиц,
занимающих одинаковое служебное и общественное положение.

Вся сессия КГИ условно разбивается на три стадии. На первой


(подготовительной) стадии основная задача обеспечить сформированную для
решения проблемы команду необходимой информацией в рамках SWOT-анализа.

Основной задачей второй стадии является непосредственная коллективная


генерация идей на основе запуска процессов самоорганизации.





Наконец, на третьей (заключительной) стадии специально назначенная
рабочая
группа должна оценить наработанные идея и
подготовить
соответствующий проект приказа (распоряжения) об их реализации.


Для проведения сеанса назначается ведущий (методолог), основная задачей
которого состоит в управлении ходом обсуждения для решения поставленной
проблемы. Ведущий в начале сеанса объясняет содержание и актуальность
проблемы, правила ее обсуждения и предлагает для рассмотрения одну-две идеи.
После выдвижения идеи следует тщательно обсудить, дать им экономическую
оценку и в конечном итоге отобрать из них лучшую в соответствий с заданным
критерием эффективности.


На стадии обсуждения эксперты должны развить выдвинутые идеи и найти в
каждой из них рациональное зерно. Участники сессии КГ
И концентрируют свое
вниман
ие на положительных сторонах идей и именно их стараются развить.
Поэтому выдвигаемые в процессе обсуждения дополнительные идеи могут
базироваться на идеях других участников или, наоборот, служить для них
фундаментом, катализатором.


Большой эффект дает комбинирование идей путем составления перечня всех
предложенных вариантов выполнения анализируемой функции с указанием пре-
имуществ и недостатков каждого из вариантов. При обсуждении этого перечня
специалистами разных профессий возникают новые, более оригинальные и
плодотворные идеи, основанные на комбинациях ранее выдвинутых
предложений.


Сеанс продолжается примерно 40—45 мин без перерыва. Для выступлений
предоставляется
2—3 мин, и они могут повторяться. В каждом выступлении
эксперты должны стремиться выдвинуть как можно больше новых, на первый
взгляд может быть фантастических идей, или развивать ранее высказанные
идеи, дополняя и утоляя их. Важным требованием к выступлению является
конструктивный характер ей и предложений, которые должны быть
направлены на решение проблем. Ведущий и все члены группы своими






действиями и высказываниями должны способствовать созданию всеоощей
синхронно работающей коллективной мысли, возбуждению мыслительных
процессов, что существенно влияет на результативность обсуждения.


В процессе генерирования идей и их обсуждения прямая критика запрещена,
однако она имеет место в неявной форме и выражается в степени поддержки и
развития идей.


Выводы экспертов фиксируются определенным способом а. затем
подвергаются анализу, который заключается в группировке и классификации
высказанных идей и решений по различным признакам, оценке степени
полезности и возможности реализации. Примерно через сутки
вое после
проведения сеанса экспертов просят сообщить, не возникли ли еще какие-
нибудь новые ней и решения.


Эксперименты показывают, что если в процессе сеанса была создана хорошая
творческая атмосфера с активным участием в работе всех экспертов, то после
окончания обсуждения в мозге человека продолжается процесс генерации и
анализа своих и других предложений, который протекает не только осознанно,
но и подсознательно. В результате сравнения высказываний, проведения
аналогий и обобщений часто, примерно через сутки, эксперты формулируют
наиболее ценные предложения и идеи, поэтому сбор информации по
возможным новым идеям способствует повышению эффективности метода
мозгового штурма.


Состав участников мозгового штурма. Для проведения сеанса назначается
ведущий, который и руководит ходом заседания. Остальные участники
мозгового штурма в принципе равноправны, они являются членами группы и
генераторами идей. В специальной литературе их иногда называют
«идеологами».


Нормально, если в группе ест
ь и специалисты, и неспециалисты. Лицам,
не
знающим проблемы, значительно легче высказывать идеи именно по той
причине, что они мыслят нестандартно. Они служат своеобразными
катализаторами идей для специалистов.




Ведущий должен:

  • знать, к чему он стремится;

  • побуждать и вдохновлять участников мозгового штурма на поиск
    возможно большего количества новых и оригинальных идей решения;


  • уметь переводить критические замечания в форму вопросов «как».
    Факторы, препятствующие и способствующие мозговому штурму.

Фактором, в наибольшей степени препятствующим, мозговому штурму,
является критика. Она действует двояко:


  • заставляет лицо, высказывающее критику, мыслить привычно;

  • мешает другим искать отличающиеся от стандартных идеи решения
    (поскольку критика направлена на эти идеи).


