Перейти на главную страницу
1. Введение_________________________________________________________________________3
2. Понятие проблемно-диалогического обучения__________________________________________5
3. Технология постановки учебной проблемы_____________________________________________7
4. Технология поиска решения учебной проблемы________________________________________13
5. Особенности проблемного диалога на уроках литературы_______________________________18
7. Список литературы________________________________________________________________28
9. Приложения
В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента, иметь установку на непрерывное самообразование. Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию.1 Современное образование должно стать процессом личностного развития. Это отмечал и Дмитрий Анатольевич Медведев в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, утверждая, «что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации»2.
Задача педагога – не преподавать свой предмет, а развивать личность его средствами.
Конечная цель образования и педагогики – это помощь человеку стать самим собой, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей. 3
Важнейшим средством реализации новых целей образования являются личностно-ориентированные технологии, реализующие исследовательские, контекстные, диалогические, имитационно-игровые модели обучения, основанные на субъектно-рефлексивной позиции обучающегося. Личностно-ориентированные технологии нацелены на развитие субъектной позиции, мировоззрения, способности к самостоятельному выбору и определению смысла деятельности, ответственности за принимаемые решения, творческих способностей, рефлексии своего поведения и развития, воспитание умения адаптироваться в быстро меняющихся социальных, экономических и технологических условиях. 4
Образовательное пространство становится развивающим, если:
1) мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;
2) создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;
3) создавать среду для развития мыслительных способностей ученик через овладение определенными мыслительными операциями;
4) строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;
5) построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект-субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса;
6) обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;
7) проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития.
Образовательное пространство развивающего типа может быть организовано с помощью новых педагогических технологий: исследовательской (проблемно-поисковой), коммуникативной (дискуссионной), имитационного моделирования (игровой), психологической, деятельностной, рефлексивной.
Одной из наиболее универсальных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, является технология проблемно-диалогического обучения. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
Технология проблемно-диалогического обучения лежит в основе образовательной системы нового поколения «Школа 2100». Этот проект, выполненный группой академиков РАО А.А. Леонтьевым, Ш. А. Амонашвили, С. К. Бондыревой и рядом ведущих российских учёных – Бунеевым Р. Н., Вахрушевым А. А., Горячевым А. В., Даниловым Д. Д., Ладыженской Т. А. и другими, целиком построен на лучших российских педагогических традициях, исследованиях последних лет и полностью учитывает особенности детской психики и закономерности восприятия. Главная идея образовательной системы "Школа 2100" – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека. Именно поэтому я предпочла традиционным программам образовательную программу «Школа 2100» и на личном опыте убедилась в результативности проблемно-диалогического обучения.
В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) – разработана технология проблемно-диалогического обучения.1
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.
При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:
1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.
Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий – отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющихся в учебниках и дополнительных источниках набора.
Методы |
Проблемные | ||||
|
«Классические» |
«Сокращенные» | |||
Постановки проблемы |
Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации |
Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации |
Побуждающий диалог от проблемной ситуации |
Подводящий к теме диалог |
Сообщение темы с мотивирующим приёмом |
Поиска решения |
Сообщение гипотез, проверка учителем |
Выдвижение и проверка гипотез учениками |
Побуждающий к гипотезам и проверке диалог |
Подводящий от проблемы диалог |
Подводящий без проблемы диалог |
Приёмы создания проблемной ситуации |
Побуждение к осознанию противоречия |
Побуждение к формулированию проблемы |
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения |
О фактах: - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? |
Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием |
- Сколько в классе мнений? Почему так получилось? | |
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. |
- Вы сначала как думали? А как на самом деле? | |
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще |
- Вы смогли выполнить задание? Почему? В чём затруднение? | |
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими |
- Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? | |
6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. |
- Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено? |
Учитель |
Ученик |
- На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетрадочки. |
Ученики выписывают слова. |
- Какие слова вы выписали? |
- Пёсик, овражек. |
- Обозначьте суффиксы в этих словах. |
- В слове пёсик (-ик), овражек (-ек) |
- С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили? |
- В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек. |
- Какой возникает вопрос? |
- Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик? |
- Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик». |
|
08 10 2014
5 стр.
Методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод)
09 10 2014
1 стр.
Для обеспечения большей независимости высказываний и создания атмосферы равноправия желательно включать в группу лиц, занимающих одинаковое служебное и общественное положение
17 12 2014
1 стр.
Беседа метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на вопросы, предусмотренные программой исследователя; приме
12 10 2014
1 стр.
В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных
09 10 2014
7 стр.
Сегодняшний наш классный час я назвала «Урок правовых знаний». Обратите внимание: не беседа, не игра, не конкурс, а
14 12 2014
1 стр.
Цели урока: вызвать интерес ребят к творчеству писателя, учить самостоятельно мыслить, анализируя художественные произведения, делать выводы и обобщения, развивать логическое мышле
09 10 2014
1 стр.
Зачем на земле этой вечной живу. Диспут (сценарий, слайд-презентация)/Сост. О. С. Виттих/ Бологойская сельская поселенческая библиотека мкук «Централизованная библиотечная система»
01 09 2014
1 стр.