Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Муниципальное учреждение

«Управление образования администрации городского округа «Усинск»
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

Технология

проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Светлова

Екатерина Михайловна,

учитель русского языка

и литературы

Усинск

2011

Содержание

1. Введение_________________________________________________________________________3

2. Понятие проблемно-диалогического обучения__________________________________________5

3. Технология постановки учебной проблемы_____________________________________________7

4. Технология поиска решения учебной проблемы________________________________________13

5. Особенности проблемного диалога на уроках литературы_______________________________18



  • Урок-диспут_______________________________________________________ 20

  • Эвристическая беседа_______________________________________________22

  • Метод «мозгового штурма»__________________________________________ 24

  • Деловая игра_______________________________________________________25

6. Заключение______________________________________________________________________27

7. Список литературы________________________________________________________________28

9. Приложения


  • Виды дискуссий______________________________________________________________30

  • Урок-диспут по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»___________________________31

  • Урок-беседа по рассказу Б. Житкова «Механик Салерно»___________________________34

  • Урок-суд. «Слушается дело Дмитрия Ионыча Старцева…» (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)___________________________________________________________________38

  • Изучение отношения учащихся 6 «А» класса к урокам русского языка и литературы и уровня их мотивации__________________________________________________________45

  • Мониторинг качества знаний обучающихся _______________________________________46


Введение

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента, иметь установку на непрерывное самообразование. Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию.1 Современное образование должно стать процессом личностного развития. Это отмечал и Дмитрий Анатольевич Медведев в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, утверждая, «что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации»2.

Задача педагога – не преподавать свой предмет, а развивать личность его средствами.

Конечная цель образования и педагогики – это помощь человеку стать самим собой, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей. 3

Важнейшим средством реализации новых целей образования являются личностно-ориентированные технологии, реализующие исследовательские, контекстные, диалогические, имитационно-игровые модели обучения, основанные на субъектно-рефлексивной позиции обучающегося. Личностно-ориентированные технологии нацелены на развитие субъектной позиции, мировоззрения, способности к самостоятельному выбору и определению смысла деятельности, ответственности за принимаемые решения, творческих способностей, рефлексии своего поведения и развития, воспитание умения адаптироваться в быстро меняющихся социальных, экономических и технологических условиях. 4

Образовательное пространство становится развивающим, если:

1) мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;

2) создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;

3) создавать среду для развития мыслительных способностей ученик через овладение определенными мыслительными операциями;

4) строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;

5) построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект-субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса;

6) обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;

7) проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития.

Образовательное пространство развивающего типа может быть организовано с помощью новых педагогических технологий: исследовательской (проблемно-поисковой), коммуникативной (дискуссионной), имитационного моделирования (игровой), психологической, деятельностной, рефлексивной.

Одной из наиболее универсальных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Технология проблемно-диалогического обучения лежит в основе образовательной системы нового поколения «Школа 2100». Этот проект, выполненный группой академиков РАО А.А. Леонтьевым, Ш. А. Амонашвили, С. К. Бондыревой и рядом ведущих российских учёных – Бунеевым Р. Н., Вахрушевым А. А., Горячевым А. В., Даниловым Д. Д., Ладыженской Т. А. и другими, целиком построен на лучших российских педагогических традициях, исследованиях последних лет и полностью учитывает особенности детской психики и закономерности восприятия. Главная идея образовательной системы "Школа 2100" – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека. Именно поэтому я предпочла традиционным программам образовательную программу «Школа 2100» и на личном опыте убедилась в результативности проблемно-диалогического обучения.



Цель данной научно-методической разработки – раскрытие возможности проблемно-диалогического обучения как средства формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности.

Задачи:

  • раскрытие понятия «проблемно-диалогическое обучение»;

  • представление технологии постановки учебной проблемы и поиска решения на уроках русского языка и литературы, подкреплённое примерами из собственного опыта работы по данной технологии;

  • доказательство результативности технологии путём исследований качества обученности учащихся и уровня их мотивации к изучению русского языка и литературы.

Новизна работы состоит в представлении собственного опыта работы по технологии проблемно-диалогического обучения

Практическая значимость заключается в возможности использования практической части работы, разработанной и апробированной автором, учителями русского языка и литературы, стремящимися создать на уроках проблемно-развивающую среду.

Понятие проблемно-диалогического обучения

Только в диалоге развивается способность

мыслить. В беседе, спрашивании создаются

условия для взаимодействия понимающих

сознаний.

М. М. Бахтин

В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности.

На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) – разработана технология проблемно-диалогического обучения.1

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.