Другими факторами, препятствующими появлению идей, являются:

  • 'официальность и формальность;

  • поиск «правильных решений»;

  • разъяснения и обоснования;

  • пассивность ведущего.

Успеху в появлении идей способствует, прежде всего безопасная и
открытая атмосфера. В критической атмосфере практически невозможно
заставить людей раскрыться в идеях. При рождении идей всегда стоит вопрос
о свободе мысли.


Другими факторами, способствующими успеху в появлении идей,
являютс
я:

  • активное воображение и желание;

  • развитие, переработка и соединение высказанных идей;

  • переработка, удивление и сомнение в имеющемся решении;

  • поиск аналогов соответствующих проблем, действий и их
    применение к данной проблеме;


  • активность ведущего.



Принципы метода "мозгового штурма":

  1. Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.

  2. Обеспечение максимальной свободы участникам

  • предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание"
    наиболее активных и авторитетных);


  • полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий
    (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);


  1. Тщательное формирование состава участников

  • определение численности;

  • по специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой
    области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также
    возможности частичной взаимной замены);


  • психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных
    лидеров);


  • по квалификации (высокий и примерно равный уровень)

  • иногда введение "рыжего";

  1. Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем
    оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова
    "вширь";


  2. Огромная роль "ведущего"и демократический стиль руководства:

  • создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;

  • умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий
    метод).


Выводы:

  1. Метод мало формализован.

  2. Нагрузочность и конфликтность.



3. Результаты чрезвычайно сильно зависят от подготовки и проведения.
Разновидности мозгового штурма.

Метод аналогий

Идея метода состоит в вычленении возникшей проблемы и попытке ее
решения с помощью идей из других сфер жизни и науки. Одно время метод
применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука -
синектика. Ее область, занимающаяся заимствованием технических идей в
биологи
и называется бионикой.

Для использования метода аналогий необходимо

а) вычленить причину затруднений;

б) предельно формализовать ее до уровня, воспринимаемого специалистами
из других областей;


в) описать цели будущего решения и объективные ограничения;

г) выделить область жизни или науки, в которой могут быть близкие по
своему смыслу решения;


д) подобрать команду специалистов из выбранной области;

е) организовать и провести мозговой штурм;

ж) интерпретировать для исходной области полученные варианты решений;

з) выбрать из них реализуемые и наиболее эффективные.

Случайный импульс

Наш мыслительный аппарат функционирует в виде самоукрупняющейся
запоминающей системы. Объем внимания отличается ограниченностью и
ассоциативностью. Т.е. при одновременном поступлении в мозг двух
сигналов пр
и специально созданных условиях между ними должна
установиться некая логическая цепочка, которая может существенно
изменить восприятия каждого из сигналов.


Основные приемы для ускорения этого процесса:

  • объединение множества людей;

  • посещение мест, где много случайных вещей (магазин, выставка,
    библиотека и т.д.);




* сознательное объединение ранее несвязанных мыслей, например, с
помощью случайных слов-подсказок


Метод 635

Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять
минут.


Затем по часовой стрелке листки с их мнениями передаются, например, по
часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен
ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и дета
лизировать их.
Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями
группы.


Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений.
Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор
наилучших вариантов.


Метод модераций

Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся
проблем (анонимно).


Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их
содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения
участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной
карточки. В результате все проблемы оказываются разбиты на группы
(кластеры).


Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности:
исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на
несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение.


Разрабатывается общее наименование кластеров. Определяется их
относительная важность.


Модификации процедуры проведения мозгового штурма

Разновидности мозгового штурм
а. Существует несколько модификаций
мозгового штурма.


Индивидуальный мозговой штурм проводится в основном по тем же
правилам, что и коллективный, но одним специалистом, который
одновременно генерирует идеи, дает им объективную оценку и критикует их,
выступает в качестве секретаря сессии. В тех случаях, когда лицо, проводящее




индивидуальный мозговой штурм, специалист широкого профиля по
данной проблеме, целесообразно передавать результаты опытному эксперту
для оценки дальнейшей работы. Длительность сессии не должна превышать
3—10 мин, что требует высокой самодисциплины. Возникающие идеи
фиксируются в памяти персонального компьютера. К оценке качества
выдвинутых идей целесообразно приступать через несколько дней.


Участник индивидуального мозгового штурма должен стремиться
вырабатывать и совершенствовать навыки постановки вопросов, на которые
могут быть даны альтернативные ответы. Для самопроверки можно
предложить в течение
3—5 мин высказывать (зафиксировав на магнитофоне
или диктофоне) максимальное количество идей, например, по таким задачам:
«По какому принципу организовать работу канцелярии предприятия в условиях
компьютеризации
?», «Как эффективнее организовать взаимодействие
плановой и бухгалтерской служб?» и т.д.


Массовый мозговой штурм
проводится участниками сессии массовой (до
нескольких сот человек) аудиторией, решающей какую-либо сложную задачу.
Отбор идей производится на промежуточных этапах. Участники
распределяются на оперативные группы по
6—8 человек. При комплектовании
группы важно, чтобы непосредственное отношение к задаче имел лишь
руководитель группы, а остальные ее члены были бы лишь знакомы с нею
(иначе могут сыграть негативную роль амбиции специалистов, разработавших
ранее данный проект
).

Руководитель группы предварительно (за 2—3 дня до сессии) настраивается
на проведение массового мозгового штурма, знакомится с его процедурой и
составом группы. Штурм осуществляется в два этапа.


На первом этапе оперативными группами проводится прямой коллективный
мозговой штурм. Желательно, чтобы задача касалась той области, где работают
участники оперативной группы. Отступление от этих правил (проблема
поставлена таким образом, что она имеет слишком много не связанных между
собой аспектов, не интересует группу или, наоборот, узкими специалистами в






ней являются все участники) резко снижает эффективность работы и, по
существу, сводит работу на нет. Допустим, задача сформулирована следующим
образом: «Как повысить качество учета в химико-прядильном цехе?» Такая
постановка вопроса является общей, и участники группы будут формулировать
ее каждый по-своему. Предпочтительнее другая формулировка, наприме
р: «Как
создать более эффективную систему учета продукции на вашем участке?» В
этом случае мысли участников сессии сфокусированы на решении одного
вопроса. Длительность первого этапа сессии КГ
И должна составлять не более
15—20 мин.

На втором этапе руководители каждой из групп в течение нескольких минут
по окончании сессии оценивают выдвинутые идеи, выбирают из них наиболее
интересные и сообщают их на «пленарном заседании». По завершении работы
некоторые идеи (получившие положительные оценки) начинают внедряться
немедленно, а другие передаются экспертам для доработки.


Пис
ьменный мозговой штурм применяется, когда нет возможности собрать
специалистов в одно время и в одном месте. Для организации и
непосредственного проведения сессии создается комиссия из наиболее
компетентных в решении поставленной задачи специалистов.


Первый вариант организации работы: комиссия формулирует творческое
задание, цели и задачи; рассылает материа
лы на те предприятия, в' организации
(подразделения), чьих специалистов предполагается привлечь. Такая методика
применятся редко. Как свидетельствует практика, поступают чаще всего
стереотипные ответы, число выдвигаемых оригинальных идей относительно
невелико.


Второй вариант (который обычно применяется): комиссия формулирует
творческое задание в форме довольно подробного вопросника, который
отражает в альтернативном виде основные проблемы, требующие решения. В
остальном процедура та же, что и при обычном мозговом штурме.


Метод письменного мозгового штурма исключает возможность обмена
идеями, и это часто тормозит появление оригинальных идей, однако он






способствует устранению психологических барьеров при генерировании
идей.


Двойной мозговой штурм
органически соединяет в себе процессы
генерирования идей и их доброжелательной позитивной критики. В
соответствии с процедурой всем участникам рассылаются письменные
приглашения, в которых дается информация о цели, а также о том, какая
конкретно помощь ожидается от каждого участника. К приглашению
рекомендуется прилагать правила проведения сессии. Оптимальная
численность участников сессии
до 30 человек, продолжительность до трех
часов. Сессия обычно делится на два формальных этапа с перерывом между
ними в 45 мин.


Первый этап постановка творческого задания, формулирование участниками
(по методу прямого мозгового штурма) своих предложений
длится примерно
один час.


На втором этапе во время перерыва проводится неофициальная часть сессии,
непринужденное свободное обсуждение. Поощряется обсуждение
предложенных идей, их позитивная критика, непринужденное генерирование
новых идей. Работа на этом этапе длится примерно 45 мин.


Третий этап продолжение выдвижения идей, но более конкретных,
практически реализуемых (с учетом работы на первых двух этапах). Регламент
выступлений
— 2—3 мин. Длительность работы в пределах одного часа.

По окончании сессии экспертами проводится оценка идей, как и в других
модификациях метода мозгового штурма. Отобранные идеи рекомендуются к
внедрению, направляются для детальной проработки в соответствующие
службы.