2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)
3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.
4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.
Необходимыми условиями организации учебного диалога являются: а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми; б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка; в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
- учебный диалог ограничен во времени;
- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
- учебный диалог требует полных ответов;
- учебный диалог требует предварительной подготовки.

Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий – отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющихся в учебниках и дополнительных источниках набора.



Этап введения знаний организуется посредством определённых сочетаний заданий, приёмов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (и творческой) частью подготовки к уроку, поэтому методы введения знаний являются одной из наиболее исследуемых дидактических категорий.

Существует множество классификаций методов обучения по самым разным основаниям. В рамках научного направления, получившего известность как «проблемное обучение» (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.), методы классифицировались в их связи с особенностями учебной (познавательной, творческой) деятельности учащихся. Дальнейшая разработка этой идеи позволила предложить следующую классификацию методов обучения.2


Методы

Проблемные




«Классические»

«Сокращенные»

Постановки проблемы

Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации

Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Поиска решения

Сообщение гипотез, проверка учителем

Выдвижение и проверка гипотез учениками

Побуждающий к гипотезам и проверке диалог

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством класса. Но в то же время сами проблемные методы не равноценны.

«Классическая» группа обеспечивает на уроке подлинно творческую деятельность, но осуществляют её разные лица: либо учитель лично, либо ученик сам, либо они вместе. При проблемном монологе учителя школьники наблюдают за его творческим процессом, следовательно, развивающий эффект здесь снижен. Проблемный монолог ученика является достаточно редким случаем, и на реальном уроке нельзя на него рассчитывать. Поэтому из «классических» методов наиболее эффективен побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся.

«Сокращенная» группа методов (за исключением сообщения темы с мотивирующим приёмом) представляет собой подводящий диалог, при котором

учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы или знания. Подводящий диалог развивает речь учащихся и логическое мышление.

Таким образом, из всей палитры проблемных методов н6аиболее эффективными являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.

Технология постановки учебной проблемы

Учебная проблема существует в двух основных формах:

  1. как тема урока;

2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим

сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формулированию учебной проблемы;

4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Представим метод побуждающего от проблемной ситуации диалога в виде таблицы.1

Приёмы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения

О фактах:

- Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием

- Сколько в классе мнений? Почему так получилось?

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

- Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще

- Вы смогли выполнить задание? Почему? В чём затруднение?

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими

- Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

- Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Изучив приёмы создания проблемной ситуации и примеры, предлагаемые Е.Л. Мельниковой, я в процессе подготовки к урокам разрабатываю проблемный диалог применительно к изучаемой теме. Поэтому приведу собственные примеры, иллюстрирующие каждый приём.

Приём 1. Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».


Учитель

Ученик

- На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетрадочки.

Ученики выписывают слова.

- Какие слова вы выписали?

- Пёсик, овражек.

- Обозначьте суффиксы в этих словах.

- В слове пёсик (-ик), овражек (-ек)

- С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили?

- В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек.

- Какой возникает вопрос?

- Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?

- Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».




следующая страница>


Урок-диспут 20 Эвристическая беседа 22 Метод «мозгового штурма»
925.83kb.

08 10 2014
5 стр.


Имитационные (воспроизведение модели деятельности)

Методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод)

27.38kb.

09 10 2014
1 стр.


Стадии мозгового штурма

Для обеспечения большей независимости высказываний и создания атмосферы равноправия желательно включать в группу лиц, занимающих одинаковое служебное и общественное положение

216.91kb.

17 12 2014
1 стр.


Беседа метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на вопросы, предусмотренные программой исследователя

Беседа метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на вопросы, предусмотренные программой исследователя; приме

52.59kb.

12 10 2014
1 стр.


Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11

В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных

2279.47kb.

09 10 2014
7 стр.


Урок правовых знаний. Учитель русского языка и литературы Шапиро Е. Н. Цель

Сегодняшний наш классный час я назвала «Урок правовых знаний». Обратите внимание: не беседа, не игра, не конкурс, а

34.04kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок диспут по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока: вызвать интерес ребят к творчеству писателя, учить самостоятельно мыслить, анализируя художественные произведения, делать выводы и обобщения, развивать логическое мышле

79.65kb.

09 10 2014
1 стр.


Зачем на земле этой вечной живу. Диспут

Зачем на земле этой вечной живу. Диспут (сценарий, слайд-презентация)/Сост. О. С. Виттих/ Бологойская сельская поселенческая библиотека мкук «Централизованная библиотечная система»

86.21kb.

01 09 2014
1 стр.