Особенность мозгового штурма с оценкой идей заключается в более
радикальном подходе к устранению отрицательных последствий критики.
Область применения метода
решение задач повышенной сложности,
требующих знаний и опыта творческого коллектива.


Мозговой штурм с оценкой идей проводится в несколько этапов:



  1. прямой коллективный мозговой штурм;

  2. размноженный перечень идей, предложенных во время первого этапа, в
    несколько развернутом виде передается каждому участнику сессии для
    предварительной оценки;


  3. каждый участник в индивидуальном' порядке отбирает и рекомендует для
    дальнейшей разработки
    3—5 идей;

  4. участники сессии вновь собираются для рассмотрения выдвинутых
    рекомендаций. Итоги обобщаются руководителем в форме таблицы;


  5. каждый участник отбирает наилучший подход к решению задачи, а также
    набрасывает эскизы (схемы) решения, которые вновь обсуждаются;


  6. руководитель выступает с обобщающим докладом; копия его раздается
    каждому участнику для замечаний. После окончательной доработки
    предложения передаются для практического использования.


В тех случаях, когда участники групп не могут прийти к общему мнению в
оценке идей, проводится специальная сессия мозгового штурма самих
экспертов.


Обратный мозговой штурм отличается от прямого тем, что здесь большое
внимание уделяется критике высказываемых идей. На сессии решаются более
узкие, специальные задачи. Содержанием работы на сессии является
всесторонний анализ слабых мест в объекте, который необходимо
усовершенствовать или заменить новым. Обеспечивается свободное
обсуждение. В результате сессии (сессий) составляется своеобразная ведомость
основных недостатков объекта. Разработанная ведомость передается экспертам
для оценки их объективности и правильности. Исключаются лишь явно
ошибочные замечания и выводы. После этого проводится прямой мозговой
штурм по ликвидации недостатков.


Как было показано выше, мозговой штурм не годится для рассмотрения всех
проблем. По своему характеру в противоположность строго логической и
аналитической деятельности он является поисковой работой.






Как показывает практика, мозговой штурм лучше всего подходит для
достаточно ограниченных и конкретных проблем типа: «Как предотвратить
массовый брак продукции
?, « Как создать наиболее благоприятное
впечатление о продукции у потребителя?


Метод эффективен главным образом при решении не слишком сложных
задач общего
( организационного характера), когда проблема хорошо
знакома всем участникам заседания
. При решении сложной задачи
необходимо иметь 400-500 идей, которые могут быть получены в течении
нескольких совещаний с применением метода мозгового штурма.



Стадии мозгового штурма

Для обеспечения большей независимости высказываний и создания атмосферы равноправия желательно включать в группу лиц, занимающих одинаковое служебное и общественное положение

216.91kb.

17 12 2014
1 стр.


Урок-диспут 20 Эвристическая беседа 22 Метод «мозгового штурма»
925.83kb.

08 10 2014
5 стр.


Основные направления работы медицинской службы санатория „Алтай-West

Все заболевания в острой стадии, хронические заболевания в стадии обострения и осложненные острогнойными процессами

46.24kb.

28 09 2014
1 стр.


Ветеранам штурма города – крепости Кенигсберг и членам их семей, возродившим из руин этот город, посвящается
49.82kb.

14 12 2014
1 стр.


Синдром эмоционального выгорания (сэв)

Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте и соответствует третьей стадии общего адаптационного синдрома (Г

91.71kb.

10 10 2014
1 стр.


Состояние ауторегуляции мозгового кровотока у больных сахарным диабетом 1 типа и микрососудистыми осложнениями 14. 01. 02. эндокринология

Состояние ауторегуляции мозгового кровотока у больных сахарным диабетом 1 типа и микрососудистыми осложнениями

341.35kb.

14 12 2014
3 стр.


Комплексная методика восстановительного лечения детей с последствиями острых нарушений мозгового кровообращения в позднем восстановительном периоде 14. 03. 11 восстановительная медицина, спортивная медицина, курортология и физиотерапия

Комплексная методика восстановительного лечения детей с последствиями острых нарушений мозгового кровообращения в позднем восстановительном периоде

297.19kb.

14 12 2014
1 стр.


Способ дифференциальной диагностики экстравертебральных синдромов поясничного остеохондроза в стадии обострения

Изобретение относится к медицине, а именно к вертеброневрологии, и может быть использовано с целью дифференциальной диагностики рефлекторных и корешковых синдромов поясничного осте

101.49kb.

01 10 2014
1 стр.